Сделай Сам Свою Работу на 5

Приложение Аристотель Риторика 6 глава

В полдень ночь послал на землю, заградивши свет лучей...

(пер. В. В. Вересаева с некоторыми уточнениями). Гигес — лидийский царь, здесь олицетворение богатства (как для нас — Крез, другой лидийский царь). От монолога, вложенного в уста плотника Харона, дошло четыре строки:

О многозлатном Гигесе не думаю

И зависти не знаю. На деяния

Богов не негодую. Царств не нужно мне.

Все это очень далеко от глаз моих.

(Пер. В. В. Вересаева)

«У Софокла Гемон говорит» — «Антигона», 688—700.

так они добьются наибольших выгод». А по образу энтимемы: «Если соглашаться на мир следует тогда, когда он будет наиболее выгодным и полезным, <значит>, надо соглашаться <на него>, пока везет».

1 <Вопрос.> XVIII. Что касается вопроса, его уместнее всего задавать тогда, когда <противник> уже сделал одно допущение, так что достаточно добавить один вопрос, чтобы вышла нелепость. Так, Перикл спросил Лампона о том, как справляются таинства Спасительницы; тот возразил, что об этом нельзя слышать непосвященному; тогда он спросил, знает ли о них тот, и, получив утвердительный ответ, <задал последний вопрос>: «А каким образом, раз ты не посвящен?»

2 Второй <случай>, если одна <предпосылка> ясна, и очевидно, что вторую даст <сам противник> в ответ на вопрос. Нам следует спросить о второй предпосылке, умалчивая об очевидной, и затем вывести заключение. Так, Сократ, будучи обвинен Ме-летом в том, что он будто бы не верит в богов, <спросил>: «Признаю ли я существование чего-либо демонического?» Получив утвердительный ответ, он спросил, не суть ли демоны дети богов или нечто божественное. Когда тот согласился, он сказал: «Так как же, возможно ли, чтобы некто верил, что дети богов существуют, а богов отрицал?»

3 И еще <третий случай>, когда желаешь показать, что <про-тивник> сам себе противоречит или говорит невероятное (&#960;&#945;&#961;&#940;&#948;&#959;&#958;&#959;&#957;).

4 Четвертый <случай>, когда <противник> не может разрешить вопроса иначе, как софистическим ответом. Если он отвечает



&#967;&#957;&#953;&#953;&#953;,&#953; ламП0н — известный гадатель и прорицатель времен Перикла; в ряде исторических анекдотов выступает как оппонент рационализма, исповедуемого кружком Перикла. «Спасительницы» — Деметры.

хули «Сократ, будучи обвинен Мелетом...» — этот диалог находится в Платоновой «Апологии» (27).

xv1",4 «<Слушатели> недоумевают и шумят» — если принять давно предложенное исправление текста, перевод будет иным: «<слушатели> думают, что он пришел в замешательство, и шумят».

так: «и да, и нет», «отчасти да, отчасти нет», «в некотором смысле да, в некотором — нет», <слушатели> недоумевают и шумят.

В других случаях не надо начинать: ведь если <противник> справится <с вопросом>, покажется, что сила у него; а много вопросов задавать нельзя по слабости слушателя. Потому же надо делать энтимемы возможно более сжатыми.

5 Отвечать следует на двусмысленные вопросы точным их расчленением и не сжато, а если кажется, что мы противоречим себе, наше разъяснение должно быть дано в первом ответе, когда <противник> еще не успеет задать второй вопрос или вывести заключение — ведь нетрудно предугадать, куда клонится речь. Но это, как и вообще <искусство> опровержений, должно быть

6 ясно из «Топики». Если заключение <противника> выведено как вопрос, мы должны искать оправдание <нашему ответу>. Так, когда Писандр спросил Софокла, правда ли, что тот голосовал за то же самое, что и прочие пробулы, то есть за власть Четырехсот, тот дал утвердительный ответ: «А почему? Разве это не казалось тебе дурным?» Тот дал утвердительный ответ. «Так ты, значит, поступил дурно?» «Да, — ответил тот, — но другого, лучшего выхода не было». Так и лакедемонянина, когда тот сдавал отчет за время своего эфората, спросили, считает ли он справедливой казнь своих товарищей, и тот дал утвердительный ответ. «А ты не делал ли того же самого? — и на это утвердительный ответ. «Так не справедливо ли было бы казнить и тебя?» — «Конечно, нет, — ответил тот. — Ведь они сделали это за взятку, а я, напротив — по убеждению». Имея это в виду, лучше не задавать новых вопросов, когда мы выве-

&#967;&#957;&#953;&#960;,5 «Ясно из “Топики”» — Аристотель, «Топика», VIII, 4.

&#967;&#957;&#960;&#953;·6 Софокла — государственного деятеля и оратора, по-видимому, отличного от великого трагического поэта. Антидемократический режим «Четырехсот» пришел к власти решением коллегии десяти пробулов, учрежденной после провала Сицилийской экспедиции в 413 г. до н.э. — «Лакедемонянина» — лицо неизвестное. О продажности спартанских эфоров Аристотель говорит в «Политике», И, 9, 1270Ы0.

ли заключение, и не выражать заключения в виде вопроса, если только на нашей стороне нет подавляющего перевеса истины.

1419b Шутки, как кажется, могут быть полезными в споре; Горгий

7 сказал, что серьезность противников надо уничтожать смехом, а смех — серьезностью, и это сказано правильно. Сколько видов шуток рассмотрено в «Поэтике»; из них одно прилично свободнорожденному человеку, а другое неприлично. Пусть каждый выбирает то, что ему приличествует. Ирония благороднее, нежели шутовство (&#946;&#969;&#956;&#959;&#955;&#959;&#967;&#943;&#945;); ироник забавляет себя самого, а шут — другого.

1 сСостав заключения речи.> XIX. Заключение слагается из четырех <моментов> — <1> из попытки хорошо расположить слушателя к себе и плохо — к противнику, <2> из возвеличения и умаления, <3> из попытки возбудить в слушателе <нуж-ные> чувства (&#960;&#940;&#952;&#951;), и <4> из напоминания <о сказанном выше>.

<1> После того, как мы доказали нашу правдивость и лживость противника, естественно восхвалять <себя>, порицать <его> и завершить <спор>. Нужно стремиться к одному из двух: либо <доказывать, что ты> хорош вообще, либо — что в этом деле; либо — что <он дурен> вообще. Топика, к которой следует прибегать, желая представить кого-либо почтенным или дурным, рассмотрена выше.

<2> Затем естественно возвеличивать или умалять уже дока-

2 занное; нужно, чтобы факты (&#964;&#940; &#960;&#949;&#960;&#961;&#945;&#947;&#956;&#941;&#957;&#945;) были признаны, если хочешь оценивать их значение. Ведь и увеличение тел происходит на основе уже наличного. Ранее изложена топика, при помощи которой следует возвеличивать и умалять.

<3> Затем, когда выяснены <факты> и выяснено их значение,

3 следует заставить слушателя испытывать страсти, как-то:

&#967;&#953;&#967;,&#953; Топика, к которой следует прибегать, желая представить кого-либо почтенным или дурным, рассмотрена выше — в первой книге «Риторики», IX.

Х1Х·2 «Ранее изложена топика» — во второй книге «Риторики», XIX.

Х1Х3 «Общие места указаны выше» — во второй книге «Риторики», I—XI.

жалость, негодование, гнев, ненависть, зависть, честолюбие, задор. И для этого общие места указаны выше.

4 <4> Остается возобновить в памяти сказанное прежде. Это уместно делать так, как <иные> велят делать во вступлении, но дают неправильный совет, — а именно, почаще повторять ради вразумительности. Там <во вступлении> надо сообщать суть, чтобы <слушатель> не оставался в неведении, о чем спор; здесь же <в заключении> надо по пунктам (&#954;&#949;&#966;&#945;&#955;&#945;&#953;&#969;&#948;&#969;&#962;) перечислить ос-

5 нования для приговора. Начать надо с того, что <оратор> выполнил все, что обещал <во вступлении>; поэтому надо отметить, что мы сказали, и почему. Возможно также сравнение с противником: сравнивать нужно либо то, что оба сказали о том же, либо не так прямо. «Вот его рассказ об этом деле, вот мой,

1420а вот мои доводы». Или с иронией: «Он ведь говорит вот что, а я вот что. Как вам кажется, на что бы он решился, если бы доказал столько же, а не вот столечко?» Можно с вопросом: «что же

6 остается доказать?» Или: «а что доказал он?» Итак, Заключение должно основываться> либо на сравнении <с противником^ либо на естественной последовательности сказанного — сначала нами, потом, если угодно, противником. Для слога хороши бессоюзия, чтобы конец являл собой <настоящее> заключение, а не <просто> речь: «я сказал, вы услышали, вы знаете: судите!»

Х1Х·6 Пример бессоюзного заключения, который, как отмечают комментаторы, заодно служит довольно подходящим заключением для самой «Риторики», навеян концом одной из лучших речей Лисия — речи XII («Против Эратосфена»: «...я заканчиваю мое обвинение: вы услышали, вы увидели, вы восчувствовали — дело за вами, судите!».

 

Литература

 

Аверинцев 1966 — С. С. Аверинцев. Приемы организации материала в биографиях Плутарха //Сб. Вопросы античной литературы и классической филологии / Отв. ред. М. Е. Грабарь-Пассек. М., 1966, с. 234—246.

Аверинцев 1966а — С. С. Аверинцев. О жанровой специфике «Параллельных жизнеописаний» // Вестник древней истории, 1966, № 4, с. 68—80.

Аверинцев 1970 — С. С. Аверинцев. «Аналитическая психология» К. Г. Юнга и закономерности творческой фантазии // Вопросы литературы, 1970, № 3, с. 113— 143; Сб. О современной буржуазной эстетике, вып. 3. М., 1972, с. 110—155.

Аверинцев 1973 — С. С. Аверинцев. Плутарх и античная биография: К вопросу о месте классика жанра в истории жанра. М., 1973.

Аверинцев 1973а — С. С. Аверинцев. На перекрестке литературных традиций (Византийская литература: истоки и творческие принципы) // Вопросы литературы, 1973, № 2, с. 150—183.

Аверинцев 1975 — С. С. Аверинцев. Предварительные заметки к изучению средневековой эстетики // Сб. Древнерусское искусство. Зарубежные связи / Ред.-сост. Г. В. Попов. Вступит, ст. О. В. Подобедовой. М., 1975, с. 371—397.

Аверинцев 1976 — С. С. Аверинцев. Славянское слово и традиции эллинизма // Вопросы литературы, 1976, № 11, с. 152—162.

Аверинцев 1976а — С. С. Аверинцев. Судьбы европейской культурной традиции в эпоху перехода от античности к средневековью // Сб. Из истории культуры средних веков и Возрождения / Отв. ред. В. А. Карпушин. М., 1976, с. 17—64.

Аверинцев 1977 — С. С. Аверинцев. Поэтика ранневизантийской литературы. М., 1977.

Аверинцев 1979 — С. С. Аверинцев. Классическая греческая философия как явление историко-литературного ряда // Сб. Новое в современной классической филологии / Отв. ред. С. С. Аверинцев. М., 1979, с. 41—81.

Аверинцев 1984 — С. С. Аверинцев. Эволюция философской мысли // Сб. Культура Византии. IV — первая половина VII в. / Отв. ред. 3. В. Удальцова. М., 1984, с. 42—77.

Аверинцев 1989 — С. С. Аверинцев. Римский этап античной литературы: Жанры и стиль // Сб. Поэтика древнеримской литературы / Отв. ред. М. JI. Гаспаров. М., 1989, с. 5—21.

Аверинцев и Роднянская 1978 — С. С. Аверинцев и И. Б. Роднянская. Автор // КЛЭ. М., 1978, т. 9, стб. 28—30.

Античная эпистолография. Очерки. / Отв. ред. М. Е. Грабарь-Пассек. М., 1967.

Античность и Византия / Отв. ред. JI. А. Фрейберг. М., 1975.

Античные поэты об искусстве / Сост. С. П. Кондратьев и Ф. А. Петровский. JL, 1938.

Античные риторики / Собрание текстов, статьи, комментарии и общая ред. проф. А. А. Тахо-Годи. М., 1978.

Аристотель 1976 — Аристотель. Сочинения в 4-х томах. М., 1976, т. 1.

Аристотель 1978 — Аристотель. Поэтика / Пер. и примеч. М. JI. Гаспарова // Сб. Аристотель и античная литература / Отв. ред. М. JI. Гаспаров. М., 1978, с. 111— 163.

Баткин 1976 — JI. М. Баткин. Итальянский гуманистический диалог XV века // Сб. Из истории культуры средних веков и Возрождения / Отв. ред. В. А. Карпушин. М., 1976, с. 175—221.

Бахтин 1963 — М. Бахтин. Проблемы поэтики Достоевского. 2-е изд. М., 1963.

Бахтин 1975 — М. Бахтин. Эпос и роман. О методологии исследования романа // М. Бахтин. Вопросы литературы и эстетики: Исследования разных лет. М., 1975, с. 447—484.

Белик 1961 — А. П. Белик. Этические и эстетические мотивы в русской народной сказке // Сб. Из истории эстетической мысли древности и средневековья / Ред. коллегия: В. Ф. Берестнев и др. М., 1961, с. 303—342.

Белинский 1954 — В. Г. Белинский. Разделение поэзии на роды и виды // Полн. собр. соч. в 13-ти томах / Гл. ред. &#919;. Ф. Бельчиков. М., 1954, т. 5.

Бердяев 1947 — Н. А. Бердяев. Опыт эсхатологической метафизики. Париж, 1947.

Брагинская 1976 — Н. В. Брагинская. Жанр Филостратовых «Картин» // Сб. Из истории античной культуры. Философия. Литература. Искусство / Под ред. В. В. Соколова и А. Л. Доброхотова. М., 1976, с. 143—169.

Брагинская 1981 — Н. В. Брагинская. Генезис «Картин» Филострата Старшего // Сб . Поэтика древнерусской литературы / Отв. ред. С. С. Аверинцев. М., 1981, с. 224— 289.

Витгенштейн 1958 — Л. Витгенштейн. Логико-философский трактат / Пер. с нем. и сверено с авториз. англ. переводом И. Добронравовым и Д. Лахути. М., 1958.

Гайденко 1979 — П. П. Гайденко. Обоснование научного знания в философии Платона // Сб. Платон и его эпоха. К 2400-летию со дня рождения / Отв. ред. Ф. X. Кесси-ди. М., 1979, с. 98—143.

Гайденко 1980 — П. П. Гайденко. Эволюция понятия науки. Становление и развитие первых научных программ. М., 1980.

Гайденко 1988 — П. П. Гайденко. Понимание бытия в античной и средневековой философии // Сб. Античность как тип культуры / Отв. ред. А. Ф. Лосев. М., 1988, с. 284—307.

Гаспаров 1963 — М. Л. Гаспаров. Композиция «Поэтики» Горация // Сб. Очерки истории римской литературной критики / Отв. ред. Ф. А. Петровский. М., 1963, с. 97—151.

Гаспаров 1964 — М. Л. Гаспаров. Светоний и его книга // Гай Светоний Транквилл. Жизнь двенадцати цезарей. М., 1964, с. 263—278.

Гаспаров 1970 — М. Л. Гаспаров. Поэзия Горация // Квинт Гораций Флакк. Оды, эподы, сатиры, послания / Редакция переводов, вступит, статья и комментарии М. Л. Гаспарова. М., 1970, с. 5—38.

Гаспаров 1986 — М. Л. Гаспаров. Средневековые латинские поэтики в системе средневековой грамматики и риторики // Проблемы литературной теории, с. 91— 169.

Гаспаров 1991 — М. JI. Гаспаров. Античная риторика как система // Сб. Античная поэтика: Риторическая теория и литературная практика / Отв. ред. М. JI. Гаспаров. М., 1991, с. 27—59.

Гершензон и Иванов 1921 — М. О. Гершензон и Вяч. Иванов. Переписка из двух углов. Пг., 1921.

Горгий 1939 — Горгий. Похвальное слово Елене / Пер. С. П. Кондратьева // Сб. Греческая литература в избранных переводах / Составил В. О. Нилендер. М., 1939.

Горфункель 1977 — A. X. Горфункель. Гуманизм и натурфилософия итальянского Возрождения. М., 1977.

Даль 1911—1912 — Толковый словарь живого великорусского языка Владимира Даля. 4-е испр. и значит, доп. изд. под ред. проф. И. А. Бодуэна-де-Куртенэ. СПб.—М., 1911 — 1912.

Державин 1876 — Сочинения Державина. С объяснит, примеч. Я. Грота. 2-е акад. изд. СПб., 1876, т. 6.

Доватур 1966 — А. И. Доватур. Платон об Аристотеле // Сб. Вопросы античной литературы и классической филологии. М., 1966, с. 137—144.

Еланская 1964 — А. И. Еланская. Коптский язык. М., 1964.

Ельницкий 1978 — Плутарх. Моралии. Наставления по управлению государством / Пер. с древнегреч. и комментарии JI. А. Ельницкого (под ред. JI. А. Фрейберг и М. JI. Гаспарова) // Вестник древней истории, 1978, № 3, с. 229—254.

Жуковский 1959 — В. А. Жуковский. Собр. соч. в 4 томах / Вступит, ст. И. М. Семен -ко. Подготовка текста и примеч. В. П. Петушкова. М.—Л., 1959, т. 1.

Зайцев 1985 — А. И. Зайцев. Культурный переворот в Древней Греции VIII—V вв. до н.э. ЛГУ, 1985.

Зелинский 1910 — Ф. Ф. Зелинский. Соперники христианства. Статьи по истории античных религий // Ф. Ф. Зелинский. Из жизни идей, т. III. Изд. 2-е. СПб.,

1910.

Зелинский 1922 — Ф. Ф. Зелинский. Возрожденцы. Научно-популярные статьи по всеобщей литературе // Ф. Ф. Зелинский. Из жизни идей, т. IV, вып. 1. Пг., 1922.

Златослов... — Златослов, или Открытие риторския науки, т. е. Искусство Витийства, сочиненное греческим священником Филаретом Скуфою, Критским уроженцем, Града Кидонии Проповедником... Переведена же сия книга на Российский язык покойным Статским Советником Ст. Писаревым. СПб., при Императорской Академии наук, 1779.

Иваницкий 1911 — В. Ф. Иваницкий. Филон Александрийский. Жизнь и обзор литературной деятельности. Киев, 1911.

Иванов 1916 — Вяч. Иванов. Достоевский и роман-трагедия // Вяч. Иванов. Борозды и межи. М., 1916.

Иванов 1923 — В. Иванов. Дионис и прадионисийство. Баку, 1923.

ИГЛ — История греческой литературы [в 3-х томах] / Под ред. С. И. Соболевского и др. М.—Л., 1946—1960.

История Византии. В 3-х томах / Отв. ред. акад. С. Д. Сказкин. М., 1967.

Кант 1897 — И. Кант. Критика практического разума. СПб., 1897.

Каплинский 1920 — В. Я. Каплинский. «Поэтика» Горация. Саратов, 1920.

Карамзин 1900 — H. М. Карамзин. Письма русского путешественника. СПб., 1900, т. 2.

Киреевский 1911 — Иван Киреевский. Полн. собр. соч. М., 1911, т. 1.

Клочков 1983 — И. С. Клочков. Духовная культура Вавилонии: человек, судьба, время. Очерки. М., 1983.

КЛЭ — Краткая литературная энциклопедия. В 9-ти томах. М., 1962—1978.

Коростовцев 1983 — М. А. Коростовцев. Литература Древнего Египта // История всемирной литературы в 9-ти томах. М., 1983, т. 1, с. 54—82.

Куделин 1973 — А. Б. Куделин. Классическая арабо-испанская поэзия (Конец X — середина XII в.). М., 1973.

Куделин 1983 — А. Б. Куделин. Средневековая арабская поэтика (Вторая пол. VIII— XI в.). М., 1983.

Лившиц 1933 — Б. Лившиц. Полутораглазый стрелец. М., 1933.

Липшиц 1961 — Е. Э. Липшиц. Очерки истории византийского общества и культуры: (VIII — первая половина IX в.). М.—Л., 1961.

Лихачев 1958 — Д. С. Лихачев. Человек в литературе Древней Руси. М.—Л., 1958.

Лихачев 1962 — Д. С. Лихачев. Культура Руси времени Андрея Рублева и Епифания Премудрого (Конец XIV — начало XV в.). М.—Л., 1962.

Лихачев 1964 — Д. С. Лихачев. К истории художественных методов // Труды отдела древнерусской литературы Пушкинского дома, XX, 1964.

Лихачев 1965 — Д. С. Лихачев. Принцип историзма в изучении единства содержания и формы литературного произведения // Русская литература, 1965, № 1, с. 16—32.

Лихачев 1967 — Д. С. Лихачев. Поэтика древнерусской литературы. Л., 1967.

Лихачев 1973 — Д. С. Лихачев. Развитие русской литературы X—XVII веков: Эпохи и стили. Л., 1973.

Лосев 1930 — А. Ф. Лосев. Очерки античного символизма и мифологии. М., 1930, т. 1.

Лосев 1957 — А. Ф. Лосев. Античная мифология в ее историческом развитии. М., 1957.

Лосев 1960 — А. Ф. Лосев. Философская проза неоплатоников // ИГЛ, т. 3, с. 379— 398.

Лосев 1963 — А. Ф. Лосев. История античной эстетики, т. 1. М., 1963.

Лосев 1964 — А. Ф. Лосев. Художественные каноны как проблема стиля // Вопросы эстетики, 1964, № 6, с. 351—399.

Лосев 1973 — А. Ф. Лосев. О понятии художественного канона // Проблемы канона, с. 6—15.

Лосев 1975 — А. Ф. Лосев. Аристотель и поздняя классика // А. Ф. Лосев. История античной эстетики, т. 4. М., 1975.

Лукиан 1962 — Лукиан из Самоеаты. Сновидение, или Жизнь Лукиана / Пер. Э. В. Диль // Лукиан. Избранное / Составл. и коммент. И. Нахова и Ю. Шульца. Вступит ст. И. Нахова. Ред. переводов А. Каждана. М., 1962. с. 28—34.

Лурье 1941 — С. Я. Лурье. Плутарх и его время // Плутарх. Избранные биографии / Пер. с греч. под ред. и с предисл. проф. С. Я. Лурье. М.—Л., 1941, с. 5—18.

Любарский 1975 — Я. Н. Любарский. Литературно-критические взгляды Михаила Пселла // Античность и Византия, с. 114—139.

Любарский 1978 — Я. Н. Любарский. Михаил Пселл: Личность и творчество. К истории византийского предгуманизма. М., 1978.

Максим Грек 1910 — Сочинения преподобного Максима Грека в русском переводе,

ч. 2. Св.-Троицкая Сергиева Лавра, 1910.

Мандельштам 1967 — О. Мандельштам. Разговор о Данте. М., 1967.

Манн 1959 — Т. Манн. Доктор Фаустус. Жизнь немецкого композитора Адриана Леверкюна, рассказанная его другом. М., 1959.

Маркс и Энгельс — К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч., т. 4. 2-е изд. М., 1955.

Матье 1956 — М. Э. Матье. Древнеегипетские мифы. М.—Л., 1956.

Медведев 1976 — И. П. Медведев. Византийский гуманизм XIV—XV вв. Л., 1976.

Мелетинский 1982 — Е. И. Мелетинский. Культурный герой // Мифы народов мира. Энциклопедия в 2-х томах. М., 1982, т. 2, с. 25—28.

Миллер 1975 — Т. А. Миллер. Михаил Пселл и Дионисий Галикарнасский // Античность и Византия, с. 140—155.

Миллер 1978 — Т. А. Миллер. Аристотель и античная литературная теория // Сб. Аристотель и античная литература / Отв. ред. М. Л. Гаспаров. М., 1978, с. 5— 106.

Михайлов 1988 — А. В. Михайлов. Античность как идеал и культурная реальность XVIII—XIX вв. // Сб. Античность как тип культуры / Отв. ред. А. Ф. Лосев. М., 1988, с. 308—324.

Монтень 1958 — Монтень. Опыты / Коммент. Ф. А. Коган-Бернштейн. М.—Л., 1958, кн. 2.

Нетушил 1901 — И. В. Нетушил. Тема и план Горациевой «Ars poetica» // Журнал министерства народного просвещения, 1901, № 78, с. 40—76.

Панченко 1980 — Д. В. Панченко. Еврипид или Критий? // Вестник древней истории, 1980, № 1, с. 144—162.

Пастернак 1991 — Б. Пастернак. Охранная грамота // Собр. соч. в пяти томах, т. 4. М., 1991.

Петрушевский 1966 — И. П. Петрушевский. Ислам в Иране в VII—XV веках. Л., 1966.

Платон 1970 — Платон. Сочинения в 3-х томах / Пер. с древнегреч. под общ. ред. А. Ф. Лосева и В. Ф. Асмуса. Вступит, статья А. Ф. Лосева. М., 1970, т. 2.

Плутарх 1961 — Плутарх. Сравнительные жизнеописания. В 3-х т. / Изд. подготовили С. П. Маркиш и С. И. Соболевский. Послесл. С. И. Соболевского. М., 1961— 1964.

Потебня 1914 — А. А. Потебня. О некоторых символах в славянской народной поэзии. 2-е изд. Харьков, 1914.

Проблемы канона в древнем и средневековом искусстве Азии и Африки. Сб. статей / Отв. ред. И. Ф. Муриан. М., 1973.

Проблемы литературной теории в Византии и латинском средневековье / Отв. ред. М. JI. Гаспаров. М., 1986.

Пселл 1969 — Михаил Пселл. Похвала Италу / Пер. Т. А. Миллер // Памятники византийской литературы IX—XIV веков / Отв. ред. JI. А. Фрейберг. М., 1969, с. 145—147.

Пселл 1975 — Михаил Пселл. Ипертима Пселла слово, составленное для вестарха Пофоса, попросившего написать о богословском стиле / Пер. Т. А. Миллер // Античность и Византия, с. 161—171.

Пселл 1975а — Михаил Пселл. Сравнение Еврипида с Писидой (Спросившему, кто лучше писал стихи, Еврипид или Писида) / Пер. Т. А. Миллер // Античность и Византия, с. 171—174.

Радциг 1977 — С. И. Радциг. История древнегреческой литературы. 4-е изд. М., 1977.

Рифтин 1979 — Б. JI. Рифтин. От мифа к роману: Эволюция изображения персонажа в китайской литературе. М., 1979.

Рубцова 1986 — Н. А. Рубцова. Дидактический характер «Риторики» Алкуина (Литературно-исторический контекст трактата) // Проблемы литературной теории, с. 236—248.

Соболевский 1908 — С. И. Соболевский. &#922;&#959;&#953;&#957;&#942; // Богословская энциклопедия, т. IX. СПб., 1908, стб. 644.

Стерн 1949 — Л. Стерн. Жизнь и мнения Тристрама Шенди, джентльмена / Пер. А. А. Франковского. М.—Л., 1949.

Тарн 1949 — В. Тарн. Эллинистическая цивилизация / Пер. с англ. С. А. Лясковско-го. Предисл. С. И. Ковалева. М., 1949.

Толстой 1947 — Л. Н. Толстой. Избранные повести и рассказам. М., 1947, т. 2.

Томсон 1959 — Дж. Томсон. Первые философы / Пер. с англ. под ред. и с послесл. А. Ф. Лосева // Дж. Томсон. Исследования по истории древнегреческого общества, т. 2. М., 1959.

Тронский 1957 — И. М. Тронский. История античной литературы. 3-е изд. Л., 1957.

ТСРЯ — Толковый словарь русского языка [в 4-х томах] / Сост. Г. О. Винокур, проф. Б. А. Ларин, С. И. Ожегов и др. под ред. проф. Д. Н. Ушакова. М., 1935—1940.

Успенский 1892 — Ф. Успенский. Очерки по истории византийской образованности. СПб., 1892.

Успенский 1893 — Ф. Успенский. Синодик в неделю православия. Сводный текст с приложениями. Одесса, 1893.

Флоренский 1977 — П. Флоренский. Из богословского наследия // Богословские труды, сборник XVII. М., 1977.

Фрейберг и Попова 1978 — Л. А. Фрейберг и Т. В. Попова. Византийская литература эпохи расцвета: IX—XV вв. М., 1978.

Фрейденберг 1936 — О. Фрейденберг. Поэтика сюжета и жанра. JL, 1936.

Фд — Философская энциклопедия [в 5-ти т.] / Гл. ред. Ф. В. Константинов. М., 1960—1970.

Цицерон 1972 — Марк Туллий Цицерон. Три трактата об ораторском искусстве / Пер. с латин. Ф. А. Петровского и др. под ред. М. JI. Гаспарова. Вст. ст. М. JI. Гаспарова. Коммент. М. JI. Гаспарова и И. П. Стрельниковой. М., 1972.

Чалоян 1980 — В. К. Чалоян. Восток — Запад. М., 1980.

Шангин 1945 — М. А. Шангин. Византийские политические деятели первой половины X века // Византийский сборник / Под ред. М. В. Левченко. М.—Л., 1945.

Шеллинг 1966 — Ф. В. Шеллинг. Философия искусства / Вступит, статьи П. С. Попова и М. Ф. Овсянникова М., 1966.

Шталь 1975 — И. В. Шталь. Гомеровский эпос. М., 1975.

Юркевич 1865 — П. Д. Юркевич. Разум по учению Платона и опыт по учению Канта (Речь, произнесенная в торжественном собрании Императорского Московского университета, 12-го янв. 1866 г.) //Московские Университетские Известия, 1865, № 5. М., 1866, с. 321—392.

d’Alembert 1894 — Jean Le Rond d’Alembert. Discours preliminaire de I'Encydopedie / Ed. par F. Picavet. P., 1894.

Aristeas to Phi/ocrates / Ed. and transl. by M. Hadas. N. Y., 1951.

Aristoteles 1877— Rhetoric of Aristoteles / With comm, by E. M. Cope and J. E. Sandys. Vol. 3. Cambridge, 1877.

Aristoteles 1959— Aristotelis Ars rhetorica / Rec. W. D. Ross. Oxonii, 1959.

Aristoteles 1976— Aristotelis Ars rhetoricae / Ed. R. Kassel. Berolini et Novi Eborad, 1976.

Amim 1913— Aus Satyros Leben des Euripides. Oxyr. pap. vol. IX // Supplementum Euripideum, bearb. von Hans von Amim (Kleine Texte Юг Vorlesungen und &#220;bungen, 112). Bonn, 1913.

Amim 1916 — Hans von Arnim. Gerechtigkeit und Nutzen in der griechischen Aufkl&#228;rungsphilosophie. Frankf. a. M., 1916.

d’Assailly 1967— G. d’Assailly. Le guide Marabout de la correspondence. Verviers, 1967.

Awerintzew 1979 — S. Awerintzew. Deis dauerhafte Erbe der Griechen: Die rhetorische Grundeinstellung als Synthese des Traditionalismus und der Reflexion // «Innsbucker Beitr&#228;ge zur Kulturwissenschaft. Sonderheft 49. Proceedings of the International Comparative Literature Association. Innsbruck, 1979». Innsbruck, 1981, S. 267—270.

Awerintzew 1981 — S. Awerintzew. Zu den Ethopoiien des Nikephoros Basilakes // Eikon und Logos: Beitr&#228;ge zur Erforschung byzantinischer Kulturtraditionen. Bd. 1. Martin-Luter-Universit&#228;t Halle-Universit&#228;t-Wittenberg: Wissenschaftliche Beitrage, 1981 / 35 (K 6) Halle (Saale), 1981,

S. 9—14.

Awerintzew 1986 — S. Awerintzew. Zum Problem der Geschichtlichkeit &#228;sthetischer Normen // Die Antike im Wandel des Urteils des 19. Jahrhunderts. B., 1986, S. 39—45.

Bariow ed. 1938 — Epistulae Senecae ad Paulum et Pauli ad Senecae / Ed. C. V. Barlow. Roma, 1938.

Barwick 1964 — K. Barwick. Zur Erkl&#228;rung und Geschichte der Staseislehre des Hermagoras von Temnos // Philologus, 1964, Bd. 108, S. 80—101.

Beck 1974— H. G. Beck. Das literarische Schaffen der Byzantiner. Wege zu seinem Verst&#228;ndnis // Sitzungsberichte der &#214;sterreichischen Akademie der Wissenschaften, phil.-hist. Klasse, 294, Hf. 4, Wien, 1974.

Beck 1977— H. G. Beck. Byzantinistik heute. B.—N. Y., 1977.

Bomecque 1907— H. Bomecque. Les dausules metriques iatines. P., 1907.

Bouvy 1886 — E. Boifyy. Portes et Melodes: Etudes sur les origines du rythme tonique dans l'hymnographie de l’Egiise greque. Ntmes, 1886.

Brinkmann 1910— A. Brinkmann. Die Protheorie zur Biographie eines Neuplatonikers // Rheinisches Museum, 1910, 65, S. 617—626.

Burckhardt 1908— Jacob Burckhardt. Die Kultur der Renaissance in Italien. 10. Aufl. besorgt von Ludwig Geiger. I. B.—Lpz., 1908.

Calpan 1933 — H. Calpan. Classical Rhetoric and the Medieval Theory of Preaching // Classical Philology, 1933, vol. 28.

Cataphygiotou-Topping 1966 — E. Cataphygiotou-Topping. St. Romanos: Icon of a Poet // Greek Orthodox Theological Review, XII, 1966, p. 92—111.

Cataphygiotou-Topping 1969— E. Cataphygiotou-Topping. The Poet-Priest in Byzantium // Greek Orthodox Theological Review, XV, 1969, p. 31—41.

Chauffuiin 1932 — L. Chauffurin. Le parfait secretaire: Correspondance usuelle, commerciale et d’affaires. P., 1932.

Christ, Paranikas 1871 — Anthologia graeca carminum christianorum adomaverunt. W. Christ et M. Paranikas. Lipsiae, 1871.

Christ, Schmid, St&#228;hiin 1913— W. Christ, W. Schmid, O. St&#228;hlin. Geschichte der griechischen Literatur. 5. Aufl. 2. Teil. M&#252;nchen, 1913.



©2015- 2019 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.