Нормативная и позитивная экономика общественного сектора
Существует разграничение между анализом последствий государственной политики и выработкой заключения о целесообразности конкретных государственных стратегий. Первый вид анализа часто называется позитивной экономикой, а второй – нормативной экономикой (или экономикой благосостояния).
Позитивная экономика общественного сектора исследует внутреннюю логику и фактические образы экономического поведения государства и реагирующих на это поведение звеньев хозяйства. В позитивной экономике утверждения просто описывают результаты программы без оценки того, как она отвечала намеченным целям. Отсутствуют суждения о желательности или нежелательности полученных результатов.
Нормативная экономика общественного сектора обосновывает эффективные решения, которые целесообразно принимать во внимание при разработке экономической политики государства. В нормативной экономике сравнивается, в какой степени различные государственные программы отвечают желаемым целям, и выясняется, какие программы лучше их достигают.
Эти два подхода, позитивный и нормативный, взаимно дополняют друг друга. Чтобы судить о том, какие меры следует предпринять государству, нужно знать о последствиях различных государственных действий. Нужно уметь точно описать, что произойдет, если государство введет тот или иной налог либо попытаться субсидировать ту или иную отрасль промышленности.
Структура, масштабы, динамика и факторы развития общественного сектора
Общественный секторпредставляет собой совокупность ресурсов, находящихся в распоряжении общества и используемых для организации производства и поставки, общественных благ в сферах экономической деятельности, где рынок не срабатывает, т.е. имеют место провалы рынка.
Сектор «общегосударственное управление» включает государственные учреждения и организации, находящиеся на бюджетном финансировании и предоставляющие нерыночные услуги для коллективного, совместного потребления, а также осуществляющие функции перераспределения национального богатства и национального дохода. К этому сектору относятся фонды социального обеспечения и социального страхования, государственные финансовые учреждения, в частности центральный банк, и т.д. Негосударственные некоммерческие (общественные) организации, обслуживающие население, если они финансируются и контролируются государственными органами, включаются также в сектор «общегосударственное управление».
Доходы (ресурсы) учреждений и организаций сектора «общегосударственное управление» образуются в основном за счет обязательных платежей, производимых предприятиями, организациями и экономическими единицами других секторов.
Сектор «негосударственные некоммерческие (общественные) организации» объединяют такие организации, которые заняты оказанием нерыночных услуг личного характера для населения, в основном в сфере образования, здравоохранения, культуры и искусства, рекреации и т.д., а также удовлетворяют коллективные потребности — политические партии, профсоюзные организации, общества, ассоциации и другие общественные организации. В указанный сектор входят организации, не финансируемые и не контролируемые государственными органами. Их доходы (ресурсы) складываются в основном за счет добровольных взносов и пожертвований населения (домашних хозяйств) и из доходов от собственности. Как известно, коммерческие структуры свои доходы (ресурсы) формируют в основном за счет поступлений от реализации товаров и услуг.
Существует несколько факторов, влияющих на объем и структуру общественных расходов и определяющих динамику их движения. Эти факторы отражают изменяющуюся роль основных функций и задач государства в современном обществе.
1. Значение творческого потенциала человека возрастает. Инвестиционные вложения в человеческий капитал улучшают качество трудовых ресурсов, а, следовательно, способствуют повышению производительности труда, росту конкурентоспособности продукции, снижению числа безработных и преступности.
2. Государственная финансовая политика в сфере научных исследований. Научные исследования – основа будущего технического прогресса, определяющая лидирующее положение страны на мировом рынке.
3. Государственные инвестиции в инфраструктуру. Необходимо также увеличивать государственные инвестиции в инфраструктуру и охрану окружающей среды, т.к. это приведет к улучшению общих условий экономической деятельности в стране.
4. Выравнивание уровней доходов разных групп населения,избегая ловушки для бедных (высокие социальные платежи малообеспеченным отбивают желание работать). Поэтому в государственные программы представления трансфертов вносятся существенные изменения, направленные на оказание помощи для самопомощи (т.е. для перехода к активной трудовой и предпринимательской деятельности).
5. Социальное обеспечение. Во многих развитых странах появилась проблема возможности государственного финансирования социального обеспечения. Это связано с особой демографической ситуацией (старение населения), а следовательно, рост расходов на содержание пенсионеров в 3 – 3,5 раза выше, чем на молодого человека.
6. Факторы, влияющие на снижение дефицита государственного бюджета. Этими факторами являются, например, сокращение военных расходов и увеличение в результате этого средств для других социальных нужд (мирные дивиденды).
Тема 2. Общественный сектор в смешанной экономике
1. Роль государства в экономическом кругообороте
Провалы рынка
3. Провалы государства
4. Масштабы общественного сектора в экономике
Роль государства в экономическом кругообороте
Главным механизмом распределения и использования ограниченных ресурсов в рыночной экономике выступает рыночный механизм. Однако в современной рыночной экономике значительную роль в экономике играет государство. Государство не только перераспределяет ресурсы, обеспечивает правовую базу для принятия решений экономическими агентами, осуществляет экономическую политику, но и организует производство на государственных предприятиях. Таким образом, современная рыночная экономика являетсясмешанной экономикой. Государственный сектор экономики включает в себя все экономические ресурсы, которыми владеет государство, все организации, с помощью которых осуществляется государственное регулирование экономики, (гос. бюджет, гос. производственные предприятия, гос. организации в сфере управления, здравоохранения, образования, обороны, гос. земли, запасы полезных ископаемых.
Роль государства в экономическом кругообороте товаров, услуг и ресурсов состоит в том, что домашние хозяйства и фирмы платят в пользу государства налоги, получая от него, в свою очередь, трансфертные платежи и субсидии. Кроме этого, правительство осуществляет на всех рынках крупные закупки как потребительского, так и производственного характера. Государство создает условия для экономической деятельности, защищает предпринимателей от угрозы со стороны монополий, обеспечивает потребности общества в общественных товарах, обеспечивает социальную защиту малообеспеченных слоев населения, решает вопросы национальной обороны.
Государство корректирует «несовершенства» рыночного механизма и с которыми он сам справиться не в состоянии. Государство берет на себя ответственность за создание равных условий для соперничества предпринимателей, для эффективной конкуренции, за ограничение власти монополий. Оно также заботится о производстве достаточного количества общественных товаров и услуг, так как рыночный механизм не в состоянии.
Государство реализует политические и социально-экономические принципы сообщества граждан, участвует в формировании макроэкономических рыночных процессов, в частности, экономического кругооборота товаров, услуг и ресурсов.
Провалы рынка
Необходимость существования общественного сектора обосновывается с позиции экономической теории провалов рынка. Эффективное распределение ресурсов по В. Парето(1848-1923) характеризуется тем, что никто не может улучшить свое положение без того, чтобы чье-то положение не ухудшилось. Этому противодействуют провалы (изъяны) рынка.
Провалы рынка –это ситуации, в которых свободное действие рыночных сил не обеспечивает эффективное использование ресурсов.
Причинами провалов рынка могут стать ограниченность (несовершенство) конкуренции, естественные монополии, внешние эффекты, асимметрия информации, неполнота рынков, дифференциация доходов.
1. Наличие монополий(прежде всего естественных), а также олигополии в определенных отраслях экономики, ведущих к недостатку конкуренции производителей и наносящих ущерб общественному благосостоянию и потребителям. Это вызывает необходимость государственного вмешательства. Оно выражается в форме создания государственных и муниципальных предприятий в отраслях с наличием естественной монополии и олигополии или в виде мер государственного регулирования и контроля цен, объема производства и качества, экономических благ. Отдельно выделяется так называемая «легальная монополия», или монополия интеллектуальной собственности, специально создаваемая государством для стимулирования научно-технического, технологического прогресса и инновационного развития национальной экономики. Легальная монополия создается законодательно и существует в форме исключительных временных привилегий (правовых и финансовых), предоставляемых создателям новых объектов интеллектуальной собственности.
2. Информационная асимметрияу производителей и потребителей экономических благ. Как правило, она характеризуется преимуществом в информированности производителей и неосведомленностью потребителей о достоинствах и недостатках товаров и услуг. Особое значение она имеет в отраслях здравоохранения и образования. Есть отрасли, где информационная асимметрия проявляется в большей информированности потребителей (страхование), где ущерб может быть нанесен слабо информированному страховщику. Данный вид провалов рынка также требует вмешательства государства, в частности наличия государственного и муниципального секторов в образовании и здравоохранении, обязательного социального страхования и регулирующих функций государства (лицензирование).
3. Внешние эффекты –издержки (отрицательные внешние эффекты) или выгоды (положительные внешние эффекты), получаемые лицами, не участвующими в конкретной сделке, достаётся посторонним лицам. В случае отрицательных внешних эффектов (загрязнение окружающей среды) государство вводит экологические налоги, а при положительных внешних эффектах предоставляет субсидии (выплаты из гос. бюджета) производителям. Когда речь идет о внешних эффектах, для преодоления провалов рынка широко используются не только регулятивные меры (например, запреты на загрязнение), но и меры финансовые, стимулирующие.
4. Провалы рынка, обусловленные его нестабильностью (экономические и финансовые кризисы), вызывающие безработицу, малообеспеченность, чрезмерную дифференциацию доходов и другие негативные социально-экономические последствия для общества в целом. Такие провалы тоже требуют государственного вмешательства в виде выполнения ряда социально-экономических функций.
В этой связи возникает необходимость стороннего осуществления внешней коррекции «провалов» рынка, т. е. того, что не в состоянии сделать изнутри рыночный механизм саморегулирования. Эти функции берет на себя государство. Кроме того, государство – инициатор и проводник разного рода экономических преобразования и реформ в странах с транзитивной (переходной) экономикой. В этих странах государство осуществляет функции по созданию основ рынка. Вмешательство государства в экономику не должно быть чрезмерным. Чтобы не подавить рыночные механизмы функционирования экономической системы, не лишить ее гибкости и адаптивности, не снизить экономической эффективности, государству следует сосредоточить свои усилия там, где рынок обнаруживает свою несостоятельность. Это и предопределяет основные экономические функции государства.
Провалы государства
Государство – это особая форма организации общества, обладающая определенными средствами и методами применения власти внутри общества и вовлекающая в свою деятельность все население на установленной территории.
Провалы государства – это возможность принятия государственными органами таких экономических решений, которые неоптимальны или нежелательны с точки зрения интересов общества. К «провалам» государства относятся.
1. Недостаток объективной информации для принятия оптимальных для общества решений. Взаимоотношения государственных органов и негосударственных организаций так, что последние всегда стремятся манипулировать информацией, поступающей в государственные органы. Например, они могут преувеличивать социальную значимость своего производства для того, чтобы получить государственные субсидии. Зачастую частные предприниматели занижают объемы своего оборота, стремясь уменьшить налоговые отчисления.
2. Бюрократизм в принятии экономических решений. Сложная процедура выбора информации и согласования зачастую оборачивается неспособностью государства принять своевременное и желательное для общества решение.
3. Недостаток контроля общества над бюрократией. Например, какая-либо структура исполнительной власти добивается согласия других органов в поддержку ее экономических инициатив в парламенте в обмен на содействие в решении других вопросов.
4. Несовершенство политического процесса. Примером могут служить экономические последствия избирательного цикла: перед выборами государственные органы могут смягчать экономическую политику, например, увеличивая социальные льготы, и избегают непопулярных мер. Трудные экономические решения обычно переносятся на начало следующего избирательного цикла.
5. Недостаток мотивации к эффективному и рациональному ведению дел в государственной управленческой или производственной структуре. В отличие от частного предпринимателя производитель государственной структуры испытывает значительно меньшее давление со стороны конкурентов и не сталкивается с затратами разорения. Поэтому он меньше заинтересован в том, чтобы минимизировать разницу между затратами возглавляемой им структуры зарплатой работников и служащих, расходами на сырье, материалы, энергоносители и т. д. и результатами ее деятельности.
В современном обществе неправильно делать односторонний упор на рынок, или на государство. Внутренние недостатки, обусловленные самой природой рыночной и государственной форм организации экономической деятельности, требуют их сбалансированного сочетания путем развития гибкой и адаптивной институциональной системы.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|