Пятый чин — праотеческий.
В нём располагаются иконы ветхозаветных святых, в основном предков Христа, в том числе первых людей — Адама, Евы, Авеля. Центральная икона ряда — «Отечество» или позднее так называемая «Троица Новозаветная».
Тромплей (обманка – фр.) – натуралистическое изображение распятия (плоскостное). Завершение иконостаса. По бокам от распятия четыре фигуры – Богородица, Иоан Богослов, коленопреклоненные ангелы. Редко, на европейской территории России можно встретить крест без Христа, чаще на транссибирской магистрали (ее начало в Челябинске). Очень редко – Дух Святой.
ПРАВОСЛАВИЕ
Паперть — площадка перед входными дверями, на которую ведёт несколько ступеней.
Притвор – пристройка перед входом в храм.
Алтарная часть и ее устройство.
Апсида – как правило, полукруглый выступ здания. Православный храм имеет обычно нечётное число апсид — три или одну. Центральная апсида – алтарная, северная апсида – жертвенник, южная апсида – дьяконник. По XVI век алтарные апсиды высокие, дальше, в связи с экономией и «демократичностью» их занизили. Иногда под алтарной частью бывает склеп, соответственно, там есть вход.
Конха – четверть сферы, перекрывающая апсиду.
Алтарная часть – как правило, ориентирована на восток, однако бывают исключения. Это обычно связано с ситуацией, редко с рельефом.
Очень редко, чаще в южной (холод) стене алтарной части бывает вход:
· Церковь Александра Невского, село Вонлярово под Смоленском, 1853 год.
· Успенский собор, Рязань, 1960-е годы.
· Кресто-Воздвиженский собор, Соликамск.
Престол – стол, находящийся в середине алтаря (алтарной части), освящённый архиереем для совершения на нём Евхаристии. В престол полагается в особом ковчежце частица святых мощей мучеников за Христа. (В память обычая в ранней Церкви совершать евхаристию на гробах мучеников и в знак мысли, что Церковь утверждена на Крови Христовой, а через Него и на крови мучеников (Откр. 6:9)).
Делается из дерева или камня высотой около метра (70-80 см), облачается в две одежды:
1. Срачи́ца (катасаркий) – нижняя одежда престола, крестообразная материя, обвитая веревкой (символически представляет погребальные пелены Христа — плащани́цу).
2. Инди́тия – верхняя одежда престола, парчовая (в напоминание о торжественном одеянии Господа как Царя славы).
Обязательные принадлежности престола:
1. Антими́нс – четырехугольный, из шёлковой или льняной материи плат, на котором, как правило, изображено положение во гроб, со вшитой в него частицей мощей какого-либо православного мученика, лежащий в алтаре на престоле; является необходимой принадлежностью для совершения полной литургии. Одновременно сегодня он является также и документом (при определенных условиях), без которого невозможно совершение литургии, на нем нанесены специальные реквизиты, определяющие правящего архиерея, давшего разрешение на совершение литургии и наименование храма, в котором разрешено ее служить.
o Илито́н – шелковый, или льняной плат, используемый для хранения антиминса.
2. Напрестольное Евангелие – книга-жизнеописание Христа.
3. Напресто́льный крест — распятие, хранящиеся на престоле в алтаре храма. Их обычно два. Активно используются в таинствах. Как правило, являются произведением ювелирного искусства.
Необязательные принадлежности престола:
4. Кивот(Дарохрани́тельница) — священный сосуд, в котором хранятся Святые Дары — Тело и Кровь Христовы, используемые для причащения.
5. Лампада — светильник, используемый в христианском богослужении.
Жертвенник – находится налево от престола, в северной части алтаря. Это небольшой стол, украшенный тканью. На нем приготовляются дары для таинства причащения (проскомидия).
Принадлежности жертвенника:
o Потир – священный сосуд для вина / Крови Христовой. (1/6 часть кагора, остальное вода).
o Дискос – круглое металлическое блюдо на массивной (в отличие от католичества) ножке для деления просфор / хлеба / Тела Христова.
o Звездица – две металлические крестообразно соединённые дуги, устанавливаемые поверх дискоса, чтобы покров (покровцы, воздух) не прикасался к вынутым из просфор частицам и не давал им смешиваться между собой.
o Символизирует Вифлеемскую звезду (дискос покрывается звездицей со словами «И пришедше звезда и ста сверху, идеже бе Отроча».
o Покровцы — два малых матерчатых плата (покрова), которыми покрываются отдельно чаша и дискос.
o Воздух — большой матерчатый плат (покров), которым покрывается чаша и дискос вместе.
o Копие — нож, для вынимания агнца и частиц из просфор.
o Лжица — ложечка, употребляемая для причащения верующих.
o Губка или плат — для вытирания сосудов.
o Ковш — в нем подается, вначале проскомидии, вино с водою для вливания в святую чашу; потом, перед причастием, в нем подается теплота (горячая вода), и в нем же выносится запивка после причастия.
Ри́зница — место в алтаре или отдельное помещение при храме для хранения богослужебного облачения священников и церковной утвари.
Прочая утварь алтарной части:
o Запрестольный крест — распятие большого размера, которое ставят на пол рядом с престолом.
o Семисвечник — подсвечник большого размера, который ставят на пол рядом с престолом.
o Киворий – в крупных храмах, навес над престолом, в виде купола.
o Сион – дарохранительница в алтаре, в виде храмика. Как правило, располагается в дальнем восточном углу.
o Дароносица — переносной ящик для выноса из храма.
o Рипида — прообраз опахала, обычно в виде металлического или деревянного круга, ромба или звезды на длинной рукояти. На рипиде изображены херувимы. Рипидами диаконы веют над дарами при их освящении.
o Синтрон – дугообразная скамья для духовенства, примыкающая изнутри к восточной стене алтаря и идущая вдоль стены главной апсиды храма. В центре синтрона, прямо напротив престола, располагается Горнее место.
o Кадило – емкость на цепочке (церковное) или ручке (келейное), используемое в большинстве таинств. Кадило разжигается при помощи раскаленного угля, на который кладется ладан — душистая смола восточных деревьев. При сгорании он образует благовонный дым — фимиам.
o Дикирий и трикирий — выносные подсвечники для двух и трех свечей соответственно. Во время богослужения дикирием и трикирием архиерей благословляет молящихся. Свечи, помещаемые в дикириях и трикириях, называются двухплетёные, трехплетёные, осеняльные или осеняльники.
Царские врата– на них обычно изображено Благовещение и четыре евангелиста.
o Катапетасма – ткань на Царских вратах.
Дьяконские врата – на них обычно изображены архангелы, иногда Лонгин (человек, нанесший последний удар Христу и собравший его кровь).
Солея – подиум перед иконостасом, видимое продолжение алтаря, обычно ограждена решеткой от основного пространства храма.
Амвон – полукруглый выступ солеи перед Царскими вратами.
Облачальный амвон – подиум посреди храма, накрытый ковром, для торжественно облачения епископа.
Клирос – место, на котором во время богослужения находятся певчие и чтецы (север – штатные, юг – прихожане). Как правило их два, располагаются либо на концах солеи, либо в храмовой части церкви по углам.
Аналой (аналогий) – употребляемый при богослужении высокий четырёхугольный столик с покатым верхом; иногда бывает складным. мин 2, мах 4, редко больше.
Гефсимания – сооружение-сад, напоминающее о крестном пути. Редкость.
Кафоликон и его устройство.
Кафоликон – основной объем храма.
Парус(пандати́в) — часть свода, элемент купольной конструкции, посредством которого осуществляется переход от прямоугольного основания к купольному перекрытию или его барабану.
Барабан – цилиндрическая или многогранная часть здания, которая служит основанием для купола.
Придел — либо специально выделенная часть основного здания храма, либо пристройка для размещения дополнительного алтаря с престолом для богослужений.
Приделы нужны для того, чтобы в один день в одном храме можно было совершать более одной литургии, так как в православной церкви принято совершать не более одной литургии в один день на одном престоле.
Южные приделы чаще, чем северные (холод) но асимметрия редка. Очень редко на хорах (церковь Спаса на Ильине в Новгороде). Очень редко северо-западные углы содержат приделы (церковь, примыкающая к колокольне Ивана Великого).
Темничка – придел в колокольне на 1-2 яруса ниже колоколов (храм в нижнем ярусе колокольни, Белозерск).
Кувуклия – часовня, находящаяся в объеме храма (Новый Иерусалим).
Царское место – расположено у западных столпов.
Предметы церковной утвари:
o Киот – особый, украшенный шкафчик для чтимых предметов. Обрамление иконы, обрамление входа.
o Хоругви – выносят на крестный ход, а обычно их укрепляют возле клиросов.
o Иконы и иконостас, Купель
Мебель:
o Свечной ящик — у входа в храм.
o Канун — небольшой столик с изображением Распятия и ячейками для свеч, которые верующие ставят об упокоении близких, родных и знакомых.
o Панихидный столик. Поверх него устанавливается крышка с отверстиями для свечей.
o Литийный столик, Скамьи, Седалища
Свет:
o Елейник — лампадка к иконе или киоту, размещённая перед образами.
o Паникадило — большой потолочный подсвечник со множеством свечей, зажигается в торжественные моменты богослужения. / хорос
o Поликадило — напольный подсвечник со множеством свечей перед иконами.
o Профитк – мундштук для свечи в поликадиле.
o Тощая свеча – массивный деревянный подсвечник, белый, желтый, разрисованный розами
Мощехранилища:
o Ковчежец — небольшой ящик или ларец для хранения религиозных реликвий.
o Мощевик — общее название ёмкостей для хранения частиц мощей.
o Рака — ковчег с мощами святых, изготавливаемый обычно в форме гроба.
o Энколпион — небольшой ковчежец прямоугольной, округлой или крестообразной формы.
КАТОЛИЦИЗМ
Базилика – лонгитудинальный, вытянутый тип храма.
(Единственное готическое здание на территории СССР – костел Святой Анны, 1394, Вильнюс.)
Обращенность алтаря на восток не настолько критична, как в православии. Например алтарь Ватиканского собора смотрит на запад. Однако, в России, это все же редкость. Очень редко алтарь может быть ориентирован на юг или на север, в основном в Малороссии – это связано с рельефом.
Католические храмы Москвы:
1. бывший католический храм св. апостолов Петра и Павла, 1849-1946 годы, арх. Жилярди, Милютинской переулок, д. 18, Москва (ст.м. Чистые Пруды)
2. Собор Непорочного Зачатия Девы Марии, 1899 год, арх. Богданович-Дворжецкий, Малая Грузинская улица, д. 27/13, Москва (ст.м. Улица 1905 года)
В России четыре католических епархии:
1. Московская.
2. Саратовская.
3. Новосибирская.
4. Иркутская.
До революции на территории России существовало 24 монастыря, сейчас 1.
1.08. Сооружения. Элементы внешней разработки храма:
o 13. Кампанила – колокольня.
o 25. Баптистерий –крестильня.
1.09. Сооружения. Внутренняя планировка храма:
o 1., 7. Капелла– тип католического строения, нечто на вроде часовни (часто находится внутри храма).
o Каплица – отдельно стоящая часовня.
o Амбулаторий (деамбулаторий) – вокруг алтаря часто бывает круговой обход. Иногда встречается и в русской архитектуре (Иверский монастырь, Валдай, Никон).
o Хор – восточная часть католического храма на которой находится алтарь, иногда отгорожена.
o 13. Богородичная капелла – к литургическому востоку может примыкать помещение.
o 14. Пресбитерий (санктуарий) – приподнятая часть на литургическом востоке, на которой находится и алтарь.
o Пресбитериум – дом причта.
o 17. Клуатр – открытая галерея по периметру квадратного монастырского дворика.
o 18. Галилея – прямоугольное помещение, на литургическом западе (колокольня, обычно две, Спасский собор в Чернигове).
o 23. Нартекс – притвор.
1.10. Сооружения. Убранство храма:
o 10. Мизерикорд – выступ для сидения.
o 12. Писцина – сооружение, каменный многогранник со святой водой (песца – рыба (лат.)).
o 16. Санктуарий – дверной молоточек. Антаба – дверное кольцо.
o 18. Седилия – группа кресел с балдахинами, в них сидят капитулы.
o 20. Трифорий
o 24. Креденца – как наша дарохранительница.
1.11. Сооружения Окна храма:
o 13. Трифолий –орнамент, придает форму окошка.
o 14. Квадрифолий – орнамент, придает форму окошка.
o 16. Роза
o Насверк – переплет.
Тромпы — сводчатая конструкция в форме части конуса, внешне обычно имеющая вид ступенчатой ниши.
Туретта – башенка, примыкающая к стене.
Сигнатурка – башенка с крестом.
Эмпоры – галереи на колоннах (вроде хоров).
Экседра – полукруглая глубокая ниша, обычно завершаемая полукуполом.
Кальвария – небольшой участок в монастыре, с тремя крестами, имитация голгофы (гефсимания).
Ретаблё (ретротабулум) – живописный верх алтаря (нечто на вроде нашего иконостаса, но он не отделяет алтарную часть от остального храма, а находится позади нее).
Пределла – промежуточная часть алтаря.
Менза – нижняя часть алтаря, имеющая вид горизонтального шкафчика или саркофага.
Сталлы – группа кресел с балдахинами.
Мандорла – миндалевидный нимф.
Обладки – как наши просфоры.
ПРОТЕСТАНТИЗМ
Протестамент – по завету.
1517 год - первое открытое выступление немецкого священника Мартина Лютера против католической церкви (осуждение торговлей индульгенциями).
В России 194 лютеранских церкви.
Лютеранские церкви Москвы:
1. Кафедральный собор святых апостолов Петра и Павла, 1903–1905 годы, арх. Коссов, Старосадский переулок, д. 7/10, стр. 10, Москва (ст.м. Китай-Город)
2. Евангелическо-лютеранская церковь Святой Троицы, 1911–1912 годы, арх. Рудановский, Наличная улица, д. 1, стр. 1, Москва (ст.м. Авиамоторная)
Лютеранская церковь в Петербурге:
1. Церковь Святых Петра и Павла (Петрикирхе), 1738 год, арх. А. Брюллов, Невский Проспект, 22-24 (ст.м. Невский Проспект)
Площадь одного человекоместа (от скамьи до скамьи) – 81 см.
ИСЛАМ
610 год – этот год можно считать годом возникновение ислама. Сорокалетнему Мухаммеду явился Джабраил (арх. Гавриил) и продиктовал первые пять аятов Корана.
Существует две ветви ислама: сунниты и шииты. В России (как и во всем мире) преобладают сунниты. Но есть и шиитские представители, например, дагестанцы. Завершение с полумесяцем – суннитское, с ладонью – шиитское.
В исламских традициях принято хоронить сидя, заматывая тело в материю.
Бисмиллях – обозначение для фразы, с которой начинается каждая сура Корана (кроме девятой). Намаз / Салат – молитвы. Тахарат – очищение (внутреннее и внешнее), которое должно совершать перед каждой молитвой.
Шамаиль – изображение города без людей (как после нейтронной бомбы). В Исламе не может быть изображений живых существ.
Мечеть (масджид) – храм.
Масджид-аль-Джами – главная мечеть (например, Кахрие-Джами).
Гузарная – квартальная мечеть (махалля - квартал).
Минарет – башня, с которой верующие призываются на молитву. Расположена либо рядом с мечетью, либо вписана в ее композицию.
Гульдаста – башенки, выступающие на углах мечети (типа минарета).
Михраб – ниша в стене, предназначенная для моления имама. Ориентирован на Мекку.
Минбар – кафедра (трап, как на самолет), с которой имам читает пятничную проповедь. Всегда чуть правее михраба.
Максура – вроде партера, для представителей адм. власти. Находится в непосредственной близости от михраба и минбара.
Зератха(о)на – помещение для молитв верующих.
Завия – помещение для молитв мудреца. Находится в северо-западном углу мечети.
Худжа – келья.
Медресе – учебное заведение для священнослужителей.
Бибихалиора – учебное заведение для женщин.
Мактаб (мектебе) – училище.
Мазар – могила (мавзолей) мусульманского праведника.
квадрат в ромбе – обойти!
Шахсей-Вахсей – праздник с ритуальным самобичеванием.
ИУДАИЗМ
Маген Довид – звезда Давида. (Пятиконечная звезда – звезда Соломона).
Ашкеназы (центральная Европа), горские евреи (Кавказ), сефарды (Испания)
Синагога – после разрушения Иерусалимского храма, служит центром религиозной жизни общины. Поначалу их ориентировали на Иерусалим, затем просто на восток. В синагоге всегда должны быть окна. Не редко, на завершении синагоги устанавливают шест, т.к. есть желание, чтобы именно она была самым высоким зданием в городе.
Галилейская синагога – вытянута и имеет подобие апсиды.
Арон-кольдеш – спец. хранилище для свитков торы (больше похоже на католический алтарь).
o Парохет – завеса, закрывающая арон-кольдеш.
o Капорет – балдахин над арон-кольдешем, на нем изображают два грифона, часто золоченых. Символизирует крышку Ковчега Завета (в нем по легенде хранились скрижали с десятью заповедями Моисея).
Гениза – место, где хранятся старые рукописи.
Бима – низкий подиум (похож на наш облачальный амвон), обычно находится в центре синагоги. На биме стоит спец. стол для чтения песнопений.
Лахет-а-паним – находится между бимой и арон-кольдешем, высотой примерно с престол (70-80 см), прямоугольник, с поверхностью из листового золота, по углам кольца (для переноса во время таинств).
Эзрат нашим – женская половина. Вебер шур – женская половина, расположенная на балконе, галерейке.
o Мехица – завеса, разделяющая мужскую и женскую половины.
Менора – семисвечник. У ханукальной меноры пять свечей.
Тфилим – кубик с замурованной молитвой. Крепится к ленте на лбу или около входа в дом.
Бетмедраш – дом учений.
Йешива (ешибот) – духовное училище при синагоге.
Иерархия священнослужителей:
o Раввин – учитель.
o Даян – помощник раввина.
o Шойхет.
o Хаззан.
o Сойфер – переписчик торы.
o Шамаш – служка.
КАРАИЗМ
ответвление иудаизма, основанное на Ветхом Завете (Пятикнижие).
Кенасса – ориентирована на юг (Иерусалим).
Мошав-зекеним – притвор для моления старцев (в нем есть скамьи).
Шулхан – основная часть помещения, для мужчин.
Арон гаккодеш – алтарная часть.
Гехал – низкий подиум перед арон гаккодешем, на котором священнослужитель (газзан) совершает богослужение.
Буддизм
Буддизм не «уничтожал» языческих божеств на территории, в которую был привнесен, а впитывал. Север в буддизме – зона смерти.
Существует две основных ветви:
1. Северная – Махаяна (Тибет, Непал, Россия)
2. Южная – Тхеравада (Индонезия, Цейлон)
В России четыре народности исповедуют буддизм:
1. Буряты
2. Тувинцы
3. Калмыки
4. (Якутия)
Дацан – монастырь
Хоре
Дуган – храм
Цуне дуган – главный храм
Лам(а)
В России желтошапошники (красношапошники – редкость, антипод) черношапошники
Оиир – копье, обязательно, как крест в православии при совершении таинства
Дзуон – место для моления
Субурган
Ганджир – завершение храма
Толе – глаза бога
Джалцаны
Шубуун хонок
Уняа
Факты:
В России 12 500 общин, 55% из них - православные.
301 год – Армения принимает христианство (первой из всех стран).
1054 год – официальное деление христианской церкви на Западную и Восточную. Папа Лев IX и константинопольский патриарх Керуларий предали друг друга анафеме.
1431 год – адм. Ватикана стала употреблять выражение «от Рождества Христова».
1492 год – самая старая постройка в Москве. Церковь Трифона в Напрудной слободе. В честь Конца Света (5 000 год по старому календарю). Конец Света основан на предсказании Византийской православной церкви, что «сей мир сотворен на 7 000 лет».
1653 год – Церковный раскол. Старообрядцы, Раскольники. Никон, Алексей Михайлович.
~1880 год – наша власть предписала, чтобы культовые сооружения имели характерные черты своей культуры.
1932-1937 годы – безбожная пятилетка.
4 сентября 1943 года – «возрождение» церкви.
17 июня 1953 года – первое антикоммунистическое восстание (ГДР).
1955 год – новый этап притеснения церкви.
1960-1962 годы – очень плохие, и для церкви, и для реставрации.
1987 год – окончательное оживление церкви.
12 июня 1988 года – тысячелетие крещения Руси.
Вершок – 4,45 (два сустава пальцев)
Аршин – 71 см.
Единоверие – возникло в XVIII веке. Основная идея – это возможность служения по старому обряду в лоне Синодальной церкви. Сторонники единоверия давали другую трактовку «клятв», согласно которой клятвы были наложены не против самих обрядов, а только против непокорных епископату.
Стародубские старообрядцы – самые конформистские представители старообрядчества. На Стародубщину съезжались старообрядцы, начиная с 1660-х годов. Город сохранил своё значение как духовный центр поповского старообрядчества до настоящего времени.
Униатские церкви – восточно-христианские общины, подчинившиеся папе римскому, но сохраняющие свои обряды, литургические и канонические особенности своих церквей. Очень много таких церквей было в Белоруссии. В истории Русской православной церкви имела важное значение Брестская уния 1596. Униатские церкви ликвидированы в 1946 на Украине, а также в Словакии, Румынии, Польше; с конца 1980-х годов. возрождаются.
Журнал «Безбожник у станка». Выходил 20-е–40-е годы в Советском Союзе.
У черта на куличиках – это про Солянку.
Самарканд – основан ~3 000 лет назад.
Читать:
Андреев Л.Н. «О семи повешенных», «Повесть о житие Василия Фивейского», рассказы
Гранин Д. «Мой лейтенант»
Гумилев Л.Н.
Мавродин В.В. «История раннего Петербурга»
Морозов Кирилл «Книга о бомбах»
Панферов Ф.И.
Тиц А.А. «Загадки древнерусского чертежа»
Цветаева А. «Повесть о звонаре московском»
Шаламов В.
«О губернаторе»
«Повесть о бражнике» XVII век
Словацкая книжка о переплетах (1970-е годы)
Смотреть:
«Кровавая императрица»
«Бег»
«Путевка в жизнь»
«Свидетель»
Фильм про Симо Хайха
Фильм про буддийский женский монастырь, Мерецков
?????????
Липецк, Геринг, Горячева
Зона Славянской Площади (монастыри)
усадьба Тенишевых
Вонлярский
Церковь Николы на Берсеневке (напротив ХХС, через реку) удлиненная служба.
Посмотреть взрыв ХХС
Церковь Духа Святого
Друскининкай
Чюрленис
Ваня Жиля (цыган, СС)
Самара, Красная Глинка, морг (жутко)
Дионисий, «Распятие»
«Андрей Рублев» Тарковского абсолютно неграмотный фильм, Покрова на Нерли, Пашуто В.
Матерь Божья, обозначения, кресты, иконы
Маньчжурия, 7 лагерь
Скала Реджа
Салашисты
Козельский район, Побуш (Хатынь2)
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|