Четвертый чин — пророческий.
ПИСЬМО
Глаголица – одна из первых славянских азбук. Древнейшая сохранившаяся глаголическая надпись с точной датировкой относится к 893 году и сделана в церкви болгарского царя Симеона в Преславе. В русских рукописях до татарского периода 1240 год. Интересно, что на Руси, ассоциировалась с Кириллом и называлась «кириллицей»
Кириллица – массовое проникновение письменности на Русь, произошло после Крещения Руси Владимиром в 988 году.
Версия Кириллического алфавита X века.
Версия Кириллического алфавита после Петровской реформы 1708 года (русское гражданское письмо).
Буквы синего цвета вышли из употребления до 1800 года. Буквы красного цвета были исключены реформой 1918 года.
СЧЕТ, ЛЕТОИСЧИСЛЕНИЕ
Славянские
АЧП 1989
титло
единицы
| десятки
| сотни
| А аз
|
| i
|
| Р рцы
|
| В веди
|
| К како
|
| С слово
|
| Г глаголь
|
| Л люди
|
| Т твердо
|
| Д добро
|
| М мыслите
|
| ОУ ук
|
| Е есть
|
| NNNNNNNNNNNNNNNNNNNNNNNH наш
|
| Ф ферть
|
| S зело
|
| кси
|
| Х херувимъ
|
| З земля
|
| О он
|
| пси
|
| И иже
|
| П покой
|
| W оть
|
| фита’
|
| Ч червь
|
| Ц цы
|
| А 1 000 тысяча
10 000 тьма
100 000 легион
1 000 000 леодр
10 000 000 ворон
100 000 000 колода
1492 год – на Руси, вместо Константиновского календаря, использовавшегося с 988 года, введен Византийский. Начало года перенесено с 1 марта на 1 сентября.
Последним днём по этому летосчислению было 31 декабря 7208 года; по указу Петра I следующий день уже официально считался по новому летосчислению от «рождества Христова» — 1 января 1700 года.
Чтобы понять о каком годе идет речь в старых летописях, надо из приведенной даты вычесть 5508 (может быть и 5509, и 5505, надо уточнять).
Некоторых других народов
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| год
| Китайский традиционный
| 零
| 一
| 二
| 三
| 四
| 五
| 六
| 七
| 八
| 九
| 年
|
| лин
| и
| ар
| сань
| сы
| ву
| лю
| чы
| ба
| дзю
| ниен
| Арабский
(-622) погрешность в 1 год
| ٠
| ١
| ٢
| ٣
| ٤
| ٥
| ٦
| ٧
| ٨
| ٩
|
|
| сифр
| уахэд
| йнаан
| алаа
| арабаа
| хамса
| ситта
| сабаа
| тамааниа
| тисаа
|
| Тибетский
| ༠
| ༡
| ༢
| ༣
| ༤
| ༥
| ༦
| ༧
| ༨
| ༩
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
СКОРОПИСЬ
90-е годы XVII века – самая трудноразбираемая скоропись.
Характерные особенности:
o Вынос букв наверх строки.
o Пропуск этимологических -ъ, -ь.
o Упрощение правописания в целом.
o Отсутствие большого юса Ѫ, греческих букв, диакритических надстрочных значков придыхания и удареня.
o Вариация форм букв, в зависимости от их соседства.
o Соединение букв в слове.
o Размашистый росчерк пера.
Литература:
Гальченко М.Г. «Вязь и скоропись»
Черепнин Л.В. «Русская палеография»
ТАЙНОПИСЬ
А
| В
| Г
| Д
| Ж
| З
| К
| Л
| М
| Н
| простая литорея
| Щ
| Ш
| Ч
| Ц
| Х
| Ф
| Т
| С
| Р
| П
|
|
| 1 000
| А
В И
Г З
Д S
| i Ч
К П
Л О
М
| Р Ц
С W
Т
ОУ Х
| Е
| H
| Ф
|
Система «чуждых письмен»:
1. Тайнопись глаголицей – древнейший памятник тайнописи XII-XIII век.
2. Тайнопись греческой азбукой - с XV века. При этом записи по языку остаются русско-славянскими, по шрифту же становятся греческими. Для русских букв, отсутствующих в греческом алфавите (ч, ж, ц, ю, я) используются или приблизительные греческие аналоги, или деформированные кириллические буквы, или вновь придуманные знаки.
3. Татарская азбука - 1653 год.
4. Тайнопись латиницей - XVII-XVIII века, ее проводниками являлись представители киевского духовенства, преподававшие язык в московских школах или бывшие переводчики.
5. Пермская азбука - XV- начало XVI века. (Рублев, Донской, Стефан Пермский)
Некоторые православные аббревиатуры:
ХХХХ – Хоругви Христовы Христианам Хвала
ББББ – Бич Божий Бьет Бесов
ВВВВ – Возвращение Вечное Верным В Рай
ВВВВ – Внеси В него Веселье Вечное
ДДДД – Древу Добро, Досада Дьяволу
ДДДД – Древо Дарует Древнее Достояние
КККК – Крест Крепости Константину К вере
СССС – Свет Сотвори Сети Сатане
КЕЯ – Крест Елейный Явися
КЦА – Крест Церкви Альфа
КЦД – Крест Царя Держава
ММК – Много Молитесь Кресту
КРЕСТЫ
ПРАВОСЛАВИЕ
Классификация храмов, монастырей и священнослужителей.
Священный синод – наши дни.
Святейший синод – 1822-1917 годы, министерство вместо патриаршества.
Как правило, православное сооружение культового назначения ориентированно алтарем на восток. Однако бывают исключения.
o Церковь село Безруково (Ершово), Ишимский район Тюменской области. На ее восточной стороне находится вход в северный предел.
Храм – сооружение, в котором есть престол и совершается евхаристия.
Часовня – сооружение, где престола нет, соответственно нет и таинств.
Собор – главный храм города или монастыря.
Соборная часовня – северное, беспоповское старообрядчество. Главная часовня какого-то региона.
До 1917 года ~1000 монастырей, к 1960-му году до 30.
Лавра – название некоторых крупнейших мужских православных монастырей, имеющих особенное историческое и духовное значение (монастырь на Афоне - лавра). На данный момент на территории России две лавры и на территории Украины три:
1. Киево-Печерская лавра, 1051 год, Киев.
2. Почаевская лавра, 1240 год, 1257 год, Почаев.
3. Троице-Сергиева лавра, 1337 год, Сергиев Посад, Сергий Радонежский.
4. Александро-Невская лавра, 1710 год, 1797 год, Санкт-Петербург.
5. Святогорская лавра, 1526 год, Святогорск. Статус лавры с 2004 года.
Подчиняются или патриарху или священному синоду.
Ставропигиальные монастыри (ставрос – крест (греч.)) при основании, крест забивается патриархом или другим высоким лицом. Сейчас их число резко увеличивается (по состоянию на 2013 год, 15 женских монастырей и 15 мужских), раньше их было всего 6 штук:
1. ? Московский Симонов монастырь, 1370–1920 годы.
2. Спасо-Яковлевский монастырь, конец XIV века, 1764–1888 годы – статус ставропигии, Ростов.
3. Заиконоспасский монастырь, XV век.
4. Соловецкий монастырь, 1420-е–1430-е годы.
5. Новоспасский монастырь, 1490 год.
6. Донской монастырь, 1591 год, 1745 год – статус ставропигии.
7. Новоиерусалимский монастырь, 1656 год.
Общежительные монастыри – все коллективное.
Не общежительные монастыри – наоборот.
Киновия – у настоятеля тоже ничего нет.
Конкубинат – совместный.
Скиты – с XIV века.
Миссионерские монастыри.
Литература:
Зверинский В.В. «Книга о монастырях»
Зыбковец В.Ф. «Национализация монастырского имущества в Советской России»
МНОГОГЛАВЬЕ
Часто, количество глав храмов связано просто с количеством приделов.
~25 глав – Церковь Покрова Пресвятой Богородицы (Вытегорский Погост). Начало XVIII века (1708 год), село Анхимово, Вытегорский район Вологодской области. Сгорела в октябре 1963 года. Воссоздана в 2008 году в Невском лесопарке Всеволожского района Ленинградской области.
21 глава – Церковь Преображения Господня. (Кижский Погост). Начало XVIII века (1714 год), остров Кижи.
Тринадцать глав – символизируют Христа и двенадцать апостолов.
o Собор Святой Софии (Софийский Собор). Первая половина XI века (1037 год), Киев.
Девять глав – образ небесной Церкви, состоящей из девяти чинов ангелов и девяти чинов праведников.
o Собор Покрова Пресвятой Богородицы, что на Рву (Собор Василия Блаженного). Середина XVI века (1555-1561 годы), Красная Площадь, Москва (ст.м. Площадь Революции)
o Спасская церковь в Толгском монастыре. Первая половина XVIII века, Ярославль.
o Ильинская церковь (Чухчерьмский Погост). Середина XVII века (1657 год), село Чучьхерьма, Архангельская область.
Семь глав – символизируют семь Таинств церкви, семь Вселенских Соборов, семь добродетелей.
o Церковь Белая Троица. Середина XVI века (1564 год), Тверь.
Пять глав – символизирует Христа, как главу церкви и четырех евангелистов.
o Успенский собор Московского Кремля. Конец XV века (1475-1479 годы), Кремль, Москва (ст.м. Площадь Революции)
o Храм Рождества Пресвятой Богородицы в Бутырской Слободе (в Бутырках). Конец XVII века (1682–1684 годы), Бутырская улица д. 56, Новодмитровская улица, д. 47, Москва (ст.м. Дмитровская – Савеловская)
Четыре главы– символизирует евангелистов, стороны света.
o Церковь в Боровске (в 1958 году рухнула глава).
Три главы
Две главы – символизирует земную и небесную ипостаси Христа.
o Церковь Космы и Дамиана в Старых Панех. Середина XVI века (1564), Старопанский переулок, д. 4, Москва (ст.м. Китай-город)
o Церковь Алексея человека Божия в Алексеевском монастыре. Начало XVII века (1634 год), на месте Храма Христа Спасителя, Москва.
o Знаменская церковь. Середина XVIII века (1742 год), село Ухтомское, Вашкинский район Вологодской области.
o Введенская церковь. Конец XVII века (1684), село Осиново, Виноградовский район Архангельской области.
Пятиглавая колокольня – Церковь Успения Пресвятой Богородицы на Покровке. Начало XVI века (1511 год), Москва. Разрушена в 1936 году.
Литература:
Бессонов Герман Борисович «Распорные конструкции», «О сводах в древнерусском зодчестве»
Любимов.
КОЛОКОЛА
Би́ло — древний сигнальный инструмент, изготовленный из дерева или железа. Прообраз колокола. Звук извлекается посредством удара палкой или специальным молотком по поверхности инструмента. Впервые било начали использовать на Руси в конце X века.
o Храм Всех Святых. Конец XIX века (1887), арх. Никифоров, 2-й Красносельский переулок, д. 7 (ст.м. Красносельская)
Православный колокол статичен, но бывают исключения.
Колокольня – вертикальна, Звонница – нет.
Колокола с отверстиями, XVII век.
o Церковь Вознесения Господня в Коломенском. Начало XVI века (1532 год), Москва (ст.м. Коломенская)
o Валдай.
Очепной колокол (валовый колокол) – колокол, закрепленный на поворотном валу и приводимый в движение с помощью очепа.
2/3 – обычный колокол.
Карильон – многофункциональная колокольня. Колокольный многоголосный музыкальный инструмент западноевропейского происхождения, на котором играет карильонер. Известен с IX века. В XV-XVI веках распространился на всём христианском Западе (Бельгия, Голландия).
o Колокольня Петропавловского собора. Начало XVIII века (1708 год), арх. Д. Трезини, Санкт-Петербург.
Литература:
Пухначев Е.В. «Загадки звучащего металла»
Тосин Г.Г. «Колокола и звонницы России»
Оловянишников
ИКОНОСТАС
Зарождение иконостаса – начало XV века.
Тябловый иконостас.Тябло–деревянный брус алтарной преграды, использующийся для установки икон.
5 ярусов.
Первый чин – местный (местная икона).
Справа от Царских врат икона Спасителя, слева — икона Богоматери. Справа от иконы Спасителя обычно находится храмовая икона, то есть икона того праздника или святого, в честь которого освящен данный храм.
Второй чин – праздничный.
В нём помещаются иконы основных событий Евангельской истории, то есть двунадесятых праздников.
Третий чин – деисусный, апостольский.
Главный ряд иконостаса, с которого началось его формирование. В центре деисуса всегда икона Христа. Справа и слева иконы предстоящих и молящихся Христу: слева — Богоматери, справа — Иоанна Предтечи, далее архангелов Михаила (слева) и Гавриила (справа), апостолов Петра и Павла. При большем количестве икон состав деисуса может быть разным. Изображенные на иконах деисуса святые должны быть повернуты в три четверти оборота ко Христу, так что они показаны молящимися Спасителю.
(Второй и третий чины иногда меняются между собой местами)
Четвертый чин — пророческий.
В нём помещены иконы ветхозаветных пророков со свитками в руках, где написаны цитаты их пророчеств. (Могут быть и другие люди, связанные с предвестием рождения Христа: цари Давид, Соломон, Илья пророк и т.д.). В центре ряда обычно икона Богоматери Знамение или Богоматерь с Младенцем на престоле (в зависимости от того, поясные или ростовые изображения пророков). Однако есть ранние примеры пророческих рядов без иконы Богоматери. Количество изображаемых пророков может варьироваться в зависимости от размеров ряда.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|