Четвертый чин — пророческий.
ПИСЬМО
Глаголица – одна из первых славянских азбук. Древнейшая сохранившаяся глаголическая надпись с точной датировкой относится к 893 году и сделана в церкви болгарского царя Симеона в Преславе. В русских рукописях до татарского периода 1240 год. Интересно, что на Руси, ассоциировалась с Кириллом и называлась «кириллицей»
Кириллица – массовое проникновение письменности на Русь, произошло после Крещения Руси Владимиром в 988 году.
Версия Кириллического алфавита X века.
![](https://konspekta.net/stydopediaru/baza1/3690809575331.files/image001.jpg)
Версия Кириллического алфавита после Петровской реформы 1708 года (русское гражданское письмо).
![](https://konspekta.net/stydopediaru/baza1/3690809575331.files/image002.jpg)
Буквы синего цвета вышли из употребления до 1800 года. Буквы красного цвета были исключены реформой 1918 года.
СЧЕТ, ЛЕТОИСЧИСЛЕНИЕ
Славянские
АЧП 1989
титло
единицы
| десятки
| сотни
| А аз
|
| i
|
| Р рцы
|
| В веди
|
| К како
|
| С слово
|
| Г глаголь
|
| Л люди
|
| Т твердо
|
| Д добро
|
| М мыслите
|
| ОУ ук
|
| Е есть
|
| NNNNNNNNNNNNNNNNNNNNNNNH наш
|
| Ф ферть
|
| S зело
|
| кси
|
| Х херувимъ
|
| З земля
|
| О он
|
| пси
|
| И иже
|
| П покой
|
| W оть
|
| фита’
|
| Ч червь
|
| Ц цы
|
| А 1 000 тысяча
10 000 тьма
100 000 легион
1 000 000 леодр
10 000 000 ворон
100 000 000 колода
1492 год – на Руси, вместо Константиновского календаря, использовавшегося с 988 года, введен Византийский. Начало года перенесено с 1 марта на 1 сентября.
Последним днём по этому летосчислению было 31 декабря 7208 года; по указу Петра I следующий день уже официально считался по новому летосчислению от «рождества Христова» — 1 января 1700 года.
Чтобы понять о каком годе идет речь в старых летописях, надо из приведенной даты вычесть 5508 (может быть и 5509, и 5505, надо уточнять).
Некоторых других народов
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| год
| Китайский традиционный
| 零
| 一
| 二
| 三
| 四
| 五
| 六
| 七
| 八
| 九
| 年
|
| лин
| и
| ар
| сань
| сы
| ву
| лю
| чы
| ба
| дзю
| ниен
| Арабский
(-622) погрешность в 1 год
| ٠
| ١
| ٢
| ٣
| ٤
| ٥
| ٦
| ٧
| ٨
| ٩
|
|
| сифр
| уахэд
| йнаан
| алаа
| арабаа
| хамса
| ситта
| сабаа
| тамааниа
| тисаа
|
| Тибетский
| ༠
| ༡
| ༢
| ༣
| ༤
| ༥
| ༦
| ༧
| ༨
| ༩
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
СКОРОПИСЬ
90-е годы XVII века – самая трудноразбираемая скоропись.
Характерные особенности:
o Вынос букв наверх строки.
o Пропуск этимологических -ъ, -ь.
o Упрощение правописания в целом.
o Отсутствие большого юса Ѫ, греческих букв, диакритических надстрочных значков придыхания и удареня.
o Вариация форм букв, в зависимости от их соседства.
o Соединение букв в слове.
o Размашистый росчерк пера.
Литература:
Гальченко М.Г. «Вязь и скоропись»
Черепнин Л.В. «Русская палеография»
ТАЙНОПИСЬ
А
| В
| Г
| Д
| Ж
| З
| К
| Л
| М
| Н
| простая литорея
| Щ
| Ш
| Ч
| Ц
| Х
| Ф
| Т
| С
| Р
| П
|
|
| 1 000
| А
В И
Г З
Д S
| i Ч
К П
Л О
М
| Р Ц
С W
Т
ОУ Х
| Е
| H
| Ф
|
Система «чуждых письмен»:
1. Тайнопись глаголицей – древнейший памятник тайнописи XII-XIII век.
2. Тайнопись греческой азбукой - с XV века. При этом записи по языку остаются русско-славянскими, по шрифту же становятся греческими. Для русских букв, отсутствующих в греческом алфавите (ч, ж, ц, ю, я) используются или приблизительные греческие аналоги, или деформированные кириллические буквы, или вновь придуманные знаки.
3. Татарская азбука - 1653 год.
4. Тайнопись латиницей - XVII-XVIII века, ее проводниками являлись представители киевского духовенства, преподававшие язык в московских школах или бывшие переводчики.
5. Пермская азбука - XV- начало XVI века. (Рублев, Донской, Стефан Пермский)
Некоторые православные аббревиатуры:
ХХХХ – Хоругви Христовы Христианам Хвала
ББББ – Бич Божий Бьет Бесов
ВВВВ – Возвращение Вечное Верным В Рай
ВВВВ – Внеси В него Веселье Вечное
ДДДД – Древу Добро, Досада Дьяволу
ДДДД – Древо Дарует Древнее Достояние
КККК – Крест Крепости Константину К вере
СССС – Свет Сотвори Сети Сатане
КЕЯ – Крест Елейный Явися
КЦА – Крест Церкви Альфа
КЦД – Крест Царя Держава
ММК – Много Молитесь Кресту
КРЕСТЫ
ПРАВОСЛАВИЕ
Классификация храмов, монастырей и священнослужителей.
Священный синод – наши дни.
Святейший синод – 1822-1917 годы, министерство вместо патриаршества.
Как правило, православное сооружение культового назначения ориентированно алтарем на восток. Однако бывают исключения.
o Церковь село Безруково (Ершово), Ишимский район Тюменской области. На ее восточной стороне находится вход в северный предел.
Храм – сооружение, в котором есть престол и совершается евхаристия.
Часовня – сооружение, где престола нет, соответственно нет и таинств.
Собор – главный храм города или монастыря.
Соборная часовня – северное, беспоповское старообрядчество. Главная часовня какого-то региона.
До 1917 года ~1000 монастырей, к 1960-му году до 30.
Лавра – название некоторых крупнейших мужских православных монастырей, имеющих особенное историческое и духовное значение (монастырь на Афоне - лавра). На данный момент на территории России две лавры и на территории Украины три:
1. Киево-Печерская лавра, 1051 год, Киев.
2. Почаевская лавра, 1240 год, 1257 год, Почаев.
3. Троице-Сергиева лавра, 1337 год, Сергиев Посад, Сергий Радонежский.
4. Александро-Невская лавра, 1710 год, 1797 год, Санкт-Петербург.
5. Святогорская лавра, 1526 год, Святогорск. Статус лавры с 2004 года.
Подчиняются или патриарху или священному синоду.
Ставропигиальные монастыри (ставрос – крест (греч.)) при основании, крест забивается патриархом или другим высоким лицом. Сейчас их число резко увеличивается (по состоянию на 2013 год, 15 женских монастырей и 15 мужских), раньше их было всего 6 штук:
1. ? Московский Симонов монастырь, 1370–1920 годы.
2. Спасо-Яковлевский монастырь, конец XIV века, 1764–1888 годы – статус ставропигии, Ростов.
3. Заиконоспасский монастырь, XV век.
4. Соловецкий монастырь, 1420-е–1430-е годы.
5. Новоспасский монастырь, 1490 год.
6. Донской монастырь, 1591 год, 1745 год – статус ставропигии.
7. Новоиерусалимский монастырь, 1656 год.
Общежительные монастыри – все коллективное.
Не общежительные монастыри – наоборот.
Киновия – у настоятеля тоже ничего нет.
Конкубинат – совместный.
Скиты – с XIV века.
Миссионерские монастыри.
Литература:
Зверинский В.В. «Книга о монастырях»
Зыбковец В.Ф. «Национализация монастырского имущества в Советской России»
МНОГОГЛАВЬЕ
Часто, количество глав храмов связано просто с количеством приделов.
~25 глав – Церковь Покрова Пресвятой Богородицы (Вытегорский Погост). Начало XVIII века (1708 год), село Анхимово, Вытегорский район Вологодской области. Сгорела в октябре 1963 года. Воссоздана в 2008 году в Невском лесопарке Всеволожского района Ленинградской области.
21 глава – Церковь Преображения Господня. (Кижский Погост). Начало XVIII века (1714 год), остров Кижи.
Тринадцать глав – символизируют Христа и двенадцать апостолов.
o Собор Святой Софии (Софийский Собор). Первая половина XI века (1037 год), Киев.
Девять глав – образ небесной Церкви, состоящей из девяти чинов ангелов и девяти чинов праведников.
o Собор Покрова Пресвятой Богородицы, что на Рву (Собор Василия Блаженного). Середина XVI века (1555-1561 годы), Красная Площадь, Москва (ст.м. Площадь Революции)
o Спасская церковь в Толгском монастыре. Первая половина XVIII века, Ярославль.
o Ильинская церковь (Чухчерьмский Погост). Середина XVII века (1657 год), село Чучьхерьма, Архангельская область.
Семь глав – символизируют семь Таинств церкви, семь Вселенских Соборов, семь добродетелей.
o Церковь Белая Троица. Середина XVI века (1564 год), Тверь.
Пять глав – символизирует Христа, как главу церкви и четырех евангелистов.
o Успенский собор Московского Кремля. Конец XV века (1475-1479 годы), Кремль, Москва (ст.м. Площадь Революции)
o Храм Рождества Пресвятой Богородицы в Бутырской Слободе (в Бутырках). Конец XVII века (1682–1684 годы), Бутырская улица д. 56, Новодмитровская улица, д. 47, Москва (ст.м. Дмитровская – Савеловская)
Четыре главы– символизирует евангелистов, стороны света.
o Церковь в Боровске (в 1958 году рухнула глава).
Три главы
Две главы – символизирует земную и небесную ипостаси Христа.
o Церковь Космы и Дамиана в Старых Панех. Середина XVI века (1564), Старопанский переулок, д. 4, Москва (ст.м. Китай-город)
o Церковь Алексея человека Божия в Алексеевском монастыре. Начало XVII века (1634 год), на месте Храма Христа Спасителя, Москва.
o Знаменская церковь. Середина XVIII века (1742 год), село Ухтомское, Вашкинский район Вологодской области.
o Введенская церковь. Конец XVII века (1684), село Осиново, Виноградовский район Архангельской области.
Пятиглавая колокольня – Церковь Успения Пресвятой Богородицы на Покровке. Начало XVI века (1511 год), Москва. Разрушена в 1936 году.
Литература:
Бессонов Герман Борисович «Распорные конструкции», «О сводах в древнерусском зодчестве»
Любимов.
КОЛОКОЛА
Би́ло — древний сигнальный инструмент, изготовленный из дерева или железа. Прообраз колокола. Звук извлекается посредством удара палкой или специальным молотком по поверхности инструмента. Впервые било начали использовать на Руси в конце X века.
o Храм Всех Святых. Конец XIX века (1887), арх. Никифоров, 2-й Красносельский переулок, д. 7 (ст.м. Красносельская)
Православный колокол статичен, но бывают исключения.
Колокольня – вертикальна, Звонница – нет.
Колокола с отверстиями, XVII век.
o Церковь Вознесения Господня в Коломенском. Начало XVI века (1532 год), Москва (ст.м. Коломенская)
o Валдай.
Очепной колокол (валовый колокол) – колокол, закрепленный на поворотном валу и приводимый в движение с помощью очепа.
2/3 – обычный колокол.
Карильон – многофункциональная колокольня. Колокольный многоголосный музыкальный инструмент западноевропейского происхождения, на котором играет карильонер. Известен с IX века. В XV-XVI веках распространился на всём христианском Западе (Бельгия, Голландия).
o Колокольня Петропавловского собора. Начало XVIII века (1708 год), арх. Д. Трезини, Санкт-Петербург.
Литература:
Пухначев Е.В. «Загадки звучащего металла»
Тосин Г.Г. «Колокола и звонницы России»
Оловянишников
ИКОНОСТАС
Зарождение иконостаса – начало XV века.
Тябловый иконостас.Тябло–деревянный брус алтарной преграды, использующийся для установки икон.
5 ярусов.
Первый чин – местный (местная икона).
Справа от Царских врат икона Спасителя, слева — икона Богоматери. Справа от иконы Спасителя обычно находится храмовая икона, то есть икона того праздника или святого, в честь которого освящен данный храм.
Второй чин – праздничный.
В нём помещаются иконы основных событий Евангельской истории, то есть двунадесятых праздников.
Третий чин – деисусный, апостольский.
Главный ряд иконостаса, с которого началось его формирование. В центре деисуса всегда икона Христа. Справа и слева иконы предстоящих и молящихся Христу: слева — Богоматери, справа — Иоанна Предтечи, далее архангелов Михаила (слева) и Гавриила (справа), апостолов Петра и Павла. При большем количестве икон состав деисуса может быть разным. Изображенные на иконах деисуса святые должны быть повернуты в три четверти оборота ко Христу, так что они показаны молящимися Спасителю.
(Второй и третий чины иногда меняются между собой местами)
Четвертый чин — пророческий.
В нём помещены иконы ветхозаветных пророков со свитками в руках, где написаны цитаты их пророчеств. (Могут быть и другие люди, связанные с предвестием рождения Христа: цари Давид, Соломон, Илья пророк и т.д.). В центре ряда обычно икона Богоматери Знамение или Богоматерь с Младенцем на престоле (в зависимости от того, поясные или ростовые изображения пророков). Однако есть ранние примеры пророческих рядов без иконы Богоматери. Количество изображаемых пророков может варьироваться в зависимости от размеров ряда.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|