Сделай Сам Свою Работу на 5

I. Паспорт комплекта оценочных средств





Каждому члену комиссии по показателям и критериям оценки во время защиты раздается экспертная форма в виде таблицы. Эксперту предлагается оценить проектную работу и выступления по защите по пятибалльной шкале. В итоге балл по каждому критерию суммируются и вычисляется средний балл. Так же вычисляется средний балл, который и является оценкой проекта. Оценка по дисциплине выставляется каждому учащемуся с учетом его личного вклада.

II. Комплект оценочных средств

Подготовка и защита проекта

 

Примерная тематика: 1. Бизнес-идея и учреждение предприятия малого бизнеса Подготовить проект и презентацию защиты проекта группой численностью три человека с распределением участия по разделам проекта: бизнес идея, бизнес-план, регистрация предприятия. Проект разрабатывается группой, участники самостоятельно распределяют роли участия в соответствии с профессиональными компетенциями. Оцениваться будет каждый участник по показателям, заданным для каждой профессиональной компетенции. В ходе защиты могут задаваться дополнительные вопросы направленные на проверку освоения обучающимися всех профессиональных компетенций, в результате ответа на которые учащиеся могут получить либо дополнительные баллы, либо оценка может быть снижена. Эксперт по результатам защиты вправе добавить дополнительные баллы любому из обучающихся. Дополнительные баллы, выставленные каждым экспертом суммируются и выставляются как средние баллы. Рекомендуется провести обсуждение и согласовать итоговую оценку каждому обучающемуся. Требования к структуре и оформлению проекта:
  • цель проекта (бизнес-идея);
  • общее краткое представление предприятия;
  • организационно-управленческая структура предприятия;
  • предполагаемые результаты в сопоставлении с существующими, в том числе, у реальных и потенциальных конкурентов;
  • основные этапы проекта;
  • потребности в ресурсах разного рода (по каждому этапу и по проекту в целом);
  • стоимость выполнения проекта (по каждому этапу и по проекту в целом);
  • временные рамки проекта;
  • предполагаемые формы и содержание участия партнеров (по работам и этапам); возможные направления сотрудничества с потенциальными партнерами.
  • регистрация предприятия
Оценка проекта (включая структуру и оформление)
Предмет(ы) оценивания Показатели оценки Критерии оценки
ПК 1.1. Разработка предпринимательской идеи Качество бизнес-идеи Степень проработанности бизнес-идеи
Реалистичность
Оригинальность
ПК 1.2. Разработка бизнес-плана Качество представления Соответствие содержания презентации бизнес-плану Коммуникативность Распределение ролей
Реалистичность Точность финансово-экономического обоснования
Глубина проработки Учет всех элементов рынка (условия) и факторов влияющих на развитие
Уровень конкретизации Наличие конкретной информации о ресурсах (аренда,кредит)
Равновесное участие каждого Вклад каждого
Использование профессиональной терминологии Точность использования Адекватность применения
Готовность к бизнес-работе в группе Умение работать в группе
Качество оформления бизнес-плана Отсутствие неряшливости, соответствие гостам
ПК 2.1. Готовность к юридическому оформлению предпринимательской деятельности Полнота информации Наличие документов по всем шагам
Проработанность шагов Наличие и полнота алгоритма

Экспертный лист





ФИО эксперта_________________________________

ФИО защищающихся участников группы________________________

№ ПК Показатели Критерии Баллы
ПК 1.1 Качество бизнес-идеи Степень проработанности бизнес-идеи  
Реалистичность  
Оригинальность  
Обобщающая оценка  
ПК 1.2 Качество представления Соответствие содержания презентации бизнес-плану  
Коммуникативность
Распределение ролей
Реалистичность Точность финансово-экономического обоснования  
Глубина проработки Учет всех элементов рынка (условия) и факторов влияющих на развитие  
Уровень конкретизации Наличие конкретной информации о ресурсах (аренда, кредит)  
Равновесное участие каждого Вклад каждого  
Использование профессиональной терминологии Точность использования  
Адекватность применения
Готовность к бизнес-работе в группе Умение работать в группе  
Качество оформления бизнес-плана Отсутствие неряшливости, соответствие гостам  
Обобщающая оценка  
ПК 2.1 Полнота информации Наличие документов по всем шагам  
Проработанность шагов Наличие и полнота алгоритма  
Обобщающая оценка  
Итоговая средняя оценка  

ФИО обучающегося (дополнительные баллы экспертов – прибавляется до 2 баллов) _____________________________________________________



Эксперты:

____________________ ___________________ ______________

(место работы) (занимаемая должность)

(инициалы, фамилия)

 

____________________ ___________________ ______________

(место работы) (занимаемая должность)

(инициалы, фамилия)


 

СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

 

 

Тема 1. Рынок труда

Рынок труда – это экономическая категория, характеризующая систему социально–трудовых отношений по поводу удовлетворения потребности экономики в рабочей силе и реализации гражданами права на труд, осуществляемых посредством обмена на основе спроса и предложения рабочей силы и рабочих мест.

Рабочая сила – это обобщенная характеристика способности человека к труду, свидетельствующая о его физических и духовных возможностях, используемых в процессе трудовой деятельности. Это запас физической и умственной энергии человека, зависящей от его здоровья, знаний, способностей, возраста и природных данных. Термин «рабочая сила» иногда употребляется в значении «трудовые ресурсы» и «экономически активное население».

Трудовые ресурсы – это часть населения, обладающая способностями и возможностями участвовать в труде в соответствии со своими возрастными, физическими данными, знаниями и практическим опытом, профессиональной подготовкой. К ним относят трудоспособных мужчин и женщин в возрасте от 16 лет до пенсионного, установленного законодательством страны.

Экономически активное население – эта часть населения, которая проявляет трудовую активность, стремиться работать, участвует в труде. В эту группу входят и лица в возрасте до 16 лет и пенсионеры, занятые трудовою деятельностью; не входят домохозяйки, учащиеся, безработные, не ищущие работу.

Основными субъектами рынка труда являются наемные работники и работодатели. На рынке труда получает оценку стоимость рабочей силы, определяются условия ее найма, в том числе величина заработной платы, условия труда, возможности получения образования, профессионального роста, гарантии занятости. Рынок труда отличается от всех других рынков тем, что на нем в качестве товара выступают физические, интеллектуальные и эмоциональные способности людей.

Круг продавцов на рынке труда чрезвычайно широк. В него входят люди самых разных профессий, которые в качестве товара предлагают свои компетенции.

Для успешного поведения на рынке труда необходимо его законы (закон спроса и предложения): какие профессии требуются сейчас, какие профессии перспективны и востребованы, какова оплата труда и т.д. Рынок труда через конкуренцию наемных работников стимулирует их к расширению профессионального мастерства и повышению их квалификации. Работник широкого профиля, творческий, коммуникабельный, умеющий быстро ориентироваться в новой обстановке, не останется без работы. Работники знают, что работодатели предъявляют возрастают требования к уровню профессиональной подготовки, к качеству рабочей силы. Рынок труда активизирует мобильность, движение рабочей силы между предприятиями внутри отрасли, между отраслями и регионами.

Спрос на рынке труда зависит от положения дел на товарных рынках. Поэтому кадровый заказ формируется не только государством, но и предприятиями, отраслями. В условиях рынка различные отрасли и предприятия определяют текущие и перспективные потребности в кадрах, а также содержание профессионального труда, его черты и особенности.

Спрос на рабочую силу определяется потребностью работодателей при найме людей для производства товаров и услуг в соответствии со спросом в экономике. Предложение рабочей силыхарактеризует численность и состав людей, способных к труду, заинтересованных и нуждающихся в получении работы.

Рыночная система хозяйствования устраняет административный порядок обязательного распределения выпускников учебных заведений на определенные предприятия и учреждения. Работодатель самостоятельно и независимо подбирает себе специалистов, стараясь найти такого, который владеет несколькими профессиями. Поэтому часто профессионал высокого класса в какой-то период может оказаться без работы, т.к. нет спроса на рынке труда на его профессию.

Безработица - это ситуация в экономике, когда люди, которые могут и желают работать, находятся в поиске подходящих рабочих мест. Люди, включаемые в рабочую силу, могут быть отнесены или к занятым, или к безработным. Занятые – люди, имеющие место работы в общественном производстве. Безработные – это люди, не имеющие работы, активно ее ищущие, но не нашедшие работу по какой-либо причине. По общему правилу решение о признании гражданина безработным принимается органами службы занятости по месту его жительства не позднее 11 дней со дня предъявления указанным органам паспорта, трудовой книжки, документов свидетельствующих о профессиональной квалификации, справки о среднем заработке за последние 3 месяца по последнему месту работы.

Для ранее не работавших и впервые ищущих работу этот перечень ограничивается необходимостью предъявления паспорта и документа об образовании. Органы службы занятости при отсутствии возможности предоставить подходящую работу гражданину в течение 10 дней со дня его регистрации признают его безработным с первого дня предъявления необходимых документов.

Рынок труда имеет сложное строение. Прежде всего, из общей численности населения можно выделить две крупные группы: люди способные и неспособные работать по найму.

При всей схожести развития экономик и социальных сфер развитых стран политика занятости привела к формированию разных моделей рынка труда, которые можно свести к двум типам: внешний (или профессиональный) и внутренний рынки труда. Внешний рынок труда предполагает мобильность рабочей силы между фирмами. Внутренний - основан на движении кадров внутри предприятия, либо на перемещении работника на новое рабочее место, сходное по выполняемым функциям и характеру работы с прежним местом, либо на более высокие должности и разряды. Внешний рынок труда требует наличия у работников профессий, которые могут быть использованы разными фирмами. Профессию и квалификацию работников, сосредоточенных на внутреннем рынке труда, сложнее использовать для других предприятий, так как они носят специфический характер, обусловленный работой на конкретном месте. Особенности производственных отношений на внутреннем рынке труда могут препятствовать переходу работников на другие предприятия.

Тенденции в экономическом развитии, которые приводят к сокращению продолжительности рабочего времени, вызывают к жизни новую форму функционирования – гибкий рынок труда.Структурная перестройка экономики, сокращение удельного веса занятости и увеличение сферы услуг с ее возможной организацией нестандартных форм занятости, непрерывное обновление материальной базы производства, постоянное изменение объема и структуры спроса на товары и услуги изменили потребности предприятий в количестве и качестве рабочей силы. Становлению гибкого рынка труда способствовали и социальные факторы: меняющиеся потребности работников в условиях труда на протяжении трудовой жизни, необходимость в периодическом обновлении знаний, расширение профессионального профиля, возможность выбора подходящего режима рабочего времени.

Если спрос работодателя на работников не удовлетворен на 100 % за счет тех, кто уже работает по найму и в данный момент ищет работу, то в сферу интересов работодателя входят и те, кто впервые предлагает свой труд. Это сфера потенциального рынка труда.

Существует множество факторов, вследствие которых происходит непрерывное увольнение наемных работников с огромного числа предприятий в любой стране с развитой рыночной экономикой. Происходит массовое перемещение наемных работников с одних рабочих мест, предприятий, отраслей на другие. В ходе такого перемещения, а также при выходе из сферы потенциального рынка труда образуются перерывы в работе по найму разной продолжительности. Следовательно, в каждый данный момент времени какая-то часть наемных работников находится между выходом из одних и включением в другие части рынка труда. Эта сфера называется циркулирующим рынком труда.

Наряду с общим рынком труда существует также рынок труда отдельных профессий. Здесь речь идет о колебаниях спроса и предложения отдельных профессий, что связано с научно-техническим прогрессом и структурной перестройкой экономики. Западные специалисты выделяют пять групп работников, имеющие различные гарантии занятости и материальной обеспеченности:

· высокопрофессиональные работники с высоким социальным статусом и стабильной занятостью: уровень оплаты и условия труда соответствуют мировым стандартам (таких работников меньшинство);

· работники, конкурирующие между собой на рынке труда, но все же имеющие гарантии занятости и не подверженные массовой безработице; в их число входят большинство квалифицированных работников;

· работники, занятые физическим трудом, преимущественно в добывающих и обрабатывающих отраслях промышленности; их профессии исчезают вместе с сокращением отраслей, уровень зарплаты поддерживается профсоюзными организациями, а занятость защищена коллективными договорами;

· работники тех профессий, которые имеются в избытке на рынке труда: сфера услуг с низкой производительностью труда, уровень зарплаты у них низок, и их занятость не гарантирована;

· контингенты населения, относительно отстраненные от рынка труда - молодежь и те, кто долгое время являлся безработным.

Функционально-организационная структура рынка труда включает в условиях развитой рыночной экономики следующие элементы:

· принципы государственной политики в области занятости и безработицы;

· систему подготовки кадров;

· систему наймов, контрактную систему;

· фонд поддержки безработных;

· систему переподготовки и переквалификации;

· биржи труда;

· правовое регулирование занятости.

Национальный рынок труда охватывает все общественное производство, через него каждая отрасль получает необходимые ей кадры не только заданного профессионально-квалификационного состава, но и определенных культурных и этико-трудовых достоинств, адекватных требованиям экономики. На рынке труда реализуется возможность:

· свободного выбора профессии, отрасли и места деятельности, поощряемого приоритетными предложениями (уровень оплаты труда, возможности реализации творческих замыслов и так далее);

· найма и увольнения при соблюдении норм трудового законодательства, защищающего интересы граждан в плане гарантий занятости, условий труда, его оплаты;

· независимой и вместе с тем экономически поощряемой миграции трудовых ресурсов между регионами, отраслями и профессионально – квалификационными группами, которой обычно сопутствует улучшение условий жизни и трудовой деятельности, чему способствует наличие высокоразвитых, повсеместно доступных рынков высококачественного жилья, потребительских товаров культурных и духовных ценностей;

· свободного движения заработной платы и других доходов при сохранении приоритета квалификации и образования, соблюдение установленного законом гарантированного минимума зарплаты, обеспечивающего прожиточный минимум, и регулирование верхнего предела доходов через налоговую систему.

В соответствии с современной экономической теорией существование и функционирование полноценного, конкурентного рынка труда предполагает ряд взаимосвязанных условий:

- большое количество независимых субъектов, представляющих сторону спроса и сторону предложения на рынке труда;

- рыночные мотивации поведения экономических субъектов на рынке труда;

- экономическая свобода, или свобода выбора для субъектов на рынке труда;

- высокая степень потенциальной мобильности субъектов на рынке труда;

- общая рыночная (конкурентная) среда в экономике.

Незанятая молодежь представляет собой один из четко определенных устойчивых сегментов рынка труда, характеризующийся стабильным ростом предложения рабочей силы. Молодежный рынок труда формируется молодыми людьми, нуждающимися в трудоустройстве. Это незанятые выпускники вузов, колледжей. Молодежный рынок труда имеет свою специфику. Во-первых, он характеризуется неустойчивостью спроса и предложения, обусловленной изменчивостью ориентацией молодежи, ее социально-профессиональной неопределенностью. Положение усугубляется обострением социальных проблем молодежи, связанных с коренным изменением социокультурных и политических условий развития личности, что влечет за собой возрастающие трудности самоопределения молодых людей, в том числе и в профессиональном плане.

Во-вторых, специфична для молодежного рынка труда низкая конкурентоспособность по сравнению с другими возрастными группами. Молодежь подвергается наибольшему риску потерять работу или не трудоустроиться. Возможности трудоустройства новой рабочей силы, вступающей на рынок труда впервые, сокращаются. Ограничение спроса на рынке труда снижает возможности трудоустройства выпускников учебных заведений.

В-третьих, молодежный рынок труда характеризуется большой вариантностью. Это обусловлено тем, что на него выходят выпускники учебных заведений, осуществляющих подготовку специалистов по всем возможным профессиям. Отсутствие спроса на региональном рынке труда на многие из них приводит к тому, что большая часть ищущих работу молодых людей, в том числе недавних выпускников учебных заведений, трудоустраивается по специальностям, далеким от базового образования, для многих переподготовка является единственной возможностью получить работу. Ежегодно из числа выпускников каждый четвертый становится потенциальным кандидатом на переобучение, получение второй профессии. Кроме того, пятая часть молодых людей увольняется из-за неудовлетворенности профессией, характером труда уже в первый год работы после окончания учебного заведения.

Основные трудности, возникающие на молодежном рынке труда:

· отсутствие у выпускников вузов требуемого работодателями стажа и опыта работы и сложность получения этого опыта;

· проблема дисбаланса между спросом на определенные специальности на рынке труда и существующим предложением специальностей со стороны ищущих работу;

· инфантилизм молодежи в поиске работы;

· неосведомленность населения о своих правах и возможностях в поиске работы.

Наличие опыта работы и стажа работы, желательно по специальности, на сегодняшний день является одним из существенных требований к кандидатам на замещение предлагаемых на рынке труда вакансий. Соответственно, не имеющих опыта работы и стажа выпускников вузов в этом случае на работу зачастую берут неохотно. Следовательно, выпускники не имеют не только опыта работы, но и возможности получения такого опыта. Решение этой проблемы связано с использованием нескольких механизмов:

- квотирование рабочих мест для выпускников;

введенная на региональном уровне система налоговых льгот для работодателей, принимающих на работу выпускников организаций высшего и среднего профессионального образования;

практика временного найма на разовые работы, такие как различного рода рекламные акции, маркетинговые исследования, социологические опросы, работа в сфере политики, занятость на общественных работах, деятельность в общественных организациях в качестве волонтеров.

Актуальной проблемой остается несоответствие между тем, какие специальности на конкретный момент требуются на рынке труда, и тем, специалистов выпускают вузы и колледжи. В данном случае речь идет о том, что рынок труда в настоящее время даже приблизительно сложно прогнозировать на те же пять-шесть лет, поскольку экономическая ситуация в обществе нестабильна. Приобретая, казалось бы, востребованную профессию, выпускник рискует оказаться нетрудоустроенным по окончании обучения в связи с резко изменившимся спросом на рынке труда. В данном случае наиболее важным представляется наличие у выпускников навыков, позволяющих быстро адаптироваться к изменившейся ситуации. Создание информационных систем, позволяющих учитывать спектр вакансий, анализировать их и прогнозировать ситуацию на рынке труда может обеспечить пропедевтику риска невостребованности для выпускников.

Однако наличия только внешних благоприятных условий недостаточно, необходима активная позиция самих молодых людей на рынке труда. Молодые люди зачастую не используют многие из существующих возможностей нахождения работы.

В настоящее время население не только не обладает адекватными компетенциями в области поведения на рынке труда, но элементарно не информировано о возможностях поиска работы. При этом играет роль как пассивная позиция в поиске работы, так и определенного рода предрассудки, неверная интерпретация ищущими работу гражданами своего положения как неудачника и просителя. В конечном итоге широкое информирование граждан о существующих возможностях и правах в поиске работы позволить частично снять каждую из названных проблем.

Российский рынок труда в условиях рыночной экономики значительно изменился: исчезла потребность в работниках одних профессий, возникла – в других, вырос спрос на третьих, появились безработные. Рынок труда приобрел динамику и постоянную тенденцию к изменениям, колебания спроса и предложения рабочей силы стали его неотъемлемой характеристикой. В поисках работы находятся граждане разных возрастных категорий. Среди безработных около 20% составляет молодежь. Средний возраст безработных – 34 года. Лица, не работающие более 6 месяцев, постепенно адаптируются к своему статусу безработного и теряют интерес к трудоустройству.

На сегодняшний день на рынке труда пользуются повышенным спросом:

- квалифицированные рабочие различных профессий и специальностей: слесарь-монтажник, машинист экскаватора, слесарь-сантехник, монтажник технологического оборудования, автослесарь, машинист холодильных установок, слесарь-инструментальщик, закройщик, швея, портной, кондитер, слесарь-ремонтник, парикмахер и др.;

- брокеры, секретари-референты, предприниматели, аудиторы, банковские работники, специалисты по маркетингу, социальные работники, преподаватели; специалисты по рекламе, маркетингу, менеджменту, в области упаковки и хранения продукции, в сфере агросервиса и экологии;

- организаторы фермерского хозяйства со знанием основ менеджмента и маркетинга, механизаторы широкого профиля, печники, профессионалы в области народных ремесел и промыслов и др.;

- специалисты, связанные с информационными технологиями, биотехнологиями, энергоснабжением, аудиторским контролем, управлением финансами и деятельностью в области налогообложения.

Как мы видим, рынку труда нужны работники различных профессий и специальностей. Но требования, предъявляемые к ним со стороны работодателей, во многом сходные: знание иностранного языка, умение пользоваться компьютером, наличие водительских прав. Практически все работодатели хотят иметь специалистов с высшим образованием. Но главное условие — опыт работы на аналогичной должности не менее трех лет.

Тема 2. Теория и практика трудоустройства

В соответствии со ст. 37 Конституции РФ каждый гражданин имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию. В целях реализации права граждан на труд государство прилагает усилия по их трудоустройству, правовое регулирование которого призвано обеспечить занятость населения в нашей стране. Общие вопросы занятости и трудоустройства урегулированы Законом РФ от 19 апреля 1991г. (в редакции Федерального закона от 20 апреля 1996 г. № 36-ФЗ) «О занятости населения в Российской Федерации». Понятия "занятость" и "трудоустройство" связаны между собой как цель и средство ее достижения, причем каждое из них рассматривается в двух смысловых значениях: широком и узком.

Согласно ст.1 закона «О занятости населения в Российской Федерации» занятость в широком значении - это деятельность граждан, связанная с удовлетворением личных и общественных потребностей, не противоречащих законодательству РФ, и приносящая, как правило, им заработок и иной трудовой доход. В узком значении занятость представляет собой приносящую регулярный заработок и иной доход трудовую деятельность по любым основаниям (например, по найму, на основе членства, выборов и т. д.), период осуществления которой включается в трудовой стаж, дающий право на государственное социальное страхование (обеспечение пособиями, пенсиями и предоставление льгот для работающих).

Трудоустройство - это процесс подбора места работы и соответствующего оформления путем заключения трудового договора с определенным работодателем. Трудоустройство является реализацией гарантии права на труд. В результате трудоустройства возникают трудовые отношения между работодателем и работником.

Трудовые отношения работодателя и работника в Российской Федерации регулируются трудовым законодательством (Трудовым кодексом РФ, Федеральными законами и законами субъектов РФ, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации и нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти, нормативными правовыми актами органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, содержащими нормы трудового права). Трудовые отношения возникают на основании заключенного между сторонами трудового договора.

Трудовой договор - соглашение между работодателем и ра­ботником, в соответствии с которым работодатель обязуется пре­доставить работнику работу по обусловленной трудовой функции, обеспечить условия труда, предусмотренные трудовым законода­тельством и иными нормативными правовыми актами, содержа­щими нормы трудового права, коллективным договором, соглаше­ниями, локальными нормативными актами и данным соглашением, своевременно и в полном размере выплачивать работнику зара­ботную плату, а работник обязуется лично выполнять определен­ную соглашением трудовую функцию, соблюдать правила внутреннего трудового распорядка, действующие у данного рабо­тодателя.

В трудовом договоре содержатся обязательные и дополнительные сведения. Перечень обязательных условий трудового договора установлен ч. 2 ст. 57 Трудового кодекса. К таковым относятся: место работы, трудовая функция, дата начала работы, условия оплаты труда, режим, компенсации, характер работы, другие условия. В трудовой договор могут быть включены и другие обязательные условия. Их указывают в особых случаях, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

Интересы работодателя могут быть учтены в трудовом договоре в разделе о дополнительных условиях. ТК РФ предусматривает возможность дополнить трудовой договор следующими условиями:

§ уточнение места работы (с указанием структурного подразделения и его местонахождения);

§ установление испытательного срока;

§ определение ответственности за разглашение охраняемой законом тайны (государственной, служебной, коммерческой или иной);

§ определение срока отработки после обучения за счет работодателя;

§ предоставление возможности дополнительного страхования работника в случае качественной и продолжительной трудовой деятельности работника;

§ гарантия улучшения социально-бытовых условий работника и членов его семьи в случае качественной и продолжительной трудовой деятельности работника.

Включаемые в трудовой договор дополнительные условия не должны ухудшать положение работника по сравнению с действующим трудовым законодательством.

Возникновению трудовых отношений предшествует этап поиска работы. Это ответственный этап, который требует от соискателя рабочего места продуманных и обоснованных действий.

Общая идея эффективных действий при поиске и приеме на работе прямо вытекает из основ рыночной экономики. Соискатель вакансии – это продавец своего товара, ко­торый предлагает свои умения, знания, квалификацию, опыт, молодость, энергию, желание работать и быть полезным покупателю.

Общая задача любого покупателя состоит в том, чтобы приобре­сти именно тот товар, который будет максимально удовлетворять его потребности. Работодатель, выступающий в роли покупателя на рынке тру­да, хочет того же. Он желает нанимать людей, которые могут выполнять именно ту работу, которая им поручена. Однако если человек полагает, что на работу нанимают самого лучшего, опытного, знающего и умелого кандидата, то он недостаточно хорошо понимает, как работает рынок.

Представим знакомую ситуацию. Стоят два продавца. У обоих одинаковый товар и цена одна, но у одного покупают, а другой стоит без дела. Почему? Вероятно, успешный продавец правильно выбрал время и место продажи, или удачно расположил свой товар, или хорошо его рекламирует. А может быть, продавец просто приятно выглядит, вызывает доверие и желание купить именно у него. Любая торговая компания прекрасно знает, насколько сильно успех торговли зависит от причин, не связанных с качеством самого товара.

Исходя из этого, целью наших действий как продавцов является максимально полно и выигрышно представить свои личные и профессиональные качества и дать работодателю ту информацию, которая убедит его, что ваш «товар» лучше всего удовлетворит его потребности. Поэтому полезно знать правила позитивного влияния на мнение работодателя и самопрезентации.

К сожалению, часто бывает, что человек приступает к каким-то конкретным действиям, не имея позитивного настроя. Прежде всего, необходимо понять, что не бывает плохих и хороших установок. Все наши убеждения-установки хороши, но не все из них полезны и эффективны в данной конкретной ситуации. Установка считается полезной и эффективной, если она позволяет достигать успеха в конкретных условиях.

Существует две неполезные установки, которые мешают достигать успеха в ситуации трудоустройства. Первая может быть выражена словами: «Меня все равно не примут».

Действительно, если человек убежден в том, что цель недостижима, то прикладывать усилия бессмысленно. Потому, имея такую установку и встречаясь с самым минимальным препятствием, человек говорит: «Я же знал, что меня не возьмут!» С одной стороны, он вроде хочет достичь цели, с другой, хочет, чтобы его убеждения оказались правильными. Психологам известно, что в ситуации такого выбора человек всегда предпочитает подтвердить свое убеждение. Поэтому некоторые люди как будто специально делают все, чтобы их цель не была достигнута.

Другая неполезная установка выражается словами: «Меня все равно возьмут!» Это убеждение мешает верно оценить объективную ситуацию. Если человек действует, исходя из такого убеждения, то он обычно не замечает реальных препятствий на своем пути. Достижение цели зачастую требует усилий, учета обстоятельств, сообразительности и быстрой реакции на изменения.

Установка, наиболее полезная и эффективная для достижения успеха в трудоустройстве, основана на объективном анализе ситуации и логике. Ход рассуждений может быть следующий: «Если работодатель объявил о наличии свободного рабочего места, значит, он объективно нуждается в работнике. Если бы в его распоряжении был работник, который подходит для этого места, то он и был бы принят. Следовательно, работо­датель нуждается в работнике, но не знает, кого ему взять. Значит, я могу быть принятым на это место. Однако, работодатель, объявив о свободном рабочем месте, получает выбор из нескольких кандидатур. Следовательно, я должен доказать, что моя кандидатура наиболее подходит, что именно я могу наиболее эффективно выполнять ту работу, которую мне поручат». Исходя из этого, полезная и эффективная установка может быть сформулирована так: «Меня обязательно возьмут на работу, если я докажу работодателю свою полезность и нужность, продемонстрирую свои позитивные профессиональные и личные качества». Именно это убеждение в наибольшей степени учитывает реальное положение вещей и потому, опираясь на него, можно с наибольшим успехом выполнять все последующие действия.

Технологии поиска работы можно соотнести с двумя разными подходами или разными стилями поведения: конструктивным и неконструктивным. Конструктивный стиль помогает находить оптимальные пути и определяться в любых условиях для достижения целей. Неконструктивный - либо не приводит к успеху, либо сопряжен со многими затратами сил, эмоций и времени.

Особенности неконструктивного стиля.

1. Подчеркивание тяжести проблем, безвыходности положения. Люди с неконструктивным стилем поведения оценивают любую стрессовую ситуацию как чрезвычайную, катастрофическую. «Катастрофа» - наиболее подходящее слово, характеризующее ситуацию отказа в трудоустройстве.

2. Собственная беспомощность и ожидание помощи со стороны. Не принимая на себя ответственности за свою судьбу, человек часто осознает свою бесполезность, он ждет, что ему помогут. Он даже уверен в том, что ему должны помочь. Люди часто ждут помощи потому, что не верят в себя, в свои возможности и способности. Неверие порождает недооценку своих сил, способностей, своего потенциала.

3. Расплывчатое представление о собственных целях. Неконструктивно мыслящие люди не знают не только своих возможностей, но и своих потребностей. Желания, если они и высказываются, оказываются недостижимыми, или человек не видит путей их достижения. Это оправдывает бездеятельность и не способствует изменению ситуации.

4. Поиск оправданий. Неконструктивность предполагает, кроме подчеркивания тяжести проблемы, поиск оправдания своего бездействия. Нередко можно видеть, как человек с легкостью находит объяснения, почему та или другая работа ему не подходит.

5. Привязанность к одному варианту. Концентрация на единственном варианте делает маловероятным быстрое трудоустройство. Подобный стиль поведения лишает человека возможности увидеть и опробовать другие варианты.

Особенности конструктивного стиля поведения

1. Вера в возможность выхода. Человек с конструктивным стилем поведения в ситуации неудачи с трудоустройством мобилизует свои силы для разрешения ситуации. Отрицательные эмоции, безуслов

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.