Сущность интерактивных методов обучения на уроках в начальных классах
КУРСОВАЯ РАБОТА
По ПМ 04.Методическое обеспечение
Образовательного процесса
Интерактивные методы обучения
на уроках в начальной школе.
| Выполнила:
студентка 3 курса
группа 10-01
специальность 050146
Преподавание в начальных классах
Гусарова Мария Алексеевна
Руководитель:
Ужанова Т.Л.
|
Тюмень 2013г.
Оглавление:
Введение
Глава 1. Теоретические основы применения интерактивных методов в образовательном процессе.
1.1. Сущность интерактивных методов обучения на уроках в начальных классах.
1.2. Классификация интерактивных методов и их применение.
Глава 2. Опыт применения интерактивных методов в образовательном процессе.
2.1. Педагогическая характеристика 1 «Б» класса гимназии №12.
2.2. Реализация интерактивных методов обучения на уроках в начальных классах и анализ опыта их применения.
2.3. Результаты и рекомендации к применению.
Заключение
Список литературы
Приложения
|
|
Введение
Актуальность темы.Задачи и проблемы современного образования постоянно обсуждаются в нашей стране на самом высоком уровне. И это неудивительно, ведь сегодняшние школьники завтра будут строить будущее своей страны, укреплять ее престиж, повышать уровень жизни ее граждан. В настоящее время, когда образовательные стандарты постоянно повышаются, очевидно, что требуемые результаты не могут быть достигнуты с применением традиционных методов обучения.
Так в Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования предъявляется требование к условиям реализации основных образовательных программ, заключающеесяв широком использовании во время учебного процесса активных и интерактивных форм проведения занятий. Для помощи педагогам в учебный процесс внедряютсяинтерактивныеметодыобучения – как одно из важнейших направлений совершенствования подготовки учеников в образовательном учреждении.
Современные дети сильно изменились по сравнению с тем временем, когда создавалась ныне действующая система образования. В первую очередь изменилась социальная ситуация развития детей нынешнего века: резко возросла информированность детей; ограничилось общение со сверстниками; возникают трудности в высказывании собственного мнения; большинство современных детей не участвуют в деятельности детских организаций; наблюдается поляризация детей по уровню умственного и познавательного развития, сформированности познавательных интересов и инициативы.
Актуальность вышеперечисленного определяется не только социальным заказом, но и потребностями человека к самоопределению и самовыражению в условиях современного, информационного общества. Начальная школа - самоценный принципиально новый этап в жизни ребенка: начинается систематическое обучение в образовательном учреждении, расширяется сфера его взаимодействия с окружающим миром, изменяется социальный статус и увеличивается потребность в самовыражении.
Современное общество ставит перед школой задачу подготовки выпускников способныхсразу же применять полученные знания и навыки на практике, а также создавать что-то новое на базе полученной информации.Этих целей практически невозможно достигнуть без использования методов обучения, которые делали бы учеников не пассивными слушателями, а активными участниками обучающего процесса.
Таким образом, необходимо, чтобы учебный процесс происходил путем постоянного действия и взаимодействия всех учащихся. Именно такая возможность появилась с использованием интерактивных методов обучения.
Актуальность позволяет сформулировать тему курсовой работы: «Использование интерактивных методов обучения на уроках в начальных классах».
Объект исследования:процесс обучения младших школьников.
Предмет исследования:использование интерактивных методов в обучении младших школьников.
Цель исследования:изучить теоретические аспекты проблемы ипрактически обосновать применение интерактивных методов обучения в работе с младшими школьниками.
Задачи исследования:
- раскрытьсущность и особенности интерактивных методов обучения на уроках в начальных классах.
- дать характеристику и рассмотреть специфику применениянауроках в начальных классах интерактивных методов.
-проанализировать опыт учителя и собственный опыт по применению интерактивных методов в процессе обучения.
-разработать рекомендации по применению интерактивных методов.
Теоретико-методической основой исследования являются:классификация методов (Е.Я. Голант, Е.И. Перовским),определение интерактивного метода обучения (А.Ю. Прилепо), теоретическая классификацияинтерактивных методов обучения (О.А. Голубкова,А.Ю. Прилепо), рекомендации к применению интерактивных методов обучения (Т.А. Крайнова).
Методы исследования:
- изучение и анализ психолого-педагогической и специальной литературы; - наблюдение; - беседа; - анкетирование; - обобщение педагогического опыта; - метод самооценки; - изучение продуктов учащихся.
База исследования:
МАОУ гимназия № 12. 1 «Б» класс; учитель:Краева Елена Васильевна
Научная новизна исследования:выделила основные интерактивные методы обучения с точки зрения применения на уроках в начальных классах.
Практическая значимость:разработанные материалы могут использоваться в работе учителей начальных классов и студентов педагогических вузов.
Структура работы.
Работа состоит из введения, 2 глав, заключения, списка литературы и приложений.
Глава 1. Теоретические основы применения интерактивных методов в образовательном процессе
Сущность интерактивных методов обучения на уроках в начальных классах
В 60-х годах классификация методов по источнику передачи и характеру восприятия информации созданная Е.Я. Голант и Е.И. Перовским имела такой вид:
а)пассивное восприятие — слушают и смотрят (рассказ, лекция, объяснение);
б) активное восприятие — работа с книгой, наглядными источниками).
Но по мнению современных учёных в практике обучения при организации учебного процесса, основанного на степени осознанности восприятия учебного материала, классификация выглядит иным образом:
1. пассивный метод- обучаемый выступает в роли «объекта» обучения, учебная деятельность выражается как конспектирование, слушание;
2. активный метод- обучаемый является «субъектом» обучения, учебная деятельность реализуется через выполнение творческих заданий, самостоятельную работу, рефлексию;
3. интерактивный метод («Inter» - это взаимный, «act» - действовать) – означает взаимодействие, находиться в режиме беседы, диалога с кем-либо.
Интерактивные методы обучения - это взаимосвязанная совместная деятельность учащихся и учителя, при которой все участники образовательного процесса взаимодействуют друг с другом, обмениваются информацией, совместно решают проблемы, моделируют ситуации, оценивают действия друг друга и свое собственное поведение, погружаются в реальную атмосферу сотрудничества по совместному разрешению проблем [2, с.276].
Интерактивное обучение позволяет решать одновременно несколько задач, главной из которых является развитие коммуникативных умений и навыков. Данное обучение помогает установлению эмоциональных контактов между учащимися, обеспечивает воспитательную задачу, поскольку приучает работать в команде, прислушиваться к мнению своих товарищей, обеспечивает высокую мотивацию, прочность знаний, творчество и фантазию, коммуникабельность, активную жизненную позицию, ценность индивидуальности, свободу самовыражения, акцент на деятельность, взаимоуважение и демократичность. Использование интерактивных форм в процессе обучения, как показывает практика, снимает нервную нагрузку обучающихся, дает возможность менять формы их деятельности, переключать внимание на главные вопросы темы занятий.
Задачами интерактивных форм обучения являются:
· пробуждение у обучающихся интереса;
· использование оптимальных методов мотивации и стимулирования деятельности обучающихся;
· эффективное усвоение учебного материала;
· самостоятельный поиск учащимися путей и вариантов решения поставленной учебной задачи;
· установление воздействия между студентами, обучение работать в команде, проявлять терпимость к любой точке зрения;
· формирование у обучающихся мнения и отношения;
· формирование жизненных и профессиональных навыков;
· развивать навыки анализа, критичности мышления, взаимодействия, коммуникации;
· выход на уровень осознанной компетентности обучающегося.
Интерактивное обучение формирует способность мыслить неординарно, по-своему видеть проблемную ситуацию, выход из нее; обосновывать свои позиции, свои жизненные ценности; развивает такие черты, как умение выслушивать иную точку зрения, умение сотрудничать, вступать в партнерское общение, проявляя при этом толерантность по отношению к своим оппонентам, необходимый такт, доброжелательность к участникам процесса совместного нахождения путей взаимопонимания, поиска истины [10, с.215].
Интерактивное обучение повышает мотивацию участников в решении обсуждаемых проблем, что дает эмоциональный толчок к последующей поисковой активности участников, побуждает их к конкретным действиям.
Кроме того, интерактивное обучение основано на прямом взаимодействии учащихся со своим опытом и опытом своих друзей, так как большинство интерактивных упражнений обращается к опыту самого учащегося, причем не только учебному, школьному.
Принципы работы на интерактивном занятии:
· занятие – не лекция, а общая работа.
· все участники равны.
· каждый участник имеет право на собственное мнение по любому вопросу.
· нет места прямой критике личности (подвергнуться критике может только идея).
· все сказанное на занятии – не руководство к действию, а информация к размышлению.
Применяя на уроках интерактивные методы обучения, необходима умелая организация взаимодействия обучающихся на основе учебного материала, которая становится мощным фактором повышения эффективности учебной деятельности в целом.
Основной ступенью профессионального развития педагога обычно называют педагогическое мастерство, под которым традиционно понимают доведенную до высокой степени совершенства обучающую и воспитательную умелость, отражающую особую отшлифованность методов и приемов применения психолого-педагогической теории на практике, благодаря чему обеспечивается высокая эффективность учебно-воспитательного процесса.
При использовании интерактивных методов роль преподавателя резко меняется, перестаёт быть центральной, он лишь регулирует процесс и занимается его общей организацией, производит подбор темы, готовит заранее необходимые задания и формулирует вопросы для обсуждения в группах, даёт консультации, контролирует время и порядок выполнения намеченного плана. Активность преподавателя уступает место активности и самостоятельности младших школьников, его задачей становится развитие инициативных и предприимчивых школьников. Целью учителя является создание комфортных условий обучения, при которых слушатель чувствует свою успешность и интеллектуальную состоятельность, что делает продуктивным сам процесс обучения.
Следует обратить внимание на то, что в ходе подготовки занятия на основе интерактивных методов обучения перед преподавателем стоит вопрос не только в выборе наиболее эффективной и подходящей формы обучения для изучения конкретной темы, а открывается возможность сочетать несколько методов обучения для решения проблемы, что, несомненно, способствует лучшему осмыслению при изучении данной темы.[9]
Центральной частью всех занятия является интерактивное упражнение.
Цель этих упражнений заключается в практическом освоении материалаи достижении поставленных целей урока.
Проводится этот элемент в такой последовательности:
-инструктирование – учитель рассказывает про цели упражнения, про правила, последовательность действий и количество времени на выполнение заданий, спрашивает все ли понятно учащимся;
-объединение в группы или распределение ролей;
-выполнение задания, при котором учитель выступает как организатор;
-презентация результатов выполнения упражнения.
Если пассивные методы предполагали авторитарный стиль взаимодействия, то активные, в том числе интерактивные, больше предполагают демократический стиль, основанный на субъект-субъектных отношениях между его участниками (обучающим и обучающимися). В таких отношениях обучающий является не столько ментором, сколько равноправным участником общения, учитывающим мнение и уровень индивидуального развития обучающегося[6].
Таким образом, сущность интерактивных методов заключается втом, чтов учебномпроцессе учащийся становятся субъектом взаимодействия, он сам активно участвует в процессе обучения, следуя своим индивидуальным маршрутом.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2025 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|