Этапы адаптации молодых учителей к поликультурной
Образовательной среде
№
| Название этапа
| Содержание
| 1.
| Информационно-подготовительный
| Подготовка экспериментального материала [срезы, опросы]. Ознакомление с особенностями класса, родителями, членами коллектива
| 2.
| Организационно-подготовительный
| Обучение самодиагностике профессиональной адаптированности. Оценивание и рефлексия своей деятельности. Пути корректирования ее в целях самосовершенстования и саморазвития
| 3.
| Исходно-диагностический
| Объективная диагностика адаптированности начинающих учителей [позиция администрации по отношению к показателям адаптации]
| 4.
| Планово-деятельностный
| Обучение самооценке и рефлексии своей деятельности. Совместное корректирование деятельности учителя и администрации в целях самосовершенствования и саморазвития. Технологический аспект решения, включающий разработку индивидуально-ориентированных приемов создания «ситуации успеха» в различных видах педагогической деятельности
| 5.
| Итогово-диагностический
| Самодиагностика уровня адаптированности. Объективная диагностика адаптированности начинающего учителя. Определение уровня адаптированности в профессиональной деятельности по диагностическим уровням
| | | | |
Технология адаптации молодого педагога к поликультурной образовательной среде ориентирована на рассмотрение актуальных вопросов и проблем учительства; практическое и бережно сохранение сформированных традиций, привлечение молодых учителей к процессу целеполагания и планирования, делегирование административных прав, предоставление пространства для проявления профессиональных возможностей. При этом системообразующими факторами адаптации к поликультурной образовательной среде выступают вознаграждение и возможность личного развития, поскольку только 9% респондентов отмечают причастность к общему делу, к решению общественно значимых задач в избранной сфере деятельности, интереса к педагогической работе, в качестве факторов, способствующих проявлению мотивации трудовой деятельности, потребности в овладении педагогическими знаниями (Табл. 2).
Таблица 2
Уровень адаптации молодого педагога к поликультурной
Образовательной среде
Группа
| Количество
| Учебный год
| Отношение к профессиональной деятельности
| Мотивация
| Качество работы
| Участие в инновационной деятельности
| Самообразование
|
|
|
|
|
|
|
|
| | | 2008-2009
| 52%
| 48%
| 58%
| 49%
| 60%
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Контрольная
|
| 2009-2010
| 55%
| 51%
| 61%
| 53%
| 65%
| | 2012-2013
| 58%
| 55%
| 74%
| 60%
| 75%
|
Экспериментальная
|
| 2008-2009
| 45%
| 47%
| 53%
| 45%
| 58%
| 2009-2010
| 65%
| 55%
| 68%
| 62%
| 76%
| 2010-2011
| 78%
| 75%
| 77%
| 80%
| 89%
|
Полученные в ходе исследования данные позволяют утверждать, что у большинства респондентов экспериментальной группы готовность к профессиональной деятельности повысилась с 45% на 78%, что характеризует более высокий уровень адаптированности к образовательной среде школы. Также присутствует положительная самооценка и педагогический оптимизм, установка на сотрудничество и устойчивые ценностные ориентации, что предопределяется уровнем владения педагогическими технологиями, позволяющая большинству педагогов участвовать в инновационных процессах.
В заключенииисследования сформулированы следующиевыводы:
1. Теоретический анализ состояния проблемы адаптации позволяет резюмировать, что значимую роль в ней играет психологическая поддержка и развитие профессионально-важных качеств личности. При этом эффективность адаптации молодых учителей предопределяется выраженной направленностью и соответствующими способностями, для выявления которых целесообразно применить современные методы оценки и коррекции особенностей личности, начиная с адаптации к условиям обучения и общения.
2. В образовательной среде факторами, влияющими на адаптацию выступают овладение профессиональными знаниями, интересы, склонности, направленность на профессию, особенности темперамента, характер, способности и т.д. молодых учителей, что требует при решении проблемы адаптации молодых учителей к условиям образовательного учреждения использование комплексного научного подхода.
3. Адаптивный процесс для молодых педагогов имеет общие педагогические основы организации, вследствие чего для большей успешности данный процесс важно начинать до вступления в должность педагога, поскольку повышенная эмоциональность, ранимость, чувствительность и т.д. могут привести к нервно-психическим расстройствам, психосоматическим заболеваниям, нарушениям в эмоциональном и коммуникативном развитии личности.
4. Вуз с его учебно-методическими возможностями и интеллектуальной базой является лучшим местом для профессиональной адаптации, основным фактором которого молодого учителя к условиям образовательной среды выступает создание «ситуации успеха», способствующая формированию положительного отношения к деятельности, внедрению методических материалов (опросники, практические рекомендации), представляющих интерес для молодых учителей и работников образования.
5. Модель профессиональной адаптации к условиям поликультурной образовательной среды молодого педагога включает в себя информационно-подготовительный, организационно-подготовительный, исходно- диагностический, планово-деятельностностный, итогово-диагностический этапы и когнитивно-аксиологический, личностно-психологический, функционально-коммуникативный, организационно-целевой, содержательный, процессуальный и оценочно-результативный компоненты.
6. Психологическая поддержка как условие адаптации к поликультурной образовательной среды молодого педагога, соответствуя логике развивающего обучения, остается в образовательных учреждениях декларируемой ценностью, реализация которой осуществляется методом «проб и ошибок». При этом для адаптации молодых учителей разработка психологических программ, способствующих полноценной самореализации личности, оказанию психолого-педагогической помощи на этапе вхождения в профессию представляют собой последовательные шаги, способствующие активации, побуждению к оценке действительности через целостные формы поведения, разрешающие простые и сложные адаптационные задачи.
7. Сегодня во многих школах нет услуг психологической службы, отмечается дефицит психокоррекционных методик, учитывающих проблемы эмоционального развития, чем обусловлена необходимость проведения исследования, разработки программы оказания психолого-педагогической поддержки и обеспечения адаптивных возможностей взаимодействия со средой.
8. На процесс профессиональной адаптации личности к условиям современного образовательного учреждения оказывают влияние большое количество разнообразных факторов, среди которых: ценности и установки, стратегия поведения, система социальных отношений пропагандируемая в школе, вузе, педколлективе, степень принятия или непринятия и т.д.
8. Переход на профессиональные взаимоотношения часто приводит к дезадаптации, поскольку новые требования, используемая система оценок за успехи и промахи часто вызывает нарушения психосоциального статуса, личностного развития, что свидетельствуют о необходимости дополнительного внимания к развитию адаптивных механизмов, обеспечению психолого-педагогической поддержки со стороны окружающих.
9. В опытно-экспериментальной работе установлено, что модель и технология адаптации молодого педагога к профессиональной деятельности способствуют эффективному вхождению в реальную педагогическую среду.
Полученные в исследовании выводы не претендуют на исчерпывающее решение рассматриваемой проблемы, поскольку требуют последующего исследования проблемы, связанные с разработкой содержательной основы педагогической поддержки молодых педагогов, учёта фактов препятствующих вступление в профессиональную деятельность, с детализацией программ психолого-педагогического сопровождения и т.д..
Основное содержание диссертации отражено в следующих публикациях автора:
1. Магомедова Ф.А. Образовательное пространство школы как средство становления личности молодого учителя// Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Психолого-педагогические науки. – Махачкала, 2010. - №3 – С. 16-20 (0,5 п.л.). (Входит в перечень изданий, рецензируемых ВАК РФ).
2. Магомедова Ф.А., Квимсадзе Е.В. Методическая работа как условие профессиональной адаптации молодого учителя // Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Психолого-педагогические науки. – Махачкала, 2011. - №4 – С. 108-111 (0,43 п.л., авт. 03 п.л.). (Входит в перечень изданий, рецензируемых ВАК РФ).
3. Магомедова Ф.А. Методическая работа как условие профессиональной адаптации молодого учителя// Вестник университета.– М., 2014. - №5 – С. 155-160 (0,48 п.л.). (Входит в перечень изданий, рецензируемых ВАК РФ).
4. Магомедова Ф.А Поликультурная среда в многонациональной школе как условие успешной адаптации молодых учителей // Русский язык- язык межнационального общения. Региональная научно- практическая конференция. - Махачкала, 2010г. – С. 175-181 (0,3 п.л.).
5. Магомедова Ф.А. Основные факторы создания педагогически комфортной среды для успешной профессиональной адаптации молодых учителей // Языки Дагестана: проблемы и перспективы развития. Республиканская научно-практическая конференция. - Махачкала, 2010г. – С. 60-66 (0,4 п.л.).
6. Магомедова Ф.А. Методы и формы совершенствования качества преподавания русского языка в поликультурной среде МОУ «СОШ №16» г. Махачкалы //Языковые контакты и мотивация изучения языков в условиях билингвизма. Всероссийская научно-практическая конференция. -Махачкала, 2011г. – С. 129-132 (0,31 п.л.).
7. Магомедова Ф.А. Методическая работа с учителями родных языков// Изучение родных языков: реалии и перспективы в условиях введения федерального образовательного стандарта. Республиканская научно-практическая конференция. - Махачкала, 2013г. – С. 154-155 (0,2п.л.).
8. Магомедова Ф.А. Компетентностный подход в профессиональном образовании (в поликультурном образовательном пространстве) //Вестник Дагестанского Научного Центра Российской Академии Образования. Ежеквартальный научный журнал. – Махачкала, 2011г. - №4 – С. 71-74 (0,6 п.л.).
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|