|
Образовательного учреждения
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИИ
Во введении обоснована актуальность темы, определены цель, объект, предмет, гипотеза, задачи, методологическая основа, методы и этапы исследования, раскрыта научная новизна, теоретическая и практическая значимость научного поиска, сформулированы положения, выносимые на защиту, а также сведения об апробации и внедрении результатов исследования.
В первой главе «Теоретические основы адаптации личности» раскрывается социальная среда и её влияние на образование и социализацию личности, на основе сравнительного анализа выявлена сущность поликультурной образовательного пространства школы как социального института, находящегося во взаимосвязи с окружающей средой, выявлены основные факторы успешной адаптации молодых учителей к поликультурной образовательной среде школы.
Сегодня школа представляет собой социальный институт, находящийся во взаимосвязи и под влиянием окружающей среды, важной задачей которого выступает воспитание человека, рассматриваемого в самом общем виде как процесс и результат социализации, поскольку общество стремится сформировать определенный тип личности, в наибольшей мере соответствующий культурным, религиозным, этическим идеалам. При этом личность как субъект социализации не просто усваивает социальные нормы и культурные ценности, но и проявляет активность, саморазвивается, реализуется в социуме.
Анализ современной социально-экономической ситуации указывает на увеличение факторов, оказывающих негативное влияние на развитие личности, что способствует появлению группы общностей, которые становятся жертвами неблагоприятных условий социализации, вследствие чего актуальное значение приобретает выработка системы культурно-образовательных ценностей, формирование нужного обществу образа жизни. С этих позиций изучение факторов, влияющих на социализацию личности, позволяет констатировать факт того, что нельзя требовать от системы образования того, что еще само общество не готово делать, поскольку оно не может выполнить всю работу по перестройке социума, так как само в большой степени выступает его продуктом. Несмотря на такое положение, образование должно опережать общество, способствовать ускорению темпа социальных изменений, поскольку в определенных рамках оно создает себя само, вырабатывая собственные внутренние закономерности. При этом, проблемы в образовании (снижение качества, низкий уровень компетентности, изменение статуса образованности и т.д.) привели к распространению формализма, к деформированию системы подготовки, к снижению значимости обучения, с ориентацией на простое заучивание материала из учебника.
Анализ психолого-педагогической литературы показывает, что деятельностный подход к профессиональной адаптации опирается на определенные ценности и смыслы, напрямую зависящим от того, какими способами предполагается осуществить адаптацию. При этом разработка указанных аспектов направлено на обогащение системы профессиональной адаптации социопрактическим содержанием, что позволяет откорректировать другие составляющие, где ключевое место занимает обоснование условий, способствующих формированию свойств и качеств субъекта, способного быстро адаптироваться к среде профессиональной деятельности.
Накопленный эмпирический материал, анализ литературных данных показывает, что адаптация и готовность к профессиональной деятельности предопределяются системой личностных качеств (ответственность, чувство стыда за плохо выполненную работу, открытость и т.д.), позволяющих оптимально использовать педагогические приемы по овладению знаниями и умениями, формированию убеждений, определяющих эффективность деятельности с позиций общественной пользы, (новизна, оригинальность, уникальность подходов к осуществлению педагогической деятельности), побуждающих личность к самореализации и саморазвитию. Проведённый анализ соответствующего материала по данной проблеме позволил сделать вывод о том, что профессиональная адаптация личности педагога при соответствующих педагогических условиях предполагает: наличие направленности на социум и обратных связей; установку на «учительский образ»; ориентированность на гуманистический стиль общения; восприятие учащихся как уникальной, активной и самоценной личности; осознание педагогического взаимодействия как сотрудничество, согласованно-положительный способ общения, где соблюдается педагогический такт.
Анализ психолого-педагогической литературы указывает на значимость интеграции образовательной и социокультурной сред, рассматриваемой как восстановление, восполнение связанности отдельных дифференцированных частей и функций системы, а также процесс, ведущий к такому состоянию. При этом специфика образовательного пространства требует от общеобразовательного учреждения определения особенностей социализации с учетом внешних связей и отношений, требований предъявляемых к школе социальной средой.
Следует отметить, что социализация в условиях общественной нестабильности может достигаться только организацией благоприятной среды, где молодой учитель самостоятелен, независим, критичен, раскован, в связи с чем возрастает значимость нормативно-правовой базы, которая меняет условия взаимодействия государства и школы, включая возможности её существования. Кроме того, изменения нормативно-правовой базы предоставляют школе возможность для решения на современном уровне задач культурного развития подрастающего поколения, удовлетворения конкретных образовательных потребностей, что требует организации учебно-воспитательного процесса и направленных на формирование устойчивых традиций и ценностей, изучение роли общественных институтов, оказывающих влияние на молодого учителя.
Проведённый с этих позиций сравнительно-сопоставительный анализ результатов опроса и бесед, изучение анкетных данных и экспертных оценок позволили получить достаточно обоснованную типологию характеристик педагогически комфортной среды, способствующей эффективной адаптации молодого учителя. При этом ответы респондентов сгруппированы нами в соответствии с выделенными факторами, которые связаны с общением, взаимодействием с воспитанниками и коллективом педагогов и т.д. Следует отметить факт того, что процесс адаптации во многом зависит от уровня подготовленности учителя, от его интеллектуальных качеств, выражающихся в объеме и содержании знаний и умений, необходимых для осуществления профессионально-педагогической деятельности, качеств речи (темп, тембр, громкость, дикция, интонация); уровня владения способами воздействия на чувства учащихся (интеллигентность, выражающаяся в общей культуре, высокая нравственная воспитанность, нормы поведения, педагогическая эрудиция, устойчивый интерес и т.д.) педагогических умений и навыков, характеризующих готовность к проектированию учебного процесса, доносению до учащихся мыслей с помощью вербальных и невербальных средств.
Для того, чтобы соответствовать высоким требованиям готовности к профессионально-педагогической деятельности учитель должен владеть предметом, ясно осознавать педагогическую цель, иметь твердую позицию и высокую культуру (образованность, разносторонность знаний, способности и интересы) обладать выдержкой и тактом, а также повышенной душевной чуткостью.
Анализ психолого-педагогической и другой литературы показывает, что структура педагогической деятельности состоит из пяти инвариантных компонентов, которые у личности соответствуют: гностическим, проектировочным, конструктивным, организаторским и коммуникативным профессиональным умениям. С этих позиций для нашего исследования особую значимость приобретает вариант педагогической модели В.И. Загвязинского, который изучая индивидуальные стили деятельности выделяет типы, зависящие от специфики нервной системы, темперамента, от соотношения в его деятельности логического и интуитивного, от степени развития и характера сочетаний способностей, от направленности учителя на ученика. При этом в основу комплекса положены психические качества учителя в сочетании с личной характеристикой (направленностью).
Анализ практики показал, что начинающие педагоги, как правило, плохо представляют слабые и сильные стороны учебного процесса, у них не развиты компенсаторные возможности, а попытки совершенствоваться в основном направлены на накопление знаний, развитие необходимых для педагогической деятельности качеств, индивидуальных характерологических особенностей, не раскрывая способности, способствующие приобретению своего педагогического «Я». Такое положение подтверждается результатами самооценки студентов и оценкой администрации школ типичных представлений об основных чертах личности молодого учителя, где наиболее высоко оценены: дисциплинированность, честность, справедливость, верность, аккуратность, которыми обладают 50% учителей на достаточном и подавляющее большинство на необходимом уровнях.
Очень высоко респондентами оценивается отношение к деятельности, где отмечаются ответственность, добросовестность и трудолюбие, а низкую оценку получили целеустремленность и увлеченность работой, что находить подтверждение и в оценке отношения к педагогической деятельности, поскольку увлеченное отношение характерно для 76%, подвергшейся оценке учителей, а 45% относятся к работе увлеченно, но без элементов творчества.
Вместе с тем процесс адаптации во многом зависит от сформированности интеллектуальных качеств, выражающихся в объеме и содержании знаний и умений, необходимых для профессионально-педагогической деятельности, качеств речи (темп, тембр, громкость, дикция, интонация, воздействие на чувства учащихся), где 65% учителей получили хорошую и 20% удовлетворительную оценки. Важной характеристикой учителя рассматривается интеллигентность, выражающаяся в общей культуре, направленности на формирование у воспитанников идеалов и норм поведения, а также педагогическая эрудиция, выступающая в качестве синтеза педагогических знаний, умений и навыков, способности проанализировать и спроектировать учебно-воспитательный процесс, доносить до учащихся мысль с помощью вербальных и невербальных средств и т.д.
Следует отметить, что в ходе анализа готовности к профессионально-педагогической деятельности молодого учителя обнаружена серьёзная трудность, связанная с недостаточной готовностью убеждать учащихся, аргументировано доказывать свою точку зрения. При этом данные о затруднениях в установлении доброжелательных отношений в процессе обучения школьников указывают не высокий показатель готовности к взаимодействию с отстающими в учении (30%) и недисциплинированными (50%) школьниками. На одном из первых мест находится затруднение, связанное с оказанием помощи семье в воспитании слабоуспевающих (70%), поскольку сложно обеспечить единство требований учителя и родителей (50% исследованных), убеждать родителей учащихся (40% респондентов).
Таким образом, анализ научной, психолого-педагогической и социологической литературы показывает, что проблема создания педагогически комфортной среды для адаптации молодых учителей является актуальной для современной школы, составляет одну из насущных проблем педагогического образования, требующая дальнейшего изучения с целью совершенствования учебно-воспитательного процесса, закрепления молодых специалистов в школах и сокращения текучести педагогических кадров. В связи с этим возникает необходимость разработки модели успешной адаптации учителя к поликультурной образовательной среде, чему посвящена вторая глава диссертационного исследования.
Во второй главе «Условия адаптации молодого учителя к поликультурной образовательной среде»даетсяхарактеристика объективных и субъективных условий успешной адаптации молодого учителя к поликультурной образовательной среде, предлагается структурно-функциональная модель адаптации молодого учителя к поликультурной образовательной среде, а также приведены результаты экспериментальной работы по апробации условий адаптации молодых учителей к поликультурной образовательной среде.
Использование в процессе работы системы приемов создания различных видов ситуаций успеха, на наш взгляд, активизирует формирование интереса к профессии педагога и преобразование его в личностно значимое качество, вследствие чего адаптация молодого учителя протекает более успешно, если создать определенные объективные и субъективные условия. При этом объективными условиями эффективной адаптации молодого учителя к поликультурной среде образовательного учреждения нами отнесены:
· забота администрации школы об укреплении кадров учителей, ликвидация текучести, устранение перегрузок, повышении квалификации;
· организация взаимодействия руководителей и членов педагогического коллектива, направленная на обмен опытом, пропаганду педагогических идей, внедрение наиболее эффективных форм и методов работы;
· деятельность администрации по созданию ситуации успеха для начинающего учителя в различных видах его деятельности;
· использование системы оценочных и самооценочных критериев эффективности деятельности начинающего учителя.
В число субъективных факторов, обеспечивающих успешную адаптацию и создающих педагогически комфортные условия среду для молодого учителя, нами включены:
· знание сущности адаптации и причин дезадаптации личности;
· изучение передового педагогического опыта;
· овладение продуктивными технологиями обучения и воспитания;
· постоянное повышение педагогической культуры;
· просветительская работа с родителями учащихся (педагогические консилиумы и т.д.);
· создание «ситуации успеха» в обучении и воспитании;
· выбор форм и методов индивидуальной работы с детьми с учетом возраста;
· взаимоуважение и доверие в отношениях учителей, учащихся и их
родителей;
· наличие специальных знаний, характеризующих широкую эрудицию, высокий уровень общей культуры.
Следует отметить факт того, что наличие объективных педагогических условий, само по себе не решает проблему адаптации молодого учителя, поскольку реальное приспособление к комфортной образовательной среде охватывает всю совокупность объективных и субъективных факторов, учёт которых поможет чувствовать себя раскованно, позволит проявить инициативу и активность, внедрять педагогические инновации и т.д.
Комплекс благоприятных педагогических условий, способствующих успешной профессиональной адаптации молодого учителя, нами выявлены на основе экспертного опроса руководителей, организаторов учебного процесса в общеобразовательных учреждениях г. Махачкалы, охват которых составлял 42 человека. Для изучения использовались наблюдения, специальные анкеты, вопросники, беседы, оценки экспертов, витагенно-интуитивный метод и т.д., по которым проведены срезы, раскрывающие значимость условий для профессиональной адаптации.
Следовательно, педагогическая модель адаптации молодого педагога к образовательной среде школы предполагает поэтапную на протяжении нескольких лет подготовку будущего педагога к профессиональной педагогической деятельности, включая последующее вхождение в педагогический коллектив, осознание результатов труда и условий, которые привносят ежедневно изменения в его профессиональные позиции.
Анализ методологических оснований профессиональной адаптации молодого педагога показывает, что профессионально-педагогическая подготовка в педвузе, объединяет относительно самостоятельные, но тесно взаимосвязанные и взаимообусловленные подсистемы:
· аксиологическую, обеспечивающую оказание конкретной помощи молодому учителю в выборе личностно значимых ценностных ориентаций;
· когнитивную, предполагающую вооружение научными знаниями по основам педагогики, психологии, частным методикам овладения, практическими умениями, которые обеспечат реальную готовность педагога к воспитательно-образовательной работе с детьми;
· личностную, обеспечивающая самопознание, развитие рефлексивных способностей, овладение способами саморегуляции и самоопределения и т.д.;
· социокультурная, формирующая способы деятельности, развивающая творческие способности, необходимые для реализации в любого вида деятельности, в том числе и педагогической.
Схема1. Модель адаптации к поликультурной среде
образовательного учреждения
Такая подготовка должна осуществляться с помощью обучающих программ (циклов), построенных по принципу преемственности содержания и обеспечивающих овладение определенным уровнем знаний и умений, а также развитие профессионально значимых качеств. Мы уже высказывали мысль, что адаптивный процесс лучше осуществляется, когда личность принимает внешние условия или отказывается от них, в связи с чем в системе человеческих отношений важно оценить степень и правомочность приспосабливания личности к образовательной среде. При этом развитие положительных мотивов педагогической деятельности у молодых учителей происходит через изменение и расширение круга взаимодействия, преобразующей ее, делающей привлекательной. С этих позиций повышение ценностной ориентации педагогической деятельности, интереса к ней превращается в реально действующий мотив.
Обобщая вышеизложенное, можно констатировать, что адаптация молодого учителя к конкретной школе, зависит не только от личностных качеств и социально-психологического климата в педагогическом коллективе, но и от устремленности, интеллектуального напряжения и т.д. При этом, психологический климат отражая состояние межличностных отношений требует оценки различных сторон жизнедеятельности коллектива, поскольку одни и те же позиции оцениваются разными группами учителей не одинаковой мерой критичности. Следовательно, формирование психологического климата требует учёта показателей, основными из которых являются: характер конфликтов и способы их разрешения, степень готовности членов коллектива к общению, социометрическая структура взаимоотношения в педагогическом коллективе, степень удовлетворенности взаимоотношениями. С этих позиций в коллективе важно создать обстановку, которая привлекала бы начинающего учителя к овладению основами педагогического мастерства, раскрывала его потенциальные профессионально- значимые качества.
В специфических условиях гимназического образования в школах № 22,38,46 г. Махачкалы реализуется вариативная модель организации учебно-воспитательного процесса, которая потребовала корректировки и изменения учебных программ, в которых на первый план выдвигаются познавательная активность учащихся, создание условий для развития и самосовершенствования личности молодого учителя. Изучение психолого-педагогической литературы, а также анализ состояния адаптации учителей общеобразовательных школ г. Махачкала позволили выделить факторы, определяющие успешность профессиональной адаптации молодых учителей, в совокупности, актуализирующие создание педагогически комфортной среды образовательного учреждения.
Реализация модели адаптации молодого педагога в образовательной среде осуществлялось в ходе совместной деятельности учителей, учащихся, родителей и руководителей школ, взаимосвязанных и непрерывных усилий по установлению ценностно-ориентационного согласия, отражающих общие, особенные и единичные черты воспитательно-образовательного процесса в школе. При реализации модели мы стремились учитывать интересы, потребности, ценностные ориентации конкретных участников (молодых учителей, учащихся, родителей, руководителей школ, опытных учителей), условия (кадровые, финансово-материальные, научно-методические) обеспечения жизнедеятельности школы, принятия управленческих решений; внутренние механизмы и резервы развития готовности к профессиональной деятельности педагога значимые для успешной адаптации.
Многоаспектность проблемы адаптации заключается в необходимости учета социально- экономических, психолого-педагогических факторов, среди которых наиболее значимыми нами рассматриваются психолого-педагогические, с учётом которых разработана технология адаптации молодых учителей, включающая пять этапов (Табл. 1).
Таблица 1
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|