Сделай Сам Свою Работу на 5

Произведения древнерусской литературы как источник





«Поучения» и «послания»

«Слово о законе и благодати».

Древнейшее произведение древнерусской литературы. Оно появилось в XI веке и сохранилось в списках XII-XIII веков. Впервые это произведение было опубликовано в 1844 году церковным историком Александром Горским. Оно было написано в период 1037-1050 годов. Это было установлено по тексту, где говорится о церкви Благовещения (1037) и смерти княжны Ирины (1050). Автором стал митрополит Илларион. Именно Илларион основал Киево-Печерский монастырь. Он являлся священником церкви Святых Апостолов в селе Берестово под Киевом в резиденции Великого Князя. Также об Илларионе говорится в «Уставе» князя Ярослава по церковным судам, в создании которого Илларион принимал участие. Илларион стал первым митрополитом, избранным в 1051 году из числа русских.

Произведение состоит из двух частей – догматической и полемической. В первой части идет сравнение Ветхого и Нового Завета. Закон для Иллариона – Ветхий Завет, а благодать вошла в жизнь людей через благую весть Нового Завета. Илларион говорит о равноправии всех народов в противовес идеям богоизбранничества одного народа. Он указывает, что в Евангелие бог спасает все народы, в том числе и народ русский.



По мнению ученых первая часть – полемическая. Она должна была утвердить равноправие Руси с другими народами, поскольку Иисус проповедовал для всех. Илларион написал свое «Слово…» незадолго до своего поставления в митрополиты. Причем он был утвержден впоследствии на соборе русских епископов, а не в Византии, как было заведено. По другому мнению, автор пытался доказать превосходство христианства над иудаизмом. По третьему варианту Илларион излагает учение о Спасителе. Именно споры по этому вопросу породили различные ереси. Илларион доказывает, что Иисус был в полной мере и богом и человеком. Также Илларион проповедует жизнь по благодати, а не формальному исполнению законов.

Вторая часть – историческая. В ней Илларион развивает идею спасения Благодатью уже в приложении к Руси. В частности, он сравнивает Русь языческую с Русью православной.

Часть третья – панегирическая, адресованная князю Владимиру. В этой части Илларион восхваляет князя Владимира, рисуя образ идеального христианина. После Владимира Илларион переходит к восхвалению князя Ярослава.



«Слово…» позволяет Иллариону показать место и роль Руси в истории, показать величие своей родины. В этом произведении ярко проявляется восторженное отношение к Руси начиная с момента ее крещения

«Моление Даниила Заточника»

«Моление…» или «Слово Даниила Заточника» - памятник древнерусской литературы XII-XIII веков. Он был открыт и впервые опубликован Карамзиным. Све списки моления делятся на две редакции. Первый вариант: «Слово Даниила Заточника еже написал своему князю Ярославу Владимировичу» середины XII века. Второй вариант – «Моление Даниила Заточника к своему князю Ярославу Всеволодовичу» начала XIII века.

По мнению историков, автор имел невысокое зависимое социальное положение. Скорее всего, это был княжеский милостник. Есть также версия, что автор – вымышленный человек. Автор был человеком образованным, книжным. В то же время он был довольно беден. Даниил просит князя облегчить его горькую участь и взять к себе на службу в качестве советника. При этом он показывает князю свой ум и настойчивость. Даниил использует многие изречения и афоризмы, которые берет из библиейских книг, из «Повести об Акире Премудром», сборника поучений «Пчела», «Стословца», «Разных слов о злых женах», русских летописей. Автор смотрит на князя через призму богатства и щедрости. Князь может вызволить зависимого человека из нищеты, поднять его по социальной лестнице, защитить от произвола богатых. В то же время Даниил негативно описывает бояр, от которых испытал немало зла.



В этом произведении впервые в древнерусской литературе сатирически обличаются почти все социальные группы – бояре, монахи, скупой князь, злые жены. Автор оьличает боярскую спесь, лицемерие, корыстолюбие, распущенность монахов, иронизирует над властьимущими. В этом произведении впервые описывается жизнь скоморохов, которые жили при дворе князя. Говорится о конных поединках, звериных боях и прочих представлениях.

Даниил также отказывается от идеи жениться на богатой невесте. Он даже не допускает мысли, что жена может оказаться хорошей.

Также в этом произведении описываются разные стороны русского быта. В частности упоминаются приемы военной практики, сообщаются данные об обработке железа, олова, меди, описываются различные орудия труда, предметы быта.

По форме это импровизация, в которой часто используются афоризмы, наставления, пословицы, поговорки, притчи. Также автор говорит загадками. Часто используется Библия, которой автор пытается придать иронический оттенок, тем самым снижая ее значение., применяя свою возвышенную духовную тему к своему положению просителя. «Моление…» впервые показывает ироническое отношение к Библии, что не встречается вплоть до XVII века.

В целом автор необычен для своей эпохи. Писание считалось делом сакральным, почти святым. Говорить на пергамене о суетном, повседневном было не принято. Лишь высокие идеи или церковные тексты помещались на пергамен. Автор же говорит о своих личных интересах.

«Домострой»

«Домострой» - памятник русской литературы XVI века, который является сборником правил, советов, наставлений по всем направлениям жизни человека и семьи, включая общественные, семейные, хозяйственные и духовные вопросы.

Слово «домострой» восходит к греческому слову «экономика». Наиболее известный исследователь «Домостроя» - Найденова Л. П. «Мир русского человека XVI-XVII веков (По «Домострою» и памятникам права» М 2003

Источники «Домостроя»

Его текст формировался постепенно. ВВ частности он основывается на известных духовных сборниках, таких как «Златоуст», «Златая цепь», «Пчела», «Измарагд». Также используются обиходники, епитимийники, западноевропейский «Домострой», различные поучения.

Редакции «Домостроя»

Этот памятник известен в трех основных редакциях, впервые он был издан Дмитрием Голохвастовым в 1849 году. Первая редакция «Домостроя» появилась в Великом Новгороде в конце XV-начале XVI века. Вторая, наиболее известная, редакция сложилась при Иване IV Грозном в середине XVI века. Возможным автором этого произведения считается Сильвестр, духовник Ивана Грозного. В частности Сильвестр известен как автор жития святой княгини … и поучениям. Третья редакция «Домостроя» составлена иеромонахом московского Чудова монастыря Карионом Истоминым в XVII веке.

Структура «Домостроя»

Первая часть – «О духовном строении». «Како веровати и како царя чтити».

Вторая часть – «О мирском строении» «Како жити с женами, с детьми и с домочадцами (слугами)»

Часть третья – «О домовном строении» - о ведении хозяйства.

Также к основному тексту во второй редакции добавлено послание Сильвестра к сыну А…(?).

«Домострой» имеет традиционную для средневековья трехчастную структуру, которая воспроизводит построение человека (дух, душа и тело). Также в этом произведении можно увидеть и иную трехчастную композицию – небо, государство и дом (Бог, царь, глава семьи)

Вера и духовная жизнь человека. Вера по «Домострою» должна пронизывать всю жизнь человека. Каждое дело должно начинаться и заканчиваться молитвой. Большое значение придавалось службе, постам, духовному наставнику. Человек должен служить богу не только постом и молитвой, но и любым своим делом.

Отношение к царю. Устройство божественное проецируется на государство и семью. Поэтому царя, как и бога, необходимо почитать, служить ему верой и правдой, повиноваться ему и молиться о его здоровье.

«Домострой» был адресован самым широким слоям населения, тем, кто имел свой дом и хозяйство. В XVII веке он имел основное хождение в среде служилого дворянства, духовенства и городских слоев, в первую очередь купечества. Хозяин имеет в своем распоряжении штат слуг. Хозяин должен быть милостив к слугам, обучать их всякому рукоделию, в то ж время слуги должны быть довольны тем, что им дается.

Семейные отношения в «Домострое». «Домострой» требовал от женщины чистоты, послушания, умения угодить мужу, хорошо устроить дом, вести домашнее хозяйство, следить за слугами, знать всякое рукоделие. Также она играла роль заступницы за детей и слуг перед хозяином и отвечала за благотворительность. В то же время «домострой» предостерегает против опасных сношений с внешним миром, а также говорит об умеренности и осторожности во всем.

Воспитание детей. Сильвестр, обращаясь к родителям, ставил на первое место нравственное воспитание детей. На второе место он выносил задачу обучения детей ведению домашнего хозяйства. На третьем месте стояло обучение детей грамоте и книжному уму. Воспитание было основано на строгом отношении к детям и на телесных наказаниях.

«Домострой» определяет основные положения трудовой этики. Труд является деятельностью во славу божию и путем к спасению души. При этом процесс труда является не самоцелью, а средством спасения, через содержание родни, слуг, помощь другим людям.

«Домострой» предлагал правила торговой этики.

В «домострое» разделялся мужской и женский труд. Женщине принадлежало внутреннее пространство – дом. Мужчине принадлежало внешнее пространство – поле, военное служение, торговля и так далее. Женщина должна была знать все виды домашней работы. «Домострой» учил бережливости. Кроме того, «Домострой» был дополнен памятниками народной культуры. В частности это «чин свадебный», «надзиратель» - справочник по сельскому хозяйству, лечебнк и травник.

«Домострой» являлся энциклопедией семейной жизни, домашних обычаев, традиций хозяйствования. Его традиции дожили до XIX века. В частности, они сохранялись в среде духовенства, купечества, среди старообрядцев, а также среди богатых крестьян.

В настоящее время «домострой» является ценным источником, дающим информацию о менталитете, укладе жизни в XVI-XVII веках.

«Хожения»

«Хожениями» в древнерусской литературе назывались произведения, в которых описывались путешествия богомольцев в Палестину, Византию, страны Востока с целью поклонения святыням, паломничества. Паломников также называли «калики перехожие». Нередко подобные путешествия также содержали в себе торговые и дипломатические цели.

Известно более 70 произведений написанных в этом жанре. Среди них, в частности, известны так называемые «Путники». «Путники» описывали маршрут, указывая пункты на пути и расстояния между ними.

Самым известным и ранним «Хождением» является «Хождение игумена Даниила», появившееся в XII веке и описывающее путешествие в Святую Землю. Это произведение было написано для православных читателей. Оно было призвано иметь не только формально-описательное значение, но и воспитательное значение.

Свое путешествие Даниил совершил по Палестине в 1106-08 годах. Именно в этот период в Палестине шел Первый Крестовый поход. Даниила принимает король Болдуин I и помогает ему совершить путешествие по Палестине. В глазах короля Даниил не был простым паломником, а являлся официальным представителем Руси, в поддержке которой он, видимо, был заинтересован. Даниил был допущен в закрытые для других места. Он осматривал Иерусалим, описал его святыни. «Хождение…» должно было стать путеводителем для других паломников. Даниил также описывает природу Палестины, развитие земледелия, садоводства и промыслов. Также Даниил описал Мертвое Море. Большое место в произведении занимают легенды и апокрифы. Даниил описывает камень, находящийся рядом с местом распятия.

Данное «хождение» сегодня привлекает историков своей достоверностью, обстоятельностью.

«Хождение за три моря» тверского купца Афанасия Никитина

В 1468 году русские купцы во главе с Афанасием Никитиным решили направиться в Индию с целью торговли. Когда они прибыли в Индию ,они потеряли основную массу товаров

Больше всего он говорит об индийских обычаях, хозяйстве, местных народах. Прежде всего, Никитин был удивлен внешним видом индийцев. Его удивляет их питание, обычай есть руками. Торговля была весьма неудачной, поэтому практически не описывается. Особая тема «Хождения…» - тоска по родине. Никитина особенно угнетала невозможность соблюдать обычаи своей страны в Индии, а также попытки его обратить в мусульманство. Он был вынужден соблюдать мусульманский пост, праздновать местные праздники, в молитве заменять бога-отца на аллаха.

Никитин был очень образованным человеком. За границей он изучил тюркский, персидский и арабский языки, причем часть своих записок он писал на этих языках. Рассказы о жизни в Индии сближают «Хождениеююю» с автобиографией. Он описывает не только события, но и свои переживания.

Никитин попытался вернуться в Россию в 1474 году, однако вновь был ограблен, заболел и умер уже в России, не добравшись до Твери.

Анализ данного текста с позиций семиотики был дан Борисом Успенским в его произведении «Дуалистический характер русской средневековой культуры на материале «Хождения за три моря» Афанасия Никитина» (Успенский Избранные труды Т.1).

«Сказания иностранцев о России»

Особенности анализ «Сказаний…».

«Сказаниями иностранцев о России» называются записки, дневники, донесения, воспоминания иностранцев, составленные на основании собственных наблюдений или по рассказам других лиц, побывавших в России. Чаще всего они создавались в XVI-XVII веках. Среди тех, кто писал о России были англичане, австрийцы, итальянцы, немцы, шведы, датчане, поляки, голландцы, французы, греки и персы. Это были дипломаты ,купцы, инженеры, военные, врачи, ученые, художники, различные специалисты, а также разведчики и авантюристы. В их записках отразилась политика и культура, экономика и быт, религия и нравы России. Эти описания породили даже особый жанр – Россика. Иностранцы, приезжая в страну, легко схватывали чуждые для них особенности. Кроме того, иностранцы нередко были образованнее местного населения и им лече было понять общие причины событий. Также они имели материал для сравнений, и они могли безбоязненно передавать любые, в том числе негативные оценки.

При всех достоинствах, эти сказания имеют немало ошибок и преувеличений. Иностранцы в России находились под жестким контролем. Мало кто из приезжих знал русский язык, общение в основном шло через переводчика. Русские с большим подозрением относились к иностранцам и порой считали своим долгом давать им неверные сведенья. Также европейцы были иного вероисповедания, что создавало превратное представление о церковных обрядах и обычаях России. Кроме того, ошибки могли происходить от частных обстоятельств и личных особенностей писателя.

Сказания иностранцев дают историку богатый материал, который требует особого анализа. Необходимо установить цель и повод создания произведения, определить, что принадлежит личным наблюдениям автора, а что взято им от других. Необходимо изучить его взгляды, суждения в связи с состоянием государства и его сословной среды. По возможности все его сведенья необходимо проверить по другим источникам.

Впервые комплексный анализ таких источников провел Ключевский (Сказания иностранцев о Московском государстве). Его сочинение привлекло внимание к новой теме, дало метод исследования данного вида источников. Эти сказания показали историю быта, повседневности, своеобразие национального характера и культурных связей России и запада.

 

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.