Законодательные источники
Источниковедение
Анализ источников
Имя неканоническое являлось вторым для человека и не являлось обязательным. В древней Руси оно выполняло функцию основного имени. Первоначально это имя было языческим (Ярослав, Святослав, Ратибор). Позднее как второе имя стали употребляться имена христианские в народной разговорной форме (Микола, Микита). В источниках употребляются уменьшительные формы имени что затрудняет их восстановление в полной форме. В некоторых случаях оно может соответствовать нескольким именам (Елька – Елисей, Егор, Ель; Зинька – Зиновий; Алешка - Алексей, Александр; Митька – Дмитрий, Димитрий, Никита; Сенька – Арсений, Семен).
Прозвища, в отличие от имен, отражают качества, характер, происхождение, место проживания его носителя. Прозвища порой бывает сложно отделить от древнерусских имен, которые нередко были образованы от названий животных, разных предметов, а также «защитные имена». Если речь шла о прозвище, часто добавлялось выражение «по реклу» - по прозвищу. Прозвища также имели семинаристы.
Частью полного имени являлось отчество, которое указывало не только на отца, но и на происхождение человека. Окончание «-вич» являлось принадлежностью высшего сословия. С конца XVI века они давались как особая награда от государя. С конца XVIII века полное отчество имели право носить с I по V чин табели о рангах.
В средние века имя нередко зашифровывали в виде криптограммы. Позднее стали появляться псевдонимы. Все известные псевдонимы были собраны в «Словарь псевдонимов русских писателей, ученых и ответственных деятелей».
Если автор не указан в источнике, его можно попытаться установить:
1) Через анализ содержания изучаемого источника, поскольку автор иногда сообщает о себе некоторые биографические данные.
2) Определенную помощь могут оказать катойконимы – названия по месту (Вятич, Галичанин).
3) Через сопоставление с другими документами той эпохи по почерку, мировоззрению, языку, речевым оборотам.
4) По гербам, эмблемам, личным печатям.
В то же время можно ошибочно идентифицировать то или иное лицо, опираясь только на схожесть имен.
Внутренняя критика источников
Она дает сведения о фактической ценности источника и позволяет установить, насколько полно и достоверно отражены в нем исторические факты. Внутренняя критика представляет собой решение ряда вопросов:
1) Текст должен рассматриваться в контексте породившей его эпохи. Необходимо выявить события, с которыми связано появление текста ,цель его создания, условия его создания, влияние на текст цензуры. Необходимо также знать ментальные установки эпохи.
2) Необходимо наиболее полно изучить личность автора, от которого во многом зависела достоверность и полнота излагаемых сведений. В частности, следует установить, был ли автор участником или очевидцем событий или писал со слов других людей, кто он был по профессии, каково образование автора. Следует также установить, идет ли речь об авторе или компиляторе, который свел воедино тексты своих предшественников, был ли человек простым переписчиком более ранних источников или вносил в текст свои взгляды.
3) Среди источников нового и новейшего времени характерно появление произведений коллективного творчества – законодательные. Для выявления достоверности делопроизводных документов необходимо изучить их происхождение, методику составления, технику сбора информации. Как правило, это содержится в инструкции по составлению документа.
Сегодня источниковедческий анализ документа представляет собой следующую схему: дается и обосновывается тема исследования, методы, историография, формулируются задачи. Первая глава - характеристика источников (изучение вопросов происхождения, авторства источников, в ней могут даваться описания исторических условий создания источника, история текстов, история публикаций, интерпретация источников). Вторая глава – анализ источника основное внимание уделяется полноте и достоверности сведений источника. В заключении дается обобщенная оценка значения источника и рекомендации по его использованию.
07.10.2011
Подделки источников
Козлов В. П. «Тайны фальсификаций. Анализ подделок исторических источников XVIII-XIX веков»
Козлов В. П. «Обманутое но торжествующее… Подлоги письменных источников по российской истории в XX веке»
«Что думают ученые о Велесовой книге»
Фальсификация источника – создание никогда не существовавших документов либо поправки в подлинных документах. В обоих случаях присутствует сознательный умысел, рассчитанный на общественное внимание, желание с помощью выдуманных фактов или реально происходивших, но искаженных событий исправить историю.
Можно выделить полностью фальсифицированные источники, в которых ни материал, ни содержание не соответствует тому, за что их пытаются выдать, а также частично фальсифицированные источники:
1) Источники подлинные с позиции содержания, авторства, времени создания, но имеющие фальсифицированные внешние признаки.
2) Источники, подлинные по содержанию ,внешним признакам, но включающие в себя подделанный текст, записи писцов.
Как правило изготовление подделок основывалось на фактах знаний подлинных документов. Подделки документов допетровской эпохи имели все атрибуты древних источников. Каждая значимая подделка имела легенду о своем открытии.
Подделка является важным историческим источником, но относящимся не ко времени, о котором она повествует, а ко времени составления. Выяснение мотивов автора подделки позволяет выяснить круг проблем, волновавших его современников.
Подделки имели идеологические, политические и меркантильные цели.
Подделки XVIII века
В начале XVIII века по распоряжению Петра I в ряды раскольников нижегородского края был направлен архимандрит Питирим. Он вел открытые диспуты, во время которых предоставил рукописную копию постановления Церковного Собора 1157 года. В нем осуждался еретик Мартин Арминий, проповедовавший отмененные Никоном церковные обряды. Петр I повелел опубликовать найденную рукопись, старообрядцы получили право изучить оригинал источника. Работа с этим источником привела к созданию фактически первого в России источниковедческого палеографического лингвистического труда. Разоблачение фальшивки получило название «Поморских ответов», авторами которых стали братья Денисовы. Они установили ,что ни один источник не упоминает о соборе 1157 года, кроме того, даты в источнике были даны от Рождества Христова, а в переплете использовался картон. Эта подделка была заказана Петром I и изготавливалась в Западной Белоруссии. Историки и духовенство признали рукопись как подделку уже в XIX веке.
Целая группа подделок связана с завещанием Петра I.
1) «Отдайте все…». Эта подделка представляет собой клочек бумаги с фразой «Отдайте все…». В ее основе стало сообщение Вольтера о последних днях Петра I. Позднее этот сюжет появляется в работах Голикова, Соловьева и Буганова. Подделка была написана для обоснования претензий Голштинии на русский престол
2) Завещание, обнаруженное у княжны Таракановой. Согласно завещанию, престол должен был перейти детям Елизаветы Петровны.
3) Наибольшую известность получило псевдозавещание Петра, опубликованное во Франции. Впервые его опубликовал французский историк Лезюр в 1813 году и Гайарде в 1836 году. Его авторство долгое время приписывалось д’Эону. В этом документе речь шла о тайне стратегических планов России, с которой Франция вела войну. Книга была заказана Лезюру французским правительством и активно распространялась во французской армии. В частности, она пыталась оправдать вторжение в Россию через описание «русской угрозы». В частности, Петр I советовал своим преемникам поддерживать государство в состоянии непрерывной войны, расширять пределы Империи на севере и юге, для чего необходимо воевать со Швецией, Англией, Данией, покорить Польшу, овладеть торговлей с Индией и так далее. В 1836 году Гайарде публикует уже полный вариант «завещания Петра» в книге под названием «Записки кавалера д’Эона». Это были мемуары французского дипломата и разведчика, состоявшего в середине XVIII века при французском посольстве в Петербурге. По легенде, д’Эон вошел в доверие к императрице и выкрал завещание. Эта подделка была раскрыта в конце XIX века, сыграв негативную роль в отношениях Европы и России.
Подделки XIX века
Библиотека Ивана Грозного. Речь идет о рукописи профессора Дабелова. Она содержит краткую опись книг на греческом и латинском языках, которые якобы находились в библиотеке Ивана Грозного и увиденных неизвестным дерптским пастором во время пребывания в России. Якобы Иван Грозный пригласил пастора для перевода книг. В списке были указаны наименования более 800 книг. Как выяснилось, Дебелов подделал эту записку для получения денежных средств.
Антон Иванович Бардин (????-1841). Это был знаток русских рукописей, старинных вещей, который многие годы занимался их перепродажей. Зная о гибели в пожаре 1812 года «Слова о полку Игореве», Бардин решает изготовить два пергаментных списка. Первый вариант он предложил начальнику московского архива Малиновскому. Также Бардину принадлежат 5 списков «Русской правды», «Устава князя Ярослава о мостовых», «Поучения» Владимира Мономаха, а также различных летописей, сказаний и так далее. Как правило, Бардин делал копии рукописей, которые представляли собой большую ценность для науки. Он использовал старые стили письма, умел писать вязью и рисовать миниатюры. В то же время он снабжал свои изделия различными послесловиями, указывая имена писцов и время переписывания рукописей. Только в XX веке были расшифрованы его тайнописные послания. Он стал одним из копиистов, которые легально изготавливали документы, сделанные «под древность».
Александр Иванович Сулакадзев. Наиболее известный русский фальсификатор. Еще от отца он получил в наследство библиотеку рукописей и печатных книг. Имея огромный интерес к различным областям науки, он жил всем необычным и загадочным. Он был страстным коллекционером. Он собрал коллекцию рукописей числом около 5 тысяч экземпляров, из которых около 2 000 было на пергаментах. Одной из первых его подделок стала «Байянова песнь» (Гимн Баяна), опубликованная Державиным в 1807 году. «Молитвенник князя Владимира Святого». В дальнейшем Сулакадзев стал заниматься историческими исследованиями, используя для исследования созданные им самим источники («Хождения и путешествия россиян в разные страны света»). Он решает создать коллекцию подделок и создает «Книгорек» - в нем упоминаются как реальные произведения, известные лишь в списках, так и книги, никогда не существовавшие. После этого он стал создавать источники, указанные в «Книгореке». Но в отличие от Бардина он не владел древним стилем письма так же хорошо, как Бардин и создает «Буквозор», имевший палеографическую таблицу разных веков. Им же была написана книга «О летании в России с 906 лета по Рождеству Христову», где доказывается, что первым в воздух поднялся русский человек Крякутной.
Н. Д. Головин. Коллекционер. Он собрал коллекцию грамот XIII-XVIII веков. После его смерти его коллекцию приобрела археографическая коллекция, обнаружившая множество дублей документов, после чего выяснилось, что в архиве оказались подделки.
Подделки XX века
Самой известной подделкой стала «Велесова книга». Впервые была опубликованная в Америке в 50-х годах в журнале «Жар-Птица». Опубликовал ее эмигрант Миролюбов. По мнению Миролюбова, он познакомился с коллекцией деревянных дощечек, на которых была священная книга новгородских волхвов бога Велеса у Федора Изымбекова. Она была создана в VIII-IX веках и описывала события жизни славян с VII века до н. э. до конца IX века н. э.
Анализ советских ученых показал, что данный источник по всем признакам является подделкой. Выяснилось, что книга составлена из славянских алфавитов древности и средних веков без соблюдения системы языка.
28.10.2011
Законодательные источники
Памятники законодательства и методы их изучения.
Одной из функций государства является формирование определенных норм жизни общества, в первую очередь через издание законов. Выделяют три основных вида законов: светское право, каноническое право и право традиционное.
Сегодня главное внимание историков уделяется государственному законодательству, в то время как право традиционное и церковное дает важные материалы для изучения менталитета русского общества.
При изучении законодательных источников необходимо помнить, что законы формулируют лишь желательные нормы поведения. Но в то же время необходимо помнить, что до середины XVII века в России почти ни один закон полностью не исполнялся. Одной из причин этого было отсутствие контроля со стороны государства за реализацией законов. Для выяснения того, как реально действовали законы, необходимо их сравнить с делопроизводственной документацией, актовыми документами (договорами) и повествовательными источниками.
Понятие канона и церковного права
www.sedmitza.ru
Канон – опорная палка. Каноном принято называть правила веры и церковной жизни. В их основе лежат тексты, восходящие к раннехристианской традиции. Это так называемые «правила апостолов», постановления вселенских и поместных соборов, а также «деяния святых отцов».
Под церковным правом понимается совокупность церковно-правовых норм, обязательных для представителей данной конфессии. Наука, изучающая церковное право – Каноника. Развитие русского церковного права происходило на основе двух главных источников:: на основе византийских законов и русских традиционных правовых норм. Краеугольным камнем русского церковного права стало византийское произведение «Номоканон». «Номоканон» - от Номос – светский закон и Канон – церковное право. Древнейший «Номоканон» был составлен константинопольским Патриархом Иоанном в VI веке. С XI века «Номоканон» стал основным памятником византийского права на Руси. В его состав входили:
1) «Правила святых апостолов» - совокупность правовых ном, основанных на апостольских преданиях. Они формировались первые три века существования христианства.
2) Каноны Вселенских Соборов – Вселенскими Соборами называют собрания епископов всех поместных церквей для решения важнейших церковных вопросов (вопросы догматов веры, вопросы о ересях, нормы церковной дисциплины).
3) Решения Поместных соборов – постановления собраний епископов какой-либо митрополии. Такие собрания обычно созывались 2 раза в год для решения текущих административных и судебных дел, превышающих полномочия епископа.
4) «Правила святых отцов церкви». Под этим названием подразумеваются правила, написанные наиболее авторитетными епископами в виде посланий-ответов на вопросы других пастырей. В них рассматриваются вопросы о браке, о постах, о церковных наказаниях – епитимьях и так далее.
Во 2 половине XI века «Номоканон» был переведен для болгарской церкви, после чего появился на Руси. В конце XIII века но был положен в основу русской «Кормчей книги» - основного источника церковного права в средневековой Руси. Это был сборник, который использовал церковные и светские законы и применялся для управления церковью и в церковном суде. При этом «Номоканон» был переработан и дополнен русскими источниками, в частности «Русской Правдой», «Уставами» князей Владимира и Ярослава, а также правилами Поместных Соборов Киевской митрополии.
«Церковные уставы» русских князей. «Номоканон»» не всегда сходился с русскими реалиями. Некоторые правила были чужды русским правовым традициям. Поэтому развивалось русское церковное право, используя в частности княжеские «Уставы» XI-XIII веков.
«Устав» князя Владимира I «О десятинах, судах и людях церковных» начала XI века. Как полагают историки, он был составлен уже после смерти князя из различных его распоряжений. В частности, этот устав впервые говорит о создании церковных судов, разграничении их полномочий с княжеским судом, устав определял уплату десятины со всех княжеских доходов в пользу церкви. Устав содержал в себе перечень дел, по которым все граждане подлежали духовному суду, перечень лиц и учреждений, подсудных церкви по всем делам. Это были семейно-брачные отношения – измена, развод, дела о преступлениях против веры и церкви. Из учреждений и людей, подлежавших церковному суду по любым делам было духовенство, лекари, прощеники, задушные люди, странники, вдовы, люди увечные, люди, находившиеся под епитимьей, монахи-расстриги, монастыри, больницы и странноприимные дома.
«Устав о церковных судах» князя Ярослава середины XI века. Если устав князя Владимира описывает лишь дела, подсудные церкви, то в уставе Ярослава Мудрого описываются меры наказания. Как и в предыдущем уставе, главное внимание уделяется семейным отношениям. Штраф, который накладывался за указанные наказания зависел от социального положения. Также были штрафы за несвоевременную выдачу дочери замуж. Также устав защищал от насилия в семье.
«Уставы» русских князей сильно отличались от византийского права в сфере наказания. Если в Византии следовали наказания телесные или церковные, то в русском праве преобладали штрафы, которые взимались не только в пользу потерпевших, но и церковных властей.
Как говорят источники, новые церковные нормы очень трудно входили в жизнь. Например, в конце XI века венчались в основном только князья и бояре. Маловероятно, что все случаи нарушения семейных норм, особенно среди народа, влекли за собой наказание. Скорее всего, закон применялся, когда конфликт выходил за пределы семьи и ее члены сами обращались к суду епископа.
«Стоглав» 1551 года. «Стоглав» - сборник решений состоявшегося в 1551 году церковно-земского собора.
Условия создания «Стоглава»:
1) Церковное объединение страны. Еще до созыва Собора 1551 года Митрополит Макарий созывает еще 2 собора 1547 и 1549 годов с целью канонизации русских святых. Все местночтимые святые были признаны общерусскими.
2) Проблема падения авторитета церкви и церковного благочестия.
3) Проблема земельных церковных владений.
4) Борьба с ересями и суевериями.
Анализ содержания «Стоглава»
По форме он продолжал древнерусскую традицию вопрошаний, когда какое-либо лицо задает вопросы, а церковный иерарх на них отвечает. По мнению историков, автором вопросов к Собору стал протопоп Сильвестр. Возможно, что в создании «Стоглава» также принимали участие митрополит Макарий, Максим Грек и старец Артемий.
Решения Собора были направлен на строгую регламентацию церковной жизни, укрепление церковного благочестия. Кроме того, было принято решение о создании училищ в Москве и других городах для обучения духовенства. Были введены строгие наказания за преступления против нравственности. «Стоглав» подтверждал незыблемость церковного землевладения.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|