Проверка наличия и состояния документов в архивах
Проверка наличия и состояния дел — установление соответствия количества единиц хранения записям в учетных документах архива, выявление документов, подлежащих реставрации и профилактической обработке.
В ходе проверки осуществляется:
ü установление фактического наличия документов, находящихся на хранении в архиве;
ü выявление и устранение недостатков в учете документов;
ü выявление отсутствующих документов и организация их розыска;
ü выявление и учет документов, требующих реставрации, консервации, профилактической и технической обработки.
Проверка проводится не реже чем один раз в 5 лет, а в ведомственных архивах — перед передачей документов на госхранение. В особых случаях дела перемещаются в другое помещение, при чрезвычайных ситуациях, смене руководителя архива, Ликвидации или реорганизации архива проводятся разовые проверки.
Проверка производится специальной комиссией, созданной приказом руководителя архива или учреждения. Сначала проводится изучение материалов предыдущих проверок и выверка правильности учетных документов, включающая установление их полноты, уточнение нумерации единиц хранения во всех учетных документах, изучение правильности составления их итоговых записей.
Во время проверки:
ü производится поединичная сверка дел с записью их в описи;
ü устанавливается количество дел по описи и в наличии, в том числе неописанных, качество итоговых записей, наличие дел, относящихся к другим фондам, количество дел, нуждающихся в реставрации, количество неисправимо поврежденных дел, количество дел, ошибочно внесенных в опись;
ü дела, выданные потребителям, проверяются на общих основаниях по картам-заместителям дел и книгам выдачи документов из хранилищ и считаются имеющимися в наличии;
ü составляются на каждую опись каждого фонда листы проверки наличия, в которые вносятся все обнаруженные недостатки, они подписываются проверяющими, нумеруются, по окончании проверки вносятся в дело фонда;
ü на основании листов проверки составляется акт проверки наличия и состояния документов, который также подписывается проверяющими и вносится в дело фонда;
ü после проверки дел по описи в конце ее ставится отметка ПРОВЕРЕНО, дата проверки, подпись проводившего проверку сотрудника, если обнаруживается несоответствие нумерации дел итоговой записи описи, исчезновение дел, появление дел, не учтенных в описи, итоговая запись описи пересоставляется с отметкой об этом в листе и акте проверки;
ü биолого-техническое состояние дел определяется визуально в ходе проверки.
Проверка считается завершенной после внесения изменений, выявленных во время ее, во все учетные документы.
В случае обнаружения отсутствия дел организуется их розыск.
Розыск продолжается в течение года. При обнаружении дела оно подкладывается на свое место. В картотеке необнаруженных дел делается пометка о его обнаружении. Дела, причины отсутствия которых подтверждены документально, снимаются с учета.
Документами, подтверждающими отсутствие дел, являются:
ü акты о необнаружении дел, пути розыска которых исчерпаны;
ü акты о выделении документов к уничтожению;
ü акты о неисправимых повреждениях дел;
ü акты о передаче дел в другие архивы и организации.
Дела, причина отсутствия которых подтверждена соответствующими документами, исключаются из описей и других учетных документов. В картотеке необнаруженных дел делается отметка о снятии их с учета.
АНАЛИТИКО - СИНТЕТИЧЕСКАЯ ОБРАБОТКА РЕТРОСПЕКТИВНОЙ ДОКУМЕНТНОЙ ИНФОРМАЦИИ
Описание дел заключается в выявлении информационных характеристик и в письменном обозначении этих характеристик на обложке дел.
В архивах при обработке значительного комплекса документов описание производится на карточках.
На обложках и карточках указываются одинаковые и в единой последовательности информационные характеристики документов и дел.
Информационными характеристиками каждого дела являются:
- название учреждения с указанием вышестоящего ведомства;
- название структурной части (функции, отрасли);
- индекс дела по номенклатуре;
- заголовок дела;
- крайние даты документов дела;
- количество листов;
- архивный шифр (условное обозначение места хранения дела: название архива, № фонда, № описи, № дела по описи).
Заголовки бывают 3-х типов: простые, обобщенные, сложные.
Простой заголовок складывается из расположенных в определенной последовательности элементов.
Примерная схема расположения элементов заголовка.
Постановления Приказы Протоколы Решения Циркуляры
| [№-№]. *) - автор - [содержание] - время
Подлинность, копийность
| Планы Отчеты
| автор - [содержание] - время
| Сведения Ведомости Сводки Справки Таблицы
| [автор] - содержание - [территория] - время
| Дело
| автор (имя, отчество, фамилия) содержание - [территория] - [время]
| Материалы
| [автор] - содержание - [территория] - [ время] (виды и разновидности документов)
| Переписка
| корреспондент - содержание
| *) элемент заголовка возможный, но не обязательный.
|
Организационно-распорядительные документы формируются по номинальному, авторскому, иногда предметно-вопросному, а также хронологическому признакам.
Например:
Приказы ректора РГГУ по личному составу за 1997 год. Подлинники.
Циркуляры Управления Можайской уездной рабоче - крестьянской милиции о внесении в основной оклад милиционеров самогонной премии за март 1926 года. Копии.
Понятие "материалы” применяется тогда, когда описывается комплекс, состоящий из документов разных видов и не связанных между собой последовательностью делопроизводства. Их, как правило, объединяет вопрос, содержание.
Например:
Материалы об организации выставок советской литературы в Лондоне, Париже, Харбине, Нью - Йорке в 1925 году (положение, протоколы, докладные записки).
Понятие “материалы” применяется и в тех случаях, когда обозначаются документы-приложения к какому-либо документу.
Протоколы заседаний Комитета по присуждению международных премий за 1991 год (подлиники) и материалы к ним (стенограммы, представления, переписка).
Обратите внимание, что при описании материалов после указания всех элементов заголовка в круглых скобках по значимости перечисляются основные виды документов, включенных в дело.
Понятие “дело” применяется при описании личных дел, когда указываются только фамилия, имя и отчество, а также при описании дел, в которых документы разных видов связаны единством вопроса и последовательностью делопроизводственного рассмотрения. Как правило, это судебные, следственные или по рассмотрению споров дела.
Например:
Дело об авторском праве наследников Н.А. Римского-Корсакова.
Понятие “переписка” применяется к комплексу документов, являющихся запросами и ответами, возникающими в процессе взаимодействия нескольких учреждений. В заголовке указывается лишь корреспондент и содержание.
Например:
Переписка с ЦИК СССР. НК РКИ СССР, секретариатом И.В. Сталина, Главлитом о переводе и популяризации национальной литературы, об изъятии книг из печати.
Для личной переписки уместно указать и автора.
Например:
Переписка Ю.С.Нечаева - Мальцева с И.В. Цветаевым и В.Д. Поленовым об архитектурном убранстве и росписи залов Музея изящных искусств художниками В.Д. Поленовым, В.М. Васнецовым, В.А. Серовым, П.В. Жуковским.
Простые заголовки наиболее полно отражают порядок формирования документов в дела. Они являются основой составления обобщенных, сложных, и типовых заголовков.
Составление обобщенных заголовков рекомендуется тогда, когда дела были сформированы таким образом, что в них вошли документы разных авторов, разных корреспондентов, разного содержания и т.д. Главным условием образования обобщенных заголовков является обобщение отдельных элементов заголовка, т.е. обобщение авторов, корреспондентов, содержания и т.д.
Например:
В деле содержится переписка с Можайским УезднымИсполКом об организации курсов по ликвидации неграмотности и переписка с Можайским УОНО о работе школ уезда.
Правильно обобщенный заголовок будет звучать так:
Переписка с Можайским УИКом и Можайским УОНО об организации курсов по ликвидации неграмотности и работе школ уезда.
В обобщенных заголовках при наличии большого количества авторов или корреспондентов, вопросов и географических понятий возможно заменить ряд понятий одним родовым понятием.
Например:
В деле содержатся протоколы заседаний коллегии Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации и протоколы заседаний Ученых советов РГГУ, МГУ и других университетов за 1997г. Документы подлинные и копии.
Правильно составленный заголовок будет звучать так :
Протоколы заседаний коллегии Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации и ученых советов университетов за 1997 г. Подлинники и копии.
В этом заголовке видовые понятия-вузы были сведены к однородному понятию.
Сложные заголовки составляются в том случае, когда дело состоит из легко выделяемых отдельных групп документов или было сформировано без всякого учета признаков заведения дел. Сложный заголовок составляется путем сочетания (последовательного перечисления в соответствии со значимостью видов документов) простых или обобщенных заголовков.
Сочетание простых заголовков:
Протоколы совещаний при Управлении делами СНК СССР по вопросу постановки секретного делопроизводства за 1932 год (подлинники) и акты обследования состояния секретного делопроизводства в аппарате СНК СССР и СТО СССР за 1927 -1936 гг.
Сочетание обобщенных заголовков:
Протоколы заседаний избирательных комиссий округов г. Москвы за ноябрь - декабрь 1997 года (копии), переписка с избирательными комиссиями о проведении выборов в Городскую Думу.
В последнем примере обобщенным понятием являются “избирательные комиссии” - так как не указаны их конкретные названия.
Заголовки не всегда могут раскрыть содержание отдельных, наиболее важных документов дела. Это осуществляется с помощью аннотирования документов.
Аннотируются документы, которые содержат сведения о наиболее выдающихся событиях и фактах, о наиболее выдающихся деятелях, воззвания, листовки, прокламации, брошюры, карты, чертежи, входящие в дела. Таким образом, аннотируются документы, которые могут служить предметом самостоятельного поиска.
Аннотация составляется в 3 вариантах.
1. Аннотация представляет собой заголовок отдельного документа.
Например:
Письмо К.Э. Циолковского о конструировании металлического дирижабля. Л. 17 - 18.
2. Аннотация составляется на несколько однородных документов.
Например:
Воззвания о заготовке продовольствия для Поволжья. Л. 14-21.
3. Аннотация содержит краткое описание содержания документа.
Например:
В списке семей красноармейцев, не получивших карточки “Красная звезда”, содержатся сведения о составе семей. Л. 45.
Аннотация помещается за заголовком дела с красной строки на обложке (карточке) или на отдельном листе, который вкладывается между обложкой и первым листом дела.
Типовые заголовки разрабатываются для однородных дел с целью облегчения и достижения единства (унификации) их описания.
В типовой заголовок входят элементы, присущие большой группе однородных дел: виды документов или дел и автор, виды документов или дел корреспондент, виды документов или дел и содержание и т. д.
Например:
Протоколы заседаний коллегии Министерства ... за... год. Подлинники, копии.
К этой типовой части надо будет только добавить конкретное название министерства, проставить год и указать подлинность или копийность документа.
Степень подробности научного описания документов и дел зависит от ценности документной информации, ее уникальности. В 1960-70-е гг. было введено категорирование фондов учреждений, то есть разделения их на категории (1,2,3) в зависимости от места учреждения - фондообразователя в системе государственного управления:
1 категория - высшие и центральные органы власти, управления, суда и др.
2 категория - учреждения среднего звена (краевые, областные, губернские и др.).
3 категория - местные низовые учреждения (районные, волостные, сельские, поселковые и др.).
К фондам 1 категории составлялись наиболее подробные справочники. По причине многоаспектности информации, в них преобладали обобщенные заголовки.
В фондах личного происхождения, как правило, откладываются творческие материалы, переписка, альбомы, записные книжки, материалы биографического, служебного и имущественно-хозяйственного характера, а также материалы членов семьи и других лиц. Могут быть в составе фонда коллекции документов или иных материалов.
В процессе описания документов и дел личного происхождения фиксируются на карточках следующие информационные характеристики:
· фамилия, имя, отчество фондообразователя, которые являются и названием фонда;
· заголовок дела;
· крайние даты документов дела;
· количество листов;
· архивный шифр.
В основе заголовков лежат элементы: виды документов или дел, автор, корреспондент, вопрос. Значительно реже в заголовке указывают территорию и время, а также особенности материалов.
В заголовке на рукопись указывают автора, название произведения, жанр, а также наличие дарственных надписей, правок и других приписок с указанием их авторства.
Например:
А.Н. Островский. “Доходное место”. Пьеса.
В заголовке на переписку указывают вид документа, автора и корреспондентов, содержание, если оно касается одного вопроса, а также наличие приложений, приписок и других особенностей. В письмах родственников рекомендуется указывать их родственные связи, а в письмах замужних женщин - фамилию писать по мужу, указывая в скобках их девичью фамилию, а также фамилию их первого мужа.
В заголовке на альбомы указывают автора альбома и краткое содержание записей, фотографий и других материалов с обозначением их авторства, а также отражают внешние особенности альбома.
Например:
Альбом К.К. Олимпова со стихотворениями С.Д Дрожжина, А.А. Коринфского и др.; рисунками И.Е. Репина, С.И. Пичугина. В бархатном переплете.
Заголовок на записные книжки составляется очень кратко: в нем указывают вид дела и автора.
Например:
Записные книжки Н.С. Каржановского.
В фондах личного происхождения очень часто на книгах, альбомах и других материалах встречаются дарственные надписи выдающихся лиц. В этих случаях на дарственные надписи составляют заголовок, в котором указывают автора надписи, корреспондента (кому она предназначена) и на чем она сделана.
Например:
Дарственные надписи Ф.И. Шаляпина и Иолы Торнаги
Биографические, служебные, имущественно-хозяйственные материалы. В заголовках на эти материалы, а также на материалы общественной деятельности и бытового характера указывают виды документов или дела, автора, краткое содержание и особенности материалов: авторские правки, газетные вырезки и т. д.
Например:
Метрическое свидетельство И.Ф. Калитникова.
В заголовках на фотографии указывают вид документа, инициалы и фамилии изображенных лиц, событие.
Например:
Фотография А. Павловой с дарственной надписью А.А.Бахрушину.
При описании рисунков, эскизов, чертежей гравюр кроме характера материалов указывают автора, корреспондента, дают описание изображения, а также отмечают наличие дарственных надписей и других особенностей.
Например:
Гравюры Т.Г. Шевченко “В шинке” и “Ростовщик” с дарственными надписями В.М. Лазаревскому.
При описании документов и дел личного происхождения часто не удается установить авторство документов или корреспондентов. В этих случаях в заголовке пишут “неустановленный автор”.
Например:
Письмо А.С. Пушкина неустановленному лицу с обращением Иван Сергеевич.
Имейте в виду: при описании не полностью сохранившихся материалов указывают степень их полноты: отрывок, неполный текст, без конца.
Например:
К.С. Семенов. “Воспоминания”. Отрывок. Письмо Г.С. Петрова Л.К. Игнатьеву. Без конца.
При определении способа написания или воспроизведения материалов указывают:
· автограф или черновой автограф;
· авторская машинопись, машинопись с авторской правкой или авторизованная машинопись (когда только подпись или дата - автографы);
· машинописная или рукописная копия;
· фотокопия или ксерокопия;
· вырезки из журналов, газет и др.
Например:
Статьи о жизни и творчестве Г.К. Никифорова. Журнальные и газетные вырезки.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|