Теории финансов. Эволюция экономической мысли в отношении сущности и функций финансов.
Сущность финансов, их специфические признаки, назначение. Функции финансов.
До 19 века понятие «финансы» представляло собой совокупность государственных доходов и расходов. С 19 века финансы стали включать также денежные операции фирм и банков. Дж. Кейнс рассматривал финансы как «денежную форму капитала». Это социально экономическое явление возникло в Средние Века. Это связано с тем, что в это время в Центральной Европе власть монарха стала ограничиваться, возник государственный фонд денежных средств - бюджет. Формирование и использование бюджета получило системный характер, одновременно налоги получили преимущественно денежную форму(раньше была натуральная)
С развитием различных форм предпринимательства, создания АО, сращивания банковского и промышленного капитала, появлением разнообразных финансовых институтов, термин «финансы» выходит за рамки его узкого понимания только как гос. или публичных финансов. Он стал использоваться в более широком смысле, включая и финансы хоз. субъектов (предприятий).
Соответственно сформировалось 2 относительно самостоятельные науки о финансах-1)наука о гос. финансах 2) наука о финансах предприятия.
Финансы – это система денежно-стоимостных отношений, связанных с формированием и использованием денежных фондов в процессе распределения и перераспределения ВВП (определение по Романовскому)
Гос. финансы представляют собой систему перераспределения денежных отношений, регламентированную государством, связанную с формированием и использованием централизованных денежных фондов, необходимых государству для выполнения своих функций.
Им присущи 3 основных признака:
- всегда денежные отношения
- эти денежные отношения вызваны фактом существования государства и носят регламентированный характер
- эти денежные отношения связаны с перераспределением уже перераспределенного ВВП
Главное назначение общегосударственных финансов — образование централизованных фондов денежных средств путём распределения и перераспределения национального дохода для обеспечения потребностей расширенного воспроизводства и развития непроизводственной сферы, создания общегосударственных резервов.
Признаки финансовых операций:
- денежный характер
- все финансовые операции предполагают перемещение средств от одних экономических субъектов к др. – распределительный характер финансовых операций.
Распределительные отношения – часть финансовых отношений, след. финансы – экономическая категория. Финансы относятся к общим категориям, так как они функционируют в тех формациях, в которых имеются товарно-денежные отношения и государство. В экономической формации финансы функционируют в экономическом базисе на стадии распределения.
Финансы имеют стадии: возникновения, развития и изменения во времени, значит финансы - историческая категория. Они появились и функционируют в условиях товарно-денежных отношений вместе с государством.
Выделяют 2 основных этапа развития финансов:
а) неразвитая форма. Характерна: 1. непроизводственным характером финансов ( т.е. основная часть тратится на военные цели) 2. узостью финансовой системы, которая состоит из 1 звена бюджета.
б) современная форма. На этой стадии финансы сильнее влияют на воспроизводство материальных благ, рабочей силы и производственных отношений.
Финансы-часть денежных отношений, однако не всякие денежные отношения выражают финансовые отношения. Финансы отличаются от денег как по содержанию, так и по роду выполняемых функций.
Деньги-это всеобщий эквивалент, с помощью которого измеряется затраты труда.
финансы- это экономический инструмент распределения стоимости ВВП, части нац. богатства, орудие контроля за денежными фондами.
Сущностьфинансов проявляется в их функциях. Функция экономической категории – это внешнее проявление ее свойств в данной системе отношений, т. е. та работа, которую выполняют финансы.
По мнению большинства ученых финансы выполняют 2 основные функции:
1) распределительная.
сфера: материальное производство, услуги, обращение, потребление
Основным объектом распределения является стоимость ВВП, доходов от внешнеэкономической деятельности и части национального богатства.
Субъекты - государство, юр. и физ. лица.
Стоимость ВВП, как результат валового производства без учета промышленного потребления сначала распадается на первичные доходы ( прибыль, доход собственности, косвенные налоги, з/п и др) и амортизацию. Все они образуют финансовые ресурсы государства, организации и домохозяйств.
Затем происходит процесс распределения через: а) бюджетную систему (поступления налогов, гос. и муницип. заимствования, ден. перечисления организаций, домохозяйств.)
б) через финансовый рынок ( привлеченные средства путем выпуска ценных бумаг, поступления дивидендов, проценты и др.)
2) Контрольная функция, состоит в том, что у них есть свойства подавать с помощью финансовых показателей сигналы о том, как складываются пропорции распределения. Эта информация дает возможность контролировать распределительный процесс.
Финансовые показатели имеют синтетический характер, поэтому контроль за их выполнением включает все стороны финансово-хозяйственной деятельности организации.
Использование контрольной функции финансов на практике позволяет осуществить финансовый контроль. В то же время неправомерно отождествлять контрольную функцию финансов и финансовый контроль, т.к. проведение финансового контроля – это функция субъектов управления, а не самих финансов.
Теории финансов. Эволюция экономической мысли в отношении сущности и функций финансов.
1. Адам Смит — шотландский экономист, философ-этик; один из основоположников современной экономической теории. Основной труд – «Исследование о природе и причинах богатства народов».
Идеи: Смит изложил логичную систему, которая объяснила работу свободного рынка на базе внутренних экономических механизмов, а не внешнего политического управления. Этот подход до сих пор является основой экономического образования. Естественный порядок в представлении Смита — это рыночные отношения, в которых каждый человек основывает своё поведение на личных и корыстных интересах, сумма которых и образует интересы общества. В представлении Смита, такой порядок обеспечивает богатство, благополучие и развитие как отдельного человека, так и общества в целом. Для существования естественного порядка требуется «система естественной свободы», основу которой Смит видел в частной собственности.
Он разработал отдельные положения о сущности финансов государства, которые опираются на его учение о производительном и непроизводительном труде. По его мнению, производительный труд- это труд, который обменивается непосредственно на капитал, а непроизводительный –на до ход ( з/п и прибыль).
Смит считал, что гос. доход, полученный за счет налогов расходуется непроизводительно, поэтому гос.расходы сокращают возможности накопления капитала.
4 принципа налогообложения А. Смита:
1. налоги уплачиваются в соответствии со способностями и силами подданных;
2. размер налогов и сроки их уплаты должны быть точно определены;
3. время взимания налогов устанавливается удобным для платильщика;
4. обеспечиваются минимальные издержки при сборе налогов.
2. Давид Рикардо -—английский экономист, классик политической экономии, последователь и одновременно оппонент Адама Смита. Основной труд - "Начала политической экономии и налогового обложения".
Был приверженцем трудовой теории стоимости. Основные положения теории стоимости по Рикардо таковы ( их больше, но думаю это не суть самого вопроса):
- Меновая стоимость зависит не только от количества и качества труда, но и от редкости товара;
- «Но если мы принимаем труд за основу стоимости товаров, то из этого еще не следует, что мы отрицаем случайные и временные отклонения действительной или рыночной цены товаров от их первичной и естественной цены»;
- На уровень цен товаров наряду с затрачиваемым живым трудом влияет и труд овеществленный, то есть «труд, затраченный на орудия, инструменты и здания, способствующие этому труду»;
- Относительная стоимость товаров не зависит от изменений уровня заработной платы у рабочих, меняется только соотношение между заработной платой и прибылью в стоимости продукта;
- Повышение стоимости труда (заработной платы) невозможно без соответствующего падения прибыли.
Исходя из этой теории Рикардо считал, что все налоги неизбежно влияют либо на капитал, либо на доход. Любые налоги на з/п влекут за собой увеличение з/п и вызывают понижение прибыли.
3. Адольф Вагнер — немецкий экономист. Сформулировал в 1892 году закон о постоянном возрастании государственных потребностей, который впоследствии стал носить его имя. Постоянно возрастание государственных расходов обусловлено 3 основными причинами:
- социально-политической (на протяжении истории происходит существенное расширение социальных функций государства (пенсионное страхование, помощь населению при стихийных бедствиях и катастрофах);
- экономической (научно-технический прогресс, и как следствие, увеличение государственных ассигнований в науку, различные инвестиционные проекты и др.);
- исторической (государство для финансирования непредвиденных расходов прибегает к выпуску гос.займа, год за годом происходит рост размера государственного долга и процентов по нему, иными словами, расходов на его обслуживание).
Относился к исторической школе начала 1780 гг. разработал 9 принципов налогообложения, сгруппировав в 4 блока:
- достаточность и подвижность;
- выбор надлежащего источника и объекта;
- всеобщность и равенство;
- определенность, удобство, дешевизна.
4. Карл Ге́нрих Маркс— немецкий философ, социолог, экономист, политический журналист, общественный деятель. Эти направления стали основой коммунистического и социалистического движения и идеологии, получив название «марксизм». Основной труд - «Капитал. Критика политической экономии».
При оценке налогообложения Маркс отдавал предпочтение прямым и подоходному налогам, выступал за прогрессивную форму налогообложения.
Основными вопросами бюджета являются соотношение расходной и доходной частей, т. е. сальдо бюджета.
5. Джон Ме́йнард Кейнс— английский экономист, основатель кейнсианского направления в экономической теории. Основной труд – «Общая теория занятости, процента и денег». В данной работе обосновывается необходимость вмешательства государства в экономику в условиях овеществления капитала и труда. Основными инструментами такого вмешательства должны стать финансовые категории и, в первую очередь, гос. расходы. Их формирование. структура и рост являются важными факторами достижения эффективного спроса.
Рост гос. расходов за счет налогов и займов смогут оживить предпринимательскую деятельность и обеспечить увеличение национального дохода, ликвидировать безработицу.
Особое значение Кейнс отводил налогам и их воздействию на основной психологический закон, согласно которому люди склонны увеличивать свое потребление, но не в той степени, в какой увеличивался доход. Это ведет к падению спроса на товары и сокращение производства. Государство должно воспрепятствовать проявлению этого закона и восполнять недостающий спрос либо путем увеличения своих расходов за счет налоговых поступлений, либо стимулированием частных инвестиций разными методами.
Его формула «сбережения + налоги = инвестиции + гос расходы»
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|