Сделай Сам Свою Работу на 5

Указания к практическим занятиям





№ п/п № раздела дисциплины (модуля) Тематика практических занятий (семинаров) Трудоемкость (час.)
       
Тема 1 Модуль 1 Естествознание и его роль в культуре 1) естествознание и гуманитарное знание; 2) место и роль науки в культуре; 3) принципы развития науки; 4) фундаментальная и прикладная наука; 5) псевдонаука и ее социальная роль; 6) наука как социальный институт  
       
Тема 2 Модуль 1 Методы научного познания 1) метод и методология; 2) уровни научного познания; 3) эмпирические методы; 4) теоретические и общелогические методы; 5) роль в научном исследовании традиционных представлений и интуиции  
Тема 3 Модуль 1 Античная и средневековая наука. Научная революция XVII в. 1) знания на Древнем Востоке; 2) появление науки в Древней Греции; 3) натурфилософия античности; 4) наука в Средние века и эпоху Возрождения; 5) научная революция XVII века
Тема 4 Модуль 1 Развитие классической науки в Новое время (XVIII – XIX вв.) 1) основные черты классической науки; 2) наука XVIII века, механическая картина мира; 3) наука XIX века, основы классической термодинамики и статистической физики; 4) основы электродинамики и электромагнитная картина мира; 5) кризис классической науки
Тема 5 Модуль 1 Научная революция XX в. Современная физическая картина мира (занятие проходит в интерактивной форме)1) становление современной физики; 2) основы специальной и общей теории относительности; 3) физики микромира, строение атома; 4) поле и вещество, элементарные частицы; 5) фундаментальные физические взаимодействия; 6) концепции Великого объединения и Суперобъединения; 7) динамические и статистические законы и теории; 8) синергетические представления о самоорганизации материи; 9) от неклассической к постнеклассической науке
Тема 6 Модуль 2 Современная астрономическая картина мира1) структурность и системность материи; 2) основные представления о мегамире; 3) проблема возникновения Вселенной; 4) образование Солнечной системы; 5) строение Солнца и его системы; 6) многообразие галактик и звезд, их рождение и эволюция
Тема 7 Модуль 2 Современная геологическая картина мира1) сравнительные характеристики планет земной группы; 2) форма, размеры, возраст, эволюция Земли; 3) геодинамические процессы, породы и минералы; 4) строение Земли, ее внутренние и внешние оболочки; 5) климат Земли, его формирование и факторы изменения, климатические зоны  
Тема 8 Модуль 2 Современная химическая картина мира 1) становление химии как науки; 2) открытие основных законов химии; 3) химические элементы и соединения и их рациональное использование; 4) методы управления химическими процессами; 5) эволюционная химия и ее основные проблемы  
Тема 9 Модуль 2 Современная биологическая картина мира (занятие проходит в интерактивной форме)1) проблема специфики живого; 2) основные свойства и уровни организации живых систем; 3) становление клеточной теории; 4) строение, размножение, типы клеток; 5) проблема происхождения жизни и подходы к ее решению; 6) основные этапы развития жизни на Земле; 7) становление эволюционной концепции; 8) современная теория эволюции; 9) основы генетики и молекулярной биологии  
Тема 10 Модуль 2 Человек в свете современного естествознания 1) человек как объект естественнонаучного изучения; 2) основные этапы антропогенеза; 3) анатомические, физиологические и психические особенности человека; 4) природные основы сознания, творчества и нравственности человека; 5) человек как биосферное и космическое существо; 6) концепции ноосферы и устойчивого социального развития  
Итого 8 часов
   

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ





10.1 Содержание самостоятельной работы и формы контроля по темам дисциплины:



Наименование темы Содержание самостоятельной работы Форма контроля Трудоёмкость (час.)  
 
Модуль 1  
Естествознание и его роль в культуре Работа с учебной и научной литературой. Написание словаря терминов Проверка определений терминов  
Методы научного познания Работа с учебной и научной литературой. Написание словаря терминов Проверка определений терминов  
Античная и средневековая наука. Научная революция XVII века Работа с учебной и научной литературой. Написание словаря терминов Проверка определений терминов  
Развитие классической науки в Новое время (XVIII – XIX вв.) Работа с учебной и научной литературой. Написание словаря терминов Проверка определений терминов  
Научная революция XX в. Современная физическая картина мира Работа с учебной и научной литературой. Написание словаря терминов Проверка определений терминов  
Модуль 2  
Современная астрономическая картина мира Работа с учебной и научной литературой. Написание словаря терминов Проверка определений терминов  
Современная геологическая картина мира Работа с учебной и научной литературой. Написание словаря терминов Проверка определений терминов  
Современная химическая картина мира Работа с учебной и научной литературой. Написание словаря терминов Проверка определений терминов  
Современная биологическая картина мира Работа с учебной и научной литературой. Написание словаря терминов Проверка определений терминов  
Человек в свете современного естествознания Работа с учебной и научной литературой. Написание словаря терминов Проверка определений терминов  
Итого 54 часа  

10.2 Понятия и термины, значение которых необходимо определить самостоятельно:

Тема 1

1. Объективность научного знания

2. Научная парадигма

3. Научная революция

4. Принцип верификации

5. Принцип фальсификации

6. Принцип соответствия

7. Фундаментальная наука

8. Псевдонаука

Тема 2

9. Научная теория

10. Экспериментальный метод

11. Научная идеализация

12. Метод аксиоматизации

13. Метод формализации

14. Гипотетико-дедуктивный метод

15. Абстрагирование отождествления

16. Научное моделирование

Тема 3

17. Геоцентризм

18. Гелиоцентризм

19. Материальная точка

20. Инерциальная система отсчета

21. Механистический детерминизм

22. Механистический редукционизм

23. Принцип дальнодействия

24. Дискретность материи

Тема 4

25. Энтропия

26. Принцип близкодействия

27. Континуальность материи

28. Электрическое поле

29. Магнитное поле

30. Механистическая картина мира

31. Абсолютное пространство

32. Абсолютное время

33. Динамический закон

34. Статистический закон

Тема 5

35. Пространственно-временной континуум

36. Гравитационный радиус

37. Гравитационный коллапс

38. Черная дыра

39. Квант физического поля

40. Корпускулярно-волновой дуализм

41. Принцип дополнительности

42. Соотношение неопределенностей

43. Физический вакуум

44. Бозоны

45. Фермионы

46. Кварки

47. Лептоны

48. Симметрия в физике

Тема 6

49. Метагалактика

50. Галактика

51. Звезда

52. Нестационарная Вселенная

53. Космологическая сингулярность

54. Большой взрыв

55. Световой год

56. Парсек

57. Самоорганизация материи

58. Флуктуация

Тема 7

59. Эндогенные геодинамические процессы

60. Экзогенные геодинамические процессы

61. Магнитосфера

62. Тектоника литосферных плит

63. Стратосфера

64. Метаморфическая порода

65. Абсолютная геохронология

66. Климатическая зона

Тема 8

67. Атом

68. Химический элемент

69. Изотоп

70. Молекула

71. Изомерия

72. Мономер

73. Полимер

74. Химическая связь

75. Энергия активации

76. Ферменты

Тема 9

77. Популяция

78. Биогеоценоз

79. Автотрофы

80. Гетеротрофы

81. Прокариоты

82. Естественный отбор

83. Популяционные волны

84. Генотип

85. Фенотип

86. Нуклеотиды

87. Комплементарность

88. Редупликация

89. Транскрипция

90. Трансляция

91. Триплетность

Тема 10

92. Антропогенез

93. Антропоиды

94. Неандерталец

95. Кроманьонец

96. Неолитическая революция

97. Ноосфера

98. Коэволюция

99. Устойчивое социальное развитие

 

Задания по контрольным работам

Вопросы контрольной работы по теме «Естествознание в

системе науки и культуры»

 

1. В чем состоит новизна современного понимания науки?

2. Каковы основные критерии научного знания?

3. Какими особенностями обладает наука как вид «духовного производства»?

4. В каком смысле следует понимать выражение, что наука есть социальный институт?

5. Каковы способы институционализации науки?

6. В чем состоит новизна современного понимания науки?

7. Каковы основные критерии научного знания?

8. Какими особенностями обладает наука как вид «духовного производства»?

9. В каком смысле следует понимать выражение, что наука есть социальный институт?

10. Каковы способы институционализации науки?

11. Каковы основные функции науки?

12. Какова структура научного знания?

13. Что понимается под дисциплинарностью научного знания?

14. Можно ли говорить о различии гуманитарного и естественнонаучного типов культуры? Если да, то почему?

15. Приведите примеры из литературы, из жизни, которые бы свидетельствовали о различии естественнонаучного и гуманитарного типов культуры.

16. В чем состоит существо спора «физиков и лириков»?

17. Каковы основания различия естественнонаучного и гуманитарного типов знания?

18. Что изучает современное естествознание? Каков его предмет?

19. Каковы основные черты современного естествознания?

 

Вопросы контрольной работы по теме «Научные методы в

естествознании»

1. Что такое метод и методология?

2. Каковы основные черты научного метода?

3. Какое значение придавали выработке метода познания мыслители XVII – XVIII веков (Р. Декарт, Ф. Бэкон, Т. Гоббс, Дж. Локк)?

4. По каким основаниям классифицируют методы?

5. Каковы особенности эксперимента как научного метода и какова его основная роль в познании?

6. На применении каких методов основан процесс установления фактов?

7. Какие методы позволяют выявить сущность объекта и как они применяются?

8. Какие методы позволяют установить закономерные связи изучаемых явлений?

9. В каких случаях и для чего применяется метод идеализации?

10. Каким требованиям должны отвечать индукция и дедукция как научные методы?

11. Какие бывают виды аналогии как научного метода?

12. В чем заключается сущность системного подхода?

13. В чем состоит сущность синергетического подхода?

 

Вопросы контрольной работы по теме «Исторические типы

естествознания»

 

  1. 1.Каков основной смысл понятия «научная парадигма»?
  2. 2.Что означает понятие «научная революция»?
  3. 3.Какой период в развитии науки Т. Кун считал «нормальной наукой»?
  4. 4.Какое важное для понимания истории естествознания значение имеет понятие «исторический тип научной рациональности»?
  5. 5.На основе какого типа рациональности формировалось естествознание Древности и Средневековья?
  6. 6.Какие логико-гносеологические модели (рациональные программы) были характерны для античного естествознания?
  7. 7Какие черты были характерны для средневекового естествознания?
  8. 8.Какое значение в секуляризации естествознания от теологии сыграла теория «двойственной истины»?
  9. 9.Почему для естествознания Древности и Средневековья была характерна геоцентрическая картина мироздания?
  10. 10.Какую роль в формировании научного типа рациональности сыграли гелиоцентрическая система мироздания Н. Коперника и создание механической картины мира?
  11. 11.Каковы основные черты механической картины мира?
  12. 12.В чем смысл второй научной революции?
  13. 13.Какие основополагающие мировоззренческие идеи стали фундаментом классического естествознания?
  14. Какое значение для утверждения классического естествознания имели принципы редукционизма и лапласовского детерминизма?
  15. Как осуществлялась диалектизация естествознания в XIX веке?
  16. Что знаменовала собою третья научная революция?
  17. Какие открытия в естествознании стали движущей силой научной революции на рубеже XIX – XX веков?
  18. Какие новые идеи легли в основу неклассического типа научной рациональности?
  19. Что такое постнеклассический тип научной рациональности и когда он утверждается?
  20. В чем сущность антропного принципа?

 

Вопросы контрольной работы по теме «Концепции современной

физики»

 

1.Каков физический смысл принципа относительности?

2.Какова сущность принципа симметрии?

3.Какова связь видов симметрии и законов сохранения?

4.Каков смысл принципа дополнительности и принципа неопределенности?

5.Каковы основные положения СТО?

6.Что такое кривизна пространства-времени в ОТО?

7.В чем состоит единство дискретности и континуальности в современной физике?

8.Что означает корпускулярно-волновой дуализм?

9.В чем состоит различие динамических и статистических законов?

10.На чем основана идея вероятности в квантовой физике?

11.Что такое мегамир и микромир?

12.Каков физический смысл запрета Паули?

13.Что такое конфайнмент?

14.Какова связь вещества и поля в современной физике?

15.Каков физический смысл взаимодействия?

16.Каковы основные типы физического взаимодействия?

17Почему невозможен вечный двигатель первого рода?

18Какова физическая основа идеи необратимости в современной физике?

19.Каков физический смысл принципа энтропии?

20.Каков физический смысл второго начала термодинамики?

21.В чем смысл принципа глобального эволюционизма?

 

Вопросы контрольной работы по теме «Концепции современной

химии»

 

1. В чем состоит специфика химии как фундаментальной науки, обусловливающая ее место в системе современного естествознания?

2. Каковы основные этапы формирования химии как науки?

3. Какое значение имела средневековая химия для возникновения химии?

4. Кого из ученых и мыслителей можно назвать «отцами» химии?

5. Какое значение для развития химии имело атомно-молекулярное учение о веществе?

6. В чем состоит сущность теории флогистона?

7. Какое значение для формирования научной химии имели закон постоянства состава, закон кратных отношений и закон постоянства количества молекул в данном объеме?

8. Какое значение для формирования химической науки имело открытие Д. И. Менделеевым периодического закона химических элементов?

9. Какие основные характеристики элемента определяют его химические свойства и почему?

10. Что такое химический элемент и каково его значение в построении химического знания?

11. Что такое химическое соединение и что лежит в основе его образования?

12. Какие типы химических соединений выделяются в современной химии?

13. Что такое химическая связь и какую роль она играет в химии?

14. В чем состоит химический смысл валентности?

15. Что понимается под химическим синтезом?

16. Что такое химическая реакция и каково ее значение?

17. Какие методы используются для управления химическими реакциями?

18. Что такое химический катализ?

19. В чем химический смысл эволюционной химии?

 

Вопросы контрольной работы по теме «Концепции

современной биологии»

 

1.Каковы основные этапы формирования биологии как науки?

2.Какие принципы положены в основу классификации К. Линнея?

3.Каковы основные факторы эволюции в теории Ж. Б. Ламарка?

4.Почему теория эволюции Ч. Дарвина стала основой формирования научной биологии?

5.Каковы сущностные свойства живого?

6.В чем суть биохимической теории происхождения жизни?

7.Каковы уровни организации живого?

8.Как понимается жизнь на уровне биосферы?

9.Что такое биогеоценоз и какова его роль в биосфере?

10.В чем состоит биологический смысл естественного отбора в теории эволюции Ч. Дарвина?

11.Каковы основные отличия современной синтетической теории эволюции от дарвиновской?

12.В чем состоит сущность концепции экологии?

13.В чем заключается проблема возрастания экологического неравновесия?

14.Что такое экосистема и какова ее структура?

15.Что нового в поведении животного утверждает этология?

16.Что такое биоэтика и каковы ее основные принципы?

17.В чем состоит смысл концепции перехода биосферы в ноосферу?

18.Какое значение имеет концепция глобального эволюционизма для понимания живого?

 

Вопросы контрольной работы по теме «Концепции космологии

геологии»

 

1. Что изучает космология?

2. Какие космологические парадоксы привели к пересмотру знания о Вселенной?

3. Какие модели Вселенной были предложены А. А. Фридманом?

4. Имеет ли какие-либо подтверждения теория Большого взрыва?

5. В чем смысл состояния сингулярности в теории Большого взрыва?

6. Какое значение в объяснении рождения Вселенной имела идея физического вакуума?

7. Каковы геологические уровни строения Земли?

8. Как современная наука объясняет формирование геосферных оболочек?

9. Каков был геологический облик Земли в палеозойский период (эру)?

10. Какие геологические процессы происходили на Земле в мезозойскую и кайнозойскую эры?

11. Как изменился геологический облик Земли в антропогенную эпоху?

12. Что является основой формирования климата?

13. В чем различия морского и континентального климата?

 

Вопросы контрольной работы по теме «Основы кибернетики

и синергетики»

 

1.Что изучает кибернетика и на каком основании она входит в систему естествознания?

2.Что такое кибернетическое моделирование?

3.Что такое кибернетическая система?

4.Каков смысл проблемы создания искусственного интеллекта?

5.Что означает понятие «компьютерная революция»?

6.Что такое Интернет и какова его роль в формировании информационного общества?

7.Что такое синергетика?

8.Какое значение в синергетике имеют понятия «хаос» и «порядок»?

9.Какую роль в синергетическом подходе выполняет понятие «точка бифуркации»?

10.Каково соотношение случайного и необходимого (закономерного) в синергетическом объяснении?

11.Что означает термин «нелинейность» в синергетике?

12.Как в синергетике объясняется механизм самоорганизации?

 

Вопросы контрольной работы по теме «Концепции современной

антропологии»

 

1. Каковы основные ступени антропогенеза?

2. Каковы основные принципы иерархии потребностей по А. Маслоу?

3. Каковы основные черты «самоактуализирующейся личности»?

4. Каковы основные виды эмоционального состояния человека?

5. Какова последовательность фаз возникновения эмоций согласно теории Джемса-Ланге?

6. Что означает формула, разработанная П. В. Симоновым:

Э = f (П, (Ин–Ис), …)?

7. Каковы основные черты творческого мышления?

8. Что такое болезнь и здоровье с точки зрения современных представлений?

9. Каковы основные психологические факторы, способствующие здоровью?

10. Какие психологические факторы разрушают здоровье?

11. Что такое работоспособность и каковы ее основные связи?

12. Какие факторы повышают работоспособность?

13. Какое значение для жизнедеятельности человека имеют космические циклы?

14. В чем заключается основная идея трансперсональной психологии?

15. Что такое информационное поле Вселенной и как человек включен в него?

10.4 Литература для самостоятельной работы студентов:

а) основная литература:

1. Гусев Д.А. Концепции современного естествознания. – М.: МИЭМП, 2010. – 386 с.

2. Найдыш В.М. Концепции современного естествознания. – М.: Альфа-М, 2011. – 704 с.

б) дополнительная литература:

1. Концепции современного естествознания: учебное пособие для студ. педвуза. Часть 1 / авт.-сост. В.Л. Дмитриев и др. – Стерлитамак: Стерлитамак. гос. пед. академия им. Зайнаб Биишевой, 2010. – 175 с.
2. Концепции современного естествознания: учебное пособие для студ. педвуза. Часть 2 / авт.-сост. В.Л. Дмитриев и др. – Стерлитамак: Стерлитамак. гос. пед. академия им. Зайнаб Биишевой, 2011. – 156 с.

в) программное обеспечение и Интернет-ресурсы:

http://www.vesti-nauka.ru – сайт новостей в науке;
http://www.naturalscience.ru – сайт, посвященный вопросам естествознания;
http://ru.wikipedia.org – сетевая энциклопедия «Википедия»;
http://www.college.ru – сайт, содержащий открытые учебники по естественнонаучным дисциплинам;
http://www.elementy.ru – сайт, содержащий информацию по всем разделам дисциплины.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.