Тема 1. Основы социальной квалиметрии
ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Главной целью освоения учебной дисциплины «Социальная квалиметрия, оценка качества и стандартизация социальных услуг» является овладение студентами методиками оценки качества и эффективности деятельности учреждений социального обслуживания и предоставления социальных услуг клиентам.
Целями освоения учебной дисциплины в области обучения является усвоение студентами основ стандартизации в социальной работе и оценки качества социального обслуживания в соответствии со стандартами, а также овладение приемами и методами стандартизации социального обслуживания населения. Целями в области воспитания являются формирование гуманистического мировоззрения у студентов, овладение основами культуры современного социального мышления, общественной и профессиональной деятельности, а также способностью обеспечивать высокий уровень профессиональной и общей культуры своей деятельности как профессионала, гражданина своей страны. Целями освоения учебной дисциплиной в области развития студентов является развитие навыков и знаний, необходимых для формирования ключевых компетенций.
Цели освоения учебной дисциплины соотнесены с общими целями ООП ВПО.
МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП ВПО
Дисциплина «Социальная квалиметрия, оценка качества и стандартизация социальных услуг» относится к базовой части профессионального цикла ООП бакалавриата по направлению 040400.62 – «Социальная работа».
В профессиональной подготовке выпускников – бакалавров социальной работы учебный курс «Социальная квалиметрия, оценка качества и стандартизация социальных услуг» занимает значительное место, поскольку представляет собой дисциплину, посвященную систематизации знаний в области социальной работы во всех учреждениях социального обслуживания и со всеми объектами социальной работы.
Дисциплина направлена на обеспечение специальной компетентности выпускников – бакалавров социальной работы, выступая существенной компонентой профессионализма, способствуя формированию целостного профессионального мышления практического и научного работника в области социальной работы.
Для изучения данной учебной дисциплины необходимы следующие знания, умения и навыки, формируемые предшествующими дисциплинами:
2.1. Из курса «Управление в социальной работе»:
Знания: содержания управленческих процессов, протекающих в сфере социального обслуживания населения, выявления, планирования и решения проблем населения в различных сферах жизнедеятельности, нормативных правовых документов, работы с персоналом в учреждениях социальной сферы, планирования и координации деятельности по решению актуальных задач социальной работы.
Умения: анализа организационной структуры управления и социальной эффективности управленческой деятельности, использования в своей деятельности нормативно - правовых документов, решения проблем клиента путем привлечения соответствующих специалистов, мобилизации собственных сил, физических, психических, экономических и социальных ресурсов клиента.
Владения: высокой социальной культуры управленческой деятельности, навыками организационно-управленческой работы в подразделениях социальных учреждений и служб, навыками организации, планирования, мотивации, стимулирования и управления учреждениями и организациями социального обслуживания, способностью к анализу специфики социокультурного пространства, инфраструктуры с целью обеспечения социального благополучия представителей различных общественных групп.
2.2. Из курса «Технологии социальной работы»:
Знания: содержания и сущности технологий социальной работы; места социальной работы в системе социальных технологий; специфики, объекта и предмета воздействия, основных элементов и составных частей технологий социальной работы; технологий социальной поддержки и помощи тем общественным слоям и группам, которые рассматриваются массовым сознанием как первоочередные и безусловные объекты такой деятельности.
Умения: осуществления социально-организационной диагностики условий жизнедеятельности различных групп населения; анализа и оценки ситуации клиентов, грамотно определять пути и способы оптимального разрешения социальных проблем; применения знаний психологии, педагогики, валеологии, медицины в социальной помощи; основывать выбор технологий в соответствии с эффективной моделью теории и практики социальной работы; использования теоретических знания технологий социальной работы в своей практической деятельности.
Владения: основами культуры современного социального мышления, общественной и профессиональной деятельности, социально-технологических и социоинженерных практик.
Перечень последующих учебных дисциплин, для которых необходимы знания, умения и владения, формируемые данной учебной дисциплиной:
· Социальное проектирование в деятельности социальных служб;
· Технологии социальной работы по охране материнства и детства;
· Комплексная реабилитация.
КОМПЕТЕНЦИИ СТУДЕНТА, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
В результате изучения дисциплины «Социальная квалиметрия, оценка качества и стандартизация социальных услуг» студент должен приобрести следующие общекультурные и профессиональные компетенции, соотнесенные с общими целями ООП ВПО:
общекультурные компетенции:
· осознавать социальную значимость своей будущей профессии, обладать высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности (ОК-8);
· использует основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач (ОК-9);
· использует основные законы естественнонаучных дисциплин в профессиональной деятельности, применяет методы математического анализа и моделирования, теоретического и экспериментального исследования (ОК-10).
профессиональные компетенции:
· быть готовым к обеспечению социальной защиты, помощи и поддержки, предоставлению социальных услуг лицам и социальным группам (ПК-4);
· быть готовым решать проблемы клиента путем привлечения соответствующих специалистов, мобилизации собственных сил и ресурсов (ПК-7);
· способен осуществлять оценку качества социальных услуг на основе достижений современной квалиметрии и стандартизации (ПК-10);
· быть способным составлять практические рекомендации по использованию результатов научных исследований (ПК-18).
Для профиля подготовки «Социальная работа в системе социальных служб»:
профильно-специализированные компетенции:
· владеть навыками разработки программы комплексного социального исследования, ее календарного плана, методики и техники реализации, определения необходимых человеческих и материальных ресурсов для осуществления научного проекта в системе социальных служб (ПСК-5).
Для профиля подготовки «Социальная работа в системе здравоохранения»:
профильно-специализированные компетенции:
· быть способным критично оценивать российский и зарубежный опыт социальной работы, использовать его в зависимости от специфики учреждений системы здравоохранения и разрабатывать собственные методики работы с клиентом(ПСК-1);
· быть готовым использовать современные технологии связей с общественностью с целью привлечения внимания к насущным социально-экономическим проблемам в системе здравоохранения (ПСК-3).
Студент должен:
Знать: понятие и содержание квалиметрии, системы оценки качества и социальные стандарты; методологию определения и оценивания качества социальных услуг; систему стандартизации социального обслуживания.
Уметь: анализировать теоретическую литературу; осуществлять сравнительный анализ различных подходов; аргументировано защищать собственную позицию; видеть теоретические основания различных технологий.
Владеть / быть в состоянии продемонстрировать: основами культуры современного социального мышления, общественной и профессиональной деятельности, социально-технологических и социоинженерных практик.
СТРУКТУРА ДИСЦИПЛИНЫ
4.1. Объем дисциплины и виды учебной работы для профиля «Социальная работа в системе социальных служб»
Таблица 1
Вид учебной работы
| Всего зачетных единиц (часов)
| Форма обучения
| Очная
| Заочная
| полный срок обучения
| сокращенный срок обучения
| на базе среднего специального медицинского образования
| на базе среднего специального педагогического образования
| на базе среднего специального юридического образования
| Семестры
| VIII
| IX
| VII
| VII
| VII
| Общая трудоемкость дисциплины
| 2 з.е.
|
|
|
|
|
| Аудиторные занятия
|
|
|
|
|
|
| лекции
|
|
|
|
-
-
|
-
-
|
-
-
| практические занятия
|
| лабораторные работы
|
| другие виды аудиторных занятий
|
| -
| -
| -
| -
| -
| Самостоятельная работа
|
|
|
|
|
|
| изучение теоретического курса
|
|
|
|
|
|
| курсовая работа
|
| домашние задания
контрольная работа
|
| -
-
| -
| -
| -
| -
| подготовка к зачету
|
|
|
|
|
|
| Вид промежуточного контроля
|
зачет
| | | | | | | | | |
4.2. Объем дисциплины и виды учебной работы для профиля «Социальная работа в системе здравоохранения»
Таблица 2
Вид учебной работы
| Всего зачетных единиц (часов)
| Форма обучения
| Очная
| Заочная
| сокращенный срок обучения
| Семестры
| VIII
| VII
| Общая трудоемкость дисциплины
| 2 з.е.
|
|
| Аудиторные занятия
|
|
|
| лекции
|
|
|
-
| практические занятия
|
| лабораторные работы
|
| другие виды аудиторных занятий
|
| -
| Самостоятельная работа
|
|
|
| изучение теоретического курса
|
|
|
| курсовая работа
|
| -
| -
| домашние задания
|
| -
| -
| контрольная работа
|
| -
|
| подготовка к зачету
|
|
|
| Вид промежуточного контроля
|
| Зачет
| Зачет
|
4.3.Содержание и тематическое планирование дисциплины
Таблица 3
№ п/п
| Разделы учебной дисциплины
| Семестр
| Неделя семестра
| Виды учебной деятельности и трудоемкость
(в часах)
| Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра).
Форма промежуточной аттестации (по семестрам)
| Лекции
| Практические занятия
| СРС
| Консультации
| 1.
| Основы социальной квалиметрии
|
| 1,2,3
|
|
| 6,3
| Еженед.
| Собесед. – 1,3; Участие в практ. занятии – 2.
| 2.
| Стандартизация социальных услуг
|
| 4,5,6
|
|
| 6,3
| Еженед.
| Собесед. – 4,6; Участие в практ. занятии – 5.
| 3.
| Теоретические подходы к оценке качества и эффективности услуг в сфере социального обслуживания населения
|
| 7,8,9
|
|
| 6,3
| Еженед.
| Собесед. – 7,9; Участие в практ. занятии – 8.
| 4.
| Организационно-управленческие основы контроля качества учреждения социального обслуживания и социальных услуг
|
| 10,11,12
|
|
| 6,3
| Еженед.
| Собесед. – 10; Участие в практ. занятии – 11,12.
| 5.
| Методики оценки качества и эффективности деятельности учреждений социального обслуживания и предоставления социальных услуг клиентам
|
| 13,14,
15,16
|
|
| 6,3
| Еженед.
| Собесед. – 13; Участие в практ. занятии – 14,15,16.
| 6.
| Региональный опыт работы по оценке деятельности социальных служб
|
| 17,18
19,20
|
|
| 6,5
| Еженед.
| Собесед. – 17,19; Участие в практ. занятии – 18,20.
| Всего за курс
|
|
|
|
|
|
|
4.4. Содержание разделов (тем) дисциплин
Тема 1. Основы социальной квалиметрии
Общая квалиметрия: принципы, функции, значимость. Объект квалиметрии. Предмет квалиметрии. Оценка качества. Квалиметрия как наука. Социальная квалиметрия как научная дисциплина. Квалиметрия в социальной работе. Специальные квалиметрии: тестовая, экспертная, индексная, таксономическая, вероятностно-статистическая, нечеткая.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2025 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|