Понятие и виды источников (форм) права.
Обычно в теории называют четыре вида источников права: нормативный акт, судебный прецедент, санкционированный обычай и договор.
В отдельные периоды (исторические) источниками права признавали правосознание, правовую идеологию, а также деятельность юристов.
В общераспространенном понимании источник – это сила, создающая право.
Наиболее древней формой права является правовой обычай, т.е. правило, которое вошло в привычку народа и соблюдение которого обеспечивается государственным принуждением. Правовой обычай признается источником права тогда, когда он закрепляет уже давно сложившиеся отношения, одобренные населением.
Сущность судебного прецедента заключается в придание нормативного характера решению суда по конкретному делу. Обязательным для судов является не всё решение дела или приговор, а только «сердцевина» дела, суть правовой позиции судьи, на основе которой выносится решение. Из прецедента постепенно могут складываться и нормы законов (англо-саксонская правовая система)
Нормативный акт – доминирующий источник права во всех правовых системах мира.
Нормативно-правовой акт – официальный документ, созданный компетентными органами государства и содержащий общеобязательные юридические нормы (правила поведения)
Нормативно-правовые акты:
1. может быть оперативно создан и в любой части изменен
2. систематизирован
3. позволяет точно фиксировать содержание правовых норм
4. поддерживаются и охраняются государством
Вопрос об источниках и формах права является сложным и дискуссионным. Плюрализм мнений по данному вопросу заключается в том, что существует две основные теоретические позиции:
понятия «источник» и «форма» права тождественны.
понятия «источник» и «форма» нельзя отождествлять, но и нельзя противопоставлять.
Между данными понятиями есть существенный различия, т.к. они отвечают на разные вопросы, раскрывающие те обстоятельства и условия, которые составляют основу возникновения, существования и функционирования права.
Источник права отвечает на свой собственный вопрос, выражающийся в том, что он, т.е. источник выявляет глубину возникновения права. Поэтому источниками права могут быть:
материальное производство;
существующая форма собственности и обусловленные ею экономические отношения, которые влекут за собой противоречия и могут быть урегулированы с помощью права (марксизм);
воля народа, создающая основные юридические принципы и права человека (Конституция РФ);
воля государства, создающая централизованные нормы права, действующие на всей территории данного государства (Законы). Поэтому воля государства в процессе формирования права создает большую авторитетность нормам права по отношению к другим видам норм;
воля граждан, их отдельных объединений (наиболее ярко данный источник права проявляется в корпоративных нормах). Объединенная воля граждан, их объединений и государства становится источником права в тех случаях, когда коллектив граждан готовит проект НПА а государство утверждает его и санкционирует.
Таким образом, понятие источник права является относительно самостоятельным, характеризуется особым содержанием, т.к. раскрывает многообразие причин и социальных факторов, составляющих основу возникновения и функционирования права, как целостного явления общественной жизни.
Понятие и виды нормативно-правовых актов.
Нормативно-правовой акт представляет собой принятый компетентным государственным органом письменный официальный документ определенной формы, содержащий нормы права.
Нормативно-правовые акты не вносят никаких изменений в действующее законодательство, а с помощью нормативно-вспомогательных актов вводятся в действие юридические нормы.
Акты применения права включают индивидуальное государственно-властное веление по применению права (требование по уплате налога, направленное конкретному налогоплательщику).
Издание нормативно-правовых актов обозначает утверждение, отмену или изменение содержания правовых норм. Поскольку нормативно-правовые акты включают нормы права, то они обязательны к исполнению. Им свойственна письменная форма изложения, определенный юридический стиль.
Нормативно-правовые акты классифицируют по различным основаниям:
1) по предмету правового регулирования (уголовно-правовые; гражданско-правовые; административно-правовые акты и т. д.);
2) по территории действия (федеральные, региональные и местные).
Нормативно-правовые акты имеют определенную юридическую силу, представляющую собой релятивное свойство нормативно-правовых актов. Оно показывает, какое место занимает данный нормативно-правовой акт в системе законодательства. Нормативно-правовые акты по юридической силе делятся на законы и подзаконные акты.
Законом называется нормативно-правовой акт, который принимается высшим представительным органом власти или на референдуме, обладающем высшей юридической силой и регулирующем наиболее важные общественные отношения.
Существует несколько признаков закона:
1) закон – одно из основных источников права;
2) установлен особый порядок принятия;
3) принимается определенными субъектами, признанными носителями государственного суверенитета (народ либо высший представительный орган власти);
4) регулирует важнейшие общественные отношения.
Закон имеет высшую юридическую силу, что означает:
1) никто не вправе отменить или изменить закон, кроме того органа, который его создал;
2) другие нормативные акты не должны противоречить закону;
3) при появлении противоречия между законом и подзаконным актом приоритет остается за законом.
Федеральный конституционный закон представляет собой нормативно-правовой акт, который определяет начала государственного и общественного строя, правовое положение личности и организации, на основе которого строится и детализируется вся система нормативных актов. Этот закон имеет следующие особенности:
1) федеральный конституционный закон развивает и дополняет положения Конституции РФ;
2) принимается только по тем вопросам, которые прямо предусмотрены Конституцией страны;
3) обладает большей юридической силой, чем обычные законы;
4) особый порядок принятия.
Президент не имеет права отклонять федеральные конституционные законы; обязан подписать их и обнародовать. Федеральный закон представляет собой нормативно-правовой акт, который принимается и действует в строгом соответствии с федеральным конституционным законом и регламентирует определенные, ограниченные сферы общественной жизни.
Подзаконные нормативно-правовые акты принимаются на основании и во исполнение законов, при этом понятие «подзаконные нормативно-правовые акты» является собирательным.
Понятие и виды законов.
Закон - это нормативный акт, принятый в особом порядке органом законодательной власти или референдумом, выражающий волю народа, обладающий высшей юридической силой и регулирующий наиболее важные общественные отношения.
К признакам закона относятся следующие:
- он принимается только органом законодательной власти или референдумом;
- порядок его подготовки и издания определяется Конституцией РФ и регламентами палат Федерального Собрания РФ;
- в идеале он должен выражать волю и интересы народа;
- он обладает высшей юридической силой и все подзаконные акты должны соответствовать ему и ни в чем не противоречить;
- он регулирует наиболее важные, ключевые общественные отношения.
Именно данные признаки и выделяют закон в системе иных нормативных актов и придают ему качество верховенства. Изменить или отменить закон вправе только тот орган, который его принял, причем в строго оговоренном порядке.
Виды законов по их юридической силе:
1) Конституция (закон законов) - основополагающий учредительный политико-правовой акт, закрепляющий конституционный строй, права и свободы человека и гражданина, определяющий форму правления и государственного устройства, учреждающий федеральные органы государственной власти;
2) федеральные конституционные законы - принимаются по вопросам, предусмотренным и органически связанным с Конституцией (например, федеральные конституционные законы о Конституционном Суде РФ, о судебной системе, о референдуме, о Правительстве РФ и т.п.);
3) федеральные законы - акты текущего законодательства, посвященные различным сторонам социально-экономической, политической и духовной жизни общества (например, ГК РФ, УК РФ, Семейный кодекс РФ и др.);
4) законы субъектов Федерации - издаются их представительными органами и распространяются только на соответствующую территорию (например, закон Саратовской области о муниципальной службе Саратовской области, о социальных гарантиях и т.п.).
Классификация законов может проводиться по различным основаниям:
- субъектам законотворчества (принятые народом в результате референдума или законодательным органом);
- предмету правового регулирования (конституционные, административные, гражданские, уголовные и т.п.);
- сроку действия (постоянные законы и временные);
- характеру (текущие и чрезвычайные);
- сферам действия (общефедеральные и региональные);
- содержанию (экономические, бюджетные, социальные, политические ит.п.);
- степени систематизации (обычные и кодификационные, другими словами, органические - ГК РФ, УК РФ и т.д.);
- значимости содержащихся в них норм (конституционные и обыкновенные);
- объему регулирования (общие и специальные).
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|