Сделай Сам Свою Работу на 5

Понятие и виды источников (форм) права.

Обычно в теории называют четыре вида источников права: нормативный акт, судебный прецедент, санкционированный обычай и договор.

В отдельные периоды (исторические) источниками права признавали правосознание, правовую идеологию, а также деятельность юристов.

В общераспространенном понимании источник – это сила, создающая право.

Наиболее древней формой права является правовой обычай, т.е. правило, которое вошло в привычку народа и соблюдение которого обеспечивается государственным принуждением. Правовой обычай признается источником права тогда, когда он закрепляет уже давно сложившиеся отношения, одобренные населением.

Сущность судебного прецедента заключается в придание нормативного характера решению суда по конкретному делу. Обязательным для судов является не всё решение дела или приговор, а только «сердцевина» дела, суть правовой позиции судьи, на основе которой выносится решение. Из прецедента постепенно могут складываться и нормы законов (англо-саксонская правовая система)

Нормативный акт – доминирующий источник права во всех правовых системах мира.

Нормативно-правовой акт – официальный документ, созданный компетентными органами государства и содержащий общеобязательные юридические нормы (правила поведения)

Нормативно-правовые акты:

1. может быть оперативно создан и в любой части изменен

2. систематизирован

3. позволяет точно фиксировать содержание правовых норм

4. поддерживаются и охраняются государством

Вопрос об источниках и формах права является сложным и дискуссионным. Плюрализм мнений по данному вопросу заключается в том, что существует две основные теоретические позиции:

понятия «источник» и «форма» права тождественны.

понятия «источник» и «форма» нельзя отождествлять, но и нельзя противопоставлять.

Между данными понятиями есть существенный различия, т.к. они отвечают на разные вопросы, раскрывающие те обстоятельства и условия, которые составляют основу возникновения, существования и функционирования права.



Источник права отвечает на свой собственный вопрос, выражающийся в том, что он, т.е. источник выявляет глубину возникновения права. Поэтому источниками права могут быть:

материальное производство;

существующая форма собственности и обусловленные ею экономические отношения, которые влекут за собой противоречия и могут быть урегулированы с помощью права (марксизм);

воля народа, создающая основные юридические принципы и права человека (Конституция РФ);

воля государства, создающая централизованные нормы права, действующие на всей территории данного государства (Законы). Поэтому воля государства в процессе формирования права создает большую авторитетность нормам права по отношению к другим видам норм;

воля граждан, их отдельных объединений (наиболее ярко данный источник права проявляется в корпоративных нормах). Объединенная воля граждан, их объединений и государства становится источником права в тех случаях, когда коллектив граждан готовит проект НПА а государство утверждает его и санкционирует.

 

Таким образом, понятие источник права является относительно самостоятельным, характеризуется особым содержанием, т.к. раскрывает многообразие причин и социальных факторов, составляющих основу возникновения и функционирования права, как целостного явления общественной жизни.

Понятие и виды нормативно-правовых актов.

Нормативно-правовой акт представляет собой принятый компетентным государственным органом письменный официальный документ определенной формы, содержащий нормы права.

Нормативно-правовые акты не вносят никаких изменений в действующее законодательство, а с помощью нормативно-вспомогательных актов вводятся в действие юридические нормы.

Акты применения права включают индивидуальное государственно-властное веление по применению права (требование по уплате налога, направленное конкретному налогоплательщику).

Издание нормативно-правовых актов обозначает утверждение, отмену или изменение содержания правовых норм. Поскольку нормативно-правовые акты включают нормы права, то они обязательны к исполнению. Им свойственна письменная форма изложения, определенный юридический стиль.

Нормативно-правовые акты классифицируют по различным основаниям:

1) по предмету правового регулирования (уголовно-правовые; гражданско-правовые; административно-правовые акты и т. д.);

2) по территории действия (федеральные, региональные и местные).

Нормативно-правовые акты имеют определенную юридическую силу, представляющую собой релятивное свойство нормативно-правовых актов. Оно показывает, какое место занимает данный нормативно-правовой акт в системе законодательства. Нормативно-правовые акты по юридической силе делятся на законы и подзаконные акты.

Законом называется нормативно-правовой акт, который принимается высшим представительным органом власти или на референдуме, обладающем высшей юридической силой и регулирующем наиболее важные общественные отношения.

Существует несколько признаков закона:

1) закон – одно из основных источников права;

2) установлен особый порядок принятия;

3) принимается определенными субъектами, признанными носителями государственного суверенитета (народ либо высший представительный орган власти);

4) регулирует важнейшие общественные отношения.

Закон имеет высшую юридическую силу, что означает:

1) никто не вправе отменить или изменить закон, кроме того органа, который его создал;

2) другие нормативные акты не должны противоречить закону;

3) при появлении противоречия между законом и подзаконным актом приоритет остается за законом.

Федеральный конституционный закон представляет собой нормативно-правовой акт, который определяет начала государственного и общественного строя, правовое положение личности и организации, на основе которого строится и детализируется вся система нормативных актов. Этот закон имеет следующие особенности:

1) федеральный конституционный закон развивает и дополняет положения Конституции РФ;

2) принимается только по тем вопросам, которые прямо предусмотрены Конституцией страны;

3) обладает большей юридической силой, чем обычные законы;

4) особый порядок принятия.

Президент не имеет права отклонять федеральные конституционные законы; обязан подписать их и обнародовать. Федеральный закон представляет собой нормативно-правовой акт, который принимается и действует в строгом соответствии с федеральным конституционным законом и регламентирует определенные, ограниченные сферы общественной жизни.

Подзаконные нормативно-правовые акты принимаются на основании и во исполнение законов, при этом понятие «подзаконные нормативно-правовые акты» является собирательным.

Понятие и виды законов.

Закон - это нормативный акт, принятый в особом порядке органом законодательной власти или референдумом, выражающий волю народа, обладающий высшей юридической силой и регулирующий наиболее важные общественные отношения.

К признакам закона относятся следующие:

- он принимается только органом законодательной власти или референдумом;

- порядок его подготовки и издания определяется Конституцией РФ и регламентами палат Федерального Собрания РФ;

- в идеале он должен выражать волю и интересы народа;

- он обладает высшей юридической силой и все подзаконные акты должны соответствовать ему и ни в чем не противоречить;

- он регулирует наиболее важные, ключевые общественные отношения.

Именно данные признаки и выделяют закон в системе иных нормативных актов и придают ему качество верховенства. Изменить или отменить закон вправе только тот орган, который его принял, причем в строго оговоренном порядке.

Виды законов по их юридической силе:

1) Конституция (закон законов) - основополагающий учредительный политико-правовой акт, закрепляющий конституционный строй, права и свободы человека и гражданина, определяющий форму правления и государственного устройства, учреждающий федеральные органы государственной власти;

2) федеральные конституционные законы - принимаются по вопросам, предусмотренным и органически связанным с Конституцией (например, федеральные конституционные законы о Конституционном Суде РФ, о судебной системе, о референдуме, о Правительстве РФ и т.п.);

3) федеральные законы - акты текущего законодательства, посвященные различным сторонам социально-экономической, политической и духовной жизни общества (например, ГК РФ, УК РФ, Семейный кодекс РФ и др.);

4) законы субъектов Федерации - издаются их представительными органами и распространяются только на соответствующую территорию (например, закон Саратовской области о муниципальной службе Саратовской области, о социальных гарантиях и т.п.).

Классификация законов может проводиться по различным основаниям:

- субъектам законотворчества (принятые народом в результате референдума или законодательным органом);

- предмету правового регулирования (конституционные, административные, гражданские, уголовные и т.п.);

- сроку действия (постоянные законы и временные);

- характеру (текущие и чрезвычайные);

- сферам действия (общефедеральные и региональные);

- содержанию (экономические, бюджетные, социальные, политические ит.п.);

- степени систематизации (обычные и кодификационные, другими словами, органические - ГК РФ, УК РФ и т.д.);

- значимости содержащихся в них норм (конституционные и обыкновенные);

- объему регулирования (общие и специальные).

 



©2015- 2018 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.