Максимальная угловая скорость холостого хода равна
, рад/с.
Масса головки поршня с кольцами, расположенными выше сечения х— х равна
, кг.
Максимальная разрывающая сила составит
, МН.
Напряжение разрыва определится, как
МПа.
Определяем напряжения в верхней кольцевой перемычке:
среза , МПа;
изгиба , МПа;
сложное , МПа.
Определяем удельное давление поршня на стенку цилиндра:
, МПа;
, МПа.
Гарантированная подвижность поршня в цилиндре достигается за счет установления оптимальных зазоров между цилиндром и поршнем при их неодинаковом расширении в верхнем сечении головки поршня ∆r′ и нижнем сечении юбки ∆′ю.
Диаметры головки и юбки поршня с учетом монтажных зазоров:
, мм; мм,
где , мм; , мм.
Определяем диаметральные зазоры в горячем состоянии
, мм
, мм
где Тц=383…388К, Тг=473…723К, Тю=403…413К при жидкостном охлаждении и Тц=443..463К, Тг=573…873К, Тю=483…613К при воздушном охлаждении двигателя, То=293К.
Расчет поршневого пальца
Основные данные для расчета приведены в таблице 5. Кроме того, принимаем действительное максимальное давление сгорания pzmax=pz, МПа, наружный диаметр пальца dп, мм, внутренний диаметр пальца dв, мм, длину пальца lп, мм, длину втулки шатуна lш, мм, расстояние между торцами бобышек b, мм.
Назначаем тип и материал поршневого пальца, модуль упругости материала (для стали Е=2-2,3´105, МПа).
Определяем расчетную силу, действующую на палец:
газовую , МН;
инерционную , МН,
где ωм = πnм/30, рад/с;
расчетную , МН,
где k=0,76…0,86 - для искровых двигателей;
k=0,68…0,81 - для дизелей.
Определяем удельное давление пальца на втулку поршневой головки шатуна
= 20…60 МПа.
Определяем удельное давление пальца на бобышки
= 15…50 МПа
Определяем напряжение изгиба в среднем сечении пальца
, МПа, [sиз]=100…250 МПа.
где - отношение внутреннего диаметра к наружному.
Определяем касательные напряжения среза в сечениях между бобышками и головкой шатуна
, МПа, [t]=60…250 МПа.
Определяем наибольшее увеличение горизонтального диаметра пальца при овализации
. мм.
Определяем напряжения овализации на внешней поверхности пальца:
в горизонтальной плоскости (ψ=0°)
, МПа;
в вертикальной плоскости (ψ=90°)
, МПа.
Определяем напряжения овализации на внутренней поверхности пальца:
наибольшее напряжение в горизонтальной плоскости (ψ=0°)
, МПа; [si0]£350 МПа.
в вертикальной плоскости (ψ=90°)
, МПа.
Расчет поршневого кольца
Основные данные для расчета приведены в таблице 5.
Назначаем материал кольца и определяем модуль упругости материала: Е=1,2´105 МПа для серого легированного чугуна,
Е=1´105 МПа для серого чугуна,
Е=(2…2,3)´105 МПа для стали.
Определяем среднее значение давления кольца на стенку цилиндра
, МПа, где А0=3t, мм;
[pср]=0,11…0,37МПа - для компрессионных колец,
[pср]=0,2…0,4МПа - для маслосъемных колец,
Определяем давление кольца на стенку цилиндра в различных точках окружности
, МПа,
где μх–переменный коэффициент, определяемый изготовителем в соответствии с принятой формой эпюры давления кольца на зеркало цилиндра. Для грушевидной формы эпюры давления кольца имеем:
Угол ψ, град.
|
|
|
|
|
|
|
| Коэффициент μк
| 1,05
| 1,04
| 1,02
| 1,0
| 1,02
| 1,27
| 1,50
| Давление р, МПа
|
|
|
|
|
|
|
|
По полученным данным строим грушевидную эпюру давления кольца на стенку цилиндра (рис. 10).
Определяем напряжение изгиба кольца в рабочем состоянии
, МПа.
Определяем напряжение изгиба при надевании кольца на поршень , МПа, где m=1,57.
Обычно [sиз]=220…450 МПа и sиз2>sиз1 на 10…30%.
Определяем монтажный зазор в замке поршневого кольца
, мм,
где ∆'к=0,06…0,10 мм - минимально допустимый зазор;
aк и aц - коэффициенты линейного расширения материала кольца и гильцы цилиндра;
Рис. 10. Эпюра сил давления кольца на стенку цилиндра
Тк=473…573К, Тц=383…388К при жидкостном охлаждении, Тк=523…723К, Тц=443…463К при воздушном охлаждении, То=293К.
Расчет шатуна
Назначаем материалы шатуна (сталь) и втулки (бронза) и определяем для материала шатуна модуль упругости ЕСТ, МПа, коэффициент линейного расширения aст, 1/К, предел прочности σ, МПа, предел усталости при изгибе σ–1, МПа, предел усталости при растяжении σ–1р, МПа, предел текучести σт, МПа; для материала втулки определяем модуль упругости ЕВТ, МПа, коэффициент линейного расширения aвт, 1/К.
Определяем внутренний диаметр верхней головки шатуна
d = (1,1...1,25)dп.н, мм.
Рис. 11. Шатун
Определяем внутренний диаметр втулки
dВТ=d-(1...3), мм.
Определяем наружный диаметр головки шатуна
Dгол = (1,25...1,65)dп.н, мм.
Определяем длину поршневой головки шатуна
aш = (0,33...0,45)D, мм.
Определяем суммарное давление на поверхности головки от запрессовки втулки и нагрева головки и втулки
, МПа,
где Δ=0,04...0,045 - натяг от запрессовки втулки, мм;
Δt = d(αвт – αст)tгол – натяг от нагрева головки, мм;
t=100...120 – температура подогрева головки, град.;
m=0,3 – коэффициент Пуассона.
Определяем напряжение на наружной поверхности головки шатуна
Рис. 12. Схема верхней головки шатуна:
а) для растяжения; б) для сжатия
, МПа.
Определяем напряжение на внутренней поверхности
, МПа, [ ]=150 МПа.
Определяем изгибающий момент в вертикальном сечении проушины
M0=–Pj пор. гр rср (0,00033 φзад – 0,0297), Нм,
где Pj пор. гр= – mпор. грRω2(1+λ) – сила инерции поршневой группы, Н;
rср = (Dгол + d)/4, мм;
φзад = 90...130 – угол заделки, град.
Определяем величину нормальной силы в этом же сечении
N0 = – Pj пор. гр (0,572 – 0,008 φзад), Н.
Определяем величину нормальной силы в расчетном сечении от растягивающей силы для выбранного угла заделки φзад
Nφ зад = N0cosφзад – 0,5(–Pj пор. гр)(sinφзад – cosφзад), Н.
Определяем изгибающий момент в расчетном сечении
Mφ зад = М0 + N0rср(1 – cos φзад) + 0,5 (–Pj пор. гр)rср(sin φзад – cos φзад), Нм
Определяем напряжение от растяжения в наружном слое
, МПа,
где h = 2...3 мм – толщина стенки головки;
- коэффициент, учитывающий наличие запрессованной втулки;
Fст = (Dгол – dвт)aш – площадь сечения головки шатуна, мм2;
Fвт = (dвт – dп.н)aш – площадь сечения втулки, мм2.
Определяем суммарную силу, сжимающую головку
Pг = (pz – p0)Fпор + (– Pj max), Н.
Определяем нормальную силу для нагруженного участка
Nсж φ зад = Pг{[sin φзад/2 - (φзад /π)sin φзад) - (1/π) cos φзад] + N0/Pг}, Н.
Определяем изгибающий момент для нагруженного участка
, Нм,
значения N0/Рг и М0/(Ргrср) берем с графика (см. рис. 14).
Определяем напряжения в наружном слое от сжимающей силы
, МПа.
Определяем запас прочности
, [ ]=2,5...5,
где σ–1р - предел выносливости материала при растяжении, σ–1р=180...250МПа для углеродистой и σ–1р=340...380МПа для легированной стали;
ασ = 0,2 – коэффициент, зависящий от характеристики материала;
ε′σ = 0,7 – коэффициент, учитывающий влияние технологического фактора.
Определяем силу инерции, растягивающую шатун на холостом ходе
Pj = –(mпор.гр+ mш) Rω2(1+λ), Н,
где mш – масса части шатуна выше расчетного сечения, кг.
Определяем максимальную силу давления газов, сжимающую шатун
Pг = (pz max – p0)Fпор, МН,
где p0 = 0,1 МПа – атмосферное давление.
Рис. 13. График для определения Мо и Nо
Определяем суммарное напряжение при сжатии с учетом продольного изгиба в плоскости качания шатуна
, МПа, [ ]=160...250МПа,
где Кх=1,08...1,15 – коэффициент, учитывающий продольный изгиб;
fш. ср – площадь шатуна в расчётном сечении, определяют после конструктивной проработки шатуна, м2.
Определяем суммарное напряжение при сжатии с учетом продольного изгиба в плоскости, перпендикулярной плоскости качания шатуна
[ ]=200...350МПа,
где Ку=1,02...1,05 – коэффициент, учитывающий продольный изгиб шатуна автомобильного двигателя в плоскости, перпендикулярной плоскости качания шатуна.
Определяем напряжение растяжения
σр = Pj / fш. ср, МПа.
Определяем амплитуду напряжения в плоскости х сечения шатуна
, МПа.
Определяем среднее напряжение в плоскости х сечения шатуна
, МПа.
Определяем амплитуду напряжения в плоскости y
, МПа.
Определяем среднее напряжение в плоскости y
, МПа.
Определяем запас прочности шатуна в плоскости x
,
где ασ =0,13.
Определяем запас прочности шатуна в плоскости y
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|