Раздел 10, глава 1. «Понятие инвалидности, различные категории инвалидов».
1. Раскройте понятие «инвалидность» и «инвалид».
2. Декларация ООН о правах инвалидов?
3. Государственные мероприятия по интеграции инвали дов в обществе в нашей стране и за рубежом?
4. Виды инвалидности и факторы, лежащие в основе клас сификации инвалидов по ВОЗ?
5. Расскажите о 5 категориях инвалидов и группах инвалидности по ВТЭК?
Раздел 10, глава 2. «Психолого-педагогические особенности работы по реабилитации инвалидов».
1. Принципы гуманистической педагогики и психологии, на основе которых осуществляется реабилитация инва лидов?
2. Значение учета возраста и типологических особенностей инвалида в процессе реабилитации инвалидов?
3. Расскажите о роли социально-психологической ситуации, при которой возникает инвалидность, в процессе реаби литации.
Раздел 10, глава 3. «Реабилитация инвалидов с
Повреждениями и дефектами опорно-двигательного
Аппарата».
1. Дайте характеристику трех групп инвалидов с детства.
2. Охарактеризуйте группу инвалидов с нарушениями ОДА, приобретенными во взрослом возрасте.
3. Понятие об ампутации и экзартикуляции?
4. Задачи и методика физической реабилитации в ранний послеоперационный период после ампутации?
5. Охарактеризуйте задачу и методику реабилитации в пе риод подготовки к протезированию.
6. Особенности методики физической реабилитации при ампутации верхних и нижних конечностей в период под готовки к протезированию?
7. Задачи и методики физической реабилитации в период овладения протезом (для верхних и нижних конечнос тей)?
8. Расскажите о применении физиотерапии после ампута ции конечностей?
9. Раскройте понятие «полимиелит» и расскажите о перио дах болезни.
10. Противопоказания к применению ЛФК и массажа в пре- паралитический и паралитический периоды?
11. Задачи и методика физической реабилитации в восста новительный период в зависимости от преимуществен ного поражения верхних или нижних конечностей?
12. Значение и методика гидрокинезотерапии при полимие лите?
Раздел 10, глава 4. «Реабилитация инвалидов с нарушениями интеллекта».
1. Понятие об олигофрении и ее этиологии?
2. Классификация олигофрении?
3. Раскройте особенности психомоторики детей олигофре нов?
4. Особенности физических качеств олигофренов?
5. Задачи физической реабилитации инвалидов с пораже ниями ЦНС?
6. Особенности методики и применяемых средств при реа билитации детей олигофренов?
Раздел 10, глава 5. «Реабилитация инвалидов с сенсорными нарушениями».
1. Расскажите о существующих видах больных с наруше ниями слуха и охарактеризуйте их.
2. Задачи и методики физической реабилитации инвали дов с нарушениями слуха?
3. Расскажите о врожденных и приобретенных нарушени ях зрения.
4. Виды нарушения зрения, их влияние на весь организм?
5. Группы физических упражнений для слабовидящих и слепых?
6. Формы занятий физическими упражнениями для сла бовидящих и слепых в школе и в семье?
7. Задачи и методики ЛФК для детей-инвалидов по зре нию?
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
Основная
1. Басков А.В. Современные основы реабилитации больных с повреждениями спинного мозга // Материалы I Учредитель ной научно-практической конференции «Спинной мозг». М., 2002. С.2-5.
2. Бирюков А.А. Лечебный массаж. М.: Советский спорт. 2000. С. 293.
3. Бубновский СМ. Руководство по кинезитерапии дорзопа- тий и грыжи позвоночника. М.: МАКС-ПРЕСС — 2002. С. 100.
4. Епифанов В.А. Лечебная физическая культура / Учебное пособие для вузов. М.: Издат. дом «ГЭОТААМЕД», 2002. С. 560.
5. Древинг Е.Ф. Травматология (Методика занятий физичес кой культурой) М.: изд-во «Познавательная книга плюс», 2002.С. 224.
6. Козырева О.В. Лечебная физкультура для дошкольников (при нарушениях опорно-двигательного аппарата): Пособие для инструкторов ЛФК, воспитателей и родителей. М.: Про свещение, 2003. С. 112.
7. Лечебная физическая культура. Учебник для студентов ин- тов физ. культ. / Под ред. проф. Попова С.Н. М.: ФиС, 1988. С. 270.
8. Лечебная физическая культура. Справочник / Под ред. проф. Епифанова В.А. М.: Медицина, 2001. С. 592.
9. Учебник инструктора по лечебной физической культуре для ин-тов физ. культ. / Под ред. проф. Провосудова В.П. М.: ФиС, 1980, С. 470.
10. Физическая реабилитация. Учебник для студентов акаде-
мий и ин-тов физ. культ. / Под ред. проф. Попова С.Н.Ростов н/Д: Феникс, 1999. С. 605.
Дополнительная
Х.Велитчежо В.К. Физкультура для ослабленных детей. Методическое пособие. М.: ТЕРА-СПОРТ, 2003. С. 336.
2. Волков В.К., Цикулин Л.Е. Лечение и реабилитация боль ных гипертонической болезнью в условиях поликлиники. М.: Медицина, 1989. С. 256.
3. Гортфельд С.А., РогачеваЕ.И. Лечебная физическая куль тура и массаж детей при детском церебральном параличе. Л.: Медицина, 1986. С. 176.
4. Гукасова Н.А. Реабилитация детей со сколиозом. Учебное пособие. Российская медицинская академия последиплом ного образования. М., 1998. С. 37.
5. Демидето Т.Д. Реабилитация при церебро-васкулярной- патологии. Л.: Медицина, 1989. С. 208.
6. Иванова Г.Е., Полнев Б.А. Реабилитация больных остео хондрозом позвоночника (Руководство). М.: РАСМ, 1997. С. 145.
7. Каптелин А.Ф. Гидрокинезотерапия в ортопедии травма тологии. М.: Медицина, 1989. С. 208.
8. Карепов Г.В. ЛФК и физиотерапия в системе реабилита ции больных травматической болезнью спинного мозга. Киев: Здоров'я, 1991. С. 184.
9. Коган О.Г., Майдин В.Л. Медицинская реабилитация в не врологии и нейрохирургии. М.: Медицина, 1988. С. 304.
10. Козырева О.В. Игры, которые нравятся дошкольникам (Ав торская программа оздоровително-развивающих игр для детей дошкольного возраста), М.: РИЦМГИУ, 2002. С. 40.
11. ЛФК в системе медицинской реабилитации / Под ред. проф. Каптелина А.Ф.и Лебедевой И.П. М.: Медицина, 1995. С. 98.
12. Мошков В.Н. Общие основы лечебной физической культу ры. М.: Медицина, 1954.
13. Реабилитация больных после аортокоронарного шунтиро-
вания. Методические рекомендации (лечебно-оздоровительное объединение Совета министров СССР) / Составитель Громова Г.В. и др. М., 1991. С. 26.
14. Реабилитация больных с некоторыми заболеваниями и по вреждениями кисти; Сб. научных трудов Горьковского НИИ травматологии и ортопедии / Под. ред. Азолова В.В. Горь кий, 1987. С. 207.
15. Семенова К. А. Методические рекомендации по лечебной физкультуре, массажу и ортопедическому режиму для де тей с церебральными параличами. М., 1978. С. 54.
16. Транквиллитати А.Н. Восстановить здоровье. — М.: ФиС 1999. С. 254.
17. Фонарев М.И. Справочник по детской лечебной физкуль туре. М.: Медицина, 1983. С. 360.
18. Шакиров А.Г. ЛФК при заболеваниях суставов и остеохон дрозе у спортсменов (методические рекомендации) М.: Изд-во Высшая школа, 1982. С. 26.
19. Юмашев Г.С, Ренкер К.И. Основы реабилитации. М.: Ме дицина, 1973.
• •*•»•••** t ••■••••••««•»•**•»•••«••»• tt»tt»»t****«**M>*»M**Mtt«*«»«
ПРИЛОЖЕНИЯ
• •••M***t •••••#•••#»»•••••*••••••»»*••••••••• !••••••• t*»MMM*«t«(lt*
Приложение
Примерный комплекс специальных физических упражнений при вывихе локтевого сустава во 2-м периоде
№
| Исходное
| Содержание
| Кол-во
| Методические
| п/п
| положение
| упражнений
| повторений
| указания
|
|
|
|
|
|
| Сидя на стуле, руки
| 1 — согнуть
| 8-12
| Дыхание
|
| на столе
| пальцы кисти,
|
| произвольное
|
|
| 2 — разогнуть
|
|
|
| То же, под пред-
| 1 — скользя
| 5-6
| Движение
|
| плечье подведена
| предплечьем, со-
|
| строго вперед
|
| скользящая
| гнуть руку в лок-
|
| (от себя)
|
| поверхность
| тевом суставе,
|
|
|
|
| 2 — разогнуть
|
|
|
| Тоже
| 1 — согнуть
| 8-10
| Выполнять
|
|
| кисть,
|
| одновременно
|
|
| 2 — разогнуть
|
| правой и левой
|
|
|
|
| и попеременно
| Основная часть
|
| То же, плечо на
| 1 — согнуть
| 6-8
| Кистью здоро-
|
| столе, предплечье
| предплечье,
|
| вой руки под-
|
| направлено
| 2 — разогнуть
|
| держивать
|
| вертикально вверх
| предплечье
|
| предплечье
|
|
|
|
| поврежденной
|
| То же, руки на
| 1 — супиниро-
| 8-10
| Стараться кос-
|
| столе
| вать предплечье,
|
| нуться ладо-
|
|
| 2 — пронировать
|
| нью и тыльной
|
|
|
|
| поверхностью
|
|
|
|
| кисти стола
|
| То же, пальцы в
| 1 — согнуть руки
| 6-8
| Кисти от стола
|
| «замок»
| в локтевых сус-
|
| не отрывать
|
|
| тавах,
|
|
|
|
| 2 — разогнуть
|
|
|
Окончание приложения 1
|
|
|
|
|
| Сидя на стуле, руки
| Попеременное
| 4—5
| Давить 2—3 с
|
| на столе
| давление каж-
| каж-
| каждым
|
|
| дым пальцем
| дым
| пальцем
|
|
| кисти на поверх-
| паль-
|
|
|
| ность стола
| цем
|
|
| Сидя на стуле, руки
| 1—4 вращатель-
| 1-2
| Выполнять с
|
| на столе, плечи на
| ных движений в
| раза
| максимально
|
| поверхности стола,
| лучезапястных
|
| возможной
|
| предплечья
| суставах по часо-
|
| амплитудой,
|
| направлены вверх
| вой стрелке
|
| но без боли
|
|
| 5—8 — против
|
|
|
|
| часовой
|
|
|
| Сидя поперек сту-
| Качательные,
| 10-12
| Амплитуда
|
| ла, плечо повреж-
| маятникообраз-
|
| небольшая, не
| Q
| денной руки на спи-
| ные движения со
|
| должно быть
| У
| нке стула, предпле-
| сгибанием и
|
| неприятных
|
| чье свисает вниз.
| разгибанием в
|
| ощущений
|
|
| локтевом суставе
|
|
|
| Тоже
| 1 — развернуть
| 10-12
| Можно
|
|
| предплечье
|
| выполнять с
|
|
| кнаружи,
|
| предметом,
|
|
| 2 — развернуть
|
| например с
|
|
| предплечье
|
| мячиком в
|
|
| кнутри
|
| кулаке
| Заключительная часть
|
| Сидя на стуле, руки
| 1—4 — сжать
| 3-4
| Удерживать
|
| на столе
| пальцы кисти в
|
| пальцы в.
|
|
| кулак, 5—8 —
|
| кулаке 3—4 с
|
|
| расслабить
|
|
|
|
| мышцы кисти,
|
|
|
|
| предплечья
|
|
|
| Тоже
| 1 — развести
| 6-8
| Не сгибать и
|
|
| пальцы кисти,
|
| не разгибать
|
|
| 2 — соединить
|
| кисть
|
|
| пальцы
|
|
|
| То же, локоть
| 1 — разогнуть
| 6-8
| Разгибать до
|
| поврежденной руки
| предплечье,
|
| появления
|
| на поверхности
| 2—10 — удер-
|
| первой легкой
|
| стола
| жать в макси-
|
| боли
|
|
| мально разогну-
|
|
|
|
| том положении
|
|
|
Приложение 2
Примерный комплекс упражнений при компрессионном переломе позвоночника во втором периоде (по П.В. Юрьеву, 1980) Исходное положение лежа на спине:
1. Руки вдоль тела. Руки через стороны поднять вверх, потянуть ся 5—6 раз.
2. Руки на пояс. Тыльное и подошвенное сгибание в голеностоп ных суставах (10—15 раз).
3. Хват руками за спинку кровати. Одновременное сгибание ног в коленных суставах, скользя ступнями по постели. При разгибании — тыльное сгибание в голеностопных суставах (8—10 раз).
4. Руки согнуты в локтевых суставах, предплечья и кисти пер пендикулярны к плоскости постели. Опираясь на голову, плечи и ло патки, прогнуться в грудном отделе позвоночного столба (таз не под нимать). Удержать это положение 10—15 с (3—4 раза).
5. Хват руками за края кровати. Имитация ногами езды на вело сипеде, ноги поднимать не выше 45° (12—20 раз),
6. Спокойное глубокое дыхание и расслабление мышц. Отдых. Лежа на животе:
7. Руки согнуты в локтевых суставах. Опираясь на кисти и пред плечья, поднять голову и плечи. Удерживать это положение 10—15 с (4—6 раз).
8. Руки вдоль тела. Согнуть ногу в коленном суставе (стопа в положении тыльного сгибания). Выпрямляя ее, приподнять с посте ли и медленно опустить, поставив стопу на пальцы. Каждой ногой 6—8 раз.
9. Руки к плечам. Приподнять голову, плечи и верхнюю часть туловища, соединить лопатки. Удержать это положение 10—15 с, 4— 6 раз.
10. Руками взяться за вертикальные стойки спинки кровати. При поднять прямые ноги. Движения, имитирующие плавание стилем «кроль». Каждой ногой 10—15 раз.
Лежа на спине:
11. Спокойное глубокое дыхание и расслабление мышц. Отдых.
12. Хват руками за края кровати. Приподнять прямую ногу до угла 45° к плоскости постели (стопа в положении тыльного сгиба ния). «Написать» в воздухе пяткой цифры от 1 до 6 (каждой ногой 2— 4 раза).
13. Руки на пояс, голову приподнять от постели, следить, чтобы таз и ноги оставались неподвижными (6—8 раз).
14. Руки вдоль тела. Одновременно сгибать правую ногу в ко-
ленном суставе, отрывая стопу от постели (носок на себя), и левую руку в локтевом суставе (10—12 раз). То же левой ногой и правой рукой.
15. Руки согнуты в локтевых суставах, ноги — в коленных. Опи раясь на голову, плечи и стопы ног, приподнять таз и выпрямленную ногу (каждой ногой 3—5 раз).
16. Руки вверх с одновременным отведением прямой ноги (каж дой ногой 4—5 раз).
17. Хват руками за спинку кровати с боков. Поднять прямые ноги (носки на себя), развести, свести и медленно опустить, расслабляя мышцы.
18. Спокойное дыхание, расслабление мышц. Отдых. Лежа на животе:
19. Руки вдоль тела. Приподнять голову, плечи и верхнюю часть туловища. Задержаться в этом положении, меняя исходное положе ние рук: к плечам, за голову, вверх и в стороны (4—6 раз).
20. Руки к плечам. Приподнять голову, плечи, верхнюю часть туловища и ногу (каждой ногой 6—8 раз).
21. Хват руками за спинку кровати сбоку, ноги согнуты в колен ных суставах, голени перпендикулярны к плоскости постели. Пооче редное максимальное приподнимание ног, не разгибая их в коленных суставах (каждой ногой 6—8 раз).
22. Руки согнуты в локтевых суставах. Приподнять голову, пле чи и верхнюю часть туловища. Удерживая это положение, руками производить движения, имитирующие плавание брассом.
23. Руки вверх — в стороны. Приподнять от постели руки, туло вище и обе ноги («ласточка»). Удерживать это положение 10—20 с, а в последней попытке — максимальное время В последующие дни добавлять по 5—10 с (6—8 раз).
24. Спокойное дыхание. Расслабить мышцы спины. Отдых. Лежа на спине:
25. Ноги согнуть в коленных суставах, опираясь стопами о по стель. Свободные движения ногами вправо и влево (6—8 раз).
26. Повороты головы в стороны (в каждую — 4—6 раз).
27. Руки вдоль тела ладонями вверх. Упражнение на внимание и координацию движений: 1 — левую кисть к плечу; 2 — то же правой; 3 — левую руку вверх; 4 — то же правой; 5 — левую вниз; 6 — то же правой. Постоянно ускоряя темп, повторить 4—6 раз. После окончания занятий произвести обтирание тела влажным по лотенцем.
Приложение 3
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|