Сделай Сам Свою Работу на 5

Врожденная мышечная кривошея (ВМК)

По частоте встречающихся случаев заболевания занимает 2—3 место после врожденного вывиха бедра и врожденной ко­солапости. Врожденная мышечная кривошея— это неправиль­ное положение головы, вызванное укорочением и функциональ­ной неполноценностью одной из грудино-ключично-сосцевид-ных мышц в результате ее врожденного недоразвития или дей­ствия интранатальных повреждающих факторов, сопровожда­ющееся вторичными изменениями шейного отдела позвоноч­ника и костей черепа.

Клиническая картина при ВМКследующая: голова накло­нена в сторону пораженной мышцы и повернута в противопо­ложную сторону с одновременным отклонением назад. Над-плечье и лопатка при выраженной кривошее на стороне пора­жения выше, затылок со здоровой стороны нередко скошен. К вторичным изменениям при ВМК относится асимметрия лица. При средней и тяжелой степенях ВМК (II—III) может отмечаться отставание ребенка в психомоторном развитии. С ростом детей, перенесших ВМК, отмечаются сглаженность шейного лордоза, формирование патологического кифоза, от­ставание в росте тел позвонков за счет травмы ростковых зон, явления остеохондроза. При декомпенсированных стадиях ВМК развивается сколиотическая болезнь в грудном отделе позвоночника и более медленное восстановление нарушений в шейном отделе.

При комплексном консервативном и оперативном лечении


детей с ВМКпервостепенное место занимает ЛФК,использу­емая с первых дней установки диагноза, задачи которой выра­жаются в улучшении трофики пораженной и здоровой груди-но-ключично-сосцевидных мышц; уравновешивание мышечно­го тонуса за счет устранения контрактуры пораженной и укреп­ления мышцы на здоровой стороне; нормализация объема дви­жений в шейном отделе позвоночника; профилакт* ка вторич­ных изменений (асимметрия лица, шеи, искривлеаия позво­ночника); предупреждение или устранение отставания в пси­хомоторном развитии; повышение неспецифической сопротив­ляемости организма. Для решения поставленных задач исполь­зуются: лечение положением, массаж, физические упражне­ния, упражнения в воде.



Лечение положением применяют 2—3 раза по 1,5—2 ч. в день, поскольку новорожденные дети и дети грудного возраста большую часть времени лежат или спят, это средство легко и эффективно в применении.

1. Затылок ребенка, лежащего на спине без подушки, укла­
дывают в ватно-марлевое кольцо и придают голове пра­
вильное положение, надплечье удерживают с помощью
мешочка с песком.

2. Ребенку в том же положении кладут под голову сложен­
ную вчетверо толстую пеленку. При этом расположение кро­
вати должно быть таковым, чтобы пораженная сторона была
обращена к свету, игрушкам, звукам.

3. Независимо от положения ребенка используется картонно-
ватно-марлевый воротник Шанца.

Массаж делают ребенку, лежащему на спине, стоя у его изголовья. Массируют и пораженную и здоровую мышцы. При массаже больной стороны голова слегка повернута в сторону поражения для достижения наибольшего расслабления мыш­цы. Приемы выполняют подушечками пальцев в направлении от уха к ключице. На пораженной стороне используют приемы поглаживания, растирания и непрерывной вибрации, выпол­няя их мягко, нежно и пластично, не вызывая у ребенка боле­вых ощущений. На здоровой стороне используют те же при­емы, но добавляют разминание и прерывистую вибрацию. При-


 




емы выполняются интенсивнее с целью укрепления и повыше­ния тонуса данной мышцы. Можно выполнять массаж в теплой воде (36°С). Массаж пораженной и здоровой мышц сочетается с приемами общего поглаживания верхних и нижних конечно­стей, мышц спины, живота и шеи. И.Д. Ловейко, М.И. Фона-рев предлагают попеременно сочетать приемы массажа с физи­ческими упражнениями. В.Л. Страковская рекомендует физи­ческие упражнения проводить после массажа.

Примерны е пассивны е и рефлекторны е упражнения для новорожденных и детей грудного возраста

1. Ребенок лежит на спине (на кушетке или столе), мать
удерживает его надплечья в фиксированном положении, мето­
дист мягко, с легкой вибрацией поворачивает голову ребенка в
направлении пораженной стороны, затем — в обратном направ­
лении.

2. В том же положении — наклоны головы.

3. Затем — сгибание и разгибание головы в строго верти­
кальном направлении. Упражнения 1—3 выполняются 16—20
раз с учетом возраста ребенка.

4. Рефлекторное упражнение (рефлекс Таланта). Методист
подушечками 3-го и 4-го пальцев проводит по паравертебраль-
ным зонам лежащего на боку ребенка примерно в 1 см от по­
звоночника снизу сверху. При этом разгибаются спина, голо­
ва, таз. Упражнение выполняется на каждом боку, для прида­
ния наибольшей коррекции можно сочетать выполнение упраж­
нений на здоровом и больном боку в соотношении 2:1 (3—
4 раза).

5. Методист стоит у ножек ребенка, лежащего на животе,
захватывает кисти рук ребенка, выполняя имитацию плавания
брассом.

6. Методист мягко приподнимает голову ребенка в том же
положении, придерживая надплечье с поврежденной стороны
(2—3 раза).

7. Рука методиста находится под животом ребенка, другая
удерживает его ноги за голеностопный сустав, приподнимая
ноги и нижнюю часть туловища. Руки ребенка вытянуты впе­
ред, чтобы он мог двигаться, опираясь на них (4—6 раз).


В более старшем возрасте добавляются упражнения сидя и

стоя (рис. 33).

Курс ЛФК составляет 15—20 занятий, которые проводят­ся ежедневно или через день с перерывом между курсами в 1—1,5 месяца (в это время основными упражнениями зани­маются родители). До года ребенок должен получить 3—4 кур­са комплексной терапии и еще 2—3 курса до 7-летнего возра­ста. Кроме того, ежедневно до 2 лет родители должны зани­маться с ребенком 3—4 раза в день по 5—15 мин. После 2 лет

Рис. 33. Специальные упражнения при кривошее: 1 — наклоны головы; 2 и 3 — круговые движения головы при фиксировании взрослым надллечий ребенка; 4 — упражнение с противодействием лежа на спине; 5—6—7 — поднимание головы лежа на боку, на животе со свешенной с кушетки головой


консервативное лечение неэффективно, так как к этому воз­расту асимметрия лицевой части черепа становится необрати­мой.

С раннего возраста детям с кривошеей показаны занятия в бассейне при температуре воды 35—36 °С.

Специальные упражнения в воде:

1. Руки методиста (или родителей) под затылком ребенка,
лежащего на спине, подушечками больших пальцев вы­
полняется поглаживание грудино-ключично-сосцевидной
мышцы (шея ребенка в воде).

2. Плавное перемещение ребенка в том же положении за го­
лову то в правую, то в левую сторону.

3. Круговое движение лежащего на воде ребенка за голову
так, чтобы пораженная сторона была на наружной части
круга.

4. Ребенок в пенопластовом чепчике лежит на спине, ножки
опущены. Методист выполняет движение руками в сторо­
ны — вниз, осуществляя плавную коррекцию кривошеи,
усиливая тягу со стороны повреждения.

5. Лежащего на животе ребенка поддерживают под подборо­
док, ведут по ширине бассейна. Другой рукой плавными
пружинящими движениями приподнятое надплечье удер­
живают в воде.

При легких формах ВМК рекомендуется использовать ор­топедические аппараты, разработанные В.Б. Мироедовым (1996), основанные на принципе дистракции мягких тканей на стороне поражения. При невозможносги коррекции криво­шеи консервативным методом прибегают к операции. Выде­ляют пред- и послеоперационный периоды, на поликлиничес­ком этапе реабилитации занятия продолжаются до 9—12 ме­сяцев. Главная задача ЛФК — полное восстановление функ­ции оперированной мышцы. С этой целью используются раз­личные движения головой с сопротивлением и отягощением в различных положениях. Продолжается коррекция осанки (особенно в грудном отделе).

До 14 лет дети с ВМК находятся на диспансерном учете.


Врожденная косолапость

Распространенное заболевание опорно-двигательного аппа­рата, как правило, двустороннее, встречается у новорожденных в 0,1 % случае, преимущественно у мальчиков. Косолапость — это стойкая приводяще-разгибательная контрактура стопы, вы­званная врожденным нарушением развития голеностопного су­става и мышечно-связочного аппарата, его формирующего. Больше всего подвержены патологическому процессу мышцы и связки. Отмечается недоразвитие и укорочение внутренней и задней группы связок и сухожилий сгибателей стопы. Больше-берцовая мышца укорочена, ее брюшко утолщено. Мышцы и сухожилия стопы расположены аномально, наблюдаются до­бавочные мышцы. Таранная кость выдвинута кнаружи и впе­ред. Клиническая картинахарактеризуется:

— опущением наружного и поднятием внутреннего края
стопы (супинацией голеностопного сустава);

— положением подошвенного сгибания стопы (эквинусили
конская стопа);

— приведением переднего отдела стопы (аддукция);

— образованием «натоптышей» на наружном крае стопы;

— асимметрией объема средней трети голени;

— снижением тонуса мышц, кожной температуры и элек­
тровозбудимости (на больной ноге).

Лечение ребенка должно начинаться сразу же после вы­писки из родильного дома и может быть консервативным и оперативным.При легкой косолапости используются корри­гирующие бинтовые повязки, в других случаях — гипсовые повязки с последующей заменой гипсовыми лонгетами. При значительных дефектах голеностопного сустава используют оперативное лечение.

Лечение положением. Особенности физиологии новорож­денных, а также детей 1 года, прежде всего первых месяцев жизни: пластичность, податливость, растяжимость тканей — обеспечивают возможность удержания патологически изме­ненной стопы в корригированном положении, позволяя кос­тям правильно фиксированной стопы расти и развиваться нор­мально. В течение поэтапной коррекции гипсовыми повязка-


ми (иод наблюдением ортопеда) в занятиях ЛФК сочетаются средства общеукрепляющего воздействия на весь организм ребенка с упражнениями и приемами массажа для больной ноги. В легких случаях косолапость ограничивают корригиру­ющими повязками.

После снятия гипсовой повязки и заменой ее фиксирую­щей съемной гипсовой лонгетой назначают специальный мас­саж и упражнения для стопы и голени. Сразу после их прове­дения фиксируют положение стопы гипсовой лонгетой Боль­шая эффективность коррекции косолапости достигается теп­ловыми процедурами: теплые ванны для ног (36—37 °С), фи­зиотерапевтические процедуры. Полезно заниматься с ребен­ком дома, после сна.

Лечение с использованием гипсовых повязок носит этап­ный характер. Первый этап лечения проводится в течение года со сменой повязки раз в неделю, начинается с 1—2-месячного возраста. Задачи ЛФК и физиотерапии первого этапа: предуп­реждение развития мышечной атрофии и вегетососудистых расстройств; улучшение трофики; поддержание общего тону­са организма. Средства: лечение положением (гипсовая им­мобилизация), массаж, физические упражнения и физиоте­рапия. Проводится массаж тела, верхних конечностей, живо­та, свободных от иммобилизации сегментов ноги (бедро, вер­хняя треть голени). Физические упражнения — общеразвива-ющие и специальные. К специальным относятся пассивные упражнения в нижних конечностях, выполняемые безболез­ненно и с полной амплитудой.

Второй этап лечения (после окончательного снятия им­мобилизации) длится до полного восстановления функции го­леностопного сустава. Его задачи: закрепление результатов коррекции и восстановление опорной и двигательной функ­ции стопы; борьба с атрофией и контрактурой в суставах; со­здание необходимых условий для полноценного роста и раз­вития стопы; адаптация к повышающимся физическим нагруз­кам; профилактика «порочной» походки и нарушений осанки. Средства: массаж и физические упражнения, упражнения в воде, физиотерапия. На фоне общего массажа применяется специ­альный массаж голени и стопы для нормализации мышечного


тонуса. Расслабляющие приемы используются на внутренней и задней группе мышц (поглаживание, потряхивание, вибра­ция). Укрепляющие (стимулирующие) приемы используются на растянутых мышцах — передней и наружной группах мышц (поглаживание, растирание, разминание) при использовании корригирующих повязок. Физические упражнения проводятся после массажа и физиопроцедур. Специальные упражнения используются лежа (пассивно-активные): сгибание и разгиба­ние стопы, сидя — перекаты с пятки на носок, стоя у гимнасти­ческой стенки приседания. Круговые вращения в тазобедрен­ном суставе, сгибание и разгибание нижних конечностей. Так­же применяют общеразвивающие упражнения, упражнения игрового характера, дыхательные упражнения. Упражнения в теплой воде. После гипсовой иммобилизации хорошо исполь­зовать раннюю осевую нагрузку — ходьбу по дну бассейна, скольжение на воде (для старших дошкольников, школьников), все возможные движения в голеностопных суставах (отталки­вания, прыжки, подскоки). При использовании корригирующих бытовых повязок можно использовать те же упражнения, что и на суше (36—37°С). Это позволит более эффективно рассла­бить спастические мышцы.

Среди физиотерапевтических процедур — влажные уку­тывания голени и стопы больной конечности (39—41 °С) в те­чение 25—30 мин (ежедневно или через день, курс 20—25 про­цедур). Электростимуляция пронаторов стопы в течение 10— 15 мин с прерыванием на 2 мин через каждые 3 мин воздей­ствия (ежедневно, курс 15—25 процедур). Повторные курсы физиотерапии при развивающейся мышечной атрофии целе­сообразно проводить с перерывом в 2—3 месяца.

Пупочная грыжа

Это чаще врожденный дефект, причинами которого мо­гут быть ослабленный мышечный тонус передней брюшной стенки, неполное замыкание пупочного кольца, внутриутроб­ные аномалии развития брюшной стенки при длительном пла­че ребенка, вследствие чего из пупочного кольца (над пуп­ком) выходят подвижные внутренние органы (сальник, пет­ли тонкой кишки).


Клиническая картина.Выпячивание кожи из пупочного коль­ца, при легком надавливании на данный участок ощущается «бульканье». Пупочная грыжа может быть округлой или про­долговатой. В раннем возрасте грыжа легко вправляется и при постоянных занятиях ЛГ имассажем проходит бесследно.

Соматически ослабленные дети со слабовыраженным под­кожным жировым слоем, гипотоничной мышечной системой и пониженной резистентностью в наибольшей степени под­вержены пупочной грыже.

Задачи ЛФК при врожденной пупочной грыже: общеук­репляющее воздействие на организм ребенка, укрепление мы­шечного корсета, особенно мышц брюшного пресса, норма­лизация нервно-рефлекторной возбудимости для предупреж­дения повышения внутрибрюшного давления, поддержание психомоторного развития на соответствующем возрастном уровне. Средства: лечение положением, массажи физические упражнения.

Лечение положением — лежа на животе используется как во время сна, так ив период бодрствования, уменьшает боли в животе (так как способствует отхождению газов), увеличи­вает возможность активных движений конечностями и туло­вищем, препятствует выпячиванию грыжи. Общий массаж начинают со 2—3-й недели жизни ребенка. Приемы выполня­ются легко и безболезненно, не вызывая плача у ребенка. Перед использованием специальных приемов грыжу обяза­тельно вправляют легким надавливанием пальцев одной руки, утапливая ее, пока другая выполняет приемы.

В специальные приемы, выполняемые на мышцах брюш­ного пресса, входят круговые поглаживания живота по часо­вой стрелке, встречные поглаживания (по ходу толстого ки­шечника), поглаживание косых мышц живота. Кисти масса­жиста охватывают заднебоковую поверхность грудной клетки и выполняют движение навстречу друг другу сверху вниз и кпереди При этом пупок прячется в кожную складку В ле­чебной гимнастике используются упражнения для укрепле­ния мышечного корсета, особенно прямых и косых мышц живота.


8.3. РЕАБИЛИТАЦИЯ ДЕТЕЙ ПРИ ВОЗРАСТНЫХ
ИНФЕКЦИОННЫХ ЗАБОЛЕВАНИЯХ И ИХ
ПРОФИЛАКТИКА _______________________

К наиболее распространенным инфекционным заболевани­ям детского возраста относятся ОРВИ, скарлатина, паротит, ветряная оспа, краснуха. Передаются данные заболевания воз­душно-капельным путем ичерез предметы обихода. Кроме ОРВИ, каждое заболевание имеет инкубационный период: скар­латина2—7 дней, паротит11—23 дня, ветрянка10—21 и крас­нуха16—21 день. Заболевания сопровождаются повышением температуры, общим недомоганием. При скарлатине появля­ется боль в горле при глотании, могут быть тошнота и рвота, при паротите снижается аппетит, появляется головная боль; при краснухе слабо выражены катаральные явления. Кроме того, паротит проявляется преимущественным поражением око­лоушных слюнных желез, а скарлатина, ветрянка, краснуха со­провождаются появлением сыпи. При инфекционных заболе­ваниях возможны осложнения: отеки, пневмония, миокардит (скарлатина), воспаление яичек у мальчиков, яичников и мо­лочных желез у девочек, менингит, энцефалит (при паротите); отит, стоматит, пневмония, ларингит (ветрянка). Профилакти­ка инфекционных заболеваний сводится к раннему устранению контактов с заболевшим и вакцинации.

ЛФК при реабилитации заболевшего ребенка применяется после снижения температуры и улучшения общего его состоя­ния. На занятиях ЛГ (проводимой родителями или методис­том ЛФК в стационаре) используются дыхательные упражне­ния статического и динамического характера, которые в зави­симости от возраста ребенка могут быть пассивными или ак­тивными. Для повышения психоэмоционального состояния ребенка упражнения должны быть игрового характера с посте­пенно увеличивающейся нагрузкой от 2—4 до 6—8 раз повторе­ний каждого упражнения. Темп медленный, исходное положе­ние — сидя.

ОРЗ или ОРВИ (острые респираторные заболевания или острая респираторная вирусная инфекция) занимают одно из первых мест среди заболеваний раннего и дошкольного возра­ста. Часто болеющие дети (ЧБД) — это те, кто переносит рес-


пираторно-вирусную инфекцию более 4 раз в год. При этом среди дошкольников 2—4 лет в эту группу входят дети, перебо­левшие 6 раз в год, 5 лет — 5 раз, 6 лет и старше — 4 раза. Интересно, что в течение первого года посещения дошкольно­го учреждения 30—40% детей болеют 6 раз и более в год, а к третьему году их число снижается до 6 %. Таким образом, боль­шинство детей во 2-й год болеют реже, а на 3-й год часто боле­ют лишь немногие. Сравнительный анализ заболеваемости «организованных» и «неорганизованных» (воспитывающихся дома) детей показывает, что на 2—3-м году жизни заболевае­мость организованных детей выше, на 3—4-й год — уравнива­ется в обеих группах, а перед школой неорганизованные дети болеют чаще. Часто болеющие дети составляют группу высо­кого риска по развитию хронической патологии и летальности раннего возраста. В дошкольных учреждениях ЧБД составля­ют 72,8% (Ю.М. Копунов, 1980).

Клиническая картина ОРВИ — повышение температуры до 38—39°, интоксикация, выраженная вялость, потеря аппетита, кашель и насморк. Слизистая носа отечна, кашель сухой, по­краснение, саднение, боль в глотке, охриплость голоса. Про­должительность заболевания — 7—10 дней, у ослабленных де­тей — 2—2,5 недели (14—17 дней). Частые повторные ОРВИ могут сопровождаться различными осложнениями, чаще — пневмонией (острой, затяжной или хронической). В старшем возрасте нередко возникает бронхиальная астма.

Задачи ЛФК для часто болеющих детей бывают общие (ук­репление организма, улучшение крово- и лимфообращения, предотвращение деформации грудной клетки и нарушения осан­ки, повышение неспецифической сопротивляемости организ­ма, улучшение приспособляемости организма ребенка к физи­ческим нагрузкам соответственно возрасту и условиям жизни, предупреждение отставания в психомоторном развитии) и спе­циальные (улучшение функции дыхания и увеличения подвиж­ности грудной клетки, стимулирование дренажной функции бронхов, профилактика образования спаек).

Из-за отсутствия специфического (специального) лечения респираторно-вирусных инфекций метод лечебной физической культуры как средство профилактики осложнений и неспеци­фической терапии имеет первостепенное значение.


Лечение положениемиспользуют главным образом в ост­ром периоде. Для часто болеющих детей рекомендуется два положения: в начале болезни голова ребенка приподнимается на 20—50°; впоследствии при затрудненном освобождении ды­хательных путей от мокроты телу ребенка придается дренаж­ное положение, голова и грудь располагаются ниже горизон­тальной линии для улучшения механического оттока мокроты. Можно подкладывать большой валик под живот ребенка в ис­ходном положении «лежа на животе». В дренажном положе­нии ребенок находится 2—3 раза в день по 2—5 мин, в это вре­мя целесообразно выполнять массаж грудной клетки, исполь­зуя приемы поглаживания, растирания, разминания и легкой вибрации (поколачивания). Массаж грудной клетки можно про­водить в положении сидя, выполняя приемы по межреберным промежуткам, двигаясь от грудины к боковым поверхностям и далее к позвоночнику. Приемы сочетаются со стимуляцией каш-левых движений. Ребенок выполняет вдох, а на выдохе мето­дист легким прижимающим движением надавливает на боко­вые поверхности грудной клетки. На вдохе руки методиста сво­бодно расходятся в стороны.

Лечебная гимнастика сочетается с массажем в следующей последовательности: дыхательные упражнения — массаж — об-щеразвивающие упражнения. Старшие дети в занятии лечеб­ной гимнастикой могут использовать элементы самомассажа. Длительность занятия ЛГ зависит от общего состояния ребен­ка. Минимальная длительность — 10 мин, по мере улучшения состояния включаются упражнения в соответствии с возрастом и психомоторным развитием ребенка и время занятия увели­чивается до 25 мин для дошкольников, 20—35 — для школьни­ков. Нагрузка увеличивается постепенно, предпочтение отда­ется индивидуальному и малогрупповому способу проведения занятий лечебной гимнастикой, особенно в первые 2 недели выхода ребенка в сад или школу. Учитывая наличие остаточ­ных явлений в дыхательных путях ребенка уже после клини­ческого выздоровления следует использовать в режиме дня специальные упражнения 2—3 раза в день под контролем учи­теля, воспитателя, родителей.

Закаливание для часто болеющих детей является неотъем­лемой частью профилактики и физической реабилитации. Ис-


 




пользуются все виды закаливания — водой, солнцем, возду­хом. Воздушно-контрастные ванны целесообразно применять: у детей с коротким лихорадочным периодом ОРЗ (1—3 дня) через 1—2 недели после нормализации температуры, с лихора­дочным периодом от 3 до 10 дней — через 2 недели, с лихора­дочным периодом 10 и более дней — через 3—4 недели. Оздо­ровительный эффект такого подхода — 30% (Змановский). Ле­чебное плавание и физические упражнения в воде укрепляют опорно-двигательный аппарат и мышечную систему (особенно дыхательные мышцы) ребенка, нормализуя функции дыха­ния, улучшая вентиляцию различных участков легочной ткани и восстанавливая ритм дыхания. В целом повышается общая резистентность организма к вирусным инфекциям. Время за­нятий в бассейне — 15—20 мин. Часто болеющим детям пока­заны занятия доступными видами спорта. Детям 6—13 лет ре­комендован дозированный медленный бег 2—3 раза в неделю круглогодично на свежем воздухе, в летнее время — босиком (И.А. Архангельская). Комплексное воздействие различных средств реабилитации предпочтительнее и имеет более стой­кий терапевтический эффект. Наряду с традиционными сред­ствами ЛФК целесообразно использовать йоготерапию, физи­отерапию (УФО всего тела) и др.

Всем часто болеющим детям необходима санация очагов инфекции.

8.4. РЕАБИЛИТАЦИЯ ПРИ ЗАБОЛЕВАНИЯХ
СЕРДЕЧНО-СОСУДИСТОЙ СИСТЕМЫ
У ДЕТЕЙ________________________________

Наиболее часто у детей встречаются ревматизм, пороки сер­дца, миокардит и функциональные нарушения в работе сердца.

Ревматизм

Это инфекционно-аллергическое заболевание, при котором воздействие стрептококка группы «А» вызывает изменение в коллагеновой структуре сердечно-сосудистой системы. Для за­болевания характерно длительное циклическое течение, пора­жающее сердечную мышцу. Ревматизм является основной при­чиной приобретенных пороков сердца и инвалидности в дет-


ском возрасте. Во время ревматической атаки чаще всего пора­жаются миокард, эндокард и реже — перикард. Для ревматиз­ма характерно высыпание гранулем в сердечной мышце. Если гранулемы высыпали в эндокарде, это приводит к деформации и нарушению функций клапанов сердца, клинически проявля­ясь в виде клапанного порока. Чаще всего поражается митраль­ный клапан, реже — аортальный.

Система физической реабилитации делится (для детей в активной фазе ревматизма) на 3 периода: щадящий, функцио­нальный и тренировочный,которые определяются степенью активности ревматического процесса, клиническим течением заболевания и функциональными возможностями сердечно­сосудистой системы.

Основные задачи физической реабилитации для детей в активной фазе ревматизма:

— организация двигательного режима детей;

— облегчение работы сердца путем активизации перифери­
ческого кровообращения и функции дыхания;

— воспитание правильного дыхания диафрагмального типа;

— активизация обменных процессов в миокарде;

— постепенная тренировка сердечно-сосудистой системы;

— восстановление физической работоспособности детей.
Физическая реабилитация в щадящийпериод проводится в фор­
ме занятия лечебной гимнастикой и утренней гигиенической
гимнастикой. В занятиях лечебной гимнастикой применяются
простые физические упражнения для малых и средних мышеч­
ных групп с ограничением для крупных. Включаются дыха­
тельные упражнения всех типов и паузы в виде релаксации
мышц. Темп упражнений медленный и средний. Продолжи­
тельность занятий лечебной гимнастикой — 15—20 мин. Заня­
тия проводятся в исходном положении — лежа.

Физическая реабилитация в функциональном периодепро­водится в форме занятий лечебной и утренней гигиенической гимнастикой. В занятиях лечебной гимнастикой применяются упражнения для всех мышечных групп в медленном и среднем темпе. Включается тренировка в дозированной ходьбе. Заня­тия проводятся в исходных положениях лежа, сидя, стоя (огра­ниченно). Продолжительность занятий — 20—25 мин.


Физическая реабилитация в тренировочном периодепрово­дится в форме занятий лечебной гимнастикой, утренней гигие­нической гимнастики, дозированных прогулок. Занятие лечеб­ной гимнастикой проводится в исходном положении стоя. Вклю­чается дозированная тренировка в подъеме и спуске с лестни­цы в сочетании с правильным дыханием. Продолжительность занятий — 25—30 мин, темп упражнений — медленный и сред­ний.

Учитывая возрастные особенности детей, в комплексы физических упражнений включают упражнения на воспитание правильной осанки. На этом этапе рекомендуется проводить физические упражнения игровым методом.

Нередко ревматизм у детей приводит к возникновению по­рока сердца. Однако у 8 детей на 1000 могут быть и врожден­ные порокисердца, причем у 35% таких детей клиника врож­денного порока начинает проявляться на первом году жизни. Из множества видов врожденных пороков наибольшее распро­странение имеет дефект иежжелудочковой перегородки.Каж­дый вид порока сердца имеет особенности клинической карти­ны. Общими симптомами являются: бледность, цианоз, одыш­ка, тахикардия, шумы в сердце. Лечение врожденных пороков может быть консервативным или оперативным, во втором слу­чае физическая реабилитация детей проводится в предопераци­онном и послеоперационном периоде по тем же задачам и прин­ципам, которые были указаны выше.

Основные средства ЛФК: общеразвивающие упражнения в сочетании с дыхательными, упражнения на расслабление, уп­ражнения для развития основных движений. На занятиях ЛГ главным принципом является принцип постепенности, плав­ное повышение нагрузки в течение курса ЛФК с вовлечением в работу всех мышечных групп. Специальными являются упраж­нения, активизирующие экстракардиальные факторы кровооб­ращения, — дыхательные упражнения динамического и стати­ческого характера, диафрагмальное дыхание, упражнения для мелких и средних мышечных групп.

В случае приобретенных пороков методика физической ре­абилитации у детей зависит от вида порока и степени компен­сации или декомпенсации кровообращения и осуществляется в соответствии с положениями, описанными в разделе 3.7. От-


личие лишь в том, что при реабилитации детей важное место отводится играм и игровому методу в любой части занятия.

Миокардит

Это заболевание сердечной мышцы воспалительно-дегене­ративного характера, при котором поражаются мышечные во­локна, или соединительнотканая строма. Наиболее распрост­раненными по характеру течения являются острый и подострый миокардиты, возникающие как осложнения при различных ви­русных инфекциях (скарлатина, краснуха, ангина и т.д.). Дети больше, чем взрослые, предрасположены к воспалительным заболеваниям сердечной мышцы. Характер и тяжесть клини­ческой картины при миокардитах зависят от степени распро­страненности поражения миокарда, возраста ребенка, сопутству­ющих заболеваний. Отмечаются одышка, бледность кожных покровов, слабость. При объективном обследовании — пульс частый, малого наполнения, характерно снижение АД. Тече­ние и реабилитационный период заболевания зависят от тяже­сти основного заболевания, реактивности организма, своевре­менности и правильности проводимого лечения. Благоприят­ный прогноз наблюдается, как правило, при скарлатине и крас­нухе, дифтерийный миокардит протекает гораздо тяжелее и нередко может явиться причиной летального исхода.

Лечение детей с миокардитом комплексное и направлено в первую очередь на устранение ведущего заболевания, вызвав­шего развитие миокардита. Значительное место в реабилита­ции занимает ЛФК. Задачи ЛФК для детей-дошкольников: улучшение периферического и коронарного кровообращения, сократительной способности миокарда; активизация метаболиз­ма миокарда и обмена веществ в целом; развитие и усиление экстракардиальных факторов кровообращения; совершенство­вание моторно-висцеральных рефлексов с целью развития ком­пенсации и адаптации организма к физическим нагрузкам; улуч­шение психоэмоционального состояния больного ребенка. Ме­тодика ЛФК определяется задачами лечебно-двигательных ре­жимов на каждом периоде и этапе реабилитации.

Основная форма ЛФК — занятия ЛГ, которые на постель­номрежиме проводятся индивидуально, на палатном (полу­постельном) — малогрупповым методом и на свободномре-



жиме — групповым. Средства ЛФК: физические упражненияс предметами ибез предметов, естественные факторы природы, массаж.Начиная со свободного режима в занятия ЛГ включа­ются велотренажер, игры. Учитывая возрастные особенности детей, в комплекс ЛГ (начиная со 2-го периода) включаются упражнения на воспитание и закрепление навыков правильной осанки. Лечебный массаж также является эффективным сред­ством активной функциональной терапии. Рекомендуется ис­пользование сегментарного иточечного массажа для устране­ние застойных явлений в малом и большом кругах кровообра­щения. Проводится массаж паравертебральных зон спинномоз­говых сегментов (Ц—L2, C7—С4), спины, шеи, вибрация 7-го шейного позвонка, сдавливание и растяжение грудной клетки, ее сотрясение, массаж верхних и нижних конечностей.



©2015- 2019 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.