Опыт организации технического обслуживания и ремонта на предприятиях США и Западной Европы.
Опыт организации выполнения технического обслуживания и ремонта технологического оборудования фирм США и Западной Европы.
Организация производства в зарубежных фирмах в условиях маркетинговой деятельности (сущность, особенности, отличия от концепции отечественного производства).
3. Наименование тем и их содержание по дисциплине
«Менеджмент»:
Понятие и парадигма управления
Причина возникновения и сущность управления. Универсальный контур управления. Парадигма управления. Научная база управления. Сегодняшние тенденции развития науки управления. Управление как наука, искусство, практика.
3.2 Управление предприятием как система. Роль менеджера в системе управления предприятием.
Система управления предприятием и ее структура. Элементы системы управления и их краткая характеристика. Роли менеджера. Особенности труда менеджера. Разделение труда менеджеров.
Школы управления.
Школа научного управления (Ф. Тейлор, Ф. Л. Гилберт, Г. Гант). Административная (классическая) школа управления (А.Файоль, Л. Урвик, Дж. Муни). Школа человеческих отношений и поведенческие науки (М. Фоллет, Э. Мэйо). Школа науки управления (Р.Акофф, Ф. Эмери и др.)
Причины возникновения и качественная сущность предприятия как социально-экономической системы.
Причины возникновения предприятия. Механизмы распределения ресурсов в экономике. Рыночный механизм распределения ресурсов. Распределение ресурсов внутри предприятия. Альтернативные подходы к объяснению причин возникновения предприятия. Подход Р.Коуза. Транзакционные издержки совершения сделок. Неопределенность деятельности предприятия. Предприятие как набор контрактов.
Сущность и характеристики организации.
Понятие организации. Условия ее возникновения. Формальные и неформальные организации. Жизненный цикл организации. Основные характеристики организации. Трактовки организации как открытой и закрытой системы.
Принципы управления
Сущность принципов управления. Роль принципов управления в системах управления. Классификация принципов управления: подход Ф.Тейлора, Г. Эмерсона, А.Файоля. Общие принципы управления (научность, системность, комплексность, экономичность, эффективность, мотивация).
Функция целеполагания и виды главных целей управления.
Роль целей в управлении. Функция целеполагания. Трактовка категории цель и ее генезис. Виды главных целей предприятия. Главная цель – получение прибыли, сущность и недостатки. Главная цель – максимизация акционерной стоимости, сущность и недостатки. Главная цель – максимизация совокупной выручки, темпов роста, сущность и недостатки. Главная цель – удовлетворение потребностей потребителей, сущность и недостатки.
Определение целей предприятия как сложной социально-экономической системы.
Определение целей предприятия исходя из его функциональных подсистем. Определение целей предприятия исходя из его заинтересованных групп. Определение целей предприятия исходя из временного аспекта его деятельности.
Функции управления.
Актуальность рассмотрения функций управления. Общие и конкретные функции управления. Характеристика общих функций управления. Функция планирование. Подфункция целеполагание и прогнозирование. Функция организация. Функция координирование. Функция регулирование. Функция мотивация. Функция учет. Функция анализ. Функция контроль. Конкретные функции управления. Взаимосвязь общих и конкретных функций управления.
Методы управления.
Понятие методов управления. Взаимосвязь методов управления и других элементов системы управления предприятием. Функциональное назначение методов в системе управления. Механизм воздействия методов на персонал предприятия. Требования, предъявляемые к свойствам методов управления. Экономические методы. Организационные методы. Социальные методы. Психологические методы.
Стили управления.
Понятие стиля управления. Одномерные и двумерные классификации стилей управления. Факторы, определяющие выбор стиля управления.
Мотивация труда персонала предприятия.
Сущность мотивации труда персонала предприятия. Содержательные теории мотивации (А. Маслоу, Д. МакКлелланда, Ф. Герцберга). Процессуальные теории мотивации (В. Врума, теория справедливости, Портера-Лоулера).
Понятие организационной структуры управления.
Сущность организационной структуры управления. Общие характеристики организационной структуры управления. Значимость организационной структуры управления в деятельности предприятия. Формальные и неформальные организационные структуры. Механистические и органические организационные структуры.
Виды организационных структур управления.
Линейная (многоуровневая и плоская) организационные структура. Линейно-штабная организационная структура. Функциональная организационная структура. Дивизиональная (ориентированная на покупателя, продукт, рынок) организационная структура. Матричная организационная структура. Новые формы адаптивных структур управления предприятием: групповая (бригадная), венчурная и инновационная организационные структуры управления.
Персонал управления.
Роль управленческого персонала в деятельности предприятия. Требования, предъявляемые к управленческому персоналу. Классификация персонала предприятия. Классификационные группы и признаки управленческого персонала. Квалификация персонала и уровень сложности работ.
Технология управления.
Понятие технологии управления. Содержание технологии управления. Алгоритмизация процесса управления. Классификация операций и процедур управления. Основные процессы в технологической схеме управления. Подходы к формированию управленческой технологии. Классический функциональный подход. Ситуационный подход. Проблемный подход. Проектирование технологии управления. Документационное обеспечение управления.
Техника управления.
Периоды развития техники управления. Информационная техника современного управления. Роль менеджера в применении современных информационных средств и технологий. Средства коммуникации. Программные средства управления. Средства информационного менеджмента. Эффективность использования технических средств менеджмента.
Информация в управлении предприятием.
Роль информации в управлении предприятием. История формирования подхода к трактовке информации и ее значимости в управлении. Работы К. Шеннона и Н.Винера. Свойства информации. Классификация информации: по источникам возникновения, по времени, по стадиям преобразования, по отношению к системе управления, по возможности использования, по содержанию, по возможности обработки, по форме представления.
Коммуникации в управлении предприятием.
Информационный процесс. Коммуникационный процесс. Субъекты и виды коммуникаций. Информационная система управления предприятием.
Понятие управленческого решения.
Сущность управленческого решения. Виды управленческих решений: интуитивные, основанные на суждениях, рациональные. Жизненный цикл управленческого решения.
3.21 Этапы подготовки, принятия и реализация управленческих решений.
Этапы подготовки и процедуры принятия управленческого решения. Организация исполнения управленческого решения. Контроль за исполнением управленческого решения. Анализ исполнения управленческого решения.
3.22 Понятие конфликтов в организации.
Сущность и классификация конфликтов. Источники конфликтов. Внутренние и внешние конфликты. Внутриличностные и межличностные конфликты. Межгрупповые конфликты. Горизонтальные и вертикальные конфликты
Управление конфликтами в организации.
Фазы развития конфликтов. Функциональные и дисфункциональные последствия конфликтов. Алгоритм преодоления конфликта. Способы преодоления конфликтной ситуацией.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|