Процедура «равенство – неравенство»
Тип вопроса
| Примерные вопросыпроцедуры «равенство – неравенство»
| для длины
| для площади
| для массы
| для множества
| для объема
| 1. Предвари-тельный
| Что это?
Равны ли эти шнуры?
| Что это?
Равны ли эти листы бумаги?
| Что это?
Одинаковое ли количество пластилина в двух шарах?
| Что это?
Положи пуговицы под моими, чтобы у тебя было столько пуговиц, сколько и у меня
| Что это?
Одинаково ли воды в двух сосудах?
| 2. Основной
| А теперь?
| А теперь?
| А теперь? В шаре и «колбаске»?
| А теперь?
| А теперь?
| 3. Допол-нительный
| Может, они все же равны? Почему?
| Может, они все же равны?
Почему?
| Может, они все же равны?
Почему?
| Может, они все же равны?
Почему?
| Может, они все же равны?
Почему?
| Необходи-мый материал
| 1.
2.
| 1.
2.
| 1.
2.
| 1.
2.
| 1.
2.
| Типы ответов: 1) спонтанная точка зрения (внутренняя убежденность ребенка) – «Так и все!»;
2) ответы, спровоцированные экспериментатором:
«А, может, они равны?» – «Да». «Или не равны?» – «Нет»;
3) ответы, связанные с некритическим использованием слов экспериментатором: «Что больше: синяя частьбумаги или бумага?» – «Синяя частьменьше, бумага больше»;
4) неправдоподобные, фантастические ответы, не связанные с вопросом;
5) верные ответы и толковые объяснения.
В ходе беседы оформляется протокол в вольной форме.
Анализ результатов беседы, выводы:
§ указать количество ответов 5-го типа;
§ указать, на какие вопросы даны неверные ответы и почему;
§ сделать выводы о том, имеются ли у ребенка феномены Пиаже, с чем это связано;
§ указать тип обучения в этом классе; влияет ли тип обучения на умственное развитие этого ученика, почему?
Задание 7. Изучение особенностей формирования умственных и практических действий у младших школьников в зависимости от типа обучения (по П.Я. Гальперину)
Цель задания: научиться выделять и давать названия умственным и практическим действиям, которые формируются на уроке у младших школьников, научиться определять тип обучения и научиться давать характеристику первичным свойствам действия учеников.
Ход проведения заданий:составить подробные конспекты уроков объяснения нового материала по двум разным предметам (указав в начале конспекта название предмета, тему урока, программу обучения по данному предмету, цель, задачи). Выделить конкретные умственные, практические или перцептивные действия, которые формировались на данных уроках (дать название действиям и указать их вид). Определить, по какому типу обучения происходило формирование действия (в качестве подтверждения подробно опишите ориентировочную основу действия (ООД) по её полноте, обобщённости, способу составления учителем и способу предъявления ученикам). Оформить схему ориентировочной основы действий, предлагаемую учителем.
Провести наблюдение за способом выполнения выделенных действий у двух учеников – с высокой успеваемостью и с низкой – на последующих уроках. Дать характеристику всем первичным свойствам действия двух учеников:
- форма действия (материальная, материализованная, внешнеречевая, внутреннеречевая, умственная);
- мера обобщенности (указать, насколько совпадают границы обобщения; указать объективно возможные границы применения действия и субъективные границы выполнения действия каждого из изучаемых учеников; охарактеризовать, в какой мере ученик осознаёт все существенные признаки и условия выполнения действия или ориентируется на несущественные или не на все существенные);
- мера самостоятельности (указать, в какой степени ученики нуждаются в помощи учителя при выполнении действия).
[1] Ермолаева М.В. и др. Психолого-педагогическая практика в системе образования. М.; Воронеж, 1998. С. 42-43.
[2] Ермолаева М.В. и др. Психолого-педагогическая практика в системе образования. М.; Воронеж, 1998. С. 40-41.
[3] Ермолаева М.В. и др. Психолого-педагогическая практика в системе образования. М.; Воронеж, 1998. С. 51–52.
[4] Щуркова Н.Е. Новые технологии воспитательного процесса. М., 1993.
[5] Педагогическая практика: Учеб.-метод. пособие/Под ред. Г.М. Коджаспировой, Л.В. Бориковой. М., 1998. С. 1241–25.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|