Сделай Сам Свою Работу на 5

СЕМЬ ПРАВИЛ ГАРМОНИЧНОЙ ЖИЗНИ ДЛЯ МОНАХОВ 28 глава





Десять неблагих деяний– существуют неблагие деяния тела, неблагия деяния речи, неблагие деяния ума. 1. Неблагие деяния тела: убийство, присвоение чужого, неправильное сексуальное поведение. 2. Неблагие деяния речи: ложь, подстрекательство к раздорам, резкие слова и пустословие. 3. Неблагие деяния ума: жадность, недоброжелательность и ложные воззрения. Совершение этих десяти неблагих деяний ведет к накоплению дурной кармы и перерождению в трех низших мирах.

Джняна– мудрость.

Джняна бхуми – семь ступеней Просветления: 1) желание Просветления (шубхекша); 2) исследование (вичарана); 3) утонченный ум (тануманаса); 4) самореализация (сатвапатти); 5) непривязанность (асамшанти); 6) невосприятие объектов (падармбхабхавана); 7) трансцендентальность (турьяга).

Джьоти-янтра – Вселенная Света. Одна из пяти янтр Лайя-йоги. В разделе Джьоти-йоги йогин особым образом практикует созерцание света, благодаря чему у него появляются внутренний, внешний и промежуточный знаки, раскрываются пять пространств и происходит растворение тонких концептуальных слоев ума.

Дохи– мистические песни, написанные сиддхами. Появились в конце VIII в. н.э. в Индии. Передавались изустно и были популярны среди простого народа вплоть XII в. Дохи простым языком передают совершенную реализацию Просветления Сахаджаяны.



Дхарма – букв. «то, на чем все держится». Вторая из Трех Драгоценностей. Сущность духовного Пути, позволяющего выйти за пределы ложного восприятия Реальности. Реальность как таковая.

Дхьяна – медитация; состояние однонаправленной концентрации в течение 144 секунд; однонаправленность внимания в сторону трансцендентного Сознания. В буддизме выделяют восемь состояний медитативной погруженности, после чего реализуется Просветление.

Единая самайя созерцания– непрерывное узнавание естественного Ума. Главная самайя, ненарушение которой означает соблюдение остальных многочисленных самай. Совершенные качества единой самайи: бессущностность всех явлений, непостижимость всех явлений (ачинтья), изначальная чистота (ниранджана), бесконечность (ананта), всепроникновение и нераздельность единства (адвайта).

Единство блаженства и Пустоты – реализация тантры. 1. Соединение блаженства в теле с пустотным осознаванием. 2. Соединение красной и белой бинду, в результате которого раскрывается изначальное состояние Просветления и «великое блаженство» (Махасукха).



«Единый вкус» (сомараса) – глубокий уровень созерцательного присутствия йогина-авадхуты, когда все внутренние и внешние явления воспринимаются равностно, без оценок, приятия и отвержения, интегрируясь в состояние созерцания.

Естественное состояние (сахаджа авастха) – естественное состояние пробужденного Ума, саморожденная Мудрость изначального «Я», спонтанно присущая каждому живому существу.

Заслуги–положительное кармическое следствие благих деяний. Накопление заслуг и уменьшение плохой кармы приводит к перерождению в высших мирах.

Звуки Нада–звуки, возникающие в результате практики Нада-йоги, являются чистым проявлением изначального звука.

«Золотое правило созерцания» – три сущностных принципа:1) получить прямое введение в естественное состояние (шравана); 2) утвердиться в нем, устранив все сомнения (манана); 3) пребывать в естественном состоянии, не отвлекаясь, вплоть до полной реализации (нидидхьясана).

Измерение (лока) – мир, сфера или план существования. Выделяют три уровня существования: 1) Мир Явлений – материальная, видимая Вселенная; 2) Мир Форм (астральный мир) – мир чистых форм. Его обитатели обладают тонкими сияющими телами и не имеют грубых привязанностей; 3) Мир Без Форм (каузальный мир) – живые существа здесь не имеют формы и являются чистым сознанием. В тантре считается, что вся Вселенная уже находится в теле йогина и проявляется как различные энергетические каналы и чакры.



Изначальная энергия Вселенной(Адья Шакти) – изначальная недифференцированная энергия, проявление игры, полноты энергий Абсолюта. Она – источник энергии познания (джняна), энергии воли (иччха) и энергии действия (крийя). Через практику Адья-шакти узнается как многообразные манифестации световых видений и сияний-божеств (Девата-спхурана), как различные грани проявления изначального звука (Нада).

Изначальный Владыка (Адинатха)­ – 1. В Лайя-йоге «Изначальный Владыка» это одно из названий Ясного Света, естественного состояния Бытия. 2. Бхагаван Шива как изначальный Гуру в традиции йога-натхов.

Иллюзорное тело(Майя-дехам) – 1. Тонкое тело йогина, созданное силой медитации в астральном мире. 2. Иллюзорное тело божества, один из видов Освобождения в тело Света (Пранава-дехам), реализуемый методами преображения (тантры), визуализациями и начитыванием мантр. Такое тело действует в верхнем астральном мире. 3. Иллюзорное тело божества, один из видов тела Света, реализуемый силой одного только созерцания. 4. Одна из шести доктрин Наропы.

Интеграция двух пространств– интеграция субъекта и объекта, следующая фаза после пробуждающего импульса божественного самораскрытия. Является кульминационной точкой в практике созерцания или моментом полного Пробуждения.

Исконная Мудрость (Праджняна) ­– изначальная Мудрость естественного состояния, свободная от умозрительных понятий.

Исконный Ясный Свет– «Свет Матери», изначальная Основа (Ади-сахаджа). Он обладает четырьмя качествами: 1) изначальной чистотой; 2) спонтанным совершенством; 3) нейтральностью; 4) единой сферой тотальности. В процессе созерцания «Свет Матери» объединяется со «Светом Сына», и йогин узнает свое лицо до рождения.

Истинное «Я»(Атман) – истинная Самость, тождественная Абсолюту (Брахману), абсолютная Реальность в йоге. Описывается как Сат-Чит-Ананда – одновременное переживание Вечного Бытия-Осознавания-Великого Блаженства. В Лайя-йоге высшее «Я» – саморожденная Мудрость (Сахаджья).

Ишта-девата – санскр. «избранное божество». 1. В высших тантрах избранное божество рассматривается неотличным от изначального Ума самого практикующего. Созерцание единства стадий развития и завершения приводит практика к Просветлению через реализацию иллюзорного тела. 2. В двойственных тантрах избранное божество воспринимается как Бог, превосходящий как мир, так и индивидуальное «я». Практикующий связывается с ним через установление определенного вида взаимоотношений (расы) слуги, друга, родителей или возлюбленного, что приводит к одному из четырех видов Освобождения.

Йога «не-медитации» (анупайя) – созерцательное недеяние. Основной метод практики в Ануттара-тантре, при котором йогин не поддается отвлечению ни на миг, не делает объектом медитации ни пылинки, не придумывает и не воображает. В ней нет нужды что-то делать, так как это ненамеренная медитация.

Йога Света (Джьоти-йога, Тарака-йога) – эзотерическая практика созерцания, кратчайшим способом ведущая к окончательной реализации – достижению Радужного тела. Является сердцевиной Учения Лайя-йоги.

Йога Сна(Йога Ясного Света) – раздел Нидра-янтры, позволяющий раскрыть созерцательное присутствие и различные виды света в момент сна.

Йога Сновидений (Йога-нидра) – раздел Нидра-янтры, позволяющий развить осознанность в сновидении, трансформировать сны и развивать тело сновидения.

Йога-тантра– одна из четырех тантр. Методы йога-тантры: работа с каналами, ветрами и сущностными каплями в теле, визуализация божеств. Классически, методы йога-тантры позволяют достичь Просветления в течение семи жизней.

Йонистхана– место в области ниже пупа, являющееся резервуаром жизненной силы в теле человека, аналог дань-тянь в даосизме.

Карма– закон причин и следствий, который обуславливает перерождение живого существа.

Кармические ветры– нечистые ветры (праны) в тонком теле человека. Потеря созерцания и следование в момент смерти за кармическими ветрами приводит к перерождению.

Кармические отпечатки (самскары) – подсознательные тенденции и ментальные впечатления, из которых возникают колебания мыслей (вритти) и тонкие импульсы (васаны).

Кармическое видение– обыденное непросветленное восприятие себя и мира. Видение энергии Ясного Света, обусловленное предыдущими кармическими отпечатками в потоке сознания.

Карья-гиты– «песни истинного Пути». Возникновение карья-гит можно отнести к X–XII вв. Они отражают идеи тантрического буддизма и описывают эзотерический опыт сиддхов (мастеров «безумной мудрости»), используя язык символов, иносказаний и парадоксов.

Ключевые моменты в практике шамбхави-мудры– невынесение оценок и суждений, отсутствие усилий, признание чистоты и совершенства созерцаемого, однонаправленность в поддержании созерцания.

Ключевые моменты в созерцании– 1) поддерживать расслабленным тело; 2) поддерживать расслабленным ум; 3) отождествлять все с Изначальным Источником.

Колебания мыслей(вритти – санскр. «водоворот», «мыслеволны»). Двойственные колебания мысли, которыми как бы затмевается исконная Мудрость. Мысли этого вида ума (читты) разделяются, согласно Раджа-йоге, на пять групп: 1) правильные идеи; 2) ложные идеи; 3) фантазии; 4) идеи, приходящие во время сна; 5) воспоминания.

Концентрация (дхарана) – сужение ума и принудительная концентрация на объекте или мысли. Концентрация бывает на грубом, внутреннем или абстрактном объекте.

Коши– согласно Учению йога-тантры, человек обладает пятью телами, которые скрывают собой сияние истинной Реальности (Атмана): 1) оболочка физического тела – аннамайя-коша; 2) эфирного тела – пранамайя-коша; 3) астрального тела – маномайя-коша; 4) каузального тела – виджнянамайя-коша; 5) оболочка первичного неведения или тело истинного блаженства – анандамайя-коша. Сущность всех этих состояний сознания – изначальная Реальность Ясного Света.

Крайние воззрения–крайние воззрения на Реальность, такие как этернализм и нигилизм. Этерналисты утверждают, что чувственно воспринимаемый мир является внешним по отношению к «я» и реально существует вне воспринимающего субъекта. Нигилисты, наоборот, полагают, что не существует ни кармы, ни потока сознания, признавая действительной Реальностью лишь непроявленное, отвергая игру энергий Абсолюта.

Крийя-тантра– путь достижения Освобождения через использование ритуальных действий и поклонения. Низшая из четырех тантр в классификации индуизма и тантрического буддизма.

Лайя – «растворение в Абсолюте». Мгновенный путь Просветления, когда путь и идущий по пути с самого начала признаются неотличными от плода конечной реализации.

Лайя-йога –1. Прямой путь практической Адвайты, находящийся за пределами слов и методов; высшая колесница, квинтэссенция Учений йоги и тантры. 2. Мистическая традиция Учения о реализации высшего Освобождения в радужное тело Света за одну жизнь путем созерцательного недеяния и интеграции с внутренними светом и звуком.

Впервые о Лайя-йоге упоминается в таких текстах, как «Йога Таттва Упанишада», «Шива Самхита» и «Гхеранда Самхита». Патриархами Лайя-йоги считаются несколько богов и святых: Шри Авадхута Даттатрейя, Бхагаван Шива, махасиддхи Матсиендранатх, Горакшанатх и Брахман Сараха, Анама Прабху. В рамках тантрического индуизма существует несколько школ Лайя-йоги. В основном они разделяются на два пути: антахкарана лайя чинтана и панчабхута лайя чинтана.

Лайя-крама– процесс последовательного полного растворения элементов физического тела и втягивание их в центральный канал вплоть до превращения в бессмертное радужное тело Света. Признаки успешной практики Лайя-йоги.

Лила – букв. «игра», «развлечение». 1. Спонтанная игра, ничем не обусловленная эманация Абсолюта. 2. Недвойственное, спонтанное поведение йогина-авадхуты, его отклик на любые обстоятельства без приятия и отвержения, деления на чистое и нечистое.

Линия передачи Учения (Парампара) прямая передача Учения из чистого измерения через просветленных богов по цепи ученической преемственности от Учителя к ученику. Таким образом сохраняется чистота передачи Учения.

Манана – «памятование». Второй из трех сущностных принципов в Лайя-йоге, означающий укрепление в естественном состоянии и устранение всех сомнений относительно него.

Мандала –«круг». Священное мистическое пространство «чистого видения», божество вместе с его окружением.

Мара– демон. Четыре мары, создающие препятствия в духовной практике: 1) Мара скандх – цепляние за самосущее существование пяти оболочек сознания; 2) Мара клеш (демон омраченных состояний сознания) – потворствование пяти ядам: гневу, жадности, привязанности, неведению, гордости и зависти; 3) Мара «сын небожителя» – цепляние за различные переживания в практике (ясность, блаженство и Пустоту); желание остановиться на достигнутом в духовной практике, не достигнув Просветления; 4) Мара цепляния за «я» – при переживании недвойственности цепляние за субъект-объектные взаимоотношения.

«Мать кормит сына»– термин высших методов созерцания пространства в Лайя-йоге. Указывает на переходную стадию созерцания от самотрансценденции (прапатти) к самоузнаванию (пратьябхиджня). Означает состояние, когда внешнее пространство («Мать») смешивается с внутренним («Сын»), углубляя и «кормя» его ясность через восприятие органами чувств проявленного мира.

Мир Без Форм(Арупа-лока) – каузальный мир. Здесь живые существа свободны от формы и являются чистым бесконечным космическим сознанием, однако у них остается привязанность к тонким состояниям Пустоты. Мир Без Форм делится на четыре части: 1) состояние безграничного пространства, продолжительность жизни двадцать тысяч кальп; 2) состояние безграничного сознания, продолжительность жизни сорок тысяч кальп; 3) состояние отсутствия самобытия, продолжительность жизни шестьдесят тысяч кальп; 4) состояние ни познания, ни непознания, вне времени. Мир Без Форм переживается с пятой по восьмую дхьяны, после чего достигается состояние Нирваны.

Мирные божества– проявление чистых энергий естественного состояния (энергии верхних чакр).

Мироощущение(бхавана) – мироощущение, порожденное кармическим видением и колебаниями мыслей (вритти). Определенное чувство себя и мира.

Мир Форм(Рупа-лока) – астральные миры. Астральный мир делится на верхний и нижний астральные миры. Нижний астральный мир соответствует Миру Страстей. Верхний астральный мир – это мир чистых форм, где обитают боги. Они обладают огромной светящейся аурой и утонченным сознанием, у них нет материальных привязанностей, однако и они обусловлены своим восприятием и имеют склонность привязываться к тонким состояниям ясности. Эти миры переживаются в медитативном погружении с первой по четвертую дхьяны. Верхний астральный мир в целом включает в себя семнадцать миров, которые в свою очередь делятся на четыре части.

Мир Явлений (сансара) – материальная Вселенная, образованная шестью мирами сансары: ада, претов, животных, людей, асуров и богов. В эти миры можно попасть при перерождении, а покинуть – после оставления физического тела. Живые существа здесь ограничены в способностях и несвободны в перемещении.

Мистическое тепло (шуддхи-ушанам) – священное, несущее покой тепло. Оно возникает само как следствие углубления созерцательного присутствия и развивается в результате аскетических практик и техник Кундалини-йоги или подлинной любви к Богу. В процессе мистического тепла происходит расплавление внутренних элементов в теле йогина.

Моменты естественного вхождения пран в центральный канал
1) момент оргазма; 2) момент зевания; 3) момент смерти; 4) в промежутке между двумя дыханиями; 5) в сверхсознательном состоянии (самадхи).

Наги– могущественные существа, населяющие воды и охраняющие сокровища. Они принадлежат наполовину к Миру Животных, наполовину к Миру Богов. Обычно живут в змеином облике, но способны принимать и человеческий образ. Считается, что они управляют погодой, особенно дождями.

Нада-йога – йога созерцания внутреннего звука. В текстах по Хатха-видье Нада-йога – один их главных среди двухсот пятидесяти тысяч способов растворения сознания (лайи), поведанных Шивой Адинатхом.

Нада-янтра– Вселенная Звука. Одна из пяти янтр Лайя-йоги, использующая для интеграции и углубления естественного состояния практики созерцания внутреннего звука.

Нади – каналы. Энергетические каналы, пронизывающие тонкое тело человека. Всего существует четыреста тысяч нади, которые проводят жизненную силу (прану). Из них лунный (ида), солнечный (пингала) и центральный (сушумна) – основные, а гандхари, хастаджихва, яшасвини, пуша, аламбуша, куху, шанкхини, сарасвати, паяшвини, варуни и вишводара – дополнительные.

Намерение (санкальпа) – четко сформулированное намерение, волеизъявление.

«Не бить свинью в пятачок»– выражение, означающее, что когда омрачающие эмоции (клеши) одолевают сознание йогина, он не очень беспокоится по этому поводу, а пытается держаться состояния присутствия.

Неведение (авидья) – оболочка неведения или блаженства, самая тончайшая из оболочек, покрывающая изначальное состояние Атмана. Неведение бывает врожденное, как забывчивость своей подлинной природы, и приобретенное, наложенное воспитанием, социальным положением и т.д.

Недвойственное видение– три точки зрения недвойственного восприятия Реальности в Лайя-йоге, соответствующие сутре, тантре и Ануттара-тантре:
1) «Лишь Брахман есть истинная Реальность, все остальное – нереально»;
2) «Все есть Абсолют, а видимые проявления являются манифестацией, игрой Абсолюта»; 3) «Я есть Все».

Нектар (амрита) – мистическая субстанция, стекающая из сома-чакры при опускании Кундалини, дарующая самадхи и бессмертие. Опускаясь вниз, она очищает чакры и заставляет таять внутренние элементы в них, что порождает особые виды блаженства.

Неотвлечение– цельность практики созерцания, ее непрерывность.

Нечистые таттвы(ашуддха-таттвы) – пять чистых сияний, которые проявляют себя как грубые первоэлементы и органы чувств.

Нидидхьясана– последний из трех сущностных принципов в Лайя-йоге, непрерывное поддержание мироощущения «Ахам Брахмасми» в четырех действиях: еда, ходьба, сон и разговор, в трех положениях тела: стояние, сидение и лежание.

Нидра-янтра – Вселенная Сновидений, одна из пяти янтр Лайя-йоги. В Нидра-янтру входит Йога Сновидений и Йога Сна. В Йоге Сновидений ученик развивает осознанность в тонком теле сновидений до тех пор, пока оно не обретет полноценное бытие. В Йоге Сна йогин упражняется в распознавании пространства Ясного Света.

Нирвана– исчерпание всех причин сансарного бытия. «Малой Нирваной» называют Освобождение от круговорота бытия, которого достигают архаты практикой сутры. Когда говорят о полном Просветлении, то имеется в виду совершенное состояние, которое не впадает ни в крайность сансарного бытия, ни в пассивное состояние угасания, достигаемое архатом.

Омрачения сознания (клеши) – пять омрачающих эмоций, скрывающих изначально чистую и самосияющую Природу Ума: 1) гнев, 2) жадность, 3)привязанность к материальному, 4) гордость и зависть, 5) тупость и неведение. Клеши являются следствием загрязненного проявления пяти первоэлементов в теле человека: земли, воды, огня, воздуха и пространства. При очищении клеши преобразуются в пять мудростей, что приводит к состоянию «чистого видения».

Освобождение (Мокша) – прямое переживание света недвойственной Реальности в самадхи. Способность войти в Нирвану путем отъединения, благодаря энергии или концентрации.

Основа– Основа Бытия, основание как ума, так и чистых и нечистых явлений. Синоним Праджняны, Природы Будды.

«Оставить все, как есть»– выражение, означающее, что при восприятии объектов к ним не устанавливается какого-либо отношения, они не отвергаются и не принимаются, а оставляются в своей собственной природе. Объекты воспринимаются, но йогин при этом не покидает состояния созерцания, оставаясь в недеянии.

Отвлечение– отвлечение от созерцательного присутствия, которое нужно вовремя замечать и возвращаться к осознанности.

Отклонение в видении– практиковать и получать опыты, но не понимать недвойственную природу Реальности, мира и «Я».

Отпускание и расслабление– ключевые моменты в практике созерцания.

«Отпускание себя» («полый бамбук») – выражение, указывающее на то, что йогин должен отсечь надежды, цепляния и страхи, оставить свои эгоистичные восприятия и открыться превосходящей силе Света исконной пробужденной Мудрости абсолютного «Я» (стадия самотрансценденции).

«Отсечение надежды и страха»– самотрансценденция, путь отсечения надежды и страха, предания себя на милость исконного Света абсолютного «Я».

Паранада – согласно философии Нада-йоги, Паранада – это изначальный «беззвучный звук», неотделимый от света, из которого исходит первичный звук «ОМ» (Пранава) и все остальные виды звуков (Нада).

Пишачи– духи невысокого уровня.

Плод– результат, конечная цель любого Учения. В Лайя-йоге высшим плодом является реализация радужного тела Света (Саруба-мукти).

Поведение– привнесение созерцательного присутствия во все действия повседневной жизни, смешивание созерцательного присутствия с тремя видами действий: благоприятными, нейтральными и неблагоприятными.

«Поддержание жаркого глаза»– см. «Глаз Дхармы».

«Поддержание свежести»– выражение, указывающее на объединение созерцания с повседневной деятельностью. Практика непрерывного созерцания, поддержание естественного состояния Природы Ума без понятий созерцания и созерцающего.

Праджня-янтра– Вселенная Мудрости, одна из пяти янтр Лайя-йоги, ключевой раздел Учения, связанный с наставлениями по открытию Природы Ума. Включает в себя практики прямого введения, медитации Пустоты и самоисследования, концентрацию и различные методы самооcвобождения.

Пранава– первичный звук «ОМ», источник всех остальных звуков во Вселенной.

Прана-ум – единство праны и ума. Сиддхи единства праны и ума – это полный контроль ветра, т.е. такой уровень практики, при котором мудрость (джняна) и метод (упайя) неотличны, прана входит в центральный канал только силой созерцания.

Праны мудрости– очищенные праны, не содержащие нечистых карм. Исходят из центрального канала.

Прапатти – самоотдача. 1. Отбрасывание себя, отказ от цепляния за установки личного «я». 2. Вторая ступень созерцания после самоосвобождения, предшествующая самоузнаванию.

Предание себя высшему «Я»(Атма-ниведана) – практика самоотдачи в бхакти.

Препятствия– существует три типа препятствий в духовной практике: внешние, внутренние и тайные. 1. Внешние препятствия – это препятствия пяти элементов (болезни) и отсутствие возможностей встретить Гуру, истинное Учение, поселиться в святом месте. Они устраняются практикой жертвования, верой в Три Драгоценности и в свою изначальную Пробужденность. 2. Внутренние препятствия связаны с кармическими ветрами, каналами и «каплей души». Устраняются техническими практиками Кундалини-йоги, очистительными практиками, визуализацией, начитыванием мантр. 3. Тайные препятствия: цепляние за субъект-объектное восприятие. Они устраняются поддержанием правильного видения, отпусканием себя, самоотдачей, обменом себя на других, служением внеличностному. Тайные препятствия практически невозможно разрушить без помощи Гуру.

Преты– голодные духи; люди, привязанные к материальному, после смерти которых не совершались обряды (неприкаянные души).

Принятие «великого решения»– «великое решение» о недеянии – намерение продолжать оставаться в состоянии созерцательного присутствия вплоть до полной реализации.

Природа Ума– Ум как таковой, неизменная основа движущегося ума (манаса).

Пробужденность – самопребывающее неотвлечение, нераздельность изначально свободного осознавания (Сахаджья) и внимательности.

Промежуточное состояние(санскр. «антарбхава», тиб. «бардо») – состояние человека после смерти перед новым воплощением. Говорится о восьми видах промежуточного состояния.

Промежуточный знак– термин Йоги Света, касающийся смешивания внутреннего и внешнего пространства. На этой ступени проявляются и переживаются видения второго и третьего уровня.

Просветление– высшая цель духовной практики, слияние индивидуального сознания с абсолютным путем мудрости (джняны). Сознание, расширяясь, последовательно проходит четыре состояния Мира Без Форм, утрачивает чувство эго, после чего осознается великая Пустота. Критерием Просветления является непрерывное сознание во сне со сновидениями и во сне без сновидений.

Пространство (акаша) – 1. Исконная осознанность, проявляющаяся как три вида пространства: 1) внешнее пространство Вселенной, которое содержит все проявленные феномены сансары (бхут-акаша); 2) внутреннее пространство сознания живого существа, т.е. его мысли и эмоции (чит-акаша); 3) тайное пространство сердца (хрид-акаша). В Реальности эти три пространства неотделимы друг от друга.

2. Раздел учения Лайя-йоги, использующий тайные методы созерцания, которые способны привести опытного йогина к полной реализации.

Прямое введение(пратьябхиджня даршан) – непосредственная передача недвойственного взгляда от Учителя к ученику. Введение в исконную осознанность молчанием или криком, с помощью символов, загадок и с помощью разъяснений.

Пустота (Шуньята, от санскр. «шунья» – Пустота, «та» – способность Пустоты познавать) – основа, сущность всех явлений и ума. Трансцендентное сознание. Маханирвана.

Путь– особые методы практики, позволяющие раскрыть изничальное состояние Основы и обрести плод конечной. Вторая из трех составляющих Учения (две другие: описание Основы и реализация плода).

Пятеричное наставление растворения (панча санкальпа лайя чинтана) – мистический алгоритм, передающийся в традиции сиддхов при прямом введении, указывающий йогину последовательность безошибочного продвижения к высшей реализации. Его суть: 1) все видимое сводить к уму; 2) ум сводить к Пустоте; 3) Пустоту сводить к Ясному Свету; 4) Свет сводить к недвойственности; 5) недвойственность сводить к блаженству.

Пять мудростей– при очищении первоэлементов пять нечистых состояний (клеш) превращаются в пять пространств пяти мудростей: 1) равностная мудрость (элемент земли); 2) зерцалоподобная мудрость (элемент воды): 3) различающая мудрость (элемент огня); 4) всесвершающая мудрость (элемент воздуха); 5) всеохватывающая мудрость (элемент пространства).

Пять первоэлементов (махабхуты) – элементы, из которых состоят вся внутренняя и внешняя Вселенная: 1) земля (притхиви); 2) вода (апас); 3) огонь (агни); 4) воздух (вайю); 5) пространство (акаша).

 

Радужное тело (Пранава-дехам) – бессмертное нематериальное тело Света.

Ракшасы– демоны, чинящие препятствия.

Раса – букв. «вкус». Временное переживание состояния недвойственности.

Расслабление– основной моменит в практике созерцательного недеяния: расслабления тела, речи и ума, способное открыть йогину естественное состояние.

Рита– «космический закон, истина». Закон космической гармонии, изначальная пульсация, великий вселенский ритм, присущий Бытию, действующий на сверхтонком, тонком и материальном уровнях.

Ритрит– уединенная практика в затворе с соблюдением обязательств и расписания.

Риши – (санскр. «видящий»). Просветленные мудрецы, передавшие откровения Вед и Упанишад.

Рудры– неистовые полубоги-полудемоны.

Самадхи– состояние прямого переживания Реальности, цель любой духовной практики. В традиции Учения Лайя-йоги выделяют четыре вида самадхи: савикальпа, нирвикальпа, сахаджа, саруба. Также существуют джада-самадхи («темное» самадхи) и махасамадхи (окончательный уход из тела).

Самайя– священный обет, обязательство в практике высших тантр, основной принцип взаимоотношений Учителя и ученика. Он не связан с внешней стороной поведения (виная), а указывает на дух искренности в практике. Выделяют самайя, относящиеся к телу, речи и уму. Внешне самайю можно выразить как поддержание «чистого видения» в отношении Трех Драгоценностей и избегание четырнадцати коренных падений. Внутренне – как неотклонение от непрерывной практики созерцания. Соблюдение единой самайи созерцания – лучший способ выполнить все многочисленные самайя. При несоблюдении самай тантрическая практика не приносит должного результата, порождая лишь препятствия и загрязнения.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.