Сделай Сам Свою Работу на 5

НОРМАТИВНОЕ УПОТРЕБЛЕНИЕ ФОРМ СЛОВ

ТЕСТЫ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ И КУЛЬТУРЕ РЕЧИ (ЭКЗАМЕН)

 

БЛОК 1

ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О ЯЗЫКЕ

 

1. Язык является:

1) средством общения;

2) предметом речи;

3) способом общения;

4) наукой о языке.

 

2. Речь - это:

1) процесс общения;

2) лексический запас языка;

3) интонация голоса;

4) мыслительная деятельность.

 

3. Для того чтобы возникла речь необходимы:

1)большой запас лексики ;

2) умение красиво говорить;

3) потребность сказать;

4) наличие большой аудитории.

 

4. литературным языком необходимо считать:

1) нормативный, соответствующий установленным правилам;

2) используемый только в официальной обстановке;

3) состоящий из специальных терминов;

4) применяемый в средствах массовой информации.

 

5. Речевая ошибка предполагает:

1) неправильное образование слова;

2) неточное употребление знаков препинания;

3) нарушение логики повествования;

4) написание одной буквы вместо другой.

 

6. Функциональные стили можно разделить на:

1) научный и официально-деловой ;

2) публицистический и художественный;

3) разговорный и научный;

4) книжный и разговорный.

 

7. Книжный и разговорный стили различаются по:

1) целям и средствам их использования;

2) адресату речи;

3) количеству лексических единиц;

4) полезности использования.

 

8. Двумя основными разновидностями речи являются:

1) диалектная и просторечная;

2) разговорная и книжная;

3) жаргонная и профессиональная;

4) с одним человеком и двумя.

 

 

9. Правильность речи определяется по:

1) использованию выразительных средств языка;

2) логическому построению повествования;

3) соблюдению языковой нормы;

4) отсутствию «лишних» слов.

 

10. Словари русского языка можно отнести:

1) к справочной литературе;

2) к научно-популярной литературе;

3) к художественной литературе;

4) к публицистике.

 

 

БЛОК 2

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ ОТДЕЛЬНЫХ РАЗДЕЛОВ ЯЗЫКОЗНАНИЯ

 

 

11. Лексика представляет собой:

1) грамматическую оформленность слова;

2) словарный состав языка;

3) связь между значениями слова;



4) систему словообразования.

 

12. В определённой среде профессиональной деятельности человека используется лексика:

1) общеупотребительная;

2) диалектная;

3) профессиональная;

4) жаргонная.

 

13. Раздел науки о языке, в котором изучаются звуки языка, называется:

1) фонетика;

2) морфология;

3) графика;

4) синтаксис.

 

14. Устойчивые сочетания слов, используемые для называния отдельных предметов, называются:

1) неологизмы;

2) заимствованные;

3) фразеологизмы;

4) устаревшие.

 

15. Гласные звуки делятся на:

1) твёрдые и мягкие;

2) ударные и безударные ;

3) звонкие и глухие;

4) парные и непарные.

 

16. Орфоэпия изучает:

1) соотношение звуков и букв;

2) лексическое значение слова;

3) правила литературного произношения;

4) части речи.

 

 

17. Значимые части слова – это

1) приставка, корень, окончание;

2) корень, суффикс, окончание;

3) основа, окончание;

4) приставка, корень, суффикс.

 

18. Основными орфографическими единицами являются:

1) звуки и буквы;

2) орфограммы;

3) части слова;

4) слова и предложения

 

19. Морфологический, фонетический, традиционный – это способы:

1) морфологии;

2) словообразования;

3) орфографии;

4) синтаксиса.

 

 

20. Образование слов при помощи соединительных гласных происходит при:

1) суффиксальном способе словообразования;

2) бессуффиксном способе словообразования;

3) сложении;

4) приставочном способе словообразования.

 

 

БЛОК 3

ФОНЕТИКА

 

21.В каком ряду расположены слова, в которых совпадает количество звуков и букв?

1) страстное, бьющаяся, подстричь;

2) июльский, маячить, прелестное;

3) создаёшь, поющие, местность;

4) тростниковые, вскользь, разъярившийся.

 

22. В каком ряду расположены слова, в которых звуков больше, чем букв?

1) непреложные, алюминиевый, грустный;

2) юридический, вьетнамская, предыдущим;

3) предъявление, яростный, вальсировать;

4) Япония, воюющий, юбиляр.

 

23. В каком ряду расположены слова, в которых все согласные звуки звонкие?

1) сбросил, ежевика, чемодан;

2) южный, мороз, резвый ;

3) деревня, царица, небесный;

4) ножны, сделали, вьюжная.

 

24. В каком ряду во всех словах есть звук [ш]?

1) расширить, пейзаж, дрожжи;

2) шлифовальщик, нарежьте, гаражный;

3) съешьте, ложки, предложить ;

4) стриж, намажьте, чтобы.

 

25. В каком ряду во всех словах нет звука [ж]?

1) перебежчик, фляжка, гараж;

2)обжаловать, жизнелюбие, жалоба;

3) разжигать, жонглёр, ворожба;

4) дружба, плодоножка, поджигатель.

 

26. В каком ряду во всех словах выделенные буквы обозначают мягкие согласные звуки?

1) одеколон, аккордеон, терраса;

2) гипотенуза, темп, адекватный;

3) дебошир, альма-матер, революция;

4) альтернатива, антенна, тезисы.

 

27. В каком ряду во всех словах выделенные буквы обозначают твёрдые согласные звуки?

1) тендер, гортензия, инерция;

2) тепловоз, интеграция, декорация;

3) интервью, кафе, детализация;

4) кибернетика, продюсер, резерв.

 

28. В каком ряду во всех словах ударение на первом слоге?

1) живность, овен, дзюдо;

2) лечо, дефис, дралась;

3) древко, созыв, оптовый;

4) сливовый, бездарь, статуя.

 

29. В каком ряду во всех словах ударение на первом слоге?

1) кухонный, добыча, допив;

2) искоса, ждала, защелкать;

3) гербовый, гусеничный, досыта;

4) завидно, изыск, квартал.

 

30. В каком ряду во всех словах ударение на первом слоге?

1) отвар, рвалась, подолгу;

2) приняли, наискось, досуха;

3) корысть, щавель, гусеница;

4) кулинария, договор, искра.

 

БЛОК 4

СЛОВООБРАЗОВАНИЕ

31. Какое слово состоит из приставки , корня, одного суффикса и окончания?

1) воздержанный;

2) вылизывая;

3) примёрзший;

4) скудный.

 

32. Какое слово состоит из приставки, корня, одного суффикса и окончания?

1) надёжный;

2) выбитый;

3) застланный;

4) струсив.

 

 

33. В каком ряду во всех словах выделяется приставка об-?:

1) обгоревший, необдуманный, обезьянка;

2) обвенчаться, обвести, обвинитель;

3) обвисший, оберегать, обедать;

4) обворованный, обидчивый, обаятельный.

 

34. В каком ряду во всех словах есть окончание -о?

1) казачество, пятеро, заново;

2) железо, местожительство, затемно

3) домишко, всечасно, вчетверо

4) началось, вмешательство, шестеро.

 

35. В каком ряду морфемное строение всех слов соответствует схеме ?

1) всхлип, взрыв, вспять;

2) вход, вскачь, встарь;

3) всплеск, взмах, вскрик;

4) взгляд, взнос, вскользь.

 

36. В каком ряду морфемное строение всех слов соответствует схеме

?

1) единовластный, златотканый, черноморский;

2) стекловидный, основоположник, любознательный;

3) разнообразный, противотанковый, метростроитель;

4) вольнодумец, конноспортивный, железнодорожный.

 

37. В каком ряду морфемное строение всех слов соответствует схеме

?

1) возчик, грузчик, стаканчик;

2) калачик, перчик, кончик;

3) пончик, жетончик, ключик;

4) стульчик, пальчик, мячик.

 

38. В каком ряду во всех словах приставка пере- имеет одно и то же значение?

1) перелетать, переварить, перешить;

2) перегреть, переезжать, перечитать;

3) перевоспитать, пересолить, переносить;

4) перебежать, переползти, перейти.

 

39. В каком ряду во всех словах приставка при- имеет одно и то же значение? :

1) приоткрыть, пришить, прилететь;

2) притормозить, привстать, привязать;

3) прикрепить, приклеить, приблизить;

4) приподняться, приписать, придумать

 

40. Какое слово пропущено в словообразовательной цепочке?

диво дивить удивить удивительно

1) удивительный;

2) удивление;

3) удивиться;

4) дивиться.

 

БЛОК 5

ЛЕКСИКА И ФРАЗЕОЛОГИЯ

 

41. Какое из перечисленных слов имеет значение «заботливый, чуткий, предупредительный»?

1) бдительный;

2) внимательный;

3) неослабный;

4) настороженный.

 

42. В каком предложении вместо слова ВЕЧНЫЙ нужно употребить ВЕКОВОЙ?

1) Своим человеком у Лаптевых был Ивановский, прозванный ВЕЧНЫМ студентом;

2) Пожалуй, главная тема поэта – тема ВЕЧНОГО одиночества;

3) Густые заросли кустарника чередовались с ВЕЧНЫМИ дубовыми рощами;

4) Они молча стояли у могилы Неизвестного солдата, глядя на голубое, мечущееся на ветру пламя ВЕЧНОГО огня.

 

43. Значение какого слова определено неверно?

1) МЕЛОМАН – страстный любитель пения и музыки;

2) АНТОЛОГИЯ – сборник избранных художественных произведений разных авторов;

3) КРЕДО – точка зрения, мнение;

4) ВЕРНИСАЖ – торжественное открытие художественной выставки в присутствии специально приглашенных гостей.

 

44. Значение какого слова определено неверно?

1) РЕЗОНЕР – человек, который любит рассуждать длинно и нравоучительно;

2) ПРИОРИТЕТ – первенствующее положение ;

3) ФАКУЛЬТАТИВНЫЙ – необязательный, нерегулярный;

4) ФУРОР – неуспех, полная неудача.

 

45. Выберите правильный синоним к слову МИНОРНЫЙ:

1) жизнерадостный;

2) естественный;

3) печальный;

4) оптимистический.

 

46. В каком из словосочетаний многозначное слово СТАЛЬНОЙ употреблено в прямом значении?

1) стальной клинок;

2) стальная воля;

3) стальной взгляд;

4) стальные воды моря.

 

47. Подберите антоним к прилагательному СВЕЖИЙ в словосочетании

свежий взгляд:

1) необычный взгляд;

2) новый взгляд;

3) удивлённый взгляд;

4) радостный взгляд

 

48. Какая пара фразеологизмов не является антонимами?

1) рукой подать, за тридевять земель;

2) семи пядей во лбу, звёзд с неба не хватает;

3) раз-два и обчёлся, как с гуся вода;

4) прежде всего, в последнюю очередь.

 

49. Какой фразеологический оборот имеет значение «наиболее уязвимое место»

1) авгиевы конюшни;

2) вавилонское столпотворение;

3) ахиллесова пята;

4) филькина грамота.

 

50. Какой фразеологический оборот имеет значение « защищать, отстаивать»:

1) стоять горой;

2) стоять в стороне;

3) стоять на месте;

4) стоять на своём.

 

 

БЛОК 6

МОРФОЛОГИЯ. ЧАСТИ РЕЧИ

51. Все части речи делятся на:

1) главные и второстепенные;

2) значимые и незначимые;

3) самостоятельные, служебные и междометия;

4) самостоятельные и служебные

 

52. Союз – это служебная часть речи, которая:

1) связывает самостоятельные части речи со служебными;

2) главные члены предложения с второстепенными;

3) однородные члены предложения и простые предложения в составе сложного;

4) не выполняет связующей роли.

 

53. Имена существительные имеют категории:

1) рода, числа, падежа;

2) спряжения, наклонения;

3) вида, склонения;

4) времени, лица.

 

54. Междометия от других слов отделяются:

1) точкой с запятой;

2) запятой;

3) двоеточием;

4) тире.

 

55. Наречие изменяется, как:

1) существительное

2) прилагательное;

3) глагол;

4) не изменяется.

 

56. Имена числительные двое, трое, пятеро называются:

1) собирательными;

2) количественными;

3) дробными;

4) порядковыми.

 

57. Какое утверждение неверно?

1) прилагательные делятся на качественные, относительные, притяжательные;

2) качественные прилагательные, называющие признак, который не проявляется в

большей или меньшей степени, не имеют степени сравнения;

3) притяжательные прилагательные имеют окончания -ин (дядин), -ын (курицын),

-ов (отцов), -ев (Далев);

4) относительные прилагательные не имеют степеней сравнения и краткой формы.

 

58. Какое утверждение неверно?

1) В современном русском языке различаются самостоятельные и служебные части речи;

2) Слова из одной лексико-грамматической группы могут переходить в другую;

3) Формы слова – это разновидности одного и того же слова, отличающиеся друг от друга лексическим значением;

4) Междометия не относятся ни к самостоятельным, ни к служебным частям речи.

 

59. В какой строке содержится неверное утверждение?

(Не) сколько (ни) чем (не) примечательных картин висело на той стене, что почти весь день находилась в тени.

1) В предложении пять местоимений

2) Что – подчинительный союз;

3) Весь – определительное местоимение;

4) Ничем – отрицательное местоимение, в предложении является дополнением.

 

60. В каком ряду все выделенные курсивом слова – количественные числительные?

1) из десяти книг, восемь с половиной страниц, семьюдесятью тремя тоннами, обоих студентов, с трёхметрового столба;

2) сто тысяч лет, одна шестая суши, двести семьдесят первая квартира, десятка два яблок, первоклассный шофёр;

3) четырёхсот пятнадцати рублей, к восемнадцати миллионам граждан, в трёх томах стихов, девятьюстами гектарами, двести пятьдесят лет;

4) у семи учениц, в первой тысяче билетов, до восьми раз, обеими бригадами, аттестат с пятёрками.

 

 

БЛОК 7

НОРМАТИВНОЕ УПОТРЕБЛЕНИЕ ФОРМ СЛОВ

 

61. В каком ряду все существительные в форме именительного падежа множественного числа имеют окончание -ы(-и)?:

1) доктор, фронт;

2) консул, торт;

3) юнкер, приговор;

4) шофёр, корпус (здание).

 

62. В каком предложении допущена грамматическая ошибка?

1) платье-халат постиран и убран в шкаф;

2) письмо-открытка уведомило покупателя о выходе новой книги;

3) театр-студия открыл новый сезон;

4) урок-лекция впервые проведен в нашем классе.

 

63. В каком предложении неверно употреблена форма местоимения?

1) Я не вижу разницы между нами и ими;

2) В доме не осталось детей, которые были бы старше них;

3) Хотя была дана инструкция, отряд действовал 0вопреки ей;

4) Благодаря ему у нас всё стало получаться.

 

64. В каком предложении фамилия не склоняется?

1) Студенту (Скрыпник) достался счастливый билет;

2) О моём друге (Данилевич) написали в местной газете;

3) К соседке (Мацкевич) приехали родственники;

4) Мои родители очень любят песни Булата (Окуджава)

 

65. В каком ряду есть ошибка в употреблении падежной формы существительного?

1) нужда в доверии, рассказать вопреки желанию, типичен для студенческой среды;

2) гордиться школой, осуждать малодушие в приятеле, оплатить проезд в метро;

3) уверенность в победе, удивиться чудом природы, уплатить долги;

4) уплатить за покупки, укорять в неискренности, прибыть согласно расписанию.

 

66. Слова лаборант – лаборантша, секретарь – секретарша, различаются:

1) лексическим значением;

2) морфологическими признаками;

3) стилевой окраской;

4) синтаксической ролью.

 

67. Выражения: кусок сахару, быть в отпуску характерны для:

1) разговорного стиля;

2) публицистического стиля;

3) научного стиля;

4) официально-делового стиля.

 

68. В каком ряду есть ненормативная (нелитературная) форма родительного падежа множественного числа существительного?

1) абрикосов, цапель, отряд драгун, чулок;

2) центнеров, калмыков, сумерек, чучел;

3) туфель, простыней, пять драгунов, вафель;

4) яблок, болгар, усадеб, побережий.

 

69. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова:

1) наиболее точно;

2)двумястами журналами;

3) полейте цветы;

4) килограмм апельсин.

 

70. В каком ряду все существительные относятся к среднему роду?

1) коммюнике, какао, бра, авеню, депо;

2) зебу, кашне, рантье, меню, салями;

3) метро, пианино, кольраби, вуаль, кофе;

4) пари, такси, кашпо, бюро, жюри.

 

БЛОК 8



©2015- 2019 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.