Сделай Сам Свою Работу на 5

Доверие в человеческих взаимоотношениях.

Поскольку большинство подкреплений мы получаем от других людей, то вырабатываем обобщенные ожидания относительно того, последуют ли действительно позитивные или негативные подкрепления за обещаниями или угрозами других. Иногда эти обещания и угрозы находят подтверждение, иногда — нет. Таким образом каждый из нас учится верить или не верить словам других. Поскольку все мы имеем различный опыт, связанный со словами других, отсюда следуют индивидуальные различия в области доверия в человеческих взаимоотношениях.

Роттер определял доверие вчеловеческих взаимоотношениях (interpersonal trust)как «обобщенные ожидания человека относительно того, насколько можно положиться на слова, обещания, высказанные или письменные заявления другого человека или группы людей» (1980, р. 1). Доверие в человеческих взаимоотношениях не подразумевает веру в то, что люди хороши по природе, или в то, что мы живем в лучшем из возможных миров. Также не следует приравнивать его к доверчивости. Роттер рассматривал доверие в человеческих взаимоотношениях как доверие в тех случаях, когда нет очевидных причин не верить, тогда как доверчивость — это безрассудная или наивная вера во все, что говорят другие люди.

Предполагая, что эта личностная характеристика очень важна для предсказания поведения, Роттер разработал для измерения доверия в человеческих взаимоотношениях специальную шкалу. Шкала доверия в человеческих взаимоотношениях (Interpersonal Trust Scale) предлагает испытуемому подтвердить или опровергнуть 25 утверждений типа: «Когда имеешь дело с незнакомыми людьми, лучше соблюдать осторожность, пока они не докажут, что им можно доверять» или «Большинство политических деятелей честно выполняют обещания, данные в ходе предвыборной кампании». Данные по всем 25 пунктам суммируются, и если в результате получается относительно большое числовое значение, это указывает на присутствие доверия, а если маленькое — на общую склонность к недоверию.

Поскольку речь идет об ожиданиях человека относительно интеракций, то показатель доверия можно оценить с точки зрения социума. Если определять доверие независимо от доверчивости, утверждал Роттер (1980), то высокий уровень доверия наиболее желателен, так как доверие необходимо для выживания цивилизации. Мы верим, что продукты, которые мы покупаем в магазине, не отравлены, что бензин в бензобаке нашей машины не взорвется, что экипаж самолета, на котором мы летим, способен справиться с управлением и даже что почтовая служба доставит наше письмо, не вскрывая. Общество может нормально функционировать только тогда, когда люди имеют по крайней мере среднюю степень доверия друг к другу.



Насколько уровень доверия в человеческих взаимоотношениях влияет на поведение индивида в конкретной ситуации? Суммировав данные измерений, проводившихся с момента создания Шкалы (1967), Роттер сформулировал девять положений об основных различиях в поведении людей, имеющих высокий и низкий уровень доверия. Люди с высоким уровнем доверия:

— меньше лгут;

— возможно, меньше склонны мошенничать или воровать;

— более склонны предоставлять другим дополнительный шанс;

— более склонны уважать права других;

— реже чувствуют себя несчастными и неприспособленными и реже ссорятся с другими;

— часто более привлекательны и популярны;

— более надежны;

— не более и не менее доверчивы;

— не более и не менее интеллектуально развиты.

Иными словами, люди, склонные доверять другим, не являются доверчивыми или наивными и, вместо того чтобы наживать себе неприятности в результате своей позиции, приобретают много свойств, которые окружающие рассматривают как позитивные и желательные.

Краткое содержание главы.

— Ключом к предсказанию человеческого поведения являются наши знания, прошлая история и ожидания. Предсказать поведение можно, рассматривая взаимоотношения (interactions)человека со значимой для него окружающей средой.

— Личность формируется путем научения (learning),ее свойства можно модифицировать, до тех пор пока человек способен учиться, но в своей основе личность относительно стабильна и едина.

Мотивация целенаправленна,то есть люди движимы не стремлением уменьшить напряжение или получить удовольствие, а ожиданием, что действия приблизят их к цели.

— Роттер считает, что люди могут использовать мыслительные способности для того, чтобы предвидеть последовательность событий, ведущих к некоторой будущей цели, и конечная цель вносит вклад в ценность подкрепления для каждого события в последовательности. В качестве критерия для оценки подкреплений люди используют свое ощущение того, насколько им удалось продвинуться к предполагаемому событию.

— Разработанная Роттером основная формула предсказаний позволяет прогнозировать целенаправленное поведение в конкретной ситуации, используя в качестве переменных поведенческий потенциал, ожидания, ценность подкрепления и психологическую ситуацию.

— Для того чтобы прогнозировать поведение в более широком диапазоне, Роттер предложил общую формулу предсказаний,в которой используется концепция потребностей (needs).Роттер рассматривает потребности не как состояние недостатка чего-либо или беспокойства, а как индикаторы, указывающие направление действий.

— Важное значение в теории Роттера имеют обобщенные ожидания (generalized expectancy).Чтобы предсказать возможность получения подкрепления в настоящем, люди используют подобный опыт прошлого, то есть имеют обобщенные ожидания успеха.

— Для описания обобщенных ожиданий человека относительно того, в какой степени подкрепления зависят от его собственного поведения, а в какой — контролируются силами извне, Роттер ввел термин локус контроля (locus of control).Определить, в какой степени люди осознают связь между собственными действиями и их последствиями в окружающем мире, можно, используя разработанную Роттером для оценки локуса контроля или степени внешнего и внутреннего контроля над подкреплениями Шкалу внутреннего и внешнего контроля (Internal-External Control Scale).

— Пример обобщенных ожиданий — доверие в человеческих отношениях (inerpersonal trust).Каждый индивид на основе своего опыта вырабатывает обобщенные ожидания относительно того, последуют ли действительно негативные или позитивные подкрепления за обещаниями или угрозами других. Для измерения этих различий Роттер разработал Шкалу доверия в человеческих взаимоотношениях (Interpersonal Trust Scale).Отличая доверие от доверчивости, Роттер считает, что для выживания цивилизации необходим высокий уровень доверия в человеческих взаимоотношениях.

Ключевые понятия.

Внешнее подкрепление (External reinforcement).События, условия или действия, которые ценятся социальным или культурным окружением человека.

Внутреннее подкрепление (Internal reinforcement).Вклад собственного восприятия человека в позитивную или негативную оценку событий.

Доверие в человеческих взаимоотношениях (interpersonal trust).Обобщенные ожидания человека относительно того, насколько можно положиться на слова, обещания, высказанные или письменные заявления другого человека или группы людей.

Локус контроля (Locus of control).Термин, используемый Роттером для описания обобщенных ожиданий человека относительно того, в какой степени подкрепления зависят от его собственного поведения (интернальный локус), а в какой — контролируются силами извне (экстернальный локус контроля).

Негативное подкрепление (Negative reinforcement).В отличие от формулировки Скиннера — любое негативно окрашенное событие, в частности наказание.

Обобщения (Generalization) и обобщенные ожидания (generalized expectancy).По Роттеру, одна из важнейших характеристик человеческой личности, использование прошлого опыта для предсказания возможности дальнейшего получения подкрепления.

Общая формула предсказаний (General prediction formula).Потенциал потребности является функцией свободы передвижений и ценности потребности.Определение вероятности удовлетворения конкретной потребности.

Ожидания (Expectancy).Переменная в основной формуле предсказаний,мнение человека о том, получит ли он подкрепление; вероятность, с точки зрения человека, того, что определенное подкрепление будет иметь место в результате конкретных действий с его стороны в конкретной ситуации или ситуациях. Роттер различает обобщенные (генерализованныеконкретные (специфические) ожидания.

Основная формула предсказаний (Fundamental prediction formula).Поведенческий потенциал является функцией ожиданий и ценности подкрепления. Дает возможность прогнозировать целенаправленное поведение данного человека в конкретной ситуации.

Поведение (Behavior).По Роттеру, любая реакция, условная или безусловная, которую можно наблюдать или измерить, прямо или косвенно. Таким образом, в качестве поведения можно рассматривать обобщение, решение проблем, мышление, анализ и т. п.

Поведенческий потенциал (Behavior potential).Вероятность того, что конкретный вариант поведения будет иметь место в данной ситуации по отношению к конкретному подкреплению.

Подкрепление (Reinforcement).Любое действие, условие или событие, влияющее на движение личности по отношению к цели. Роттер различает внешние и внутренние подкрепления. Подкрепления редко появляются независимо от связанных с ними будущих подкреплений, они обычно предстают в виде цепочек подкреплений подкреплений (reinforcement reinforcement sequences), которые можно рассматривать как группы подкреплений. См. также «Эмпирический закон воздействия».

Потенциал потребности (Need potential).Возможность реализации набора, группы функционально связанных поведений, направленных на удовлетворение одной и той же цели или подобных целей.

Потребности (Needs).В терминологии Роттера практически синоним целей. Когда Роттер фокусируется на окружающей среде, он говорит о целях, когда речь идет о личности, употребляет слово «потребности», порой понимая под ними поведение или набор вариантов поведения, которые, по мнению человека, приближают его к цели. Шесть категорий потребностей, которые рассматривает Роттер: признание/статус, доминирование, независимость, защита/зависимость, любовь/привязанность, физический комфорт.В комплекс потребности входят три компонента — потенциал потребности, свобода передвижений и ценность потребности.

Психологическая ситуация (Psychological situation).Сложная структура сигналов, которые личность получает в определенный период времени, та часть внутреннего и внешнего мира, которая воспринимается человеком. Она не равнозначна внешним стимулам, хотя события физической среды обычно важны для психологической ситуации.

Свобода передвижений (Freedom of movement).Переменная величина в общей формуле предсказаний,среднее ожидание относительно достижения положительного удовлетворения в результате реализации группы связанных действий, направленных на получение группы функционально связанных подкреплений.

Ценность подкрепления (Reinforcement value).Предпочтение, оказываемое человеком определенному подкреплению; степень предпочтения, оказываемая каждому из подкреплений, если вероятности их получения равны.

Ценность потребности (Need value). Степень предпочтения человеком одной группы подкреплений другой, среднее значение предпочтения набора функционально связанных подкреплений. В общей формуле предсказаний ценность потребности — аналог ценности подкрепления в основной формуле предсказаний.

Шкала внутреннего и внешнего контроля (Internal-External Control Scale). Разработанный Роттером для оценки степени внешнего и внутреннего контроля над подкреплениями или локуса контроля способ определения, в какой степени люди осознают связь между собственными действиями и их последствиями в окружающем мире.

Шкала доверия в человеческих взаимоотношениях (Interpersonal Trust Scale).Разработанный Роттером в 1967 году метод определения уровня обобщенных ожиданий доверия в человеческих взаимоотношениях.

Эмпирический закон воздействия (Empirical law of effect).Наиболее сильные подкрепления люди получают тогда, когда их поведение продвигает их по направлению к предполагаемой цели. Подкрепление определяется как «любое действие, условие или событие, влияющее на движение личности по отношению к цели».

Библиография.

Feist J., Feist G., (1998). Theories of Personality, McGraw-Hill.

Rotter J. В., (1954). Social Learning and Clinical Psychology, Englewood Cliffs, NJ: Prentice-Hall.

Rotter J. В., (1964). Clinical Psychology. Englewood Cliffs, NJ: Prentice-Hall.

Rotter J. В., (1966). Generalized Expectancies for Internal Versus External Control of Reinforcement. Psychological Monograph, 80.

Rotter J. В., (1967). A new scale for the measurement of interpersonal trust. Journal of Personality, 35, 651-665.

Rotter J. В., (1982). The Development and Application of Social Learning Theory: Selected Papers. New York: Praeger.

Rotter J. В., (1990). Internal versus external control of reinforcement: A case history of a variable. American Psychologist, 45, 489-493.

Rotter J. В., (1992). Cognates of personal control: Locus of control, self-efficacy, and explanatory style: Comment. Applied and Preventive Psychology, 1 ,127-129.

Rotter J. В., (1993). Expectancies. In С. Е. Walker (Ed.) The history of clinical psychology in autobiography (Vol. 2, p. 273-284), Pacific Grove, CA: Brooks/Cole.

Rotter J. В., Chance J. E. & Phares E.J., (1972). Applications of Social Learning Theory to Personality. New York: Holt, Rinehart and Winston.

Rotter J. B. & Hochreich E. J., (1975). Personality. Glenview, IL: Scott, Foresman.

Zuroff D. C. & Rotter J. B. (1985). A history of the expectancy construct in psychology. In J. B. Dusek (Ed.) Teacher expectancies (p. 7-36), Hillsdale, NJ: Erlbaum.



©2015- 2019 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.