Фотозапись деятельности педагога и детей
Название деятельности
| Действия и
высказывания взрослых
| Действия и
высказывания детей
|
|
|
|
Запись, называя действия, подробно отражает все операции, из которых состоят эти действия. Фотозапись представляет целостную картину ситуации, в которую включён ребёнок, поэтому в протоколе (таблице) отмечают реплики взрослых, сверстников, адресованные ребёнку, действия окружающих, направленные на него. Наблюдение на основе фотозаписи является сплошным, поэтому при обработке результатов студент должен проявить и теоретическую эрудицию, и интуицию для выделения линий анализа по которым могут быть сопоставлены полученные в наблюдениях факты.
Анализ наблюдений, его обсуждение производится совместно с групповым руководителем. Выводы и анализ студент помещает в «Дневнике студента-практиканта». Протоколы наблюдений и прочие материалы, необходимые для практической деятельности будущего специалиста, помещаются в так называемый «Портфель студента-практиканта».
Приложение 2
Примерные вопросы для анализа наблюдения деятельности детей в ДОУ
Предлагаемые вопросы рекомендованы студентам для анализа наблюдений, в ходе которых необходимо обратить внимание на использование в работе воспитателя разнообразных методических приёмов, способов организации детского коллектива в процессе различных режимных моментов.
Приём детей
1. Где проводится приём – в помещении или на участке?
2. Как воспитатель встречает детей? Что говорит детям, родителям?
3. Какой деятельностью заняты дети утром: играют в самостоятельные игры или в игры, предложенные воспитателем, выполняют ли какие– либо задания, поручения?
4. Какими приёмами воспитатель организует переход к утренней гимнастике, к умыванию?
Умывание
1. Как происходит умывание детей в определённой возрастной группе?
2. Каковы навыки детей в умывании?
3. Какие приемы использует педагог, прививая детям гигиенические навыки, сообщая знания по гигиене?
Прием пищи
1. Кто осуществляет сервировку стола?
2. Какие культурно– гигиенические навыки формируются у детей в процессе приема пищи?
3. Каким образом взрослые создают у детей положительное отношение к еде?
Занятие
1. Подготовка к занятию (размещение столов, оборудование, наглядный материал, работа дежурных).
2. Как воспитатель осуществляет переход к занятию, какими приемами он организует детей.
3. Содержание занятия записывается в дневнике. Запись может быть выполнена по предлагаемой табличной форме.
Организация и содержание занятия
| Анализ занятия
| Занятие по (математике, ИЗО и т.д.)
Возрастная группа
Тема занятия
Программное содержание
Оборудование
Фотозапись хода занятия
| Анализ структуры занятия, задач, методов и приёмов, использованных воспитателем, их эффективность, предложения по организации занятия.
|
Общая схема анализа занятий
1. Дата. Возрастная группа, воспитатель, название занятия.
2. Программное содержание занятия и его оценка: соответствие уровню развития детей, наличие элементов нового, обеспечивающих некоторое усилие мысли, воспитательное воздействие программного материала.
3. Организация занятия: гигиеническая и педагогическая оценка условий, количество детей, внешний вид, посадка, эстетичность обстановки, подготовленность и качество наглядных пособий.
4. Структура занятия: основные части, этапы занятия, их логика, длительность всего занятия, его частей, этапов.
5. Методы и приёмы обучения: их разнообразие, взаимосвязь и обоснованность. Приёмы привлечения и сосредоточения внимания детей, приемы обеспечения эмоциональности и интереса, приемы активизации самостоятельной мысли детей, приёмы подачи нового с опорой на имеющиеся у детей знания, влияние методов и приёмов на качество усвоения знаний и их развитие, специфика их использования в мл. и ст. гр., доступность, логичность, эмоциональность и краткость речи воспитателя, индивидуальная работа с детьми.
6. Качество работы и поведения детей, самостоятельность, творчество мысли и действий, качество умений, знаний, навыков полученных или закреплённых детьми на занятиях.
7. Анализ занятия воспитателем: оценка работы, мышления и поведения детей в оценке работ товарищей и в самооценке, качество анализа воспитателя и детей, участие детей в оценке работ товарищей в соответствии с поставленной на занятии целью. Тема занятия, части, этапы, их длительность, поведение и реакция детей, положительные моменты, недостатки, предложения и рекомендации к улучшению.
Организация игровой деятельности детей
1. Особенности игрового материала в каждой возрастной группе и его расположение.
2. Тематика игр, их содержание, возникновение (организация взрослым или по инициативе детей), длительность, отношение детей к различным видам игр.
3. Как воспитатель готовится к проведению игровой деятельности?
4. Приемы руководства разными видами игр.
Сбор на прогулку
1. Как воспитатель организует сбор на прогулку, какую воспитательную работу проводит во время одевания?
2. Какова помощь взрослого детям при одевании на прогулку в каждой возрастной группе?
3. Каковы навыки детей в одевании? Обращаются ли они за помощью к взрослым или к сверстникам?
4. Воспитано ли чувство взаимопомощи у детей, бережное отношение к одежде?
Прогулка
1. Организация деятельности детей на прогулке. Какие методы и приёмы использует воспитатель?
2. Из каких частей состоит прогулка?
3. Какой материал, атрибуты, игрушки используются на прогулке?
4. Отведено ли время для самостоятельной деятельности детей на прогуле? Каково её содержание?
Организация сна
1. Кто осуществляет гигиеническую подготовку спальни ко сну?
2. Какие приёмы, средства использует воспитатель организуя переход детей ко сну?
Организация подъема детей
1. Как организован процесс пробуждения детей?
2. Какие методы и приемы используются воспитателем при организации подъема, одевания, умывания детей?
Особенности организации деятельности детей разных возрастных групп во второй половине дня
Памятка к просмотру и анализу совместной деятельности воспитателя с детьми
1. Целесообразность поставленной задачи.
2. Мотивация совместной деятельности и мобилизаций детей.
3. Эмоциональный настрой воспитателя и детей.
4. Способ организации и его целесообразность.
5. Приемы, используемые воспитателем.
6. Стиль общения.
7. Результативность совместной деятельности.
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
Методические рекомендации студентам-практикантам
(Авторы-составители Егорова Т.В., Картунова В.В.)
1. Помните, что первая встреча с детьми – важный момент в ходе практики. От нее во многом зависит, как сложатся ваши отношения с дошкольниками и воспитателями.
2. Если вы хотите, чтобы педагогическая деятельность проходила успешно, сначала надо вызвать интерес детей к себе.
3. При этом в отношениях с детьми необходимо сразу установить определенную дистанцию, не допускать панибратства. Иначе это может вызвать у вас трудности в управлении воспитанниками в дальнейшем.
4. Не тратьте времени на завоевание симпатии и интереса у тех, кому вы не понравились, а всю свою активность направьте на детей, которые еще индифферентны к вам.
5. Заранее просмотрите сборники игр и выберите из них самые занимательные; подберите веселые забавы, которые можно провести с детьми на прогулке и в помещении.
6. Посмотрите альбомы с поделками и выберите те, какие вы сами сделаете для детей и научите их делать самостоятельно; подберите интересные книжки, которые вы могли бы им прочитать, и т. п.
7. Проанализируйте свои способности и подумайте, как эффектнее преподнести их детям. Чем разнообразнее будут ваши предложения интересных дел, тем больший круг детей вы привлечете к себе.
8. Имя имеет большое значение для ребенка, поэтому постарайтесь быстрее запомнить имена детей. Чтобы облегчить эту процедуру, можно изготовить картонные значки с изображением сказочных героев, игрушек и т. п. На них написать имена детей и прикрепить к их одежде. Если вы общаетесь со старшими группами, то это задание можно предложить им выполнить самим.
9. Чтобы отслеживать психологический климат в группе, эмоциональное состояние детей, можно использовать следующий прием. Повесьте на стене разлинованный лист ватмана с фамилиями детей и днями практики. Каждый день в определенное время суток (например, перед занятиями или вечером перед прогулкой) предложите детям нарисовать лицо, отражающее их настроение сегодня.
10. Будьте чуткими и внимательными к детям, замечайте их малейшие достижения, хвалите, поощряйте.
11. Очень важно установить положительные взаимоотношения с педагогами дошкольного учреждения. Вежливость, добросердечность, корректность, скромность, тактичность и уважение – вот качества, которые помогут вам в этом.
12. Внимательно изучайте педагогическую деятельность воспитателянаставника, подмечайте все нюансы его работы. Создавайте "Копилку педагогических находок". Опыт профессионала в организации деятельности детей, решении конфликтных ситуаций, использовании определенных средств, методов и приемов работы с детьми – это неоценимый клад, который вы можете для себя открыть на практике.
13. Советуйтесь с воспитателями своей группы при организации деятельности с детьми.
14. Чтобы каждый день практики проходил с пользой, интересно для вас и ваших подопечных, – творите и вовлекайте в творчество детей! Именно в творчестве человек самореализуется и получает от этого удовольствие!
15. Подготовку к зачетным видам деятельности начинайте с самого начала практики.
16. При проведении зачетных видов деятельности необходимо показать свои лучшие стороны, максимально раскрыть присущие вам педагогические возможности. Это сыграет большую роль в вашей профессиональной самооценке и оценке вас как специалиста со стороны руководителей практики, воспитателей, ваших сокурсников.
17. Не следует копировать готовые разработки мероприятий при подготовке зачетных видов деятельности. Дайте волю своей фантазии, попробуйте выполнить самые смелые замыслы в реализации задач обучения и воспитания дошкольников.
18. Продумайте, какие знания, умения необходимо будет сформировать у детей, спланируйте подготовительную работу в своем проекте педагогической деятельности. Вы должны показать то, чему вы смогли научить детей и чему научились сами. Эта работа может совпадать с темой вашего научного исследования.
19. Тщательно продумайте и определите методы, приемы, средства, которые вы будете использовать. Они должны соответствовать возрастным и индивидуальным особенностям детей группы, отвечать уровню современных требований к образованию дошкольников, учитывать последние научные исследования.
20. Составьте конспект деятельности, обсудите его с воспитателем, сокурсниками. Проконсультируйтесь с преподавателями вуза. Деловые, конструктивные советы помогут вам довести замысел до хорошего уровня.
21. При проведении зачетного вида деятельности все внимание сосредоточьте на детях, а не на себе. Постоянное отслеживание, соответствуете вы или нет необходимым требованиям к проведению данного вида деятельности, только снизит уровень его организации. Вы проводите этот вид деятельности прежде всего для детей, а не для тех, кто пришел его наблюдать. Такая позиция поможет вам легче решать поставленные задачи, свободнее и быстрее находить выход из неожиданно возникающих ситуаций.
ПРИЛОЖЕНИЕ 4
Перспективный план работы со студентами в ДОУ
Сентябрь
1 неделя
| 2 неделя
| 3 неделя
| 4 неделя
|
|
| Первое знакомство с детским садом,
с педагогом,
с группой.
Игра «Давайте познакомимся»
| Знакомство с общеобразовательной программой ДОУ.
Наблюдение за ребенком в режимные моменты.
Мини сочинение «Первое впечатление о ДОУ»
|
Октябрь
1неделя
| 2 неделя
| 3 неделя
| 4 неделя
| Просмотр занятия
по развитию речи,
наблюдение за
ребенком на занятии.
Анализ наблюдения.
Игра «Я в лучах солнца.»
Подборка
подвижных игр по возрасту детей.
| Наблюдение за ребенком в свободной деятельности
Организация проведение подвижных игр на прогулке.
Консультация по нормативно-правовым документам и охране прав ребенка.
| Наблюдение за деятельностью педагога с детьми
на занятии.
Анализ наблюдений.
Составление схемы
«Каким я вижу воспитателя».
Знакомство с должностными обязанностями
воспитателя и инструкциями по охране жизнедеятельности детей в ДОУ
| Наблюдение за совместной деятельностью педагога с детьми.
Деловая игра (квн)
«Нормативно-правовая документация по охране прав ребенка»
Цель: закрепить знания о нормативно-правовых документах защищающих права ребенка.
|
Ноябрь
1 неделя (2 смена)
| 2 неделя
| 3 неделя (2 смена)
| 4 неделя
| Наблюдения за самостоятельной деятельностью детей
(какие игры предпочитают,
какие игрушки чаще используют, чем занимаются).
Оформление тематических альбом.
Игра «Глаза в глаза»
(Княжева Н.Л.,1997)
Цель: развивать чувство эмпатии, настроить на спокойный лад.
| Наблюдение за самостоятельной игровой деятельностью детей в утренний период.
Составление схемы «Среда, которая окружает ребенка в ДОУ».
Консультация «Развивающая среда в ДОУ».
Подбор игр на сплочение детского коллектива .
| Проведение игр на сплочение детского коллектива.
Оформление и изготовление пособий для игр в группах .
Тест «Под небом голубым»
(М.А,Аралова
Формирование коллектива ДОУ
М.,2005, стр 8)
| Наблюдение за игрой детей.
Анкетирование детей
«Во что я люблю играть».
Участие в организации режимных моментов детей.
Проведение игр с детьми.
Круглый стол «Игра- это серьезно».
|
Декабрь
1 неделя
| 2 неделя(2 смена)
| 3 неделя
| 4 неделя
| Просмотр занятия по изодеятельности, обсуждение с рефлексией.
Тест «Нарисуй
Мастер-класс:«Способы нетрадиционного рисования».
Подобрать информацию «Чудесные поделки с детьми»
| Представление студентами материала «Чудесные поделки с детьми».
Организация с детьми творческой мастерской по изготовлению «чудесных» поделок.
| Участие в проведении праздника для детей «Наум-граматник».
Мастер-класс по изготовлению новогодних масок .
Подбор материала для родительского уголка «Вместе празднуем Новый год»
| Игра со студентами «Имена»(журнал Д/в № 5,2009, стр.99)
Мастер-класс «Подарки к Новому году», (Дед Мороз)
Творческие мастерские с детьми
по изготовлению
новогодних масок.
|
Февраль
1 неделя
| 2 неделя (с13-18.00)
| 3 неделя (13-18.00)
| 4 неделя
| Наблюдение за проведением промежуточной диагностики.
Организация и проведение с детьми совместной деятельности.
Обсуждение наблюдения.
Консультация
«Психолого-педагогическая диагностика в ДОУ».
|
Консультация «Формы организации работы с детьми».
Работа на группе по изготовлению методических пособий для работы с детьми.
Наблюдение за проведением индивидуальной работы с детьми. (Как организована
количество детей
цель работы, форма фиксации)
| Консультация «Методы и формы в работе с детьми»
Работа по изготовлению пособий на группе.
Наблюдение за деятельностью педагога с детьми (какие методы и приемы использует)
Организация творческих мастерских для детей по изготовлению подарков папам.
| Наблюдение за организацией педагога с детьми в первой половине дня(Форма организации, методы,приемы)
Проведение деловой игры «Взаимодействие педагога с детьми»
|
Март
1 неделя
| 2 неделя (13-18.00)
| 3 неделя (13-18.00)
| 4 неделя
| Наблюдение за ребенком.
Участие в организации режимных моментов и проведение игр с детьми.
Знакомство студентов с программой работы с родителями.(Программа по адаптации детей к детскому саду).
Найти формы работы с родителями.
| Консультация «Нетрадиционные формы работы с родителями».
Организация совместной деятельности с детьми.
Анализ родительского уголка в группе.
| Консультация «Как оформить уголок для родителей».
Участие в проведении режимных моментов с детьми.
Наблюдение за работой педагога с родителями.
Оформление папки передвижки для родителей .
| Наблюдение за ребенком, фиксация наблюдения.
Организация совместной деятельности с детьми.
Круглый стол по теме «Родитель, педагог, ребенок».
Организация библиотечки для родителей по заданной теме. (Список литературы)
|
Апрель
1 неделя
| 2 неделя
| 3 неделя
| 4 неделя
| Наблюдение за деятельностью педагога с детьми.
Организация и проведение режимных моментов.
Проведение тестирования и тренинга со студентами на тему «Психология делового общения».
Невербальные средства общения
| Наблюдение за игрой детей .
Участие в проведении и организации режимных моментов в работе с детьми.
Тестирование и тренинг по теме «Психология делового общения».
Вербальные средства общения
|
Проведение на базе ДОУ
Конкурса педагогического мастерства среди студентов
| Подведение итогов практики.
|
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|