Лист самооценки педагогической деятельности практиканта
1. Ф. И. О.
2. Дошкольное учреждение
3. Оценка степени овладения профессионально-педагогическими умениями Шкала оценки:
· 0 – не овладел умением;
· 1 – овладел в минимальной степени;
· 2 – овладел в средней степени;
· 3 – овладел в высокой степени.
В соответствующей графе проставьте балл, который определяет степень овладения следующими умениями:
Перечень умений
| Уровень умений
| Начало практики
| Конец практики
| Перечень умений
| Уровень умений
| Начало практики
| Конец практики
| Проектировочно-прогностические умения
| Умение ставить цели и формулировать задачи педагогической деятельности с детьми
|
|
| Умение планировать:коллективную работу с детьми;
индивидуальную работу с ребенком;
работу с родителями
|
|
| Организаторские умения
| Умение организовывать детей:
в игре;труде;
на занятиях;
в режимных процессах
|
|
| Умение организовывать некоторые формы работы с родителями
|
|
| Методические умения
| Владение методами и приемами работы с детьми в совместной деятельности
|
|
| Умение осуществлять индивидуальный подход к детям
|
|
| Умение создавать условия для полноценного развития, воспитания и обучения детей
|
|
| Диагностические умения
| Умение изучать(через наблюдения):
личность ребенка;
коллектив детей;
деятельность детей
|
|
| Умение анализировать:
продукты детской деятельности;
оснащение педагогического процесса;
собственную деятельность
|
|
| Владение педагогической рефлексией
|
|
| Защитные умения
| Умение создавать благоприятные условия для здорового образа жизни детей
|
|
| Умение создавать каждому ребенку чувство защищенности
|
|
| Умение создавать положительный эмоциональный климат в детском коллективе
|
|
|
|
|
|
|
|
| Умение охранять нервную систему, зрение, слух и другие органы детей
|
|
| Умение оказывать первую медицинскую помощь
|
|
| Коммуникативные умения
| Умение целенаправленно организовывать общение и управлять им
|
|
| Умение регулировать, своевременно и разумно перестраивать (с учетом ответной реакции) взаимоотношения:
с детьми;
родителями
|
|
| Умение публично выступать перед:
педагогическим коллективом
|
|
| Владение педагогическим тактом
|
|
| Умение создавать атмосферу сотрудничества, соучастия, сотворчества, сорадости
|
|
| Умение разрешать конфликтные ситуации в детском коллективе
|
|
| Умение невербального общения с детьми
|
|
| Умение управлять своим поведением и настроением
|
|
| Умение четко и убедительно выражать свои мысли
|
|
| Умение понимать внутреннюю психологическую позицию детей, смотреть на мир глазами детей
|
|
| Владение демократическим стилем поведения
|
|
| Исследовательские умения
| Умение поставить цели, задачи и разработать соответствующий план образовательного процесса на основе выявленных психологических особенностей детей и уровня их знаний и умений
|
|
| Владение исследовательскими методами в профессиональной деятельности:наблюдение;анкетирование;интервьюирование;эксперимент;обработка и обобщение результатов;формулирование выводов и др.
|
|
| Прикладные умения
| Умение изготовить дидактические материалы
|
|
| Умение изготовить игры и игрушки, атрибуты к играм
|
|
| Умение оформить выставки, ширмы и др.
|
|
|
В последний день практики в дошкольном учреждении организуется итоговая конференция, на которой обсуждается деятельность каждого студента. Составляются характеристики на практикантов. Проводится выставка пособий и игр, изготовленных студентами.
На итоговой конференции в дошкольном учреждении студентам выставляется предварительная оценка по практике. Окончательно она утверждается на заседании кафедры.
На итоговой конференции по практике в вузе обсуждаются следующие вопросы:
• характеристика педагогической деятельности базового дошкольного учреждения и материально-техническая оснащенность воспитательно-образовательного процесса;
• учет методов работы воспитателя, уровня развития и особенностей детей при реализации собственного проекта педагогической деятельности; результативность запланированных мероприятий;
• самоанализ организации учебных и внеучебных видов деятельности дошкольников;
• реализация работы с родителями;
• самооценка профессионально-педагогических умений;
• участие в жизни педагогического коллектива и оказание помощи в оснащении педагогического процесса;
• успехи и трудности при прохождении практики;
• предложения по совершенствованию организации практики.
Отчетная документация:
- Дневник студента, содержащий: 1) данные о посещаемом базовом образовательном учреждении (ДОУ, школа, педколледж, ПМПК): тип, вид, категория образовательного учреждения, основные направления работы, преемственность в работе различных специалистов, базовая программа, дополнительные услуги, количество возрастных групп ДОУ и т.д.; 2) календарный план практики; 3) фотозаписи наблюдений за деятельностью детей и педагогов в детском саду; 4) подробное описание содержания собственной деятельности студента; 5) рефлексивный анализ наблюдений и собственной деятельности с отметкой группового руководителя за каждый день практики.
- «Портфель студента – практиканта», в котором в течение практики накапливаются разнообразные материалы, необходимые для практической деятельности будущего специалиста: конспекты проведенных с детьми занятий (тех, в которых удалось принять непосредственное участие), игр, прогулок, развлечений, презентаций собственных проектов нового оформления какого-либо компонента предметно-развивающей среды и мн. др.
- Отчет о проделанной работе по всем пунктам содержания практики с его рефлексивным самоанализом: самочувствие и самоощущение, успехи, удачи, чем они обусловлены, проблемы, трудности, их причины, способы разрешения и преодоления трудностей; значимость и необходимость учебной практики, чему научились за время практики, предложения по совершенствованию ее организации и содержания.
Критерии оценки деятельности студента-практиканта:
1. Организованность и дисциплинированность.
2. Проявление активности, самостоятельности, инициативы, творчества.
3. Своевременное представление всей отчетной документации, содержательность «Портфеля студента–практиканта».
Приложение 1
Студентам необходимо усвоить, что наблюдение составляет основу изучения ребёнка в детском саду. Наблюдение позволяет увидеть естественные проявления ребёнка. Не зная о том, что выступает объектом изучения, малыш ведёт себя свободно, раскованно. Это позволяет получить объективные результаты.
Объективность наблюдения достигается при соблюдении трёх условий. Первое условие: ребёнок не знает, что является объектом изучения. Второе условие: наблюдение проводится не от случая к случаю, а систематически, т.к. в процессе наблюдения перед исследователем предстаёт целая группа фактов и бывает очень трудно отделить характерное от случайного и второстепенного. Третье условие: правильная позиция исследователя. Необходимо освободиться от социальных стереотипов, не фиксироваться на личном отношении к ребёнку. Предпочтение ребёнка другим детям или, наоборот, отрицательное отношение к нему приводит к искажению воспринимаемых фактов (преувеличению достижений или подчёркиванию негативных сторон). Основное правило наблюдения: всякий факт, всякое наблюдаемое явление должно быть зафиксировано по возможности в том виде, в каком этот факт или явление существовали как нечто реальное.
Характер и вид наблюдения может меняться в зависимости от целей и задач деятельности студента.
Таблица 1
Классификация наблюдений
Обоснования классификации
| Виды наблюдения
| Направленность
| Самонаблюдение
Объективное наблюдение
| Полнота
| Сплошное
Выборочное
| Позиция наблюдателя
| Включенное
Невключенное
| Форма записи
| Фотографическое
Обобщенное
Интерпретационное
|
Студенты первого курса ведут наблюдения преимущественно на основе фотографической записи. Такая запись (по определению М.Я. Басова) подробно описывает мимические, пантомимические выражения эмоций, дословно, без изменений передаёт речь наблюдаемого в прямой форме, отмечает паузы, интонацию, указывает, к кому эта речь была обращена.
Форма ведения фотозаписи может быть различной. Например, в виде следующей таблицы:
Таблица 2
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|