|
ПЕРЕЧЕНЬ ПРАКТИЧЕСКИХ НАВЫКОВ,
Пояснительная записка
Учебная практика по методам гематологических и общеклинических лабораторных исследований направлена на закрепление, расширение и систематизацию знаний, полученных при изучении дисциплины, развитие активности, умения сравнивать, логически мыслить и применять полученные практические навыки в различных ситуациях, усвоение деонтологии медицинского работника.
Организация и проведение практики осуществляется в соответствии с Положением о практике учащихся, курсантов, осваивающих содержание образовательных программ среднего специального образования, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 11.07.2011 № 941.
Учебная практика по методам гематологических и общеклинических лабораторных исследований проводится на III курсе после завершения начального этапа изучения дисциплины «Методы гематологических и общеклинических лабораторных исследований» на базах учреждений здравоохранения, закрепленных Министерством здравоохранения Республики Беларусь за учреждениями, реализующими образовательные программы среднего специального образования по профилю образования «Здравоохранение». В качестве баз практического обучения используются областные, городские, районные клинико-диагностические лаборатории учреждений здравоохранения, в которых имеются условия для выполнения программы практики в полном объёме.
Продолжительность учебной практики по методам гематологических и общеклинических лабораторных исследований - 108 учебных часов (18 рабочих дней). Продолжительность рабочего дня не должна превышать 6 учебных часов при 6-дневной рабочей неделе и 7,2 учебного часа при 5-дневной рабочей неделе. Общая продолжительность рабочей недели не должна превышать 36 учебных часов.
Учащиеся в период учебной практики работают в соответствии с графиком работы и требованиями внутреннего распорядка организаций здравоохранения. Сверхурочная работа и ночные дежурства для учащихся не предусмотрены. Учащиеся работают под контролем штатных лаборантов. Практиканты ежедневно ведут дневники, где записывают проведенную работу, выполненные анализы, их количество, необходимые расчёты, выполняют индивидуальное план-задание.
По окончании практики учащийся обязан представить в учреждение образования характеристику с оценкой по дисциплине, отчёт о выполненной работе, путевку (лично или на группу), дневник, выполненное индивидуальное план-задание. Все документы должны быть заверены печатью организации здравоохранения, подписью общего и непосредственного руководителей практики.
В процессе практики учащиеся должны ознакомиться с оснащением и организацией работы лаборатории, с обязанностями лаборанта, знать правила охраны труда. В результате учебной практики учащиеся должны самостоятельно выполнять перечисленные в данной программе исследования, работать с лабораторным оборудованием, документацией.
На основе данной типовой учебной программы преподавателями, руководителями практики от учреждения образования, разрабатывается учебная программа учреждения образования, которая согласовывается с руководством баз практического обучения, рассматривается цикловой (предметной) комиссией и утверждается руководителем учреждения образования или его заместителем по производственному обучению. В учебной программе учреждения образования уточняется содержание учебной практики, устанавливаются календарные сроки освоения каждой темы. На каждый учебный год программа корректируется с учетом изменений, происшедших на местах практики.
Прираспределении учебных часов (рабочих дней) и порядка изучаемых разделов, руководитель учебной практики может вносить изменения в пределах 15 % от общего бюджета времени, отведенного на учебную практику.
ПРИМЕРНЫЙ ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Раздел, тема
| Количество часов
| 1. Организация работы клинико-диагностической лаборатории. Ознакомление со структурой КДЛ, нормативно-регламентирующими документами по безопасности труда, санитарному противоэпидемическому режиму, противопожарной безопасности, изучение первичной учетной медицинской документации
|
| 2. Гематологические исследования
|
| 2.1. Взятие крови на клинический анализ для ручного исследования и исследования на гематологическом анализаторе
|
| 2.2. Выполнение клинического анализа крови ручным методом и с помощью гематологических анализаторов различных типов, включая автоматы с полной дифференцировкой лейкоцитарной формулы
|
| 2.3. Окраска мазков крови
|
| 2.4. Подсчет лейкоцитарной формулы
|
| 2.5. Работа с первичной учетной медицинской документацией
(регистрационными журналами, бланками анализов)
|
| 3. Клинические исследования
|
| 3.1. Сортировка мочи. Исследование физико-химических свойств
мочи
|
| 3.2. Микроскопия осадков мочи
|
| 3.3. Исследование мочи на экспресс анализаторах мочи различных
типов
|
| 3.4. Копрологические исследования: описание физико-химических
свойств испражнений, приготовление препаратов для
копрограммы
|
| 3.5. Гельминтоскопическое исследование испражнений
|
| 3.6. Работа с первичной учетной медицинской документацией
(регистрационными журналами, бланками анализов)
|
| Итого
|
| СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Цели изучения темы
| Содержание темы
| Результат
|
Раздел 1. Организация работы клинико-диагностической лаборатории (КДЛ)
| Ознакомить с организацией работы клинико-диагностической лаборатории, инструктивно-нормативной документацией, использующейся в лаборатории, и первичной учетной медицинской документацией.
Закрепить знания и умения выполнения правил и требований безопасности труда, противопожарной безопасности и санитарного противоэпидемического режима.
Сформировать умения оформления и ведения первичной учетной медицинской документации.
| Знакомство со структурой, устройством, оснащением, организацией работы, объёмом выполняемых исследований клинико-диагностической лаборатории (КДЛ) больницы, обязанностями лаборанта (экскурсия по отделам лаборатории).
Изучение нормативно-правовых актов, регламентирующих санитарный противоэпидемический режим (СПЭР), личную гигиену медицинского работника, безопасность труда и противопожарную безопасность в лаборатории.
Знакомство с правилами оформления и ведения первичной учетной медицинской документации лаборатории.
| Имеет представление об организации работы КДЛ больницы: ее структуре, оснащении, объеме, выполняемых исследований.
Перечисляет обязанности лаборанта.
Закрепляет знания по нормативно-правовой документации по охране труда и СПЭР на практике.
Выполняет требования безопасности труда, противопожарной безопасности и санитарного противоэпидемического режима в лаборатории.
Формирует умение оформлять первичную учетную медицинскую документацию.
|
Раздел 2. Гематологические исследования
Тема 2.1 Взятие крови на клинический анализ для ручного исследования и исследования
на гематологическом анализаторе
| Развить умение оснащать рабочее место и укладку для взятия крови у пациентов.
Приобрести первичный профессиональный навык самостоятельного взятия крови у пациентов для выполнения клинического анализа крови ручным методом и на гематологическом анализаторе.
| Оснащение рабочего места и специальной укладки для взятия крови у пациентов.
Взятие крови у пациентов на клинический анализ для ручного исследования и на гематологическом анализаторе под контролем лаборанта и самостоятельно.
| Умеет оснастить рабочее место и специальную укладку для взятия крови у пациентов.
Развивает умение взятия крови у пациентов для выполнения ОАК ручным методом и на гематологическом анализаторе под контролем лаборанта.
| Тема 2.2 Выполнение клинического анализа крови ручным методом и с помощью гематологических
анализаторов различных типов
| Закрепить навык выполнения клинического анализа крови ручным методом.
Сформировать умение выполнения клинического анализа крови на гематологическом анализаторе.
| Выполнение клинического анализа крови ручным методом.
Выполнение клинического анализа крови на гематологических анализаторах различных типов, включая автоматы с полной дифференцировкой лейкоцитарной формулы.
| Развивает умение выполнить клинический анализ крови ручным методом и на гематологическом анализаторе под контролем лаборанта.
|
Тема 2.3 Окраска мазков крови
| Закрепить навык приготовления мазков крови, их фиксации и окраски ручными методами.
Сформировать навыки работы на автоматизированных устройствах для
фиксации и окраски мазков крови.
| Приготовление мазков крови, их фиксация и окраска ручными методами. Автоматизированные устройства для фиксации и окраски мазков крови.
| Закрепляет умение приготовления мазков крови, их фиксации и окраски ручными методами.
Формирует навыки работы на автоматизированных устройствах для
фиксации и окраски мазков крови.
| Тема 2.4 Подсчет лейкоцитарной формулы
| Закрепить умение подсчета нормальной лейкоцитарной формулы.
| Подсчет нормальной лейкоцитарной формулы под контролем лаборанта и самостоятельно. Оценка морфологии форменных элементов крови.
| Развивает умение подсчета нормальной лейкоцитарной формулы.
| Тема 2.5 Работа с первичной учетной медицинской документацией
| Развить умение ведения первичной учетной медицинской документации.
| Ведение первичной учетной медицинской документации: оформление регистрационных журналов, бланков анализов, компьютерная регистрация выполненных исследований.
| Умеет заполнить бланк анализа и регистрационный журнал.
|
Раздел 3. Клинические исследования
Тема 3.1 Сортировка мочи. Исследование физико-химических свойств мочи
| Сформировать первичные профессиональные умения приема, регистрации и сортировки мочи для различных исследований. Закрепить умения выполнения клинического анализа мочи с дополнительными исследованиями. Закрепить умение исследования мочи по Зимницкому.
| Прием и регистрация мочи, сортировка по различным видам исследований.
Выполнение клинического анализа мочи с дополнительными исследованиями унифицированными методами.
Исследование мочи по Зимницкому.
| Умеет принять, зарегистрировать, сортировать мочу по различным видам исследований.
Выполняет клинический анализ мочи с дополнительными исследованиями унифицированными методами.
Исследует мочу по Зимницкому.
| Тема 3.2 Микроскопия осадков мочи
| Развить навык подготовки мочи к ориентировочной микроскопии, приготовлению препаратов из осадка мочи, микроскопии осадков мочи.
Развить умение подготовки мочи к микроскопии по Нечипоренко.
| Микроскопическое исследование мочи: подготовка мочи к микроскопии, приготовление препаратов, микроскопия осадка под контролем лаборанта.
Подготовка мочи к количественной микроскопии по Нечипоренко.
| Готовит мочу к микроскопии ориентировочным методом, микроскопирует осадки мочи ориентировочным методом под контролем лаборанта.
Умеет подготовить мочу к количественной микроскопии по Нечипоренко.
|
Тема 3.3 Исследование мочи на экспресс-анализаторах мочи
| Сформировать умение выполнения анализа мочи на анализаторах мочи различных типов.
| Исследование мочи с помощью анализаторов мочи различных типов.
| Умеет выполнять анализ мочи с помощью анализатора мочи.
|
Тема 3.4 Копрологические исследования
| Сформировать первичный профессиональный навык копрологического исследования: умение описывать общие свойства испражнений, химического исследования, приготовления препаратов для копрограммы.
| Копрологические исследования:
описание общих свойств кала, химическое исследование испражнений.
Микроскопическое исследование: приготовление препаратов для копрограммы.
| Описывает общие свойства кала, проводит химическое исследование унифицированными методами.
Готовит препараты для копрограммы.
|
Тема 3.5 Гельминтоскопическое исследование испражнений
| Закрепить умение гельминтоскопического исследования фекалий.
| Гельминтоскопическое исследование испражнений.
| Готовит препараты для гельминтоскопического исследования. Выявляет яйца гельминтов в препаратах под контролем лаборанта.
|
Тема 3.6 Работа с первичной учетной медицинской документацией
| Развить умение по ведению первичной учетной медицинской документации.
| Ведение первичной учетной медицинской документации (заполнение регистрационных журналов, бланков анализов, компьютерная регистрация выполненных исследований).
| Умеет оформить бланк анализа и регистрационный журнал.
|
ПЕРЕЧЕНЬ ПРАКТИЧЕСКИХ НАВЫКОВ,
ПОДЛЕЖАЩИХ УСВОЕНИЮ
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|