Понятие политической стабильности
Лекция №6: Политические системы современности. Тоталитарные и авторитарные политические системы
Понятие и типы политических систем
Политический режим
Понятие политической стабильности
Политическая оппозиция
Типология политических систем
Истоки и основные разновидности тоталитаризма
Специфика тоталитаризма
Характерные черты политического тоталитаризма
Авторитаризм
Понятие и типы политических систем
Разнообразные политические явлениясоставляют определенную целостность, социальный организм, выделяющийся из остального общества. Это их свойство и отражает понятие политической системы.
Появление этой категории непосредственно связано с развитием системного анализа общества Т. Парсонсом.
Впервые теория политических систем была детально разработана крупным американским политологом Д. Истоном в 50—60-х годах нынешнего столетия.
Затем она получила развитие в трудах Г. Алмонда, У. Митчелла, К. Дойча, А. Этциони, Д. Дивайнаи многих других ученых.
Она занимает центральное место в такой политологической дисциплине, как политическая кибернетика.
· «Политическая система» как инструмент исследования и механизм власти
В современной науке понятие политической системы имеет два взаимосвязанных значения.
В первом из них политическая система представляет собой искусственно созданный, теоретический конструкт, инструмент, позволяющий выявлять и описывать системные свойства различных политических явлений.
Эта категория отражает не саму политическую реальность, а является средством системного анализа политики.
Использование термина «политическая система» в его первом методологическом значении предполагает ее рассмотрение как целостного организма, находящегося в сложном взаимодействии с окружающей средой — всем остальным обществом через «вход» — каналы влияния среды на политическую систему и «выход» — обратное воздействие системы на среду.
Политическая система выполняет по отношению к среде ряд функций.
Это:
- определение целей и задач общества, программы его деятельности;
- мобилизация ресурсов на достижение поставленных целей;
- интеграция всех элементов общества с помощью пропаганды общих целей и ценностей, использование власти и т.д.;
- обязательное для всех распределение дефицитных ценностей.
Некоторые авторы выделяют более детальный перечень функций политической системы.
Так, Г. Алмонд описывает ее четыре функции «входа»:
- политическая социализация;
- привлечение граждан к участию;
- артикуляция их интересов;
- агрегирование интересов.
И три функции «выхода»:
- разработка норм (законов);
- их применение;
- контроль за их соблюдением.
Среда воздействует на политическую систему через предъявляемые к ней требования и поддержку, выражаемую в форме одобрения политики, политического участия, налогов и т.п., или протеста — неодобрения, борьбы и т.п.
Политическая система в процессе конверсии «перерабатывает» требования в решения и организует соответствующие действия.
Главная цель политической системы — самосохранение путем приспособления к изменяющимся требованиям среды и активного воздействия на нее.
Цель политической системы в рамках всего общества — обеспечение его целостности, интеграции, адаптации к окружающей среде.
«Политическая система» во втором, более конкретном значении понимается как реальный сложный механизм формирования и функционирования власти в обществе.
Этот механизм включает государство, а также партии, СМИ, политические ассоциации и объединения, различных политических субъектов (групп и индивидов) и их взаимоотношения, политическое сознание и культуру, политические нормы.
Понятие политической системы по своему содержанию значительно шире категории государства и обладает достаточно высокой точностью анализа политических явлений. Это позволяет широко использовать его для сравнения политического строя различных стран, выявлять его общие черты и отличия.
Политический режим
· Сущность и особенности политического режима
Важнейшей характеристикой политической системы является политический режим.
В науке конкурируют в основномдва подхода в трактовке режима: юридический, делающий акцент на формальные нормы и правила отправления власти институтами государства,
и социологический, опирающийся на анализ тех средств и способов, с помощью которых осуществляется реальная публичная власть и которые обусловлены социокультурными традициями, системой разделения труда, характером коммуникаций и т.д.
Наиболее адекватным способом отображения политического режима является второй подход, дающий возможность сопоставлять официальные и реальные нормы поведения субъектов в сфере власти, отражать реальное состояние дел в области прав и свобод, выяснять, какие группы контролируют процесс принятия решений.
При социологическом подходе в качестве агентов власти рассматриваются не только правительство или официальные структуры, но и те, которые не обладают формальным статусом группировки, но которые реально влияют на принятие решений.
В качестве определенной характеристики правления при этом может рассматриваться идеятельность оппозиции, а также другие, в том числе антисистемные, компоненты политики.
Политический режим можно охарактеризовать как совокупность наиболее типичных методов функционирования основных институтов власти, используемых ими ресурсов и способов принуждения, которые оформляют и структурируют реальный процесс взаимодействия государства и общества.
Как подчеркивают Г. О'Доннел и Ф. Шмиттер, когда говорят о политическом режиме, то имеют в виду не нормативные, задаваемые, к примеру, идеальными целями того или иного класса, а реальные средства и методы осуществления публичной политики в конкретном обществе.
Политический режим формируется и развивается под влиянием значительно более широкого круга факторов, нежели политическая система.
Облик правящего режима зачастую определяется не только и даже не столько макрофакторами, скажем, социальной структурой общества, его нравственно-этическими традициями, но и значительно более частными параметрами и обстоятельствами, а именно: межгрупповыми отношениями внутри правящей элиты, внутри- или внешнеполитической ситуацией, характером международной поддержки власти, личностными качествами политических деятелей и т.д.
Политический режим — более подвижное и динамичное явление, чем система власти.
В этом смысле эволюция одной политической системы может осуществляться по мере смены нескольких политических режимов.
Например, установившаяся в XX столетии в СССР система советской власти трансформировалась в сталинский режим, затем — в режим, сформировавшийся в годы так называемой хрущевской «оттепели» (в 60-х гг.), а впоследствии — в режим коллективного руководства при Л. И. Брежневе.
Именно режимы проводят и одновременно олицетворяют собой определенную государственную политику, вырабатывают и осуществляют тот или иной политический курс, целенаправленно проводят конкретную линию поведения государства во внутри- и внешнеполитической сферах.
Как показывает исторический опыт наиболее развитых индустриальных государств, с точки зрения самосохранения наиболее выгодной и предпочтительной для правящих режимов является политика центризма.
Именно такая политика способствует минимизации конфликтов в сложноорганизованных обществах, помогает наиболее конструктивно использовать политический потенциал всего общества, поддерживает взаимоуважительные отношения между элитарными и неэлитарными слоями.
Большинство режимов в качестве одного из наиболее распространенных средств укрепления собственных позиций выбирает популизм.
Так называется тот тип политики, который основывается на постоянном выдвижении властями необоснованных обещаний гражданам, на использовании демагогических лозунгов, методов заигрывания с обществом ради роста популярности лидеров.
Однако независимо от того, режим какого типа складывается в той или иной конкретной стране или какой политический курс предлагается стране, вся деятельность властей в конечном счете подчиняется целям сохранения стабильности контролируемых ими политических порядков в стране.
Понятие политической стабильности
По мнению многих ведущих теоретиков, стабильность, позволяющая добиваться повышения управляемости общественных процессов, является наиболее важной характеристикой не только политического режима, но и социального порядка в целом.
Содержательно о стабильности власти можно говорить при сравнении либо различных политических систем, либо с тем режимом, который существовал ранее.
В политическом мире существуют стабильные, среднестабильные и крайне нестабильные режимы. У каждого из них существуют свои возможности управления обществом, резервы и ресурсы регулирования общественных порядков, способности к самосохранению и развитию.
Стабильность политического режима представляет собой сложное явление, включающее такие параметры, как сохранение системы правления, утверждение гражданского порядка, сохранение легитимности и обеспечение надежности (эффективности) управления.
Поэтому в самом общем виде она может означать определенный характер политических процессов (например, отсутствие войн и вооруженных конфликтов), степень адаптации правительства к социальным изменениям, характер уравновешенности отношений элитарных кругов, достигнутые равновесие и баланс политических сил.
Критериями стабильности могут быть: срок нахождения правительства у власти, его опора на партии, представленные в законодательных органах, степень многопартийности, раздробленность сил в парламенте и т.д.
Используемые для достижения стабильности средства могут располагаться в широком диапазоне: от убеждения и поощрения свободной политической активности граждан до применения насилия.
Стабильность не исключает изменений или реформ, но предполагает наличие определенных условий их осуществления.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2023 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|