Сделай Сам Свою Работу на 5

Практическое занятие № 2.

Силлабо-тоническая система стихосложения

И проблемы современного стиховедения

 

План:

 

1. Тоническая система стихосложения в XX веке.

Тонический стих как стих с неравномерным чередованием иктов и междуиктовых интервалов, требующий дополнительных средств ритмической урегулированности. Типологическая и отчасти генетическая связь тоники XX века с ритмикой песенного фольклора. Первые попытки теоретического выделения основных признаков тоники:

А.Белый и С.Бобров о роли паузы, замещающей недостающие безударные или даже ударные слоги ("паузники"). Формула В.М.Жирмунского, основанная на обозначении роли сильного слога. Вариативность междуиктовых интервалов как основной признак тонического стихосложения. Уточнение и конкретизация формулы Жирмунского в 1960-1970 годах; выявление трех модификаций тонического стиха: 1/дольники, переходная от силлаботоники к тонике форма, с междуиктовым интервалом 1/2 слога; 2/тактовик, с колебанием слабых слогов между иктами 0/2 или 1/3; 3/акцентный или чисто тонический стих, с произвольным количеством слабых слогов между сильными 0/8. Способность более свободных форм поглощать в себя менее свободные как частные ритмические модификации. Ритмические определители акцентного стиха: равно- и последовательноудареность, яркая семантически напряженная рифма, выравненность или упорядоченное чередование клаузул, интонационно-синтаксический и образный параллелизм. Выразительные возможности дольников, тактовика и акцентного стиха; их жанровые, тематические и идейно-эмоциональные предпочтения.

2. Свободный стих в русской поэзии.

Верлибр на Западе и в России. Концепция Квятковского: все, что не традиционный стих и не традиционная проза. Концепция В.С.Баевского, опирающегося на определение Б.В.Томашевского: безрифменный стих неравного размера. Концепция А.В.Жовтиса: корреспондирование рядов, графически выделенных авторской установкой на стих. Стиховая заданность, установка на стих, факультативные, сменяющие друг друга способы стиховой урегулированности, графическая сегментация текста и система пауз как основные релевантные признаки верлибра.



3. Литературная стихопроза нового времени.

Стих и проза - суверенные и в то же время взаимозависимые художественно-речевые системы. Эмбриональная стихопроза памятников фольклора и древнерусской довиршевой литературы и литературная стихопроза нового времени - две структурно противоположные разновидности стихопрозы: первая развивалась до актуализации оп-

позиции "стих-проза", вторая - после.

4. Строфика.

Строфа как "обособленная группа стихов определенного тематического, ритмического и интонационного построения, являющаяся мельчайшей формой композиции стихотворного произведения" (К.Д.Вишневский). Рифма как органический компонент строфы нового времени. Типология. Два класса стихотворной речи: строфическая и астрофическая. Классификация строф.

 

Литература:

1. Гаспаров М.Л. Очерки истории европейского стиха. - М., 1989.

2. Гаспаров М.Л. Очерки истории русского стиха. - М., 1984.

3. Гаспаров М.Л. Современный русский стих. - М., 1974.

4. Западов В.А. Русское стихосложение XVIII - нач. XIV века (ритмика). - Л., 1974.

5. Кормилов С.И. Маргинальные системы русского стихосложения. - М., 1995.

6. Минералов Ю.И. Поэтика. Стиль. Техника. – М., 2002.

7. Мысль вооруженная рифмами... Поэтическая антология по истории русского стиха. - Л., 1983.

8. Федотов О.И. Основы русского стихосложения. - М., 1997.

9. Холшевников В.Е. Стиховедение и поэзия. - Л., 1991.

 

В словарь:

- дольники;

- тактовик;

- акцентный стих;

- верлибр.

 

Семинарское занятие № 8.

Контрольная работа.

Язык литературного произведения. Основы стихосложения

Семинарское занятие № 9-10.

Родовое и жанрово-видовое деление художественной литературы

 

План:

1. Художественная литература как динамическая, исторически

Изменяющаяся система жанров, ассоциирующихся в виды и роды.

Соотношение понятий "род", "вид", "жанр"; терминологическая разноголосица. Закономерности рождения, развития и упадка жанровых и видовых образований. Объективные трудности их классификации. Система признаков родового членения: 1/предмет изображения; 2/отношение к нему речевой структуры; 3/способы организации художественного времени и пространства (хронотоп). Предпосылки дальнейшего деления на виды и жанры. Род - "ряд литературных произведений, сходных по типу своей речевой организации и познавательной направленности на объект или субъект, или акт художественного высказывания..." (М.Н.Эпштейн).

2. Эпос.

Объективное отражение процессов общения человека с миром, протекающих во времени и пространстве, - основа эпических (и драматических) произведений. Предрасположенность к сюжетности. Полная свобода эпического произведения в организации хронотопа, выражении авторского сознания и способах повествования. Универсальность арсенала средств литературного изображения и выражения (монолог, в том числе внутренний, диалог, полилог, описание быта, природы, наружности, поведения и душевных состояний героев, их действий, поступков и т.д.). Неограниченность объема, произвольная речевая структура. Неисчерпаемые возможности в осуществлении познавательной функции литературы. Основные формы эпических произведений: малая (рассказ), средняя (повесть), большая (роман)

3. Драма.

Воспроизведение человека и мира в действии, мысленно или реально представленном на сцене; сознательный отказ от повествования; синтез объективного и субъективного факторов литературного творчества в драме. Монологическая и диалогическая речь как основа драматического произведения. Игра актеров, деятельность режиссера, роль декораций и т.д. в построении сценического образа драматического действия. Обостренность драматического конфликта как отражение социально-исторических противоречий в человеческом общежитиии. Действие внешнее и внутреннее. Хронотоп в

художественном мире драмы. Мера условности и правдоподобия. Основные виды и роды драмы.

4. Лирика.

Отражение чувств, мыслей и переживаний лирического "Я". Самовыражение субъективного мировосприятия - основа лирики как литературного рода. Вторичность реалий внешнего мира, событийного плана и сюжетных коллизий. Проблема лирического героя; его взаимоотношения с биографической личностью автора. Различные формы лирического высказывания: монологическая, диалогическая, ролевая, объективная, "сюжетная" и пр. Лирическая медитация как выражение чистого лиризма. Первоначальная связь с музыкой. Преимущественное тяготение к стихотворной форме. Закономерности развития лирической темы; их органическая зависимость от речевых и версификационных уровней художественной структуры; "единство и теснота стихового ряда", механизм рифмы и т.п. Интонация как организующий фактор лирической композиции. Ассоциативность лирики. Текст и внетекстовые связи: их значение для творческого и воспринимающего сознания. Условность. Ограниченность объема, концентрированность лирического высказывания, многозначность слова в лирическом контексте. Генезис и историческая эволюция лирики. Лирические жанры в эпоху классицизма. Экспансия лиризма в эпоху романтизма. "Смешение и смещение" жанров (Б.Эйхенбаум) в реалистической лирике. Современная лирическая поэзия. Тематический принцип жанрово-видового деления. Лиризм как составной элемент эпоса, драмы и смешанных форм.

 

Литература:

1. Белинский В.Г. Разделение поэзии на роды и виды. Собр.соч. в 9 томах. - М., 1978. - Т.3.

2. Бройтман С.Н. Историческая поэтика: Хрестоматия-практикум. – М., 2004.

3. Есин А.Б. Принципы и приемы анализа литературного произведения. – М., 1999.

4. Тамарченко Н.Д. Теоретическая поэтика. Хрестоматия-практикум. – М., 2004.

5. Чернец Л.В. Литературные жанры. Проблемы типологии и поэтики. – М., 1982.

 

В словарь:

- род, вид, жанр;

- эпос, лирика, драма и их жанровые разновидности.

 

 

Занятие КСР № 1.



©2015- 2019 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.