Сделай Сам Свою Работу на 5

Композиция художественного произведения

 

План:

1.Что такое композиция? Различные способы сюжетного построения (инверсия элементов сюжета, задержка действия, предварения, отступления, вводные эпизоды, умолчания). Композиция сюжета (прямая и сложная). Внешняя композиция (архитектоника): соотношение целого и составляющих его элементов: глав, частей. Композиция отдельных образов, сцен, эпизодов и пр.

Композиция речевая (смена способов художественного изложения, элементы динамического повествования, статического описания, характеристика действующих лиц, портрет, монолог, диалог, полилог персонажей, поток сознания, письмо, авторские ремарки, лирические отступления, документ и т.д.), синтаксическая, звуковая и пр.

Эпический и драматический способы развития действия. Композиция несюжетных произведений. Определяющая роль движения лирической темы. Тесная связь со стихотворным и речевым строем. Симметрия либо значимые ее нарушения. Зависимость композиции от изобразительно-выразительных средств поэтического языка.

2. Основные элементы композиции и их идейно-эстетическая роль в повестях Н.В.Гоголя "Шинель" и "Невский проспект".

 

Литература:

1. См. соответствующие разделы в учебниках и словарях.

2. Бройтман С.Н. Историческая поэтика: Хрестоматия-практикум. – М., 2004.

3. Есин А.Б. Принципы и приемы анализа литературного произведения. – М., 1999.

4. Тамарченко Н.Д. Теоретическая поэтика. Хрестоматия-практикум. – М., 2004.

5. Томашевский В.Б. Теория литературы. Поэтика. - М., 1996.

6. Маркович В.М. Петербургские повести Н.В.Гоголя. - Л., 1989.

7. Н.В.Гоголь. Невский проспект. Шинель (любое издание).

 

В словарь:

- композиция;

- элементы композиции;

- архитектоника.

 

 

Семинарское занятие № 6.

Контрольная работа.

Идея, тема, композиция литературного произведения

Семинарское занятие № 7.

Язык литературно-художественного произведения

 

План:

1. Язык как образная форма искусства и как словесно-речевая форма литературного произведения.

Язык разговорный, литературный и поэтический; их системная взаимосвязь и взаимозависимость. Определяющее значение эстетической функции в поэтическом языке. Роль языка в литературно-художественном произведении; две его основные сферы: речь автора и речь персонажей; возможность их совмещения в сказе. Многообразие повествовательно-речевых манер. Речевая структура лирического высказывания. Язык как средство типизации и индивидуализации.



2. Изобразительно-выразительные средства поэтического языка.

Слово как средство для изображения действительности и выражения авторского сознания. Общеупотребительные слова, составляющие основной корпус поэтической лексики. Особые лексические ресурсы поэтического языка. Их художественные функции. Жанровая специфика и чувство меры как критерии художественности при употреблении особых лексических ресурсов.

3. Тропы.

Многозначность слова в художественном контексте. Прямое и переносное значение слов и словосочетаний в поэтическом языке. Понятие тропа. Выразительные возможности тропа в поэтической речи. Эпитет. Сравнение. Метафора. Аллегория. Метонимия. Гипербола и литота. Перифраз(а). Ирония.

4. Синтаксис поэтической речи.

Своеобразие синтаксиса поэтической речи по сравнению с синтаксисом обычной речевой практики. Поэтическая интонация и выдвинутость ритма как факторы, определяющие специфику речевой организации литературно-художественного произведения. Фигуры поэтической речи - обороты, отступающие от некой естественной формы. Разновидности фигур.

5. Звуковая организация поэтической речи.

Многообразие поэтических функций звуковых портретов: звукоподражание, благозвучие, неблагозвучие и т.д. Взаимодействие звуковой организации в целом и отдельных ее элементов с другими уровнями художественной системы произведения.

 

Задание:

Подобрать самостоятельно примеры из поэтических текстов.

Для анализа поэтического текста на занятие принести сборник стихотворений М.Ю.Лермонтова.

 

Литература:

1. Учебники.

2. Винокур Г.О. О языке художественной литературы. - М., 1991.

3. Есин А.Б. Принципы и приемы анализа литературного произведения. – М., 1999.

4. Томашевский Б.В. Теория литературы. Поэтика. - М., 1996.

 

В словарь:

- язык художественной литературы;

- виды поэтической лексики;

- фигуры поэтического синтаксиса;

- художественные тропы;

- звуковая организация поэтической речи.

 

 

Практическое занятие № 1.

Из истории стихосложения

 

План:

1. Метрическая (античная) система стихосложения.

Метр как внутренняя мера стихового ряда, тот или иной способ упорядоченности стихотворной речи по горизонтали, образующий определенную систему стихосложения. Органическая связь античной системы стихосложения с музыкой. Мора и ее роль в античной метрике. Понятие стопы. Классификация античных стоп. Наиболее ходовые размеры древнегреческой и латинской поэзии: гекзаметр, пентаметр и т.д. Логаэды - метры, составленные из разнородных стоп, например, сапфический стих, алкеев стих и т.д. Понятие строфы. Логаэдические строфы: элегический дистих, сапфическая строфа и

т.д. Значение античной метрики для развития европейских систем стихосложения нового времени.

2. Основные особенности русской стихотворной культуры.

Развитие эмбриональных элементов музыкально-речевого стиха в памятниках речевого фольклора. Стихообразующие элементы музыкально-речевого стиха: интонационно-синтаксический параллелизм, выравненность окончаний синтаксических колонов, относительный изосиллабизм и омотония (равноударность). Развитие эмбриональных элементов речевого стиха в говорных жанрах фольклора (пословицы, загадки и т.д.). Окказиональная рифма - ведущий стихообразующий элемент народно-речевого стиха. Механизм литературных имитаций устного народного стиха. Становление русского литературного стиха и его теоретическое осознание к концу XVI-началу XVII века. Польская силлабика и ее влияние на восточнославянские литературы.

3. Силлабическая система стихосложения.

Досиллабические (неравносложные) вирши XVII века. Стихообразующая роль рифмы (краесогласия). Взаимодействие исконных традиций с влиянием польской силлабики в Смутное время. Предрасположенность к силлабической системе стихосложения языков с фиксированной системой ударений. Основные размеры русской силлабики. Стихийная тонизация русского силлабического стиха. Кризис силлабического стиха в петровскую эпоху как следствие омирщения содержания поэзии и изменившейся в связи с этим манеры стиховой декламации.

4. Реформа русского стихосложения в XVIII веке.

В.К.Тредиаковский - инициатор реформы русского стихосложения. Сильные и слабые стороны его концепции. Конструктивная критика слева (М.В.Ломоносов) и справа (А.Д.Кантемир). Участие в реформе А.П.Сумарокова. Итоги реформы.

5.Силлабо-тоническая система стихосложения.

Самая урегулированная система стихосложения европейского ареала, в которой первичным ритмом оказывается метр - "закономерность ритма, обладающая достаточной определенностью, чтобы вызвать а) ожидание ее подтверждения в следующих стихах, б) специфическое переживание "перебоя" при ее нарушении" (А.Н.Колмогоров). Технология распознания метра (размера) при помощи скандирования. Отступления от идеальной метрической схемы: пиррихии, спондеи, хориямбы, ямбохореи и т.д. Горизонтальные характеристики стиха (противоположность двусложников и трехсложников, длина стихового ряда, наличие или отсутствие цезурных пауз, равно- и неравностопность). Вертикальные катализаторы ритма - стиховые окончания (клаузулы), каталектика, переносы.

 

Литература:

1. Гаспаров М.Л. Очерки истории европейского стиха. - М., 1989.

2. Гаспаров М.Л. Очерки истории русского стиха. - М., 1984.

3. Западов В.А. Русское стихосложение XVIII-начала XIV века (ритмика). - Л., 1974.

4. Мысль вооруженная рифмами... Поэтическая антология по истории русского стиха. - Л., 1983.

5. Федотов О.И. Основы русского стихосложения. - М., 1997.

6. Холшевников В.Е. Стиховедение и поэзия. - Л., 1991.

 

В словарь:

- системы стихосложения;

- стопа; виды стоп;

- размеры;

- рифма.

 

 



©2015- 2019 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.