Сделай Сам Свою Работу на 5

НОВЕЙШИЕ ЗАПАДНЫЕ СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКИЕ ИДЕИ И КОНЦЕПЦИИ





 


План.

 

1. Концепция постиндустриального общества.

2. Концепция социального государства.

3. Социально – политические идеи альтернативных движений.

 

 


Наряду с традиционными идейно-политическими течениями на Западе (либерализм – нео, консерватизм – нео) во второй половине ХХ века появились теории, претендующие на системный анализ социально-экономических и политических процессов. Это так называемые концепции постиндустриального (информационного) общества и государства всеобщего благоденствия, или, по более поздней терминологии – социального государства.

Одним из побудительных мотивов их возникновения явилось стремление современных западных мыслителей противопоставить марксистской концепции общественного развития новейшие теории, столь же всесторонне анализирующие социально-экономический процесс. В этих концепциях ищут идейную опору различные политические силы – от консерваторов до социал-демократов.

Считается, что термин «индустриальное общество» ввел в научный оборот Анри Сен-Симон. Однако основоположником концепции индустриального общества по праву является французский философ и социолог Огюст Конт (1798-1857). Своего наивысшего развития и положения почти официальной академической теории концепция индустриального общества достигла в 50-60-е годы ХХ ст. после появления трудов французского философа Раймона Арона (1905-1983) и американского экономиста и политолога Уолта Ростоу (р. 1916). Первый изложил свои идеи в лекциях в Сорбонне в 1956-1959 гг., второй – в книге «Стадии экономического роста» (1960 г.).



Дальнейшим развитием идей этих авторов явилась концепция постиндустриального общества и ее новейшая модификация – теория информационного общества. Наиболее видными авторами последних являются Д. Белл, Г. Кан, Зб. Бжезинский, Дж. Гэлбрейт, А. Тоффлер (США); Ж. Фурастье и А. Турен (Франция).

В основе этих всех концепций лежит принцип технологического детерминизма. Данная методологическая установка исходит из того, что решающее значение в развитии общественно-экономических структур принадлежит изменениям в технической и технологической сторонах производства. В соответствии с этим любое крупное изменение технико-технологического порядка влечет за собой изменение и социальных структур и отношений. Доиндустриальное, индустриальное, постиндустриальное и информационное общества, в соответствии с данным принципом, и представляют собой результаты последовательных стадий технологических изменений в производственных процессах.



Согласно указанным концепциям, в доиндустриальном (традиционном, докапиталистическом) обществе производство основывается, по выражению У. Ростоу, на доньютоновской науке и технологии и на доньютоновских, упрощенных представлениях о внешнем мире. Такое производство представляет собой натуральное хозяйство, которое ориентируется главным образом на удовлетворении собственных потребностей производителей. Значительная доля производимой при этом продукции, следовательно, не включается в сферу рыночного обращения. Товарообмен здесь носит в высшей степени нерегулярный характер, и общество в целом не живет куплей и продажей.

Социальная структура доиндустриального общества имела сословно-иерархический характер, господствующее положение в нем принадлежало сословиям священников и землевладельцев. Несмотря на наличие политического центра, власть здесь децентрализирована и находится в руках отдельных землевладельцев. В качестве основного регулятора общественных отношений в таком обществе выступает традиция, т.е. выработанные в прошлом и передающиеся от поколения к поколению социальные условия, обычаи и ценности. По своей сути они есть не нормы права, а соответствующие исторически сложившимся представлениям о добре и справедливости правила поведения, которыми в значительной мере определяется образ жизни такого общества. Законы здесь не противопоставляются обычаям и традициям, а вытекают из них и закрепляют их. Для традиционного общества характерны коллективистские формы жизнедеятельности людей. Человек здесь всецело принадлежит своим общностям – семье, общине, артели, но и одновременно находится под их солидарной защитой.



Таким образом, доиндустриальное, или традиционное, общество – это сельскохозяйственное общество с иерархической социальной структурой и этическими нормами в качестве регулятора общественных отношений.

Для индустриального общества характерен высокий уровень развития промышленного производства, ориентироаванного на массовый выпуск товаров длительного пользования (телевизоров, автомобилей, холодильников, видеомагнитофонов, пылесосов и многих тысяч других предметов). Основанием для перехода к индустриальному обществу является НТР, осуществившая технические нововведения в производстве и управлении.

В индустриальном обществе прозводство полностью становится товарным. Это означает, что вместо первичных целей оно уже всецело сориентировано на максимальную отдачу, на получение прибылей. Основой организации такого производства выступают капитал и труд. Это предопределяет и новую социальную структуру индустриального общества, в которой доминирующее положение занимают финансово-предпринимателькие слои – банкиры, бизнесмены, торговцы.

Наиболее существенными изменениями при переходе от традиционного к индустриальному обществу являются уничтожение сословных привилегий, стирание наследственных социальных различий, становление равных гражданских прав и свобод. Власть здесь приобретает централизованный характер, развиваются демократические формы правления, а традиция как регулятор общественных отношений все больше уступает место писанному закону, правовым нормам.

Концепция постиндустриального общества развивает эти идеи с учетом новейших изменений жизни развитых стран. В этой концепции утверждается, что в зависимости от уровня развития техники в обществе последовательно преобладают сначала «первичная» сфера экономической деятельности – сельскохозяйственная, затем «вторичная» – промышленность, а после нее выдвигается «третичная» – сфера услуг. Как считает Д. Белл, самым существенным признаком перехода от индустриальной к постиндустриальной стадии общественного развития является сдвиг в формах деятельности индивида, выражающийся в перемещении таковых из сферы промышленности в сферу услуг, а также в усилении акцентов на теоретических исследованиях в области экономических открытий и государственного устройства.

Далее концепция постиндустриального общества исходит из того, что на каждой из указанных трех стадий экономического развития господствующее положение в обществе занимают определенные сословия. Это – священники и феодалы в традиционном обществе, бизнесмены – в индустриальном, ученые и профессиональные специалисты – в постиндустриальном. Каждой экономической стадии присущи также специфические социальные институты, а именно соответственно: церковь и армия; промышленно-финансовая корпорация; университеты и научно-исследовательские учреждения.

Таким образом, переход от индустриального к постиндустриальному обществу знаменует собой ряд существенных изменений в различных областях жизни. В экономической сфере это выражается в переходе от товаропроизводящей к обслуживающей экономике, что означает превосходство удельного веса сферы услуг над сферой производства. В социальной структуре классовое деление уступает место профессиональному, хотя при этом продолжают сохраняться социальная неоднородность, «естесственное неравенство» людей и отчуждение личности. В политической области имеет место деление на правящую, технократическую элиту – меритократию (от лат. meritus – достойный и греч. kratas – власть, т.е. буквально – власть наиболее одаренных) и управляемые массы населения.

На постиндустриальной стадии сохраняются социальные, в том числе политические, конфликты, однако их природа становится иной. Если в индустриальном обществе основной конфликт связан с сосредоточением собственности в руках капиталистов, то в постиндустриальном обществе он обусловлен меняющимся содержанием труда и выступает как конфликт между знанием и некомпетентностью.

Существенным элементом концепции постиндустриального общества являются положения, относящиеся к процессам развития мирового сообщества в целом. Центральное место здесь принадлежит идее взаимозависимости между народами, усиления интеграционных тенденций в мировом развитии по мере приближения постиндустриальной стадии.

Авторы данных концепций полагают, что в ХХI веке человечеству придется выступать более или менее сообща, независимо от социальной стартовой площадки, на которой сегодня находится тот или иной народ. Это обстоятельство предполагает новое видение мира, уточнение социально-политического статуса и специфической роли таких образований, как класс, нация, государство, более универсальный подходы к ценностям свободы, демократии и суверенитета.

Разновидностью и продолжением теории постиндустриального общества является концепция информационного общества. Рассматривая общественную эволюцию как «смену стадий», авторы теории информационного общества связывают ее становление с доминированием «четвертичной», информационной сферы экономики, следующей за сельскохозяйственной, промышленностью и экономикой услуг. На данной стадии развития общества значительно повышается интеллектуализация труда, вследствие чего наука, культура, образование и здравоохранение утрачивают свое традиционное предназначение «непроизводственной сферы» и трансформируются в самостоятельную производственную силу, ориентированнную на производство не только материальных благ, но и самого человека.

По мнению авторов концепции, в результате эволюционизирующего действия информационной технологии происходит качественное преобразование всех сфер общественной жизни. В области производственных отношений капитал и труд как основа общества уступают место информации и знанию. В этих условиях собственность как критерий социальной дифференциации теряет свое значение и решающим становится уровень образования и знания. Классы здесь заменяются недифференцированными «информационными обществами», в которых на передний план выдвигаются не отношения собственности и не отношения между человеком и машиной, а отношения между людьми в связи с их многообразной социальной деятельностью. На данной стадии все большее число людей получает возможность осуществлять свободный выбор формы общественных отношений, сферы профессиональной деятельности в соответствии со своими устремлениями, способностями и интересами.

Пожалуй, одним из основных в концепции информационного общества является положение об усилении нематериальной мотивации трудовой деятельности людей в составе современной производственной корпорации. В развитых странах Запада в процессе информатизации такой мотив к труду как высокая зарплата переместился с первого места, которое он занимал три-четыри десятилетия назад, на пятое-седьмое, пропустив вперед содержание труда, возможность самореализации, перспективы профессионального роста, психологический климат в фирме и другие. «Мы с полным основанием можем сделать вывод, – пишет Джон Гэлбрейт, – что отождествление, т.е. добровольная замена своих целей целями организации, и приспособление, т.е. связь с организацией в надежде привести ее цели в более близкое соответствие со своими собственными целями, являются важными мотивами в деятельности техноструктуры» /Гэлбрейт Дж. Новое индустриальное общество.– М., 1969. – С. 203 /. Данному обстоятельству одновременно сопутствует развитие различных форм социального взаимодействия и согласия – солидаризм, а также формировние в различных сферах жизни органических общностей людей – коммунитаризм. Это означает, что информационное или постиндустриальное общество, отрицая индустриальное и снимая тем самым его отрицание традиционного общества, возвращается в своей сути к неотрадиционалистским формам жизни.

В рамках теории информационного общества выдвигается проект «глобальной электронной цивилизации», создаваемой на базе синтеза телевидения, компьютерной службы и энергетики – «телекомпьютерэнергетики».

«Компьютерная революция» постепенно приводит к замене традиционной печати «электронными книгами», изменяет идейные ориентации людей и мировоззрение в целом. Социальные и политические преобразования рассматриваются в этой теории как прямой результат «микроэлектронной революции». Перспектива развития демократии связывается с распространением информационной техники. Главная роль в этом отводится телекоммуникационной кабельной сети, которая обеспечит двустороннюю связь граждан с правительством, позволит оперативно выяснять и учитывать мнение населения при выработке политических решений. Технологическую трактовку получают проблемы преодоления социальных антагонизмов, отчуждения и дегуманизации.

Авторы данной концепции считают, что ныне на доиндустриальной стадии находятся страны «третьего мира», на индустриальной – ряд стран Запада и Востока, в постиндустриальной и информационной стадиях находятся США, Япония и другие наиболее развитые страны.

 

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.