Сделай Сам Свою Работу на 5

Печатка» или оттиск различными материалами.





 

 

Возраст: от трех лет.

Средства выразительности: пятно, фактура, цвет.

Материалы: пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанного гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, печатки из пробки, картофеля, кусочки поролона, пенопласта, печатки из ластика (их педагог может изготовить сам, прорезая рисунок на ластике с помощью ножа или бритвенного лезвия), смятая бумага, листья разных деревьев (желательно опавшие), печать по трафарету.

Способ получения изображения: ребенок прижимает печатку к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Для получения другого цвета меняются и коробочки и печатка.

 

Печатка является одним из интереснейших, доступных ребенку способов исполнения рисунка. Истоки её лежат в древних ремеслах украшения ткани набойкой, использования пряничных досок и т. д. Эта техника позволяет многократно изображать один и тот же предмет, составляя из его отпечатков разные композиции. В условиях семьи техника печатки поможет украсить орнаментом новогодний костюм, елочные игрушки, бумажные салфетки для праздничного стола к дню рождения ребенка, пригласительные билеты для друзей. Прежде чем печатать, необходимо изготовить сами инструменты – печатки. Формы печаток можно разделить на два вида: предметные и геометрические. К предметным относят изображения цветов, птиц, животных и др. Геометрические печатки исполняются в форме круга, треугольника, ромбика, овала и других геометрических фигур.



Вначале педагог должен помочь ребенку изготовить печатки. Для этого берут картофель, разрезают пополам и на гладкий срез наносят шариковой ручкой рисунок печатки, затем аккуратно вырезают форму по контуру, чтобы она возвышалась над рукояткой на высоту 1 - 1,5 см. Рукоятка должна быть удобна для руки, пошире. Если готовим пригласительный билет, то заголовок нужно вырезать с учетом зеркального изображения.

С помощью геометрических печаток можно создавать декоративные композиции, украшая салфетки, стаканчики, сумочки, пакеты для подарков, летние шапочки от солнца. Предметные печатки помогут исполнять сложные декоративные панно со сложными рисунками – изображениями фигуры человека, животных, растений. Преимущество техники печатки состоит в том, что удачное изображение можно повторить без искажения несколько раз. Набор печаток позволяет создавать различные ритмические сочетания. Панно будет интересным и выразительным, если использовать сочетания оттенков красок: белой (светлой), серой (средней), черной (темной). Необходимо также разнообразить размеры печаток: крупные, средние, мелкие.



Детям младшей группы предлагаю нарисовать цветы для пчелки Майи, бабочек, порхающих над лугом, грибную полянку. В средней группе можно использовать печатки с геометрическими формами, а старшие дошкольники способны составлять более сложные композиции, дорисовывая к отпечаткам нужные детали. («Закладки для книги», «Праздничный платочек» и т. п.).

Одной из разновидностей печаток является тампонирование или оттиск. Увлекательное занятие! Сделаем тампон из марли (его можно заменить кусочком поролона), пенопласта, смятой бумаги. Штемпельная подушка послужит палитрой. Наберем краски, и мягким прикосновением к бумаге будем рисовать что-нибудь пушистое, легкое, воздушное, прозрачное или колючее.

В младших группах – облака, солнечные зайчики, сугробы, одуванчики. И не беда, что цветными станут не только герои, но и руки: они легко отмоются!

В средней группебольшим тампоном очень приятно рисовать пушистых цыплят, веселых зайцев, доброго снеговика, ярких светлячков (дорисовывая нужные детали).

А старшие дошкольники могут на интегрированных занятиях (аппликация и рисование) сочетать эту технику с техникой «трафарет».



Сначала вырежем трафарет из проолифленного полукартона, прозрачной пленки или же тонкого пластика. Кто какой хочет! Затем, прижав его пальцем к листу бумаги, обведем по контуру частым и легким прикосновениями тампона. Осторожно приподнимаем трафарет… Чудо! Четкий и ясный, он остался на бумаге! Все то же самое можно повторить другим цветом и в другом месте.

А вот задание чуть посложнее. Вырежем в центре листа силуэт, приложим лист к другому листу бумаги и с помощью тампона «закрасим» силуэт. Интересно! Многие художники работают в этой технике.

 

 

«Красивое платье» «Цветочек»

Младший возраст Средний возраст

 

 

4. Тычок жесткой полусухой кистью.

 

 

Возраст: любой.

Средства выразительности: фактурность окраски, цвет.

Материалы: жесткая кисть, гуашь, бумага любого цвета и формата, либо вырезанный силуэт пушистого или колючего животного.

 

 

Предлагаемый метод рисования не требует от детей умелого изображения тонких линий, несущих важную художественную нагрузку. Достаточно знать и уметь рисовать геометрические фигуры в разных сочетаниях, причем не обязательно правильной формы и тонкими прямыми линиями. В процессе закрашивания тычками эти неточности не влияют на восприятие рисунка, а нарисованные предметы получаются более приближенными к реальным. Для раскрашивания необходимы густая гуашь и жесткая кисть. Использование губки или ваты вместо кисти исключается. Кисточку при рисовании следует держать вертикально по отношению к плоскости листа и делать тычкообразные движения, при этом должна получиться большая «пушистая» точка. Причем, чем меньше краски на кисточке, тем «пушистее» точка, тем реальнее и правдоподобнее изображение на рисунке. Как известно, гуашь – густая краска, поэтому требуется меньше времени для её высыхания. Это позволяет накладывать друг на друга разные по цвету краски, создавать различные цветосочетания. Появляется возможность «почувствовать» многоцветное изображение предмета, а сочетание техники тычка с рисованием отдельных мелких деталей тонкими линиями открывает перед детьми большие возможности. Рисунки получаются объемными и живыми за счет многократных движений кисточки сначала по линии контура предмета, а потом внутри него.

 

«Щенок» «Цыпленок» «Елочка нарядная»

Младший возраст

Преимущества данной техники:

- позволяет развивать специальные умения и навыки, подготавливающие руку ребенка к письму;

- дает возможность почувствовать многоцветное изображение предметов, что несомненно важно для наиболее полного восприятия окружающего мира;

- формирует эмоционально-положительное отношение к самому процессу рисования (ребенок успокаивается от ритма рисования, у него возникает чувство удовлетворения от своей работы);

- способствует более эффективному развитию воображения и восприятия, а следовательно, и познавательных способностей – рисунки, созданные способом тычка, эстетичны и понятны как самому ребенку, так и окружающим.

Техника тычка позволяет высвободить время, которое можно эффективно использовать для познавательного и увлекательного рассказа об изображаемых предметах и сюжетах, а также для подвижных и дидактических игр.

Прежде чем приступить к обучению детей рисованию способом тычка, важно понять технику рисования тычком. При рисовании этим способом, как было сказано выше, гуашь должна быть густой, кисточка жесткой (предпочтительнее из натуральной щетины) и, самое главное – сухой, то есть её не нужно перед началом рисования окунать в воду. Для большего эффекта рекомендую подрезать кисть на 2 – 3 мм. При нанесении тычка кисточка должна находиться в вертикальном положении, тогда ворс расплющивается и получается большая, «пушистая» точка.

Методика рисования тычком для младших дошкольников состоит в следующем: воспитатель заранее на листе у детей рисует простым карандашом контур какого-либо предмета. Дети сначала рассматривают и обводят пальцем контур данного предмета, называя вслух его части. Начав рисовать, они должны делать тычки кисточкой по линии контура слева направо, не оставляя промежутка между тычками; затем произвольными тычками закрашивают поверхность внутри контура. Остальные необходимые детали рисунка дети рисуют концом тонкой кисти.

 

 

 

«Подсолнух» «Астры в вазе»

Средний возраст

 

Дети старшего возраста должны самостоятельно рисовать контуры предметов простым карандашом или сразу кисточкой, используя геометрические фигуры в разных сочетаниях. Методика закрашивания такая же. Если вы решили обучать рисовать способом тычка детей старшей или подготовительной группы, то для усвоения техники рисования предложите детям закрасить тычками несколько работ по контуру, нарисованному вами.

Каждое занятие в данной технике я рекомендую сопровождать упражнением – разминкой с кисточкой, проговаривая вместе с детьми следующие слова.

 

Кисточку возьмем вот так (Рука опирается на локоть, кисточку держать

Это трудно? Нет, пустяк. тремя пальцами выше металлической части.)

Вверх – вниз, вправо - влево(Выполнять движения кистью руки.)

Гордо, словно королева,

Кисточка пошла тычком,

Застучала «каблучком».

А потом по кругу ходит,

Как девицы в хороводе.

Вы устали? Отдохнем

И опять стучать начнем.

Мы рисуем: раз, раз… (Кисточку ставить вертикально. Сделать

Все получится у нас! несколько тычков без краски.)

 

Если вам нужно сделать подарки или приглашения на праздники, подготовить детские работы для выставки, то палочка-выручалочка это тычковое рисование. Работы детей в предложенной технике получаются интересными, выразительными красочными и радуют как самих маленьких художников, так и их родителей.

 

«Мой маленький друг» «Снежная семья»

Старший возраст

 

 

 

 

«Попугаи» «Совы»

Подготовительная к школе группа

Набрызг.

 

 

Возраст: от пяти лет.

Средства выразительности: точка, фактура.

Материалы: бумага, гуашь, жесткая кисть, кусочек плотного картона либо пластика (5 х 5 см).

Способ получения изображения: ребенок набирает краску на кисть и ударяет кистью о картон, который держит над бумагой. Краска разбрызгивается на бумагу.

 

Набрызг – непростая техника. Вместо кисти можно использовать зубную щетку и стеку. Зубной щеткой в левой руке наберем немного краски, а стекой будем проводить по поверхности щетки – быстрыми движениями, по направлению к себе. Брызги полетят на бумагу. При этом можно менять направление движения руки (по вертикали, горизонтали, наклонно, волнообразно, кругами), изменять величину крапинок, приближая или отдаляя брызги от плоскости заготовки. Используют одновременно несколько красок, что помогает создать многоцветный рисунок.

Со временем капли будут мельче, станут ложиться ровнее и туда, куда нужно. Но это со временем, поэтому лучше начинать осваивать эту технику летом на прогулке. Примерные темы занятий:

«Салфетка для мамы». Сделаем набрызг разными красками и полюбуемся полученным эффектом.

«Снегопад». По разному цветному фону белый набрызг. Кружатся в танце белые снежинки, слетаются в хоровод.

«Закружилась осень золотая». Золотой краской набрызгать кружащуюся листву. Кисточкой прорисовать стволы.

А если сделать набрызг через соответствующие трафареты, то получатся тематические работы: «Курочка-пеструшка», «Бабочки», «Птички».

 

Монотипия.

 

 

В творчестве художника монотипия как способ исполнения рисунка используется довольно часто. Рисунок наносится на металлическую доску цветными красками, и получается один – единственный оттиск. Он называется авторским. Предлагаю варианты освоения этого способа получения рисунка, доступных ребенку школьнику.

 

Монотипия предметная.

 

 

Возраст: от пяти лет.

Средства выразительности: пятно, цвет, симметрия.

Материалы: плотная бумага любого цвета, кисти, гуашь или акварель.

Способ получения изображения: ребенок складывает лист бумаги вдвое и на одной ее половине рисует половину изображаемого предмета (предметы выбираются симметричные). После рисования на одной части листа, пока не высохла краска, лист снова складывается пополам для получения отпечатка. Затем изображение можно украсить, также складывая лист после рисования нескольких украшений.

 

Вначале эту технику можно использовать в качестве упражнений по развитию фантазии, воображения, чувства цвета и формы. Нанесем яркие пятна на одну половину листа, прижмем к ней вторую половину, тщательно разгладим в разные стороны и развернем… Угадай, что получилось?

Предложите детям такие задания:

«В стране Двуляндии». Необычная страна. В ней ничего не бывает по одному. Смотрите, я нарисую рожицу, сложу лист пополам, разверну – их две. А что есть в вашей Двуляндии?

«Каких я видел бабочек». А вы знаете, что бумагу можно сгибать в разных местах и направлениях? Тогда полюбуйтесь нарядными бабочками!

«Маски для колядования». Маску нарисуем в рассматриваемой технике, вырежем её, сделаем отверстия для глаз и носа, приклеим резинку. Маска готова!

«Я и мой портрет» или «Близнецы». Нарисуем себя и все вместе посмеемся.

«Бой петухов», «Матрешка», «Цветы в вазе». Предложенные рисунки я даю как варианты, которые вы можете изменить и дополнить по своему желанию и вкусу, соблюдая основные требования предметной монотипии.

 

«Цыпленок и утенок»

Младшая группа

 

 

 

«Фантазия»

Старшая группа

«Бабочка» - подготовительная группа

Монотипия пейзажная.

 

 

Возраст: от шести лет.

Средства выразительности: пятно, тон, вертикальная симметрия, изображение пространства в композиции.

Материалы: бумага, кисти, гуашь или акварель, влажная губка, кафельная плитка или оргстекло.

Способ получения изображения: ребенок складывает лист пополам. На одной половине листа рисуется пейзаж, на другой получается его отражение в озере, реке (отпечаток). Пейзаж выполняется быстро, чтобы краски не успели высохнуть. Половина листа, предназначенная для отпечатка, протирается влажной губкой. Исходный рисунок, после того как с него сделан оттиск, оживляется красками, чтобы он сильнее отличался от отпечатка.

Второй прием не менее увлекателен, более того, он захватывает обилием изобразительных эффектов. Берем плитку или оргстекло в размер альбомного листа. В одном случае покрываем ее плотным слоем темных оттенков синего, черного, коричневого, зеленого цветов. Представим себе, что мы рисуем картину ночного леса. Книжная иллюстрация, репродукции живописных картин помогут отчетливее представить замысел. Вначале на закрашенной поверхности деревянной палочкой или черенком кисточки процарапаем изображения предметов, которые будут светлыми на картине: стволы берез, облака на небе, небо на горизонте, фигурки животных и птиц. Еще раз уточняем расположение красочных пятен – утемняем стволы деревьев, высветляем ветви и на влажный рисунок накладываем сверху лист бумаги, хорошо впитывающий краску. Слегка прижимаем лист равномерно к поверхности и осторожно снимаем. На листе получаем оттиск на тему «Ночной лес». Удаче в рисунке будет способствовать многообразие оттенков цвета, линий. В другом случае на плитку белой краской наносим рисунок (например, «Снежинки»). Потом берем цветную бумагу и делаем оттиск.

Предлагаю вам такие темы: «Рыбки в аквариуме», «Птички в лесу», «Животные пустыни», «Осенний парк», «Город на реке», «Закат солнца на море», «Корабли на рейде».

Если рисунок накрывается влажным листом бумаги, пейзаж получается размытым.

 

«Корабли на рейде»

 

«Закат солнца»

Подготовительная к школе группа

Тиснение.

 

 

Возраст: от пяти лет.

Средства выразительности: фактура, цвет.

Материалы: тонкая бумага, цветные карандаши или восковые мелки, предметы с рифленой поверхностью (рифленый картон, пластмасса, монетки т. д.), простой карандаш.

Способ получения изображения: ребенок рисует простым карандашом то, что хочет. Если нужно создать много одинаковых элементов (например, листьев), целесообразно использовать шаблон из картона. Затем под рисунок подкладывается предмет с рифленой поверхностью, рисунок раскрашивается карандашами или мелками. На следующем занятии рисунки можно вырезать и наклеить на общий лист.

 

 

Кляксография.

 

 

Возраст: от пяти лет.

Средства выразительности: пятно.

Материалы: бумага, тушь либо жидко разведенная гуашь в мисочке, пластиковая ложка, трубочка (соломинка для напитков), нитка средней толщины.

Способ получения изображения:

При обычной кляксографии ребенок зачерпывает гуашь пластиковой ложкой и выливает на бумагу. В результате получаются пятна в произвольном порядке. Затем лист накрывается другим листом и прижимается (можно согнуть исходный лист пополам, на одну половину капнуть тушь, а другой его прикрыть). Далее верхний лист снимается, изображение рассматривается: определяется, на что оно похоже. Недостающие детали дорисовываются.

В случае кляксографии с трубочкой ребенок зачерпывает пластиковой ложкой краску, выливает ее на лист, делая небольшое пятно (капельку). Затем на это пятно дует из трубочки так, чтобы ее конец не касался ни пятна, ни бумаги. При необходимости процедура повторяется, Недостающие детали дорисовываются.

 

 

 

При кляксографии с ниточкой ребенок опускает нитку в краску, отжимает ее. Затем на листе бумаги выкладывает из нитки изображение, оставляя один ее конец свободным. После этого сверху накладывает другой лист, прижимает, придерживает рукой, и вытягивает нитку за кончик. Недостающие детали дорисовываются.

Кляксография является техникой рисования, развивающей воображение. Ее особенности и возможности: пятно образуется случайным по форме, размеру и расположению, не бывает двух одинаковых пятен; наличие разнообразия плюс воображение – это путь к созданию образа. Необходимо управлять этими случайными пятнами, как художественно-выразительными средствами. Во всех видах искусств: музыке, скульптуре, живописи – на выразительные возможности материала можно смотреть двояко – глина может быть грязью, звук раздражать. Но в условиях художественной организации они начинают вызывать в сознании воспринимающего высокие положительные эмоции. Можно задать вопрос, а что такое клякса, ведь она беспредметна? Но в руках художника это изображение наполняется смыслом, подобно тому, как минерал в умелых руках ювелира превращается в драгоценность. В сознании педагогов и родителей клякса часто ассоциируется с неряшливостью, неаккуратностью, за это детей порицают.

А как сделать кляксографию обучающим, развивающим средством? Появление кляксы всегда связано с водной стихией и ассоциируется с подводным миром. Яркие, контрастные пятна вызывают впечатления рассыпанных ягод, горошин, узора на ткани. Капля, упавшая с высоты на влажную бумагу, причудливо растекается лучиками. Используя природу формообразования капли, лучистость формы, мы можем легко превратить каплю-кляксу в космические образы, которые взволнуют ребенка. Для этого лучше взять плотную гладкую бумагу темных тонов (темно-синюю, черную), щетинную жесткую кисть или зубную щетку. Набрав краску на щетку, разбрызгиваем ее мелкими капельками, потом капнем в нескольких местах листа крупные и средние капли. Это может быть звездное небо, морское дно. Остается только вжиться в образ и дорисовать рыбок, медуз, подводную лодку или космический корабль.

Можно видоизменить форму кляксы до фантазийного образа, используя линии, лучики, точки, расположенные в разных направлениях. Получим эффект кружев, резных листьев, растений, паутинку.

Работа фантазии может объединить случайный набор клякс в изображения веселых персонажей сказок, цирковых представлений.

Находите вместе с детьми способы превращения клякс в образы: «На другой планете», «Гнездо для птиц», «Узоры из снежинок», «Обитатели пустыни», «Страна цветных снов», «Морозные узоры», «Вологодские кружева». Подобные занятия расковывают ребенка и обогащают мир его представлений.

 

9. Восковые мелки или свеча плюс акварель.

 

 

Возраст: от четырех лет.

Средства выразительности: цвет, линия, пятно, фактура.

Материалы: восковые мелки или свеча, плотная белая бумага, акварель, кисти.

Способ получения изображения: ребенок рисует восковыми мелками или свечой на белой бумаге. Затем раскрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Рисунок мелками (свечой) остается не закрашенным.

 

Такой способ издавна использовался народными мастерицами при расписывании пасхальных яиц. Суть его в том, что краска скатывается с поверхности, по которой провели восковым мелком или свечой. Берем флейцевую кисть или большой тампон с краской, ведем по листу – на цветном фоне появляется рисунок.

Темы работ, рекомендуемые к исполнению в данной технике:

Младшая группа: «Солнце согревает травку». Проведем голубой, розовой, желтой краской по верхней части листа, а зеленой по нижней. «Дождевые капли». Капают капли одна за другой. Вот и лужи появились. Как хочется побегать по ним босиком! Проведем по листу розовой, желтой, голубой краской… «Елочки в лесу». Пошел снег и спрятал лесных красавиц от детских глаз. А мы их все равно найдем. Проведем по листу краской любого цвета. Вот они, стройные и пушистые.

 

«Матрешка» «Снеговик под елкой»

 

Средняя группа: «Веселые зайчата». Мама – зайчиха сидит под елочкой и наблюдает за своими шалунами. «Рыбки в аквариуме». Веселая стайка шустрых рыбок то всплывает вверх, то опять нырнет на дно. «Смешной снеговик». Зимой мы лепили его из снега, а теперь нарисуем.

Старшая группа: «Утренняя зарядка». Нарисуй, как мы выполняем упражнения под музыку: голова похожа на круг, футболка – на прямоугольник, шорты как два квадрата. А теперь раскрась. Вот и ожил рисунок. «Заиндевелое дерево». Стоит, не шелохнется. И в утренние часы (голубой фон), и солнечным днем (желтый), и таинственной ночью (фиолетовый). «Что мы видели в лесу?». Нарисуем веточку с ягодами, гриб под листочками, пугливого ежика, пушистую белочку. А потом, закрашивая рисунок, все вместе посмотрим, кто, что увидел в лесу.

Подготовительная к школе группа: «Пушки с пристани палят…». Нарисуй остров с высокими маковками дворца, кораблик в море. Выбери любую краску и раскрась. «Царевна есть, что не можно глаз отвесть…». А какой ты себе ее представляешь? «Нарисуй веселую картинку для малышей». Вы уже многое умеете. Давайте порадуем малышей, пригласим их в гости, нарисуем все, что они захотят, а потом покажем, как картина оживает.


«Лето»

 

 

«Семейство ежей»

 


«Сирень»

«Развесистое дерево зимой»

Граттаж.

 

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.