Сделай Сам Свою Работу на 5

Знания и умения по теме 12





· Знать современную классификацию нейромедиаторов.

· Знать основные функциональные системы мозга.

· Уметь объяснять роль медиаторов в интегративных функциях мозга.

· Уметь ориентироваться в морфофункциональных особенностях блоков мозга ( по А.Р.Лурия)

Вопросы для самоконтроля

 

1. Понятие нейромедиатор. История открытия. Общая характеристика.

 

2. Медиаторные системы мозга. Принцип Дейла.

 

3. Функциональные блоки мозга по А.Р.Лурия.

 

4. Роль блоков мозга в обеспечении деятельности организма и высших психических функций.


ПЛАН СЕМИНАРА 3

Тема 11. (2 час) Регуляция поведения на базе основных биологических мотиваций

Цель:формирование системы знаний о структурах и механизмах, обеспечивающих основные биологические мотивации, нейрогормональных механизмах биологических мотиваций, терморегуляции, функции лимбической системы. Получить представление о нарушениях функции мозга, реакции мозга на гипоксию, синдроме внезапной остановки дыхания.

План занятия:

Вопросы к обсуждению

1. Регуляция поведения на базе основных биологических мотиваций.



2. Интегративная деятельность мозга.

3.Основные нарушения функций мозга

Доклады

1. Ретикулярная формация ствола мозга и ее физиологическая роль.

2. Лимбическая система, ее составные части и функции.

3. Основные функциональные блоки, обеспечивающие разные формы целенаправленной деятельности:

4. Реакция мозга на гипоксию и асфиксию. Синдром внезапной остановки дыхания

 

 

Литература

  1. Богданова.в. Физиология центральной нервной системы и основы простых форм адаптивного поведения. Учеб. пособие.–М., 2005.–544 с.
  2. Данилова Н.Н. Физиология центральной нервной системы. – М., 2005.
  3. Смирнов В.М. Физиология центральной нервной системы: Учеб. пособие / В.М. Смирнов, В.Н. Яковлев. – М., 2006. – 352 с.
  4. Физиология центральной нервной системы и сенсорных систем: Хрестоматия: Учеб. Пособие для студ/ Авт.-сост. Т.Е.Россолимо, И.А.Москвина-Тарханова, Л.Б.Рыбаков.-2-е изд., стер. – М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОЖЭК», 2007 – 567с.

 



Глоссарий к модулю 3

Асфиксия – Резкое расстройство дыхания из-за недостатка кислорода и избытка углекислого газа в крови и тканях; удушье.

 

Центр Брока – участок коры головного мозга, названный по имени французского антрополога и хирурга Поля Брока, открывшего его в 1865 году [1], находящийся в задненижней части третьей лобной извилины левого полушария (у правшей), работой которого обеспечивается моторная организация речи и преимущественно связанная с фонологической и синтаксической кодификациями. Представляет собой кинетико-моторный вербальный анализатор, в котором перерабатывается прежде всего проприоцептивная информация. При поражении этого центра возникает так называемая афазия Брока (анартрический синдром), которая характеризуется невозможностью объединения отдельных речевых движений в единый речевой акт.

 

Центр Вернике – зона коры головного мозга, участвующая в работе с информацией, связанной с речью.

 

Гематоэнцефалический барьер – физиологический барьер междукровеносной системой и центральной нервной системой. ГЭБ имеют все позвоночные.

 

Гипоксия – пониженное содержание кислорода в организме или отдельных органах и тканях. Гипоксия возникает при недостатке кислорода во вдыхаемом воздухе и в крови (гипоксемия), при нарушении биохимических процессов тканевого дыхания. Вследствие гипоксии в жизненно важных органах развиваются необратимые изменения. Наиболее чувствительными к кислородной недостаточности являютсяцентральная нервная система, мышца сердца, ткани почек, печени.

Дихотомия – Последовательное деление целого на две части, затем каждой из них снова на две части и т. д.; ветвление



 

Латерализация - процесс, происходящий в онтогенезе, посредством которого различные психические функции связываются с левым либо правым полушариями головного мозга. В результате латерализации дублирование функций между полушариями сменяется специализацией, устанавливается межполушарная асимметрия психических функций, и становится возможным говорить о доминантном и субдоминантном полушариях; при этом специализация различных функций (речи, слуха, зрения, ведущей руки) дифференцирована, и возможно различное соотношение доминантности полушарий по каждой из этих функций.

 

 

Перечень вопросов для подготовки к экзамену

 

1. Предмет и задачи нейрофизиологии.

2. Роль «Нейрофизиологии» в общей системе психологического образования. Связь с другими науками.

3. Методы исследования функции нервной системы.

4. Роль центральной нервной системы в регуляции основных физиологических функций и поведенческих реакциях организма.

5. Сравнительная характеристика нервной и гуморальной регуляции физиологических функций.

6. Рефлекторный принцип регуляции функций, его развитие в трудах И. М. Сеченова, И. П. Павлова, П. К. Анохина.

7. Рефлекс как элементарная реакция нервной системы. Классификация рефлексов по биологическому значению, рецепторной, центральной и эффекторной части.

8. Рефлекторная дуга с гуморальным звеном.

9. Рецепторы. Их виды, классификация, функция.

10. Обратная связь, ее роль в регуляторной деятельности нервной системы.

11. Регуляция функций по отклонению и возмущению.

12. Фундаментальные процессы в ЦНС – возбуждение и торможение (общая характеристика).

13. Современные представления о строении и функции клеточной мембраны. Ионные каналы, их виды и свойства. Активный и пассивный транспорт веществ через мембрану.

14. Мембранный потенциал покоя и его происхождение.

15. Потенциал действия, ионный механизмы его возникновения, графическое изображение.

16. Распространение возбуждения по миелиновым и безмиелиновым нервным волокнам. Законы проведения возбуждения по нервным волокнам

17. Виды синапсов. Их строение и функции. Передача возбуждения в химическом синапсе.

18. Торможение в центральной нервной системе и его физиологическая роль. Открытие центрального торможения (И. М. Сеченов). Виды центрального торможения.

19. Механизмы пресинаптического и постсинаптического торможения.

20. Нейрон – структурно-функциональная единица нервной системы. Классификация нейронов и их основные функции. Нейроглия и ее функции.

21. Понятие о нервных цепях и нервных центрах.

22. Особенности распространения возбуждения в ЦНС (иррадиация, суммация, трансформация ритма и др.).

23. Общие принципы координационной деятельности ЦНС (облегчение, окклюзия, принцип общего конечного пути, доминанта).

24. Взаимодействие между процессами возбуждения и торможения – основа координации рефлексов. Принцип реципрокности.

25. Вегетативная нервная система. Симпатический, парасимпатический и ее отделы.

26. Вегетативные реакции организма как показатель психической деятельности.

27. Строение симпатической рефлекторной дуги (нарисовать дугу, обозначить ее звенья, указать медиаторы).

28. Строение парасимпатической рефлекторной дуги (нарисовать дугу, обозначить ее звенья, указать медиаторы).

29. Периферический отдел вегетативной нервной системы. Ганглии, синапсы и медиаторы вегетативной нервной системы.

30. Вегетативные центры. Роль гипоталамуса, лимбической системы и коры больших полушарий в регуляции вегетативных функций.

31. Влияние симпатического и парасимпатического отделов вегетативной нервной системы на функции различных органов.

32. Виды мышечных сокращений (тонические, фазические). Двигательные единицы и их виды.

33. Спинной мозг и его роль в регуляции деятельности опорно-двигательного аппарата и вегетативных функций организма.

34. Роль продолговатого мозга и среднего мозга в регуляции мышечного тонуса. Статические и статокинетические рефлексы.

35. Роль продолговатого мозга в регуляции дыхания. Дыхательный центр.

36. Рефлексы четверохолмия среднего мозга.

37. Роль мозжечка в регуляции движений.

38. Ретикулярная формация и её основные функции.

39. Классификация ядер таламуса по функциональному значению.

40. Метаталамус и эпиталамус. Расположение и функции.

41. Гипоталамус, как высший центр регуляции вегетативных функций.

42. Общие принципы гипоталамического управления функциями желез внутренней секреции (гипоталамо-гипофизарная система организма).

43. Физиологические механизмы стресса (роль ЦНС и гормонов).

44. Лимбическая система, её связи и функции.

45. Базальные ядра. Их роль в организации двигательных функций.

46. Функции новой коры больших полушарий. Основные зоны коры и их роль в системной деятельности мозга.

47. Функциональная асимметрия полушарий у человека.

48. Интегративная деятельность мозга.

49. Основные нейромедиаторные системы мозга.

50. Основные функциональные блоки мозга и их характеристика.

 

 

Список литературы

Основной

14. АйзманР.И., Кривощеков С.Г. Физиологические основы психической деятельности: Учеб.пособие/ Р.И.Айзман, С.Г. Кривощеков. – М.: ИНФРА- М, 2013- 192с, ил.

15. Богданова.в. Физиология центральной нервной системы и основы простых форм адаптивного поведения. Учеб. пособие.–М., 2005.–544 с.

16. Данилова Н.Н. Физиология центральной нервной системы. – М., 2005.

17. Смирнов В.М. Физиология центральной нервной системы: Учеб. пособие / В.М. Смирнов, В.Н. Яковлев. – М., 2006. – 352 с.

18. Федюкович Н.И. Анатомия и физиология человека: учебник/Н.И.Федюкович. – Изд. 23-е стер. – Ростов н/Д; Феникс 2014.-510с. ил.

19. Физиология центральной нервной системы и сенсорных систем: Хрестоматия: Учеб. Пособие для студ/ Авт.-сост. Т.Е.Россолимо, И.А.Москвина-Тарханова, Л.Б.Рыбаков.-2-е изд., стер. – М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОЖЭК», 2007 – 567с.

20. Хомутов А.Е. Физиология центральной нервной системы: учеб. пособие / А.Е. Хомутов. – Ростов н/Д., 2006. – 384 с.

Дополнительной

1. Агаджанян Н.И. Основы физиологии человека. – М., 2000.

2. Данилова Н.Н., Крылова А.Л. Физиология высшей нервной деятельности. – М.: Изд-во МГУ, 1989

3. Айзман Р.И. и др. Физиология возбудимых тканей. – Новосибирск, 1999.

4. Бабский Е.Б. и др. Физиология человека. 3-е изд. – М., 1985.

5. Батуев А.С. Высшие интегральные системы мозга. – Л.: Наука, 1981.

6. Бернштейн Н.А. Физиология движений и активность. – М.: Наука, 1990.

7. Бехтерев В.М. Мозг: структура, функция, патология, психика. – М., Паматур, 1994.

8. Брин В.Б. Физиология человека в схемах и таблицах. – Феникс, Ростов н/Д, 1999.

9. Коробков А.В., Чесноков С.А. Атлас нормальной физиологии. Пособие для студентов мед. и биол. специальностей вузов / Под ред. Н.А. Агаджаняна. – М.: Высшая школа, 1986.

10. Покровский В.М. Физиология человека. Учебник / Н.А. Агаджанян и др. /Под ред. В.М. Покровского, Г.Ф. Коротько. – М. 2003. – 529 с.

11. Смирнов В.М. Физиология центральной нервной системы: Учеб. пособие / В.М. Смирнов, В.Н. Яковлев. – М., 2004. –352 с.

12. Физиология человека / Под ред. Б.И. Ткаченко. – СПб, 1998. – Т. I.

  1. Шульговский В.В. Основы нейрофизиологии. М.: Аспект-пресс, 2000.
    Содержание

Пояснительная записка………………………………………………………………...……..4

Методические рекомендации по изучению курса ……………………………………...…..…6

Выписка ИЗ учебной программы………………………………………..……….8

МОДУЛЬНЫЙ КУРС

Модуль 1.

Общие свойства возбудимых тканей…………………...……………….......14

Тема 1. Механизмы регуляции физиологических функций…………………………....…..15

Тема 2. Общие представления о возбуждении. Потенциал покоя. Потенциал действия …………………………………………………………………………………………………...23

Тема 3. Проведение возбуждения в рефлекторной дуге ………………………….…..……..27

Тема 4. Торможение в центральной нервной системе ………………………………….…...32

План семинарского занятия ………………………………………………………………...... 35

Глоссарий к модулю 1 ………………………………………………………………………....36

 

Модуль 2.

Центральные механизмы регуляции физиологических функций …………………………………………………………………………….…..…..37

Тема 5. Нейрон как структурно-функциональная единица ЦНС. Свойства нервных центров …………………………………………….……………………………………….…...38

Тема 6. Общие принципы координационной деятельности центральной нервной системы……………………………………………………………………………….….……...42

Тема 7. Сенсорные функции нервной системы. Регуляция мышечного тонуса,

позы и движения ………………………………………………………………………...……..44

Тема 8. Вегетативная нервная система………………………………………………..……....49

План семинарского занятия ……………………………………………………...………..…..54

Глоссарий к модулю 2 …………………………………………………………………...…….55

 

Модуль 3.

Нервные структуры и связи мозга, определяющие основные биологические мотивации и целостные поведенческие акты……………............................…………………………………………...........................56

Тема 9. Физиология спинного мозга, ствола мозга и мозжечка …………………………....57

Тема 10. Физиология промежуточного мозга, лимбической системы и базальных

ганглиев ……………………………………………………………………………………..….65

Тема 11. Физиология коры больших полушарий мозга. ……………………………………73

Тема 12. Медиаторные системы мозга. Основные функциональные блоки мозга……….. 81

План семинарского занятия ………………………………………………………………..….85

Глоссарий к модулю 3 …………………………………………………………………………86

 

Вопросы для подготовки к экзамену …………………………………………………..…..87

Список литературы ……………………………………………………………………..........89

 

.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.