Сделай Сам Свою Работу на 5

Регуляция мышечного тонуса, позы и движения





Сенсорные функции нервной системы. Классификация органов рецепции. Рецепторы, виды, свойства. Первично и вторично чувствующие рецепторы. Механизм возбуждения рецепторов.Рецепторный и генераторный потенциал.

Принципы регуляции движений и мышечного тонуса.Мышечное сокращение. Виды мышц, их роль в обеспечении движений. Спинальные механизмы регуляции мышечного тонуса и фазных движений: структура и функция проприорецепторов, рефлекс на растяжение; роль альфа- и гамма-мотонейронов в поддержании тонуса. Значение продолговатого мозга в регуляции мышечного тонуса. Децеребрационная ригидность.

Участие среднего мозга в осуществлении познотонической деятельности мышц. Роль ретикулярной формации в поддержании и перераспределении мышечного тонуса (Р. Гранит). Корригирующее и стабилизирующее влияние мозжечка на моторную функцию.

Роль базальных ядер в формировании мышечного тонуса и сложных двигательных актов, в организации и реализации двигательных программ. Экстрапирамидная и пирамидная системы регуляции мышечного тонуса и движений.

Рефлексы положения – установочные рефлексы. Статические и статокинетические рефлексы (Р. Магнус).



 

Тема 8.Вегетативная нервная система

 

Структурно-функциональные особенности соматической и вегетативной нервной системы (ВНС). Типы влияний ВНС. Принципы организации эфферентного звена вегетативных рефлексов. Двухнейронная структура вегетативных нервов. Вегетативные ганглии и их функции. Преганглионарные и постганглионарные нервные волокна, их функциональные различия (Дж. Ленгли). Механизмы передачи возбуждения в вегетативных ганглиях. Медиаторы ВНС. Основные виды рецептивных субстанций (адренергические, холинергические синапсы и др.).

Влияние симпатического, парасимпатического и метасимпатического отделов ВНС на иннервируемые органы. Синергизм и относительный антагонизм, и их влияния

Вегетативные центры. Роль гипоталамуса, мозжечка, лимбической системы, ретикулярной формации и коры больших полушарий в регуляции вегетативных функций.

Участие вегетативной нервной системы в интеграции функций при формировании целостных поведенческих актов. Вегетативные компоненты поведения. Вегетативные реакции как показатель психической деятельности.



Модуль 3.Нервные структуры и связи мозга, определяющие основные биологические мотивации и целостные поведенческие акты

 

 

Тема 9.Физиология спинного мозга, ствола мозга и мозжечка

 

Спинной мозг. Роль спинного мозга в процессах регуляции деятельности опорно-двигательного аппарата и вегетативных функций организма. Функции передних и задних корешков. Сегментарный и межсегментарный принципы работы спинного мозга. Центры спинного мозга. Проводниковые функции спинного мозга. Место спинного мозга в системной иерархии центральной нервной системы.

Продолговатый мозг. Сегментарный и надсегментарный принципы их структурно-функциональной организации. Центры продолговатого мозга и моста, участие в процессах саморегуляции функций. Организация бульбарного дыхательного центра, реакция мозга на гипоксию и асфиксию. Синдром внезапной остановки дыхания. Регуляция сердечной деятельности и кровяного давления. Терморегуляция. Роль продолговатого мозга в регуляции мышечного тонуса. Рефлексы позы (лабиринтные, шейные, фиксации взора). Проводниковая функция продолговатого мозга и моста в интегративной деятельности ЦНС.

Средний мозг. Роль среднего мозга в процессах саморегуляции функций. Рефлекторная деятельность среднего мозга. Участие среднего мозга в осуществлении фазнотонической деятельности мышц. Установочные рефлексы: статические и статокинетические рефлексы (Р. Магнус). Механизмы поддержания равновесия тела. Проводниковая функция среднего мозга. Участие среднего мозга в интегративной деятельности ЦНС.



Мозжечок. Функциональная анатомия. Афферентные и эфферентные связи мозжечка. Участие в регуляции мышечного тонуса, движений. Вегетативные функции (Л. А. Орбели). Участие в организации двигательных программ. Последствия удаления и повреждения мозжечка. Роль мозжечка в интегративной деятельности ЦНС.

 

Тема 10.Физиология промежуточного мозга, лимбической системы и базальных ганглиев.

Таламус – коллектор афферентных путей. Функциональная характеристика специфических (релейных, ассоциативных) и неспецифических ядер таламуса. Соматотопическая организация представительства рецепторных полей в релейных ядрах. Роль перекрытия в них экстероцептивных и интероцептивных полей в формировании «отраженной чувствительности» (Г. А. Захарьин, Х. Гед, Р. А. Дуриньян). Участие ядер таламуса в формировании болевых ощущений. Таламокортикальные и кортикоталамические взаимоотношения. Их значение в интегративной деятельности мозга.

Гипоталамус. Характеристика основных ядерных групп. Особенности их нейронов (нейрорецепция, нейросекреция, обилие кровоснабжения). Гипоталамус – высший подкорковый вегетативный центр, обеспечивающий интеграцию соматических, вегетативных и эндокринных функций. Его роль в управлении гомеостатическими процессами. Участие гипоталамуса в формировании мотиваций, эмоций, стресса, биоритмов, полового поведения. Значение гипоталамуса в интегративной деятельности ЦНС. Интеграция вегетативных, нейроэндокринных и центральных регуляций при осуществлении поведения на базе основных биологических мотиваций. Структуры и нейрогормональные механизмы в регуляции питьевого, пищевого, полового поведения, терморегуляционные рефлексы.

Общий обзор желез внутренней секреции. Понятие о гормонах. Общие принципы гипоталамического управления функциями желез внутренней секреции. Гипофиз. Поджелудочная железа. Щитовидная железа. Надпочечники. Половые железы. Гипоталамо-гипофизарно-надпочечниковая система (ГГНС) и ее участие в формировании стрессорного ответа. Общий адаптационный синдром Г.Селье. Физиологические механизмы стресса и адаптации.

Структура и функции лимбической системы.

Базальные ганглии. Участие в формировании мышечного тонуса и сложных двигательных актов, организации и реализации врожденных и приобретенных двигательных программ.

 

Тема 11.Физиология коры больших полушарий мозга.

Кора больших полушарий мозга. Роль коры в формировании системной деятельности организма. Представление о кортикализации функций в процессе эволюции ЦНС.

Афферентные, эфферентные и ассоциативные области коры. Колонковая организация коры. Современные представления о локализации функций в коре. Полифункциональность корковых областей. Иррадиация и конвергенция возбуждений различной модальности в коре. Роль тормозящих нейронов в обеспечении аналитико-синтетической деятельности коры. Пластичность коры. Корково-подкорковые и кортиковисцеральные взаимоотношения. Парность в деятельности коры больших полушарий. Функциональная асимметрия полушарий у человека.

 

Тема 12.Медиаторные системы мозга. Основные функциональные блоки мозга.

 

Химическое многообразие медиаторов. Медиаторы и нейромодуляторы. Собственная опиатная система мозга. Роль медиаторных систем в интегративных процессах обучения, памяти, эмоций и боли.

Функциональные основные блоки мозга, обеспечивающие разные формы целенаправленной деятельности. Блок приема, переработки и хранения информации (сенсорные системы). Блок регуляции тонуса и бодрствования или энергетический блок (модулирующие системы мозга – ретикулярная формация мозгового ствола, лимбическая система). Блок программирования, регуляции и контроля сложных форм деятельности.

 

 


ПРОБЛЕМНО-МОДУЛЬНЫЙ КУРС

Модуль 1. Общие свойства возбудимых тканей

Цели модуля:

1) дать представление о предмете, понятиях, связях дисциплины с другими науками и методах исследования физиологии нервной системы;

2) дать знания о принципах рефлекторной деятельности и механизмах регуляции функций;

3) сформировать у студентов представление о роли нервной системы, как материального носителя психических процессов, в сохранении психического здоровья человека.

4) способствовать формированию естественнонаучного мышления в изучении процессов, свойств и состояний психики человека.

 

 

Тематическое планирование модуля
Лекции, самостоятельная работа Практические занятия
Лекция 1. Механизмы регуляция физиологических функций. Лекция 2. Общее представление о возбуждении. Потенциал покоя. Потенциал действия Лекция 3. Проведение возбуждения в рефлекторной дуге     1. Механизмы регуляции физиологических функций. 2. Потенциал покоя и потенциал действия. 3. Проведение возбуждения по миелинизированным и безмиелиновым волокнам. 4. Центральное и периферическое торможение.  

 

СЕМИНАР 1 Возбуждение и торможение в центральной нервной системе

Рубежное тестирование


Тема 1. Введение. Механизмы регуляции физиологических функций

 
 
Проблема темы:Роль нервной системы в обеспечении жизнедеятельности и здоровья организма.

 


Позиция 1.1.Предмет и методы исследования физиологии цнс. Основные понятия. Связь с другими дисциплинами.

 

           
   
 
   
 
   
 
   
 
 
Аналитические методы: метод деструкции, метод функционального выключения, метод раздражения нервных структур, метод наблюдения, метод регистрации суммарных электрических колебаний коры головного мозга, метод вызванных потенциалов, метод томографии.
 
 
Нейрокибернетические методы: моделирование механизмов регуляции и действия обратных связей на основе точного количественного учета и математической обработкой с использованием компьютера.
 
 
Нейропсихологические методы: комплексные методы объективной оценки свойств ЦНС, связанных с психическими актами.

 


Вопросы для самостоятельного изложения

Назовите функции нервной системы.

1. Управляет деятельностью различных органов и систем, составляющих целостный организм.

2. Координирует процессы, протекающие в организме, с учетом состояния внешней и внутренней среды, анатомически и функционально связывая все части организма в единое целое.

3. Посредством органов чувств осуществляет связь и взаимодействие организма с окружающей средой.

4. Деятельность нервной системы лежит в основе психических процессов (чувств, обучения, памяти, речи и мышления), с помощью которых человек не только познает окружающую среду, но и может активно ее изменить.

5. Способствует становлению межличностных контактов, необходимых для организации социума.

 

Дайте понятие метода ,,хронического эксперимента,,. Укажите, кто ввел этот метод в экспериментальную физиологию?

Хронический эксперимент позволяет в течение длительного времени изучать функции организма в условиях нормального взаимодействия его с окружающей средой.

И.П.Павлов ввел в практику физиологических исследований метод хронического эксперимента, благодаря которому стало возможным изучение целостного, практически здорового животного.

 

 

Один из основных принципов физиологии - принцип целостности. Сформулируйте реализацию этого принципа применительно к психике.

Принцип целостности подразумевает понимание психики как чрезвычайно сложной, открытой, многоуровневой, самоорганизующейся системы, обладающей способностью поддерживать себя в состоянии динамического равновесия и производить новые структуры и новые формы организации.

Принцип целостности сформулирован в известном врачебном постулате «лечить больного, а не болезнь».

 

Позиция 1.2. Нервная ткань и ее свойства.

 

 


Позиция 1.3. Структурная организация и функции систем регуляции.

       
 
 
   


Рис. 1. Взаимосвязь между основными физиологическими состояниями клеток возбудимых тканей

Вопросы для самостоятельного изложения

Назовите структурные и функциональные различия между аксоном и дендритом.

Аксон представляет собой вырост цитоплазмы. Место выхода аксона из нейрона называется аксонный холмик. Аксон выполняет функцию отведения нервных импульсов от тел нейронов, и заканчиваются на другом нейроне или на тканях рабочих органов. Каждая нервная клетка имеет только 1 аксон.

Дендриты проводят импульс к телу нейронов. Большинство дендритов – короткие, сильно ветвящиеся отростки. У одного нейрона их может быть несколько.

 

Назовите функции глиальных клеток?

 

Функции глиальных клеток: опорная, изоляционная, дренажная, транспортная, регулирующая ионный состав межклеточного пространства. Благодаря своей способности поглощать ионы (в первую очередь, ионы калия) и некоторые другие вешества из интерстициального пространства, эти клетки могут влиять на возбудимость нейронов.

 

Дайте определение понятию «миелинизация нервных волокон». Когда этот процесс происходит в онтогенезе?

При формировании безмиелинового нервного волокна осевой цилиндр (отросток нейрона) погружается в тяж из леммоцитов, цитолеммы которых прогибаются и плотно охватывают осевой цилиндр в виде муфты, края которой смыкаются над ним, образуя дупликатуру клеточной мембраны — мезаксон. Соседние леммоциты входящие в состав сплошного глиального тяжа своими цитолеммами образуют простые контакты. Безмиелиновые нервные волокна имеют слабую изоляцию, допускающую переход нервного импульса с одного волокна на другое, как в области мезаксона, так и в области межлеммоцитарных контактов.

 


Позиция 1.3. Структурная организация и функции систем регуляции

 
 

 

 

 


Рис.2. Схема рефлекторного кольца, посредством которого обеспечивается нервная регуляция функций организма.

 

Вопросы для самостоятельного изложения

Приведите примеры регуляции функций по возмущению

Регуляция по возмущению (саморегуляция по входу) системы возможна только для открытых систем, имеющих связи с внешней средой. Этот тип регуляции включается в тех случаях, когда на живую систему оказывает воздействие внешний для нее фактор, меняющий условия ее существования.
Например, регуляция дыхания обычно обеспечивает оптимальную для метаболизма клеток взаимосвязь процессов газообмена в легких, транспорта газов кровью и газообмена крови с клетками в тканях.

Приведите примеры регуляции функций по отклонению

 

Регуляция по отклонению (саморегуляция по выходу системы) обеспечивается сравнением имеющихся параметров реакции физиологических систем с требующимися в конкретных условиях, определением степени рассогласования между ними и включением исполнительных устройств для устранения этого рассогласования. Частным примером регуляции по отклонению является поддержание физиологических констант внутренней среды. Стоит только отклониться от заданного уровня и повыситься в крови напряжению углекислого газа из- за недостаточного его удаления через легкие или повышенного образования в тканях, как начнут реализовываться ре-гуляторные механизмы. Речь идет о комплексе реакций первого, второго и третьего уровней, необходимых для устранения этого сдвига: образование углекислоты и бикарбоната натрия, связывание водородных ионов буферными системами, повышение выведения протонов через почки, активация дыхания для выведения углекислого газа во внешнюю среду.

Заполните таблицу, указав особенности нервной и гуморальной регуляции функций в организме.

Гуморальная регуляция Нервная регуляция
при участии гуморальных факторов (гормоны, Са, СО2 ...), тканевой жидкостью. – при участии нервной системы
Гуморальная регуляция может осуществляться с помощью: · гормонов – биологически активных (действующих в очень маленькой концентрации) веществ, выделяемых в кровь железами внутренней секреции; · других веществ осуществляется с помощью электрических импульсов, идущих по нервным клеткам
  По сравнению с гуморальной происходит быстрее · более точная · требует больших затрат энергии · более эволюционно молодая.

Для чего нужна обратная связь в системе регуляции?

 

Регуляция по отклонению требует наличия канала связи между выходом системы регуляции и ее центральным аппаратом управле­ния и даже между выходом и входом системы регуляции. Этот канал получил названиеобратной связи.

Объясните такие свойства функциональной системы, как динамичность и саморегуляция.

 

Динамичность: любая функциональная система – образование временное и постоянно меняющееся. Различные органы и ткани могут быть компонентами большого количества различных функциональных систем.

Саморегуляция: за счет наличия обратной связи система сама контролирует соответствие достигнутого результата потребностям организма.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.