Сделай Сам Свою Работу на 5

Использование методов научного познания





Н.В. Бартко, Н.Л. Байдикова

Методическое пособие

По написанию курсовых и дипломных работ

для студентов факультета иностранных языков

(специальность 03120265 -
«ПЕРЕВОД И ПЕРЕВОДОВЕДЕНИЕ»)

 

Утверждено редакционно-издательским советом института

 

Москва 2007 г.


УДК 811 (07)

М - 545

Рецензенты: О.Н. Арефьева, Л.Ю. Стицей, В.И. Яременко

 

Бартко Н.В., Байдикова Н.Л.

Методическое пособие по написанию курсовых и дипломных работ для студентов факультета иностранных языков (специальность 03120265 – «Перевод и переводоведение»). – М.: МИЭТ, 2007. – 84 с.

 

Методическое пособие предназначено для студентов 2 – 5 курсов факультета иностранных языков, обучающихся по специальности «Перевод и переводоведение» и преследует цель раскрыть основы, логику и сущность научного исследования. В пособии содержатся также конкретные рекомендации и требования к написанию курсовых работ по лексикологии, теории перевода, общему языкознанию и дипломных работ.


Часть 1. Общие требования к написанию
курсовых и дипломных работ

Методология научного творчества

Общая схема хода научного исследования



Для начинающих исследователей весьма важно иметь хотя бы самое общее представление о методологии научного творчества.

Изучать в научном смысле – это значит вести поисковые исследования, быть научно объективным, не отбрасывая факты в сторону потому, что их трудно объяснить. Сущность нового в науке не всегда видна самому исследователю. Новые научные факты из-за того, что их значение плохо раскрыто, могут долгое время оставаться в резерве науки и не использоваться на практике.

При научном исследовании важно все. Концентрируя внимание на основных или ключевых вопросах темы, нельзя не учитывать так называемые косвенные факты, которые на первый взгляд кажутся малозначительными. Часто бывает, что именно такие факты скрывают за собой начала важных открытий.

В науке мало установить какой-либо новый научный факт, важно дать ему объяснение с позиций современной науки, показать его общепознавательное, теоретическое или практическое значение.

Весь ход научного исследования можно представить в виде следующей логической схемы.



1. Выбор темы и обоснование ее актуальности.

2. Постановка цели и конкретных задач исследования.

3. Определение объекта и предмета исследования.

4. Выбор методов (методики) проведения исследования.

5. Описание процесса исследования.

6. Обсуждение результатов исследования.

7. Формулирование выводов и оценка полученных результатов.

Обоснование актуальности выбранной темы – начальный этап любого исследования. Освещение актуальности должно быть не многословным. Начинать ее описание издалека нет особой необходимости. Достаточно в пределах одной страницы показать главное – суть проблемной ситуации, из чего и будет видна актуальность темы.

Любое научное исследование проводится для того, чтобы преодолеть определенные трудности в процессе познания новых явлений, объяснить ранее неизвестные факты или выявить неполноту старых способов объяснения известных фактов. Проблема возникает тогда, когда старое знание уже обнаружило свою несостоятельность, а новое знание еще не приняло развитой формы. Таким образом, проблема в науке – это противоречивая ситуация, требующая своего разрешения.

Именно выбор проблем в очень большой степени определяет стратегию исследования вообще и направление научного поиска в особенности. Сформулировать научную проблему – значит показать умение отделить главное от второстепенного, выяснить то, что уже известно и что пока неизвестно науке о предмете исследования.

Начинающие исследователи часто избегают брать узкие темы, опасаясь, что не смогут найти достаточного количества научных первоисточников для глубокого изучения проблемы. Но по мере ознакомления с материалом это опасение исчезает, исследователю открываются такие стороны проблемы, о которых он раньше и не подозревал. Узкая тема в рамках заданного объема раскрывается более глубоко и детально, а работы, посвященные широким темам, часто бывают поверхностными и мало самостоятельными.



От доказательства актуальности выбранной темы логично перейти к формулировке цели предполагаемого исследования и указать на конкретные задачи, которые предстоит решать в соответствии с этой целью. Это обычно делается в форме перечисления (изучить…, описать…, установить…, выяснить… и т.п.).

Формулировки этих задач необходимо делать как можно более тщательно, поскольку описание их решения должно составить содержание глав курсовой (дипломной) работы. Это важно также и потому, что заголовки таких глав рождаются именно из формулировок задач предпринимаемого исследования.

Далее формулируются объект и предмет исследования. Объект это процесс или явление, порождающее проблемную ситуацию и
избранное для изучения. Предмет – это то, что находится в границах объекта.

Объект и предмет исследования как категории научного процесса соотносятся между собой как общее и частное. В объекте выделяется та его часть, которая служит предметом исследования. Именно на него направлено основное внимание исследователя, именно предмет определяет тему курсовой (дипломной) работы, которая обозначается на титульном листе как ее заглавие.

Очень важным этапом научного исследования является выбор методов исследования, которые служат инструментом при поиске фактического материала, являясь необходимым условием достижения поставленной цели.

Описание процесса исследования – основная часть курсовой (дипломной) работы, в которой освещаются методика и техника исследования.

Очень важный этап хода научного исследования – обсуждение его результатов, которое ведется на студенческих конференциях, где дается предварительная оценка теоретической и практической ценности работы (для дипломных работ).

Заключительным этапом хода научного исследования являются выводы, которые отражают выполнение поставленных задач и содержат то новое и существенное, что составляет научные и практические результаты проведенной исследовательской работы.

Использование методов научного познания

Методы научного познания принято делить на общиеи специальные. Большинство специальных проблем конкретных наук и даже отдельные этапы их исследования требуют применения специальных методов решения. Разумеется, такие методы имеют свою специфику и поэтому изучаются, разрабатываются и совершенствуются в конкретных, специальных науках. Они никогда не бывают произвольными, т.к. определяются характером исследуемого объекта.

Кроме специальных методов, характерных для определенных областей научного знания, существуют общие методы научного познания, которые в отличие от специальных методов используются на всем протяжении исследовательского процесса и в самых различных науках.

Общие методы научного познания обычно делят на три большие группы:

1) методы эмпирического исследования (наблюдение, сравнение, измерение, эксперимент);

2) методы, используемые как на эмпирическом, так и на теоретическом уровне исследования (абстрагирование, анализ и синтез, индукция и дедукция, моделирование и др.);

3) методы теоретического исследования (восхождение от абстрактного к конкретному и др.)

Наблюдение как метод эмпирического исследованияпредставляет собой активный познавательный процесс, опирающийся прежде всего на работу органов чувств человека и его предметную материальную деятельность. Этот метод выступает, как правило, в качестве одного из элементов в составе других эмпирических методов.

В повседневной деятельности и в науке наблюдения должны приводить к результатам, которые не зависят от воли, чувств и желаний субъектов. Чтобы стать основой последующих теоретических и практических действий, эти наблюдения должны информировать нас об объективных свойствах и отношениях реально существующих предметов и явлений.

Наблюдение может стать плодотворным методом познания, только если оно: 1) планомерно, 2) целенаправленно, 3) активно, 4) систематично.

Наблюдение как средство познания дает первичную информацию о мире.

Сравнение– одно из наиболее распространенных методов познания. Недаром говорится, что «все познается в сравнении». Сравнение позволяет установить сходства и различия предметов и явлений. В результате сравнения устанавливается то общее, что присуще двум или нескольким объектам, а выявление общего, повторяющегося в явлениях есть ступень на пути к познанию закономерностей и законов.

Для того, чтобы сравнение было результативным, оно должно удовлетворять двум основным требованиям. Первое требование: сравниваться должны лишь такие явления, между которыми может существовать определенная объективная общность. Второе требование: для познания объектов их сравнение должно осуществляться по наиболее важным, существенным (для данной познавательной задачи) признакам.

Измерение в отличие от сравнения является более точным познавательным средством. Измерение – есть процедура определения численного значения некоторой величины посредством единицы измерения. Ценность этой процедуры в том, что она дает точные, количественно определенные сведения об изучаемом явлении.

Важнейшим показателем качества измерения, его научной ценности является точность, которая зависит от усердия исследователя, от применяемых им методов. В точных науках большое значение имеют имеющиеся измерительные приборы.

В числе эмпирических методов научного познания измерение занимает примерно такое же место, как наблюдение и сравнение.

Частным случаем наблюдения является эксперимент, т.е. такой метод научного исследования, который предполагает вмешательство в естественные условия существования предметов и явлений или воспроизведение определенных сторон предметов и явлений в специально созданных условиях с целью изучения их без осложняющих процесс сопутствующих обстоятельств.

Экспериментальное изучение объектов по сравнению с наблюдением имеет ряд преимуществ: 1) в процессе эксперимента становится возможным изучение того или иного явления в «чистом виде»; 2) эксперимент позволяет исследовать свойства объектов действительности в заданных условиях; 3) важнейшим достоинством эксперимента является его повторяемость.

Любой эксперимент может осуществляться как непосредственно с объектом, так и с «заместителем» этого объекта в познании – моделью.

Использование моделей позволяет применять экспериментальный метод исследования к таким объектам, непосредственное оперирование с которыми затруднительно или даже невозможно. Поэтому моделирование является особым методом и широко распространено в науке. Целью этого метода является изучение определенных общественных явлений на сравнительно небольших коллективах.

Рассмотрим теперь методы, используемые на эмпирическом и теоретическом уровне исследований. К таким методам принято относить абстрагирование, анализ и синтез, индукцию и дедукцию.

Абстрагированиеимеет для умственной деятельности универсальный значение, ибо каждый шаг мысли связан с этим процессом или с использованием его результата. Сущность этого метода состоит в мысленном отвлечении от несущественных свойств, связей, отношений, предметов и в одновременном выделении, фиксировании одной или нескольких интересующих исследователя сторон этих предметов.

Различают процесс абстрагирования и результат абстрагирования, называемый абстракцией. Обычно под результатом абстрагирования понимается знание о некоторых сторонах объектов. Процесс абстрагирования – это совокупность операций, ведущих к получению такого результата (абстракции). Примерами абстракций могут служить бесчисленные понятия, которыми оперирует человек не только в науке, но и в обыденной жизни: дерево, дом, дорога, жидкость и т.п.

Процесс абстрагирования в системе логического мышления тесно связан с другими методами исследования, и, прежде всего, с анализом и синтезом.

Анализявляется методом научного исследования путем разложения предмета на составные части. Анализ в гуманитарных науках понимается также как тщательное, глубокое изучение явления с целью получения новых данных о нем (анализ научной литературы).

Синтезпредставляет соединение полученных при анализе частей, идей, понятий в нечто целое.

Методы анализа и синтеза в научном творчестве органически связаны между собой и могут принимать различные формы в зависимости от свойств изучаемого объекта и цели исследования. В зависимости от степени познания объекта, от глубины проникновения в его сущность применяется анализ и синтез различного рода.

Прямой или эмпирический анализ и синтез применяется на стадии поверхностного ознакомления с объектом. При этом осуществляется выделение отдельных частей объекта, обнаружение его свойств, простейшие измерения, фиксация непосредственно данного, лежащего на поверхности общего. Этот вид анализа и синтеза дает возможность познать явление, но для проникновения в его сущность он недостаточен.

Возвратный или элементарно-теоретический анализ и синтез широко используются как мощное орудие достижения моментов сущности исследуемого явления. Здесь операции анализа и синтеза осуществляются не механически. Они базируются на некоторых теоретических соображениях, в качестве которых может выступать предположение о причинно-следственной связи различных явлений, о действии какой-либо закономерности.

Наиболее глубоко проникнуть в сущность объекта позволяет структурно-генетический анализ и синтез.При этом идут дальше предположения о некоторой причинно-следственной связи. Этот тип анализа и синтеза требует вычленения в сложном явлении таких элементов, таких звеньев, которые представляют самое центральное, самое главное в них, их «клеточку», оказывающую решающее влияние на все остальные стороны сущности объекта.

Под дедуктивным методом познания понимают дедуктивное умозаключение, в котором вывод о некотором элементе множества делается на основании знания свойств всего множества. Например: «Все одушевленные существительные могут образовывать притяжательный падеж. Слово “fox” (лиса) – одушевленное существительное. Следовательно, “fox” (лиса) может образовать притяжательный падеж». Таким образом,содержанием дедукции какметода познания является использование общих научных положений при исследовании конкретных явлений.

Дедукция выгодно отличается от других методов познания тем, что при истинности исходного знания она дает истинное выводное знание. Однако было бы неверным переоценивать научную значимость дедуктивного метода, поскольку без получения исходного знания этот метод ничего дать не может. Поэтому прежде нужно научиться пользоваться индукцией.

Индукция как метод познания представляет собой совокупность познавательных операций, в результате которых осуществляется движение мысли от менее общих положений к положениям более общим. Под индуктивным понимается умозаключение от частного к общему, когда на основании знания о части предметов класса делается вывод о классе в целом. Следовательно, разница между индукцией и дедукцией обнаруживается только прежде всего в прямо противоположной направленности хода мысли.

Обобщая накапливаемый эмпирический материал, индукция подготавливает почву для выдвижения предположений о причине исследуемых явлений, а дедукция, теоретически обосновывая полученные индуктивным путем выводы, снимает их гипотетический характер и превращает в достоверное знание.

Для исследования сложных развивающихся объектов (например, языков) применяется (сравнительно-)исторический метод. Он используется только там, где так или иначе предметом исследования становится история объекта, его развитие во времени.

Сопоставительный метод помогает описать сходства и различия двух или нескольких изучаемых объектов на определенной ступени их развития (например, сравнивается состояние родственных языков в настоящее время или в определенный период в прошлом).

Функционально-системный подход рассматривает объект в качестве элемента, входящего в систему, которая может состоять из ряда взаимозависимых и взаимосвязанных подсистем (например, слова являются элементами лексического яруса языка, который вместе с другими подсистемами образует единую сложную систему – язык).

Из методов теоретического исследования рассмотрим метод восхождения от абстрактного к конкретному. Восхождение от абстрактного к конкретному представляет собой всеобщую форму движения научного познания, закон отображения действительности в мышлении. Согласно этому методу процесс познания как бы разбивается на два относительно самостоятельных этапа.

На первом этапе происходит переход от чувственно-конкретного, от конкретного в действительности к его абстрактным определениям. Единый объект расчленяется, описывается при помощи множества понятий и суждений. Он как бы «испаряется», превращаясь в совокупность зафиксированных мышлением абстракций, односторонних определений.

Второй этап процесса познания и есть восхождение от абстрактного к конкретному. Суть его состоит в движении мысли от абстрактных определений объекта, т.е. от абстрактного в познании, к конкретному в познании. На этом этапе как бы восстанавливается исходная целостность объекта, он воспроизводится во всей своей многогранности – но уже в мышлении.

Оба этапа познания теснейшим образом взаимосвязаны. Восхождение от абстрактного к конкретному невозможно без предварительного «анатомирования» объекта мыслью, без восхождения от конкретного в действительности к абстрактным его определениям. Таким образом, можно сказать, что рассматриваемый метод представляет собой процесс познания, согласно которому мышление восходит от конкретного в действительности к абстрактному в мышлении и от него – к конкретному в мышлении.

В процессе конкретного лингвистического исследования эти основные методы обычно используются в комплексе, видоизменяются в зависимости от цели, сочетаются с частными методами. Ниже приведены наиболее известные и распространенные специальные методылингвистического исследования.

Гипотетико-дедуктивный метод состоит из нескольких этапов. Сначала исследователь устанавливает критерии подлежащего исследованию объекта и собирает фактический материал, источником которого может служить художественная или специальная литература, словари. Собранный языковой материал обобщается индуктивным путем и выдвигается гипотеза, дающая теоретическое объяснение явлению или классу явлений. Далее гипотеза уточняется многими путями, например, сопоставлением с уже известными концепциями и выявлением противоречащего им материала. Затем на этапе дедукции логическим путем выводится новая мысль из признанных истинными данных.

Заключительным этапом является проверка новой теории путем сопоставления ее с дополнительно полученными фактами. Если при этом обнаруживается противоречащий сделанным выводам материал, это, при условии, что гипотеза в целом подтверждается достаточно большим количеством случаев, означает необходимость введения уточнений и описания пограничных случаев.

Гипотетико-дедуктивный метод обычно применяется в сочетании с каким-либо другим методом, что обеспечивает большую надежность результатов.

Метод оппозиций удобен для выделения классов языковых единиц и их множеств, над которыми возможны различные операции, а также при составлении различных классификаций. Оппозиция определяется как семантически релевантное различие по одному признаку при сходстве остальных. Различительный признак называется дифференциальным, а общие признаки – основанием для сравнения.

Отношения между членами оппозиции могут быть различными. В бинарной оппозиции один ее член утверждает, а другой отрицает наличие какого-либо признака (able - способный :: unable - неспособный, fair- честный :: unfair - нечестный). Эквиполентная оппозиция характеризуется качественным различием признака (kid –ребенок :: kid – лайка). Члены градуальной оппозиции отличаются разной степенью (градацией) одного и того же признака (affect – наносить физический вред:: torment – мучить :: torture - пытать).

Метод оппозиций хорошо сочетается с другими методами, такими, как дистрибутивным, компонентным, контекстологическим.

Дистрибутивный анализ помогает изучить сочетаемость, или сумму всех окружений, в которых встречается тот или иной языковой элемент, т.е. его дистрибуцию. Для этого используются условные буквенные обозначения классов слов, из которых образуются дистрибутивные формулы: make + N+V (make the machine goзапустить механизм в действие), make + Аdj (make sure – удостовериться). Дистрибутивные формулы удобны для классификации собираемых примеров, позволяя показать условия вариативности значения того или иного слова.

Дистрибутивно-статистический анализ – это сумма формальных алгоритмических процедур, направленных на описание каких-либо объектов в тексте (букв, слов, высказываний и т.д.), и опирающихся на их дистрибуцию в тексте и на количественную информацию о встречаемости этих элементов в тексте. Этот метод можно использовать, например, при исследовании распределения относительной частоты употребления какого-либо языкового явления разными персонажами в зависимости от их социального статуса, образования и т.д.

Валентностный анализ имеет много общего с дистрибутивно-статистическим анализом. Валентность – это свойство слова присоединять к себе другие слова, необходимость его восполнения словами определенных типов в предложении. Валентность предиката, например, характеризуется числом открываемых им мест. Событийные непереходные предикаты одновалентны (fall – падать, sink – тонуть). Двух-(трех-)местная валентность показывает, что предикат выражает события, происходящие между несколькими участниками (fall trees – валить деревья, sink ships – топить корабли).

Валентностный анализ проводится в несколько этапов. После определения общей задачи исследования устанавливается список слов, валентность которых намечено изучить, определяется тип текстов, из которых будет взята выборка, и устанавливается общий объем выборки.

Контекстологический анализ предполагает, что высказывание получает смысл в ситуативном и социальном контексте и является функцией такого контекста. Этот метод учитывает влияние на языковую семантику коммуникативной ситуации, ролевой структуры общения, социальных факторов и условий функционирования языка, всего многообразия познаваемого человеком мира.

Компонентный анализ в основном используется для раскрытия семантики слов, но может применяться и в других областях лингвистики, например, в фонологии. В компонентном анализе значение слова разлагается на его составляющие – семантические компоненты (семантические множители, семы). При этом исследователь обычно опирается на словарные дефиниции и использует логические операции определения понятий. Для этого необходимо указать ближайший род или класс, к которому относится предмет, и видовые отличия, т.е. признаки, которые отличают данный предмет от всех других предметов того же класса. Например, для терминов родства можно выделить признаки «старшее :: младшее поколение», «женский :: мужской пол», «прямое :: непрямое родство», и тогда слово «отец» означает лицо старшего поколения, мужского пола и прямого родства.

Метод математической обработки данных нужен при подсчете частотности употребления языкового явления в различных текстах и сравнении с частотностью употребления другого явления, для обобщения полученных результатов и их представления в более организованном виде и т.д.

В настоящее время все большее распространение получает метод автоматическогоанализа текста с помощью компьютера.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.