|
ДЕРЖАТЬСЯ ЦЕНТРА ДЛЯ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ЕДИНСТВА НЕБА И ЗЕМЛИ
Пребывание в центре для осуществления единства неба и земли единственно достигается объединением солнца и луны. Солнце представляет сердце, а луна — полость нижнего дань тяня под пупком, символизируемых соответственно драконом (женская или отрицательная жизненность) и тигром (мужская или положительная жизненность). Если достигнуто единение неба и земли, и свет солнца и луны смешиваются перед исходной полостью духа (узя цяо в центре мозга за межбровьем), то это и есть макрокосмический элемент Единой Реальности. Это место (за межбровьем), где воспроизводящая сила, жизненность и дух объединяются, где сердце и интеллект пусты, и где нет ни "я", ни других сущностей. Перед полостью духа (за межбровьем) ис-
тинная жизненность подобна светящемуся кругу, который называется Великим Пределом (Тай цзи), Золотым эликсиром (цзинь дань) и Исходным сознанием (юань грюэ).
Соответственно, врожденные небо и земля и приобретенные сердце и нижний дань тянь (или поле эликсира под пупком) называются четырьмя формами положительного и отрицательного начала (Инь-Ян).
Главы I — IV учат предварительным этапам, а главы V —VIII — методам преобразования. Для этого сначала необходимо восстановить воспроизводящую силу, чтобы укрепить мозг для целей поддержания вечной жизни. Поэтому эта последовательная тренировка должна быть ясна учащемуся до того, как он приступит к ней с целью овладения творческой силой неба и земли, сажая таким образом семена бессмертия.
Шан Ян-цзы сказал: "Учащемуся следует искать знающих учителей". Он не может сам создать алхимический элемент, потому что, если он недостаточно полно погрузится в тренировку, он не будет знать, как поступить, встретившись с механизмом Созидания. Это бывает благодаря ложному пониманию, хотя на самом деле понимания нет. Если он тренируется вслепую, не ожидая того, что механизм созидания проявит себя, тогда его практика будет не только напрасной, но и просто вредной. Я прошу читателей очень серьезно подумать об этом. Для них будет гораздо лучше, если они подождут, пока лицо не начнет светиться, и только тогда приступят к собиранию алхимического элемента, который они должны будут затем сублимировать при помощи огня на микрокосмическом круге, чтобы преобразовать его в жизненность. Когда воспроизводящая сила и жизненность достигают должного уровня, тогда сущностная природа и вечная жизнь сольются в одно.
Потому что во время каждого дополнительного очищения микрокосмическим огнем, врожденная воспроизводящая сила и жизненность достигают должного уровня. Тогда сущностная природа и дух будут становится чем-то единым, и практикующий почувствует присутствие светового круга, несколько сходного с ярким солнцем на небе, возникающего перед ним. Это является результатом успешной практики шести первых шагов (разобранных в главах I—VI), которые очищают воспроизводящую силу в теле. Этот круг называется Таинственным затвором (сю-ань гуань).
Рис. 17
Место ■ межброаье
Сит—-
Природы
С»ет — жизни
' жизненность ■ мозге
Сердце (концентрация)
' протяженность (отрицательная жизненность)
Дюйма ниже пуша
Сердце
Жиаот
Печень
легкие \ низ жиаота ' положительная
Жизненность
Жизиениых дыханий
Таинственный затвор — в высшей степени удивительная и глубокая полость, которая является Великим Пределом {Тай цзи) в человеческом теле. Даосские тексты гласят: "Эта полость лежит в человеческом теле в центре между небом (головой) и землей (низом живота)". Патриарх Цзю-цзу сказал: "Неправильно искать это в теле и также неправильно искать это вне тела. Потому что, когда оно проявляет себя, то становится полостью, а когда нет, то его не обнаружить". ВСин мин гуй чжи сказано:
"Таинственная полость !1 неимеетграниц;осознание ее в чистом виде, без всякого наслоения, является действительным достижением. Этот Таинственный затвор проявляется в условиях полнейшей тишины, но стоит возникнуть хоть какой-нибудь мысли, как он немедленно скрывается в приобретенной области и сразу же исчезает без малейшего следа. И при дальнейших поисках его уже нельзя будет найти из-за привязанности к форме".
Мои наставники Ляо Жэнь и Ляо Кун говорили: "Достичь этого Таинственного затвора можно путем практики первых шести этапов, (изложенных в главах I—VI). Он проявляется лишь в случае, если воспроизводящая сила, жизненность и дух соединяются в исходной полости духа (узы уяо) за межбровьем и являются единой врожденной жизненностью, образующей круг". Мой брат Куй И-цзы сказал: "Если воспроизводящая сила, жизненность и дух достаточно полны, тогда они восходят вверх, чтобы вызвать проявление света сущностной природы; это свет жизненнрсти Единой Реальности".
Если бывают часто видны яркие звезды и вспышки света, то это всегда предвещает Таинственный Затвор, который находится в пространстве и появляется впереди исходной полости духа (за межбровьем). Это Единая Жизненность, которая является нашим "исходным обликом",— безграничным, подобно Великой Пустоте.
Поэтому сказано: "Врожденная Единая Жизненность появляется из Ничего". Практикующий видит как этот Таинственный Затвор (или круг света)
Таинственный затвор и таинственная полость — это одно и тоже понятие; это затвор, когда он появляется перед практикующим, и это полость, когда она находится скрытой в теле.
134
вдруг начнет удаляться от него, а когда он возвращается, тогда практикующий должен будет вобрать его и удерживать сначала в исходной полости духа за межбровьем, а затем поглотить его в центре цтн гун (или солнечном сплетении), где он будет вибрировать, что обнаруживается по редкому благоуханию во рту. Он должен воздержаться от собирания Таинственного затвора (путем концентрации на нем) немедленно после его появления, потому что подобное действие может привести к столкновению с мозгом, причиняющем сильные страдания последнему, и вызвать заболевание. Великая Пустота является той туманностью, которая в "Книге Перемен" называется Небесным Единством {тянь и), в конфуцианской классике — Всепроникающим Единым (игуанъ), а в даосских текстах — хранением Единого {шоу и); эти термины означают единение всех вещей. Вездесущее Единое проникает в центр Реальности в мозгу, то есть в цзы цяо и Хранение Единого поддерживает этот центр. Поэтому после того, как основная жизненность будет поглощена в животе, наступает то, о чем в Дань цзин говорится: "Когда Единое осуществлено, не остается ничего, что нужно было бы
»2 делать .
Вопрос: Вы сказали, что Таинственный Затвор подобен кругу, и что другие философские системы учат возвращению к Единому, которое также символизируется кругом. Не могли бы вы объяснить их основные теории, практические результаты и полезные эффекты.
Аналогичное выражение впервые встречается в Баопу-цзы Гэ Хуна (III— IV в. н. э.) и в "Канонической книге Желтого двора" (Хуан тин цзин) IV в.) — примеч. перев.
Ответ: Этот круг получается путем последовательной практики первых шести этапов, изложенных в главах I — VI. Когда осознается исходная врожденная жизненность, тогда свет воспроизводящей силы, жизненности и духа (цзин, ци, гиэнь) возносится вверх и проявляется перед исходной полостью духа (цзы цяо — за межбровьем). Он неописуем и соответственно называется Дао.
Тот, кто не знает могущества исходной полости духовности, не может создать основной жизненности. Тот, кто не знает, как действуют печь и котел, не может создать эту жизненность. Тот, кто не знает, как собрать алхимический элемент, не может преобразовать воспроизводящую силу в основную жизненность и поднять ее к мозгу. Тот, кто не знает, как прочистить восемь энергетических каналов, не может заставить циркулировать по ним жизненность. Тот, кто не знает как воссоединить четыре полюса, то есть врожденные небо и землю, приобретенные сердце и живот, тот не может собрать эту основную жизненность. Тот, кто не знает, как поднимать положительный и опускать отрицательный огни, не может создать свет основной жизненности. Когда эта врожденная основная жизненность собирается, чтобы вернуться к своему источнику, она обычно представляется кругом, который является врожденной сущностной природой, свет которой исходит от соединения воспроизводящей силы, жизненности и духа и показывается перед исходной полостью духа (цзы цяо за межбровьем).
Тот, у кого есть эта жизненность — живет, а тот, кто теряет ее — умирает, поскольку тело человека окутывает жизненность, которая, в свою очередь, вмещает в себя дух. Поэтому, если жизненное дыхание покидает тело, человек умирает, а если жизненность рассеивается, тогда его дух, лишенный поддержки, делается призраком.
Круг или Таинственный затвор достигается путем успешной практики седьмого этапа, рассматриваемого в этой главе. Она заключается в собирании основной жизненности для того, чтобы держать ее у центра (за межбровьем) и осуществлять единение вещей. Тот, кому удается собрать ее, видит свет сущностной природы, который показывается и затем рассеивается.
Благодаря успешной практике метода единения солнца и луны и поднятия жизненности до уровня перед исходной полостью духа, этот свет появится снова и со временем опять рессеится. Практикующий увидит, как он вновь появится, такой же чистый и незапятнанный, как и ранее, но, поскольку практикующему не удается собрать и удержать его, он снова улетит прочь. Таким образом он упустит его и позволит механизму Созидания скрыться, не принеся никаких результатов, что достойно сожаления. Рис. 18
Символическое изображение единения "трех семей": духа (центральный круг), воспроизводящей силы (слева) и пневмы (справа). [tfii, шэнь и цзинь]
Однако, если он может соединить элемент металла (мужской) с элементом дерева (женский) и солнце с луной в одном месте, тесно сближая, или иначе, скашивая зрачки, и если он затем концентрирует их и смотрит внутрь, тогда он увидит свет истинной жизненности, появляющейся между глазами, перед его исходной тюлостью духа, которая тогда будет удерживать его, не давая ему ускользнуть прочь. И чем дольше он будет удерживаться, тем ярче он будет становиться. Когда он сделается устойчивым, он успешно соединит дракона с тигром (то есть женское и мужское жизненное дыхание ци). Когда сердце и низ живота соединены, тогда небо и земля находятся в совершенной гармонии, а когда дракон и тигр "сливаются", положительный и отрицательный элементы земли объединяются, собирая таким образом все четыре символа (см ям), то есть врожденное небо и землю и приобретенные сердце и живот в центральной полости (цзян гун или солнечное сплетение) для того, чтобы создать Микрокосмический алхимический элемент. "Книга Перемен" называет то воспроизводящими силами неба и земли, при помощи которых все непрерывно взаимопорождается.
Сексуальное соединение мужчины и женщины дает потомство для продолжения человеческого рода. Соединение положительной и отрицательной силы неба и земли создает мириады вещей. Алхимия производит макрокосмический элемент путем взаимодействия между положительным Ян и отрицательным Инь.
Если макрокосмический алхимический элемент собран, когда он еще молод, тогда он рассеется и нет способов предотвратить это, но если учащийся получил указания от опытного наставника и знает правильный метод, тогда он сможет собрать этот элемент и держать его в котле в нижней части, чтобы произвести золотой нектар.
Вопрос: Что представляет собой макрокосмический алхимический элемент и как можно его преобразовать в золотой нектар и последний вернуть в котел внизу живота?
Ответ: Макрокосмический алхимический элемент — это союз внешнего и внутреннего микрокосмических элементов, который излучает свет Реальности. Нектар (или сладкая роса, гань лу) создается через долгий промежуток времени после смешивания четырех символов (врожденных неба и земли и приобретенных сердца и живота) и союза солнца с луной (положительного Ян и отрицательного Инь), Тот, кто знает, как собрать его, тот получит золотой нектар, но тот, кто не знает — получит только белый нектар (сладкую слюну).
Если он еще не зрел, то свет в солнечном сплетении (цъян гун) будет туманным и неустойчивым. Этот круг света появляется при условии полнейшей тишины, но если он нарастает от малого до большого и затем исчезает, или же он сокращается от большого до малого, или расщепляется натри, или выглядит как полукруг, то все это показывает, что воспроизводящая сила и жизненность недостаточно велики. Но если свет неожиданно начинает подниматься и опускаться так быстро, что глаз не успевает уследить, то тогда настоятельно необходимо собрать жизненность и вернуть круг света в тело. Затем, после того, как его сердце и интеллект придут в норму, практикующий должен вращать глаза от А к D, G, J и обратно к А следующим образом:
После вращения глаз он должен закрыть их. Так как теперь его рот полон золотого нектара,
<3(3)[у1
j(4,[e] Глаза D<2>t"°]
\ /
он должен приуельно и однонаправленно сосредоточиться на жизненности, которую он только что заставил циркулировать, и опустить ее вниз по жэнь мо или каналу действия, сопровождая ее золотым нектаром, в полость жизненности ниже пупка. Это процесс возвращения жизненности в котел, чтобы задержать ее там.
После того, как золотой нектар был проглочен глотком, отозвавшимся в животе громким эхо, практикующий должен свести зрачки близко друг к другу, чтобы сконцентрироваться на полости жизненности (нижний дань тянъ под пупком) в течение длительного времени, так чтобы свет, который исчез при прошлой медитации, показался снова. Таков метод собирания врожденной основной жизненности.
Чжан Цзы-ян сказал: "После того, как природа и жизнь были возвращены в макрокосм, нет оснований полагать, что практикующему не удастся произвести золотой эликсир (цзинъ дань)"'.
Патриарх Люй-цзу сказал: "Союз природы и жизни является основой Дао и гармонии пяти элементов (металла, дерева, воды, огня и земли), которые создают эликсир бессмертия".
Мой наставник Ляо Кун сказал: "Природа и жизнь не могут преобразоваться в один день, поэтому торопитесь собрать их и сохранить в теле".
Мой брат Луй И-цзы сказал: "Соберите врожденную жизненность, которая появляется между глазами перед исходной полостью духа и вращайте глаза, чтобы направить ее в нижний дань тянь".
з
Чжан Цзы-ян — выдающийся теоретик внутренней алхимии Чжан Бо-дуань (983—1082 г.), автор знаменитого трактата У чжэнь пянь ("Главы о прозрении истины") — примеч. перев. 4 „
Люи-узу — Люй Дунбинь, см. выше — примеч. перев.
Шунь И-цзы сказал: "Человек имеет два тела: физическое, которое материально и осязаемо, а также духовное, которое нематериально. Физическое тело — это то, которое дается нашими родителями, а духовное — это врожденная жизненность, создаваемая практикой первых шести методов (главы I — VI). Оно является нашей сущностной природой. Таинственный затвор, ведущий от Беспредельности (у tpw) к Великому Пределу (Тай цзи) открывает тот круг света, который является проявлением истинной природы индивидуума".
Учащийся должен начинать свою практику с истинной природы, чтобы развить небесное макрокос-мическое тело так, чтобы истинный дух мог бы исходить из его сердца. Потому что тело опирается на дух, чтобы освободиться от угасания, а дух опирается на сущностную природу, чтобы не быть подверженным смерти.
Итак, мы знаем, что эта истинная природа воплощает в себе как сущностную природу, так и вечную жизнь и символизируется кругом, представляющим ее нематериальную субстанцию, свободную от разрушения, которая представляет ее духовное тело; материальные же формы подвержены разрушению.
Поэтому секрет заключается во врожденной положительной жизненности (сянъ тянь ян ци), которая существовала до возникновения неба, земли и всех вещей, которая совершенна, ярка, чиста и безупречна, которая ничем не защищена и не подвержена никакому омрачению. Это тот самый круг света, возникающий перед глазами, который является истинной природой, создаваемой сублимацией природы и жизни.
Вопрос: Не является ли этот круг чьим-то реальным лицом, существовавшим еще до рождения? Если это так, то какова его форма и размер?
Ответ: Этот круг свидетельствует о правильном совершенствовании сущностной природы и вечной жизни. Прилежный ученик вынужден реализовывать видение света жизненности, имеющего красный цвет, и открывающего ложный Таинственный затвор цвета крови, в то время как белый цвет говорит о Неподдельном Затворе, который не изменяем, не трансформируем, не существует и не не существует, не круглый и не квадратный, не чрезмерный и не недостаточный, не возрастающий и не уменьшающийся, не приближающийся и не удаляющийся, не созданный, не разрушающийся, не внутренний и не наружный, не желтый, не красный, не белый, не синий, это не звук, не обоняние: он кажется реальным, но не реален; он и мертвый, но живой. Он проявляется в действии и спрятан при бездействии. Нет установленного времени для его прихода и ухода и его местопребывание неопределимо. С незапамятных времен он существовал между небом и землей, будучи основой всех Вещей и корней перерождений и трансформации. Небо, земля и все вещи обязаны ему своим существованием и тот, кто знает этот круг, может узнать свое изначальное лицо, бывшее до того, как ему было дано родителями тело.
Вопрос: Глава IV учит как проводить жизненность через четыре основные точки от А к D, G и J; глава VI учит подъему положительного и опусканию отрицательного огня, а также как проводить жизненность через четыре основные точки A, D, G и J; и глава VII снова учит осуществлять циркуляцию жизненности через четыре основные точки A, D, G и J. Я запутался, пожалуйста, просветите меня.
Ответ: Эти три метода кругового вращения глаз имеют различные цели: а) макрокосмическую сублимацию воспроизводящей силы (цзин), б) микрокосмическое очищение жизненности (ум) и в) накопление жизненности для укрепления духа (шэнь).
Все они направлены на сублимирование воспроизводящей силы, жизненности и духа (цтн, ци, шэнь).
а) Макрокосмическая сублимация воспроизводящей силы имеет целью собрать алхимический элемент в течение различных фаз циркулирования огня по микрокосмическому кругу, как это было описано выше. Для того, чтобы собрать алхимический элемент, практикующий должен вращать глаза, которые представляют солнце и луну. Это похоже на солнечную орбиту в 365,25°; отсюда название — "макрокосм".
Когда воспроизводящая и жизненная силы начинают вибрировать, практикующий должен вращать глаза от А через D к F (см. рис. 4), чтобы поднять положительный огонь (ян хо), который перекроет 216 градусов или шесть фаз по 36 градусов и затем от G через J к L, чтобы опустить соответствующий ему отрицательный огонь {инь хо), который охватит 144 градуса или шесть фаз по 24 градуса. Таким образом, каждое комбинированное поднятие и опускание огня охватывает 360 градусов с остановками для очищения в D и J. Разность в 5,26 градуса раскладывается между четырьмя основными точками A, D, G и J при движении по микрокосмическому кругу с временными остановками в то время как солнце и луна продолжают безостановочное орбитальное движение по небу.
Вращение глаз для собирания алхимического элемента и поднятия "легкого ветерка" (регулируемое дыхание) показывает, что дух и жизненность движутся совместно.
В Дань цзинь сказано: "Дух поднимается вращением глаз, а жизненность — дыханием, которое
143
приводит в движение воспроизводящую и жизненную силы".
Это является макрокосмической сублимацией воспроизводящей силы, но если при этом пропускается очищение, тогда воспроизводящая и жизненная силы перемешиваются друг с другом и их уже нельзя будет разделить для алхимических целей.
б) Микрокрсмическая сублимация жизненности была описана в главе VI. Метод состоит во вращении глаз по 9 раз в каждой из четырех фаз (от А к D, G и J) или всего д\6 раз, чтобы поднять положительный огонь (ям хо) для запирания Таинственного Затвора (6и гуань), и затем вращения глаз по шесть раз в каждой из четырех фаз (от G к D, А и J) или всего 24 раза, чтобы опустить отрицательный огонь для целей открывания Таинственного Затвора (кай гуань). Эти обороты проходят через четыре основные точки A, D, G и J для того, чтобы сублимировать в жизненность уже собранную воспроизводящую силу. Но если не проведено очищение, тогда воспроизводящая сила не может быть полностью преобразована в жизненность.
с) Эта глава учит методу собирания врожденной основной жизненности для того, чтобы укрепить дух, связывая этим четыре положительные и отрицательные начала (см гэ инь ян) для того, чтобы создать макрокосмический алхимический элемент. Когда появляется свет жизненности, он указывает на образование этого элемента; и его тонкое действие раскрывает присутствие духа. Практикующий должен помещать как дух, так и жизненность перед исходной полостью духа (узм цяо за межбровьем) так, чтобы все три элемента — воспроизводящая сила, жизненность и дух соединились в одно целое. Чтобы достичь этого, он должен сначала заморозить дух, чтобы вернуть его в первобытную тьму до тех пор, пока в этом состоянии предельной тишины и покой
она не начнет сиять, освещая всю пустоту пространства; тогда следует держаться центра (за межбровьем), чтобы осуществить единство с целью возвращения к источнику. Пока центр удерживается для осуществления этого единства, свет духовности еще молод и неустойчив, и если он обнаруживает стремление исчезнуть или измениться, то практикующий должен вращать глаза от А к D, G и J и обратно к А (то есть через четыре основные точки микрокосмического круга, сосредотачиваясь на возвращении жизненности обратно в нижний дань тянъ).
Когда жизненность возвращается к своему источнику, жизнь становится безграничной. Это является преобразованием основной жизненности для укрепления духа, который есть "мой недуховный дух" (то есть нечто, не могущее быть выраженным). Поэтому мой наставник Ляо Кун сказал: "Когда дракон и тиф "совокупляются", а солнце и луна соединяются, тогда в средине состояния неразличенности создается таинственная жемчужина".
Мой старший брат Куй И-цзы сказал: "Если положительное начало (ян) и отрицательное начало (инь) объединяются, чтобы вернуться к центру Таинственного Затвора, если жизненность молода и стремится рассеяться, тогда вы должны вращать солнечный диск, чтобы управлять ею" (см. рис. 14).
Это то, о чем говорится в Цзинь сянь чжэн лунь, когда упоминается о "гибельном риске": "Если практикующий отходит от правильной концентрации, тогда он упускает возможность достигнуть упомянутые выше совокупления и единения".
И добавляется: "Если ум твердо направлен на собирание и объединение, тогда основная жизненность будет устойчивой и не рассеится. Она тогда будет способствовать алхимической беременности, которая начинается благодаря совершенствованию сущностной природы и вечной жизни".
Эти семь этапов были рассмотрены в тексте СинЪ Инь-цзин, где сказано: "Метод использова145
ния трех составляющих алхимического элемента (воспроизводящей силы, жизненности и духа) заключается в введении первых двух в третий с тем, чтобы усилить его".
Поэтому Лю Хуа-ян сказал: "Длительная практика приведет к тому, что воспроизводящая сила созреет для преобразования в жизненность, потому что воспроизводящая сила есть ни что иное, как несозревшая жизненность".
Он также сказал: "Воспроизводящая сила и жизненность неразделимы. Только глубокое понимание соединения солнца и луны может привести к существенным достижениям".
Вопрос: Вы сказали, что первые шесть этапов (главы I—VI) помогают полному развитию положительного духа (як шэнъ), обнаруживаемого благодаря свету жизненности, который называется Таинственным Затвором, положительным духом или первозданным лицом. Несмотря на многочисленные названия, он является всего лишь блестящим кругом или шаром света, упомянутым выше. Хотя я лишь недавно приступил к тренировке, я ощутил этот яркий белый свет после первого же этапа; является ли это действительно Таинственным Затвором?
Ответ: Вы восприняли лишь отрицательный дух {инь шэнъ), который .появляется на первых этапах практики. Когда вы закрываете глаза и видите перед собой белый свет, это отрицательный дух, который абсолютно бесполезен. Практикуя все первые шесть этапов, вы соберете внешний и внутренний алхимический элементы и таким образом восстановите воспроизводящую силу, чтобы укрепить мозг для проявления
Лю Хуа-ян (XVIII в.) — один из крупнейших представителей поздней внутренней алхимии" и лидер синкретической школы "будд и бессмертных", к традиции которой примыкает и данный текст. Последователь У Чун-сюя (XVI—XVII вв.). — прим. перев.
146
ГЛАВА VII
Рис. 19
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|