Сделай Сам Свою Работу на 5

ЛОГИСТИКА В ВОПРОСАХ И ОТВЕТАХ





Посредник посреднику рознь

На какие основные классы можно сегодня поделить логистические компании на мировом рынке?

Л. Соловейчик, подписчик "ЭЖ"

В зависимости от уровня интеграции и координации логистической деятельности можно выделить 3 основных класса логистических компаний:

* узкофункциональные логистические посредники (транспортные компании, экспедиторы, склады общего пользования, грузовые терминалы, таможенные брокеры, агенты, стивидорные и страховые компании, фирмы по оказанию информационно-консалтинговых услуг в области логистики);

* 3PL провайдеры - фирмы, оказывающие комплексный логистический сервис для клиента (промышленной, торговой или сервисной компании);

* 4PL провайдеры - системные логистические интеграторы.

Узкофункциональные логистические посредники занимают область рынка классических логистических услуг: транспортировка, грузопереработка и складирование.

3PL провайдеры расширяют спектр услуг так называемой контрактной логистики за счет объединения нескольких (или подавляющего количества) логистических функций и координации их в рамках единого оператора.



Поле системных логистических интеграторов (4PL провайдеров) образуется путем качественного расширения выполняемых функций, системного подхода к управлению ключевыми логистическими бизнес-процессами, интеграции и координации действий фокусной компании и ключевых контрагентов в цепи поставок, включая формирование их эффективной цепи и обмен данными между контрагентами цепи в реальном масштабе времени с помощью современных информационных систем и технологий.

***

Потенциалы роста

Можно ли оценить потенциал рынка для 4PL провайдеров?

М, Смирнянский, программист-технолог

Весьма проблематично. На основе изучения логистики 4PL провайдеров в Германии Берлинским техническим университетом было установлено, что в 2002 году доля их услуг составила примерно 3% от общего объема логистических услуг важнейших отраслей Германии, а объем - 4, 2 млрд евро.

Так как ожидается, что промышленные и торговые предприятия все чаще будут передавать свои функции в сфере информационной и операционной логистики компаниям 4PL профиля, то потенциальный оборот 4PL провайдеров должен быть еще выше, хотя значительная часть из этих функций будет передаваться узкофункциональным логистическим посредникам и 3PL провайдерам. Можно предположить, что в ближайшей перспективе самый значительный рост передачи в аутсорсинг комплексных логистических функций будет именно на поле деятельности 4PL провайдеров.



***

Спектр услуг все шире

Какие тенденции развития в наибольшей степени сегодня свойственны крупным логистическим компаниям?

И. Журавлев, г. Москва

Многие логистические фирмы непрерывно расширяют спектр своих услуг и концентрируются на наиболее растущем сегменте контрактной (3PL) логистики, который занимает сегодня в ЕС около 30% от общего объема рынка логистического сервиса. На основе анализа сегодняшней ситуации по части видов логистической деятельности, отданных в аутсорсинг, которые составляют также примерно 30%, объем контрактной 3PL логистики за 2003 год составил примерно 19 млрд евро. Контрактной логистике, которая находится в зоне действия 3PL провайдеров, приписывают большой потенциал роста.

На данный момент рынок еще очень фрагментарен. Самые большие логистические компании в этом сегменте - Exel Logistics и Danzas - занимают всего лишь 3% рынка. Тринадцать самых крупных предприятий в европейской контрактной логистике имеют в этом сегменте рынка общую долю всего 15%. Так как многие промышленные и торговые предприятия все больше концентрируются на своих основных функциях, таких как исследования и развитие продукта, производство и маркетинг, то от логистических компаний требуют все большего спектра услуг, входящего в базовую стоимость, а также координирующих функций. Компании, осуществляющие комплексный логистический аутсорсинг, ожидают для себя снижения расходов или хотя бы гибкую тарифную сетку и стараются избежать инвестирования собственных средств.



3PL провайдеры логистических услуг несут ответственность по условиям контрактов за многие выполняемые ими операции. Примерами тому служат такие виды деятельности, как обработка заказов, разработка документации и контрактов, система платежей, конечная доставка до потребителя, их обслуживание и послепродажный сервис.

В промышленности и торговле наметилась тенденция к снижению цены товаров за счет уменьшения расходов на контрактную логистику. Стремления к высокой индивидуализации логистических услуг в связи с пожеланиями конечных потребителей оказывают положительное влияние на рынок контрактной логистики в целом. В контрактной логистике отмечаются предложения 3PL провайдеров с личной ответственностью за обслуживание части цепи создания стоимости и предоставление этих услуг заказчику на долгосрочных партнерских отношениях. Таким образом, их объединяет не одноразовый контракт, а среднесрочные и долгосрочные обязательства.

В настоящее время большинство логистических посредников - экспедиторских компаний - своей стратегической целью ставят развитие предоставляемых услуг, позволяющее компании стать глобальным логистическим партнером - 3PL провайдером для своих клиентов.

***

Клиент определяет функции

Транспортные компании - чаще всего узкофункциональные логистические посредники или их функции все-таки шире?

К. Иваненко, подписчик "ЭЖ"

Традиционные транспортные компании как самостоятельные предприятия предполагают в основном сбор и развоз товаров в региональной (местной) зоне деятельности. В зависимости от величины транспортного предприятия маршруты движения могут быть национальными или международными. Подавляющая часть транспортных компаний занимает региональную или национальную нишу. Транспортные предприятия сфокусированы на необходимых профессионально-технических видах деятельности.

Стабильный объем работ и долгосрочность деловых взаимоотношений с клиентами - скорее исключение, чем правило. Именно на фоне относительно узкого круга клиентов и нерегулярных единичных заказов главной задачей большинства перевозчиков становится равномерное распределение нагрузки на собственные транспортно-производственные мощности и ресурсы. Работа через Интернет на биржах транспортных услуг и логистических рынках дает сегодня возможность для расширения круга клиентов и увеличения числа заказов.

Наряду с перевозчиком основным логистическим посредником в перевозке является транспортно-экспедиционная фирма (или экспедитор). Договором транспортной экспедиции могут быть предусмотрены обязанности экспедитора организовать перевозку груза транспортом и по маршруту, избранными экспедитором или клиентом, обязанность экспедитора заключить от своего имени или от имени клиента договор (договоры) перевозки груза, обеспечить отправку и получение груза, а также другие обязанности, связанные с перевозкой.

Дополнительными услугами, оказываемыми экспедитором клиенту, как правило, являются:

* получение документов для экспорта-импорта грузов;

* выполнение таможенных формальностей;

* проверка количества и состояния груза;

* погрузка-разгрузка транспортных средств;

* уплата пошлин, сборов и других расходов, связанных с транспортировкой;

* хранение, складирование, сортировка, комплектация груза;

*" информационные услуги, страхование.

***

Звенья одной цепи

Включение логистических операторов в общую цепь поставок производственного предприятия идет непоследовательно и недостаточно активно. По идее все затруднения должны устранять специально приспособленные для этого SСМ-технологии "Управление цепями поставок" и компании, их реализующие.

Но в жизни все сложнее. Была бы интересна точка зрения экспертов "ЭЖ".

К. Михайлов, управляющий логистической фирмой

SCM (Supply Chain Management) стала все в большей мере практикующейся концепцией менеджмента. Основным пунктом этой концепции является оптимизация логистических бизнес-процессов во всей цепочке поставок предприятий, начиная с конечного потребителя и заканчивая поставщиками первичного сырья. Наблюдающееся в последние годы увеличение фокусирования задействованных предприятий на своих основных компетенциях привело к повышению фрагментации производственных процессов через аутсорсинг неключевой деятельности различных предприятий.

Этот аутсорсинг вызвал значительную вертикальную дезинтеграцию производственных процессов в SCM и увеличение логистических расходов. SСМ-решения выигрывают только на тех рынках, где от поставщиков ждут кратчайших сроков поставок и разнообразия предлагаемых вариантов логистического сервиса. Отсюда вытекает повышение степени комплексности всех процессов и эффективной информационной поддержки. Приспособленная IТ-инфраструктура компаний стала ключевым фактором для процветания SCM. С увеличением распространения недорогой возможности обмена электронной информацией открылись новые перспективы для противодействия фрагментации через связь концепции электронного бизнеса и SCM посредством информационных SСМ-технологий. Поэтому логистические операторы будут требоваться по большей части в качестве так называемого 4PL провайдера, который возьмет на себя общее планирование и управление всеми логистическими операциями на протяжении всей цепи поставок.

***

Международный сервис по-крупному

Какие функции выполняют международные транспортно-экспедиторские компании?

В. Петров, г. Мурманск

Многие транспортно-экспедиционные фирмы, располагая крупными грузовыми терминалами, осуществляют долговременное складское хранение продукции, а в ряде случаев выкупают ее, выполняя функции крупных оптовых торговых посредников. Интегрируя логистические операции, связанные с транспортировкой, складированием, хранением, грузопереработкой, консолидацией и продажей продукции, транспортно-экспедиционные фирмы, по существу, преобразуются в 3PL провайдеров.

К функциям международных транспортно-экспедиторских компаний относятся:

* квотирование грузовых отправок;

* бронирование места на транспортном средстве;

* оформление таможенных документов, содействие в подготовке сертификатов и получении лицензий;

* оформление деклараций (в РФ - ГТД, ДТС, КТС, ДКД, временная декларация);

* оформление и содействие в получении консульских фактур;

* подготовка транспортных накладных и других сопроводительных документов согласно инструкциям клиента;

* погрузка-разгрузка, обработка грузов, сортировка по направлениям, взвешивание, упаковка согласно международным требованиям перевозки для каждого вида транспорта;

* страхование грузов на всем маршруте перевозки либо на конкретном отрезке пути;

* предоставление складских услуг в порту, грузовом терминале;

* предоставление услуг интермодальной (мультимодальной) перевозки;

* предоставление собственных транспортных средств и транспортной тары (поддоны, контейнеры);

* получение наличных денег с получателя груза для последующей передачи/перечисления отправителю.

На вопросы читателей "ЭЖ" отвечали В. Сергеев, д. э. н., президент Национальной логистической ассоциации России; В. Дыбская, д. о. н., профессор, зав. кафедрой логистики ГУ - ВШЭ

 

Экономика и жизнь N 019 стр. 35 от 15.05.2004


 

Публикации

 

Российский рынок 3PL
Владимир Макаренко, Директор департамента складских программ консалтинговой компании «А Дан Дзо» © ЛОГИСТИК&система www.logistpro.ru

Термин 3PL (Third Party Logistics), или логистика третьей стороны, весьма специфичен. С одной стороны, он применяется для обозначения концепции покупки логистических услуг, являясь по сути синонимом понятия «аутсорсинг». С другой стороны, не всякая компания, предоставляющая логистический сервис на сторону, может назвать себя 3PL-провайдером.

Происхождение термина явно отражается в его формулировке с позиции клиента: сторона поставщика услуги действительно является третьей, промежуточной, связующей производителя и потребителя. Перенять у клиента бизнес-процессы и комплекс оказываемых услуг, предложить ему существенно сократить и даже отказаться от внутренних, собственных логистических подразделений, поручить эти задачи внешним специалистам - так позиционируется современный логистический аутсорсинг, известный как 3PL. Таким образом, чтобы называться 3PL-провайдером, требуется оказывать весь комплекс услуг, необходимый для движения товара по всей цепочке поставок.

ВОЗНИКНОВЕНИЕ ПОТРЕБНОСТИ

Сегодня cкорее всего только эксперты помнят, что логистика в свое время возникла в связи с потребностью управлять снабжением войсковых операций. Большинство современных менеджеров понимают под ней в первую очередь транспортные услуги и, возможно, стандартный набор операций по складской обработке товарных потоков. Специалисты в области продаж ведут речь о дистрибьюторской логистике, производственники интересуются сырьевой, а поставщики - заготовительной логистикой.

Иными словами, цепочка поставок в представлении большинства потребителей логистических услуг выглядит как набор неявно связанных и по-разному востребованных блоков. Некоторые компании имеют собственные развитые логистические службы с бюджетами в десятки процентов от годового оборота. Другие пошли по пути проведения тендеров среди внешних поставщиков логистических услуг, признав нерентабельность внутрикорпоративной логистики в целом либо ее части. В то же время у компаний, пользующихся одной и той же услугой, предоставляемой различными логистическими операторами, наблюдается неопределенность. Те же организации, которые построили свою работу с одним поставщиком, зачастую становятся заложниками своего выбора.

Практика движения товара в цепочке поставок регулярно создает ситуации, близкие по сути к форс-мажору. Требования к логистическим провайдерам постоянно ужесточаются и в кризисные моменты могут выходить за рамки договорных обязательств сторон. Как обеспечить максимальную надежность логистических операций в любой точке цепочки поставок в любое время и в любом месте? Ответ на этот вопрос нужен не только потребителю логистических услуг, но и их поставщику.

С точки зрения потребителя логистических услуг эта сфера деятельности компании является затратной статьей бизнеса. Достаточно напомнить, что одним из ключевых показателей деятельности (KPI) директора по логистике считается стоимость обработки одной условной единицы товара. Другой не менее важный KPI требует безусловного соблюдения сроков логистических операций. Стоимость услуг, надежность, компетентность, многофункциональность и гибкость - по этим критериям ранжируются логистические провайдеры. Взгляд на рынок логистических услуг с позиции их потребителей позволяет понять составляющие бизнеса 3PL-провайдеров, историю и коммерческую логику образования таких компаний.

ЭТАПЫ ФОРМИРОВАНИЯ

Концепция 3PL - современный этап в эволюции логистических подходов. Период 1970-1980 годов представлял собой время 1PL - логистики одной стороны, инсорсинга. Все задачи логистического сервиса решались исключительно собственными службами и ресурсами владельца товара. Тогда же появились первые представители концепции 2PL - логистики второй стороны (хотя сегодня этот термин, так же как 1PL, уже не употребляется). Они предлагали традиционный набор услуг по транспортировке товаров и управлению простейшими складскими операциями.

Ценность 3PL-услуг Компании-потребители услуги 3PL однозначно определяют ее рыночную ценность следующим образом:
  • экономия времени: можно сосредоточиться на профильной деятельности, переключить освобождающиеся ресурсы на главные бизнес-проекты;
  • разделение ответственности: можно передать управление значимых блоков цепочки поставок внешним операторам, поддерживать их усилиями товарные остатки и уровень исполнения заказов;
  • быстрая и адекватная настройка каналов дистрибуции: позволяет мгновенно реагировать на изменения конкурентного окружения, оперативно изменять логистику вслед за изменениями потребительских преференций;
  • передача вспомогательного сервиса профессионалам: можно использовать опыт, специализацию и ресурсы прямых участников цепочки поставок, применять их ноу-хау и специфические технологии.

Период 1980-1990 годов продемонстрировал потребителям логистических услуг первые 3PL-компании, выделявшиеся на фоне 2PL-фирм расширенным сервисным спектром со значительной добавленной стоимостью и возможностями привлечения субподрядчиков. На рынке сосуществовали инсорсинг, традиционная логистика и аутсорсинг, быстро завоевавший серьезные коммерческие позиции. В период 1990-2000 годов к рыночному логистическому портфелю добавилась концепция еще более комплексного аутсорсинга, получившая название 4PL (1). На рубеже XXI века клиентам начала предлагаться концепция интернет-логистики, получившая название 5PL - логистика пятой стороны. Критерий выделения ее среди других - использование интернета как единой виртуальной платформы для электронных средств информации.

Границы между тремя младшими по происхождению концепциями весьма условны, что свидетельствует об активном состоянии рынка логистического аутсорсинга. Но можно сказать, что качественные изменения для клиентов логистических операторов наступили именно с появлением 3PL-провайдеров. Дальнейшее развитие аутсорсинга идет по пути глобализации его задач на базе именно этой концепции. Рассмотрим ее более подробно.

КРИТЕРИИ КЛАССИФИКАЦИИ 3PL-ПРОВАЙДЕРОВ

Первым и очевидным критерием классификации 3PL-провайдеров принято считать наличие или отсутствие собственных логистических активов. На российском рынке больше всего операторов, имеющих реальные активы для физического распределения товарных потоков.

Второй критерий классификации 3PL-провайдеров отражает историю их возникновения и развития. Две базовые логистические функции - транспортировка и хранение - долгое время развивались в России параллельно как две практически самостоятельные услуги. Такими же отдельными блоками выглядели комплексы таможенных операций, страхование и т. д. Поэтому современные 3PL-компании образовывались на базе складских и транспортных операторов, фирм-поставщиков программного обеспечения и служб экспресс-доставки отправлений. Происходило взаимопроникновение, слияние специализаций поставщиков отдельных услуг.

Эти процессы активно продолжаются и сегодня: транспортные компании арендуют или строят собственные распределительные центры, складские операторы включают в свою инфраструктуру департаменты перевозок, таможенные брокеры и экспедиторы предлагают услуги по доставке, хранению и комплектации товарных потоков. Службы экспресс-доставки отправлений представляют собой многофункциональные логистические комплексы с едиными информационными потоками.

Таким образом, современные 3PL-провайдеры прошли путь синергетического объединения специфических услуг, ранее предоставлявшихся разрозненными операторами логистического рынка. 3PL-сервис представляет собой многопрофильного консультанта, предлагающего и реализующего решения для управления цепочкой поставок. Для обозначения подобной деятельности применяется термин «контрактная логистика», или «контрактный провайдер». Он отражает ответственность одного 3PL-провайдера за весь комплексный логистический сервис, переданный клиентом на аутсорсинг.

РОССИЙСКИЙ ЛОГИСТИЧЕСКИЙ АУТСОРСИНГ

Развитие рынка российского логистического аутсорсинга идет по тому же пути, что в развитых странах, однако с очень заметным отставанием. В отечественном бизнесе представлены активные потребители логистических услуг, ведущие деятельность в мировом масштабе. Они заинтересованы в том же уровне сервиса, который они получают в США или Европе. Но пока это желание наталкивается на очевидные препятствия. Дефицит дистрибьюторских центров класса А, превалирующие бумажные технологии в документообороте при учете и товаросопровождении, недостатки транспортной инфраструктуры, наконец бессистемность правовой базы по многим вопросам взаимоотношения государства и хозяйствующего субъекта - вот неполный перечень самых острых проблем.

Тем не менее все больше участников цепочки поставок хотят получать требуемые сервисные услуги от единого оператора. Эта тенденция исходит прежде всего от крупных компаний с большими оборотами и объемами товарных потоков. Наиболее активные потребители услуги 3PL - это компании нефтегазового комплекса и сетевые торговые операторы в товарных группах FMCG.

Концепция 3PL постепенно обретает все большую популярность в нашей стране, хотя большинство участников рынка придерживаются мнения, что в количественном отношении этот сектор пока находится на стадии зарождения. Свое мнение по этому вопросу журналу «ЛОГИСТИК&система» высказала генеральный директор «ФИЛУЕТ-Логистикс» Оксана Марковская Блиц-опрос: - Что, на ваш взгляд, предполагает технология 3PL? Каковы критерии отнесения компании-поставщика логистических услуг к 3PL-провайдерам? - Технология 3PL означает предоставление комплекса логистических услуг - от доставки и адресного хранения до управления заказами и отслеживания движения товаров. В функции 3PL-провайдера входит организация и управление перевозками, учет и управление запасами, подготовка импортно-экспортной и фрахтовой документации, складское хранение, обработка груза, доставка конечному потребителю. Таким образом, клиент получает полный пакет всех необходимых услуг, стопроцентно отвечающий его логистическим потребностям. В разговоре с клиентом мы часто приводим цитату Тома Питерса, признанного бизнес-интеллектуала: «Do what you do best and outsource the rest» - «Делай то, что умеешь делать лучше всего, остальное пусть выполнят для тебя другие». К слову, мы сами следуем этому принципу. - Какова, по вашим оценкам, доля 3PL-провайдеров в общем объеме компаний, предоставляющих логистические услуги? Много ли компаний можно отнести к 3PL-провайдерам в России? - По некоторым данным, сейчас в мире насчитывается около 100 3PL-провайдеров, из них, по оценкам РБК, в России работает около полутора десятка. - Как вы считаете, существует ли взаимосвязь между национальными корнями компании и ее способностью стать 3PL-провайдером? - Зачастую путь развития компании в 3PL-оператора проходит через добавление к своей инфраструктуре новых услуг. Крупные иностранные логистические операторы уже прошли этот путь и стремятся к выходу на новые рынки. Именно они сейчас являются главными игроками в секторе 3PL в России. Они привносят с собой совершенно новые стандарты оказания логистических услуг и тем самым способствуют развитию уровня логистики в России. - Какой спрос именно на 3PL со стороны клиентов логистических компаний? Кто они - клиенты 3PL - сейчас? - В услугах 3PL в первую очередь заинтересованы крупные ритейлеры, особенно это относится к иностранным розничным сетям. Приходя на российский рынок, они желают получить сервис того же уровня, к которому привыкли в Европе, и предпочтительнее - у того же провайдера. Качество для них важнее цены, хотя и цена не на последнем месте. Кстати, уже замечено, что стоимость аутсорсинга логистических услуг ненамного превышает затраты компании на собственную логистику, а преимущества более чем очевидны. - Как вы считаете, почему, несмотря на неудовлетворенный спрос со стороны клиентов логистических компаний, в России пока так невелик процент передачи логистических функций на аутсорсинг? - И концепция 3PL, и логистические услуги 3PL-операторов в России не очень широко известны. О них только начинают говорить, и ваш журнал, на мой взгляд, поднял очень своевременный вопрос. Помимо недостатка информации, есть и другие сдерживающие факторы, например нежелание менять структуру работы компании, а также привычка участников цепочки поставок обходиться собственными ресурсами. Еще не все российские потребители логистических услуг осознали необходимость использования аутсорсинга в логистической цепочке, однако лед уже тронулся, и все больше компаний понимают, что отлично налаженная логистика - это очень важное конкурентное преимущество. Сегодня все больше и больше наших клиентов разбираются в разнообразии логистических услуг, они отлично представляют себе, какие именно услуги должны входить в интересующий их пакет логистики, и это радует. - Можно ли сказать, что уровень развития 3PL-сегмента отражает уровень развития логистики в стране в целом или эти показатели не связаны? - К 3PL-провайдеру предъявляются довольно высокие требования, и это влияет на всех участников логистической цепочки. Развитие логистики «третьей стороны» неизбежно повлечет за собой качественные изменения в логистике в целом. С другой стороны, в России сейчас лидируют иностранные 3PL-операторы, а российский логистический сектор еще пока недостаточно развит, чтобы говорить об однозначном соответствии уровня логистики иностранных 3PL-провайдеров общему уровню логистики в России. - Каковы, на ваш взгляд, тенденции развития логистического сектора в России в отношении 3PL: доля этого сегмента будет увеличиваться, уменьшаться или останется на прежнем уровне? - Интерес к новым логистическим услугам, равно как и спрос на них, постоянно растет. Концепция 3PL отвечает желанию руководства компаний переложить многофакторные риски на сторонние компании, кроме того, позволяет нашим клиентам сконцентрировать внимание и силы на своем профильном бизнесе, а это немаловажно. Более того, развитие 3PL-логистики привело к следующему шагу - появлению услуг Fourth Party Logistics (4PL). 4PL-провайдер призван решать задачи, связанные со стратегическим планированием, управлением и контролем всех логистических процессов компании-клиента. И «ФИЛУЕТ-Логистикс» намерен выйти на новый уровень предоставления услуг•

3PL ГЛАЗАМИ ОТЕЧЕСТВЕННОГО ПОТРЕБИТЕЛЯ

Требования отечественных и международных клиентов к 3PL-провайдерам практически идентичны, поскольку их целевые группы потребителей, области коммерческой и логистической активности в значительной мере пересекаются. Развитие российской законодательной базы, интеграция России в международный бизнес, стабилизация банковской системы, увеличение прозрачности налоговой системы создают условия для легитимности бизнес-процессов отечественных компаний. Поэтому мировая практика 3PL-провайдеров успешно применяется и в нашей стране.

Основной функционал 3PL-провайдера приведен в таблице. Процент использования услуги указан по данным исследований 500 американских производственных компаний - участников рейтинга U. S.Fortune 500 manufacturers. Эти цифры, безусловно, не отражают фактического состояния современного российского рынка, однако указывают на ряд объективных тенденций.

География игроков Центральные офисы и стационарные сервисы 3PL-провайдеров группируются в промышленных центрах европейской части России. Представительства, филиалы, дополнительные офисы открыты в уральско-сибирском и дальневосточном регионах нашей страны, а также во всех крупных железнодорожных, морских, речных, авто- и авиаузлах. География логистических активов 3PL-провайдеров в целом отражает картину товарных потоков, правда пока с явным тяготением к европейской части страны. Уже сейчас многие логистические операторы осознают необходимость расширения складской базы в регионах. Однако эта экспансия ограничивается недостаточным развитием локальной логистической инфраструктуры: транспортных коммуникаций, распределительных центров класса А, телекоммуникационных сетей.

Таблица. Основной функционал 3PL-провайдера

Логистическая функция Процент использования услуги*
1998 г. 1999 г. 2000 г. 2001 г.
Прямая транспортировка
Управление складированием
Консолидация отправок
Экспедирование    
Оформление платежей за перевозки    
Сопровождение грузов      
Услуги таможенного брокера    
Проектирование информационных систем      
Выбор информационного обеспечения      
Поддержка информационных систем      
Выбор перевозчиков
Переговоры о тарифах
Возврат товара
Управление автотранспортом
Переупаковка, маркировка
Контрактное производство    
Управление выполнением заказов
Консолидация отправок
Управление запасами
Управление процедурами заказов
Обеспечение запчастями
Консультационные услуги  
Снабжение материалами      
* Данные исследований (R. Lieb, B. Schwarz, 2001) 500 американских производственных компаний - участников рейтинга U. S.Fortune 500 manufacturers.

Основой пакета 3PL-услуг выступают складирование, перевозки, экспедирование, документооборот и консультации по выбору перевозчиков. По этим первичным, но не единственным признакам логистический провайдер позиционируется как 3PL-партнер. Особо следует отметить такой непременный атрибут 3PL-сервиса, как возможность предоставления информации о нахождении товара при движении в цепочке поставок, а также сведения об этапах проводимых логистических операций.

КЛЮЧЕВЫЕ ИГРОКИ РЫНКА

Ключевыми игроками на рынке логистического 3PL-аутсорсинга считаются международные структуры, которые выросли из служб экспресс-доставки и пришли в Россию для решения задач крупных производственных и торговых компаний. Их целевыми группами являются клиенты из нефтегазовой, энергетической, телекоммуникационной, автомобильной и FMCG-областей. К таким провайдерам можно отнести, например, компании DHL и UPS. Известные в качестве поставщиков курьерских услуг по срочной доставке документов, эти операторы имеют полный управленческий, информационный и производственный пакет ресурсов для комплексного логистического аутсорсинга.

Среди ключевых операторов 3PL, безусловно, присутствуют крупнейшие транспортные компании и управляющие компании собственных и арендуемых распределительных центров. Универсальность поставщиков 3PL-услуг на российском рынке не противоречит их исторически сложившейся специализации. Например, такие операторы, как «Национальная логистическая компания» или FM Logistic, известны своими ресурсами складского хранения и обработки товарных потоков, что не снижает их статуса 3PL-провайдеров.

Большинство поставщиков 3PL-аутсорсинга в России представлено компаниями с иностранным или смешанным капиталом. Объясняется это привычными методами решения логистических задач, привнесенными иностранными потребителями этих услуг в Россию вслед за развитием своего бизнеса. Кроме того, клиентская история, квалификация, международные логистические связи и соответственно качество и надежность услуг иностранных 3PL-провайдеров пока еще выигрывают при сравнении с отечественными поставщиками.

Мировые тенденции Мировой рынок логистических услуг устойчиво расширяется на протяжении 20 лет, предлагая комплексные функциональные решения: от мультимодальных транспортных услуг к дистрибьюторским центрам со сложными технологиями комплектации и предпродажной подготовки товарных потоков, управлению дистрибьюторскими каналами и коммуникационными инфраструктурами, вплоть до контроля дебиторской задолженности. Так, по оценке Cap Gemini Ernst & Young, в период 2006-2008 годов североамериканские компании планируют передать на аутсорсинг в среднем 56% своих логистических бюджетов, а западноевропейские и азиатско-тихоокеанские - 81% и 60% соответственно. Эти цифры позволяют судить о глубине проникновения услуг 3PL в собственные логистические структуры крупнейших мировых корпораций. В данной репрезентативной выборке респондентов 78% североамериканских, 79% западноевропейских и 58% азиатско-тихоокеанских компаний позиционировались как пользователи услуги 3PL

ВОСТРЕБОВАННОСТЬ УСЛУГ

Статус логистического оператора как 3PL-провайдера предполагает высокую клиенто-ориентированность услуги. Новые виды сервиса, заказанные клиентом, должны быть разработаны, обеспечены и предоставлены силами 3PL-компании или ее субподрядчиков. Вслед за рыночным спросом портфель логистических услуг расширяется, но не все доступные услуги впоследствии оказываются востребованными на постоянной основе.

Так, одной из наиболее чувствительных к изменению бизнес-процессов клиента 3PL является технология комплектации заказов на складах ответственного хранения. Глубина комплектации, строгость соблюдения принципов FIFO или LIFO, в том числе и для партий товара, варьируются вместе с ситуацией в каналах дистрибуции. Специальные условия маркировки, фирменная тара получателя, качество штрихкодирования, комплексная предпродажная подготовка, транспортировка в особых температурных условиях, любые изменения в документообороте - все это и многое другое требует немедленной реакции 3PL-провайдера.

Адекватность в перенастройке логистических процедур имеет и свои отрицательные стороны. Уникальность бизнес-процессов конкретного клиента, специфика его товарных потоков и требования сохранения конфиденциальности коммерческой информации не позволяют тиражировать методики 3PL-провайдеров от клиента к клиенту по целому ряду услуг.

Наиболее актуальными остаются услуги в транспортной составляющей аутсорсинга в силу высокого уровня унифицированности транспортных средств, тары и погрузочно-разгрузочных узлов. Также большим спросом пользуется внутрискладская обработка товарных потоков. Постоянен спрос на экспедирование грузов и услуги таможенных брокеров. Такие услуги, как управление товарными запасами, управление процедурами заказов, управление выполнением заказов, находятся примерно в середине рейтинга, демонстрирующего спрос на логистический аутсорсинг. Объясняется это неполным проникновением 3PL-концепции в логистические стратегии клиентов и сохранением собственных логистических служб. В качестве примера минимального применения 3PL-аутсорсинга можно привести такие компании, как IKEA и METRO.

Наименее развитым, по-видимому, следует считать логистический аутсорсинг в части информационного обеспечения. Внешние логистические консультанты чаще всего привлекаются на этапе тендеров и внедрения корпоративных информационных систем. Их эксплуатация и поддержка является функционалом собственных IT-департаментов компаний. Причины этого кроются в нежелании зависеть от внешних поставщиков и в требованиях к безопасности коммерческой информации.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.