Сделай Сам Свою Работу на 5

Обзор рынка транспортных перевозок и доставки грузов

PL - операторы. Кто они такие?

Аутсорсинг в сфере логистики давно уже перестал быть ноу-хау: активное развитие торговли, расширение рынков закупки (поставки) и сбыта продукции вызвали у большинства компаний необходимость привлечения посредников в области организации доставки и складирования грузов. В свою очередь, острейшая конкуренция между ведущими грузоперевозчиками заставила последних искать новые пути борьбы за клиента, и одним из таких механизмов сегодня становятся услуги 3PL- и 4PL-операторов (провайдеров).

 

Почему аутсорсинг?

 

Понятие «логистика» сегодня включает в себя не только транспортные услуги, но и грамотный контроль за процессом движения груза от поставщика. Значительная часть компаний малого и среднего бизнеса предпочитает иметь свои собственные логистические службы, чей бюджет иной раз достигает нескольких десятков процентов от годового дохода фирмы. Однако не всегда эти расходы оправдывают себя: в большинстве случаев организация нуждается в логистиках, обладающих достаточными знаниями и способных работать, учитывая специфику нового, экспансируемого компанией региона. Увеличение количества филиалов и торговых точек заставляет финансового руководителя предприятия искать другие способы получения кредитов на развитие собственной логистической службы. В результате повышается нагрузка как на информационную схему работы организации (контроль за всей цепочкой поставок, расчет совокупной стоимости остатков товара), так и на человеческий ресурс (не всегда оправдано увеличение штата сотрудников). Решением всех этих проблем так или иначе занимаются все фирмы, однако сегодня наиболее популярный путь - аутсорсинг части логистических функций, то есть передача их на реализацию третьей стороне.

 

Обращение к услугам аутсорсинговой фирмы позволяет организации-заказчику:

· сократить сроки доставки и хранения грузов;

· существенно снизить вероятные риски (в том числе тем и другим контролировать ситуацию в так называемых форс-мажорных обстоятельствах);



· сосредоточить внимание на основной деятельности;

· существенно снизить расходы на обеспечение оптимальной работы собственного отдела логистики.

Если ко всему перечисленному добавить наличие качественной транспортной инфраструктуры, полный контроль над документооборотом при учете и сопровождении товаров, умение снимать вопросы, касающиеся правовой базы отношений государства и хозяйствующих субъектов, то именно такие функции и должен выполнять профессиональный PL-оператор. По наличию или отсутствию обозначенных выше услуг и классифицируют сегодня логистические компании на российском рынке.

 

Классификация PL-операторов

 

На сегодняшний день на рынке логистики принята к рассмотрению следующая классификация услуг:

· First Party Logistics (1PL) - система, при которой все операции выполняет сама фирма-грузовладелец;

· Second Party Logistics (2PL) - система, позволяющая оказывать спектр традиционных услуг по транспортировке и складированию товара;

· Third Party Logistics (3PL) - система дополнительных услуг, включающая как традиционное складирование, так и промежуточное хранение (так называемый cross docking) груза, а также проектирование и разработку информационных систем, использование услуг субподрядчиков;

· Fourth Party Logistics (4PL) - система, предполагающая слияние функций всех организаций, участвующих в процессе поставки продукции. В задачу 4PL-провайдера входят планирование, управление и контроль за всеми логистическими процессами компании-заказчика для достижения более долгосрочных стратегических целей и расширения задач бизнеса;

· Fifth Party Logistics (5PL) - система, представляющая собой так называемую интернет-логистику - это планирование, подготовка, управление и контроль за всеми составляющими единой цепи транспортировки грузов с помощью электронных средств информации.

В первых двух случаях компании предлагают обычный перечень услуг, как и большинство российских фирм-перевозчиков. Другая ситуация с 5PL-провайдерами: они используют Всемирную сеть в качестве единой виртуальной площадки для выполнения полного спектра логистических задач. Однако в нашей стране такой вид сервиса пока не получил достаточного распространения. С ЗPL- и 4PL-провайдерами все обстоит несколько сложнее. Поговорим о них подробнее.

 

PL-провайдеры

 

К числу 3PL-провайдеров можно отнести те организации, которые, изначально являясь лишь подразделением в компании нелогистического профиля, разрослись настолько, что отделились от «родителя» и стали самостоятельной структурой (в данном случае «родители» - это фирмы, предоставляющие таможенные или складские услуги, а также некоторые крупные торговые предприятия). Однако наиболее часто 3PL-провайдерами становятся организации, чья деятельность напрямую связана с логистикой. Добавив в свой сервисный список дополнительные услуги, они могли бы претендовать на повышение статуса. Для осуществления своих функций 3PL-провайдер должен иметь в собственности (или снимать в аренду):

· качественный автопарк, куда входит транспорт разного тоннажа, что позволяет перевозить как габаритные, так и негабаритные грузы;

· склады (по общепринятой категории не ниже класса B - см. классификацию), где можно хранить самые разнообразные товары (держать, например, в одном и том же помещении мебель и автомобильные покрышки);

· региональную складскую сеть, благодаря которой обеспечиваются поставки в филиалы компании-заказчика.

К 3PL-провайдеру предъявляют также такие требования, как:

· минимизация времени типовых операций (например, времени, затраченного на погрузо-разгрузочные работы, включая оформление всех необходимых документов);

· возможность безубыточной работы в случае падения спроса на тот или иной товар или в период сезона отпусков или каникул в странах-поставщиках;

· установление конкурентоспособных цен при предоставлении качественных услуг.

Разумеется, важная роль в деятельности 3PL-провайдера отведена информационному обеспечению. Компьютерная обработка базы данных позволяет не только решать весь спектр логистических задач, но и управлять процессом предоставления услуг и контролировать его. В информационную базу должны поступать сведения по следующим направлениям:

· наличие центрального офиса (учет товарных запасов заказчика, находящихся на всех складах, в пути и в таможенном терминале; планирование стоимости поставок, управление транспортом, ведение нормативных справочников и формирование сопроводительной документации, обмен необходимой информацией с клиентами);

· автоматизированное управление складскими операциями (управление процессом приемки, обработки и отгрузки товара; сбор данных о выполняемых операциях и хранение полученной информации, качественные услуги по хранению товара с учетом всех нормативных требований; применение штрихкодирования; оптимизация хранения с учетом АБС-метода и т.п.);

· наличие системы автоматической доставки и предоставления документации (включая тарификацию и выставление счетов за свои услуги в автоматическом режиме).

В типовом договоре с организацией-заказчиком PL-оператор обязан указать пункт о выплате штрафа (в случае если не удастся справиться со своей задачей согласно установленным нормативам) или пункт о четко оговоренной цене поставки на определенном этапе логистической цепочки (риски должна взять на себя компания-оператор). Кроме того, для более четкого контроля работы в центральном офисе грузоперевозчика необходимо предоставить клиентам рабочие места на весь срок оказания услуг. Если все перечисленные условия выполнены, предприятие можно смело относить к группе 3PL-провайдеров.

 

PL-провайдеры

 

Чтобы показать степень отличия 4PL-провайдера от 3PL-оператора, нередко приводят такое сравнение: 3PL - это труд на основе натурального хозяйства, когда расчет происходит услугой или натуральным продуктом, а 4PL - это ремесленное производство, где в качестве оплаты принят денежный эквивалент. Основными организационными, отличающими 4PL-провайдера от остальных предшественников, являются следующие тесно взаимодействующие между собой структуры:

· отдел закупок, деятельность которого охватывает весь спектр деловых контактов с поставщиками продукции заказчика, включая оформление с ними договорных отношений. В список задач также входит решение проблем, связанных с сертификацией поставляемого клиенту товара и его таможенным оформлением;

· отдел по управлению запасами, отвечающий за пополнение партий товаров на основании информации, полученной от заказчика. Также это отделение контролирует уровень продаж товара через точки реализации (так называемая логистика запасов, позволяющая поддер­живать необходимое количество товара на складах для обеспечения успешных продаж);

· отдел по бренд-менеджменту, проводящий маркетинговый анализ рынка для корректирования продаж того или иного бренда предприятия-заказчика.

Фактически 4PL-провайдера от его предшественника отличает в основном то, что работа первого с организацией-клиентом построена на основе ERP-системы. Эта система способна свести к минимуму риски в логистической цепочке заказчика, обеспечивая его при этом функциями стратегического и оперативного управления. Вопрос о том, надо ли передавать данные функции в руки логистической фирме, которая возьмет на себя роль управляющей компании, - это вопрос приобретения деловой репутации, когда степень доверия клиента к провайдеру должна быть велика. Поэтому спрогнозировать, будет ли пользоваться спросом предлагаемый набор услуг на российском рынке логистики, затруднительно.

 

/«Услуги и цены» №19 ©/

 


http://www.adviss.ru/logisticheskie_posredniki/3pl-operator_eto_ne_prosto_bolshoy_sklad

13.01.2011

3PL-оператор — это не просто большой склад

Рейтинг пользователей: / 0
ХудшийЛучший

14.11.2006 22:21
 
3PL-оператор - это не просто большой склад

 

 
 

 

Логистический аутсорсинг предполагает передачу части или всех функций в области логистики третьей стороне, которой в данных взаимоотношениях являются провайдеры логистических услуг, или 3PL-операторы Сегодняшние рыночные реалии все более отдаляют нас от того времени, когда ведение бизнеса в нашей стране было сродни ведению натурального хозяйства: сам производишь, сам перевозишь, сам продаешь, сам ремонтируешь, сам обслуживаешь, сам... в общем, всё сам. Помочь было некому, а если кто и находился, то лучше бы и не помогал: жить приходилось по поговорке "если хочешь сделать хорошо - сделай сам". Прошло время, и в нашем языке появилось слово "аутсорсинг". Сейчас уже многие задумываются о том, чтобы максимум сил и внимания посвящать основному бизнесу, а второстепенные функции отдать специалистам: автоматизацию и поддержку ИС - разработчику ПО или системному интегратору, ведение учета - бухгалтерской фирме, организацию питания и банкетов - кейтеринговой компании, подбор персонала - кадровому агентству. А вот складирование товара (а часто еще и его транспортировку, обработку и другие услуги) можно поручить коммерческому складу, или 3PL-оператору (см. врезку "Логистика + склад"). Сегодня этот бизнес весьма востребован, в России активно растет спрос на складские помещения высокого класса и сопутствующие услуги, возникают компании, делающие это своим основным (и весьма прибыльным) бизнесом. Одна из них - "ЛФ Лоджистик" - три года назад решила расширить объемы своего дела и приступила к постройке нового современного склада в Подмосковье. Не только новый дом, но и новая КИС Понятно, однако, что переход к новому уровню обслуживания клиентов, когда основными требованиями становятся оптимизация издержек, связанных с обработкой грузов и их хранением, и высокая скорость перемещения грузов по логистической цепи, немыслим без соответствующего информационного обеспечения. Когда строительство нового складского комплекса было в разгаре, руководство "ЛФ Лоджистик" озаботилось выбором соответствующей ИС. Прежний объем складских услуг поддерживался в компании системой собственной разработки, однако стало понятно, что управление складом такого масштаба данной системе не осилить. ИТ-директор компании Николай Гегамов вспоминает: "Прежде чем сделать окончательный выбор, наша компания рассматривала самые разноплановые решения, включая и коробочные, и комплексные. Из первоначально отобранных полутора десятков пакетов вскоре для более детального изучения осталось шесть-семь. В результате же мы остановились на решении, которое увидели в действии - в распределительном центре ТД "Перекресток". Наши требования сводились к трем основным пунктам: оперативные сроки внедрения, наличие истории успешных проектов (мы хотели сами увидеть и оценить, как решение работает в реальных условиях) и возможность вписать выбранный продукт в уже существующую у нас инфраструктуру. Мы выбрали решение для складского комплекса Microsoft Axapta RT WMS, разработанное компанией Columbus IT". Дополнительными аргументами были готовность Columbus IT осуществить внедрение в сжатые сроки (два месяца), а также тот факт, что Microsoft Axapta имеет встроенный язык (X++) и ее коды открыты. Надо было внедрить ИС очень быстро... ...И потому в период предпроектного обследования важно было оценить, насколько удалось в систему класса ERP, реализованную в ТД "Перекресток" в предыдущем проекте, заложить общую для автоматизации складских комплексов функциональность. Тогда-то и родилась методология внедрения вертикальных решений от Columbus IT Russia, суть которой заключается в минимизации изменений уже реализованных бизнес-процессов. "Результатами такого предпроектного обследования являются зафиксированные бизнес-процессы складского комплекса и перечень необходимых изменений системы, призванных обеспечить специфические потребности клиента", - говорит Илья Прокимнов, директор по консалтингу компании Columbus IT Russia. По результатам предпроектного анализа были выявлены следующие основные блоки изменений системы: · разделение товарного учета по клиентам и владельцам товара, поддержка нормативно-правовой базы ответственного хранения; · адаптация заложенного в решении механизма электронного документооборота; > · адаптация функциональности решения под штучную обработку номенклатурных единиц. "Сжатыми сроками проекта были обусловлены свои правила игры, продиктовавшие необходимость параллельного ведения таких этапов, как построение системы, тестирование и обучение пользователей, - вспоминает Артем Долгих, руководитель группы "Складские решения" Columbus IT. - Для нас это был неоценимый опыт, позже неоднократно использованный в проектах, связанных с внедрением вертикальных решений". Обучение кадров проходило по вполне понятной технологической цепочке. Сначала обучались специально выделенные сотрудники различных подразделений, причем все они были полностью отозваны от своего основного бизнеса. Далее информация передавалась ступенчато, и уже прошедший обучение персонал "понес свет в массы". Именно благодаря подобной организации переход на новый метод работы удалось сделать достаточно плавным. Перед запуском системы был проведен ряд деловых игр на "бумажной" модели склада. "Сегодня ключевые пользователи подросли до высочайшего уровня и в своей области, и в области владения системой. А их требования касаются уже улучшений и оттачивания ИС", - отметил Николай Гегамов. И внедрили! Проект внедрения, начатый 2 июля 2003 г., был завершен к открытию складского комплекса, которое состоялось 1 сентября. "Работа в системе началась с первого дня, - рассказывает Артем Долгих. - И практически каждый шаг мастера, пункт меню, заложенный в систему справочник нашли свое место в пользовательской документации по проекту уже на первом этапе эксплуатации системы". Основные бизнес-процессы, имеющиеся в складском комплексе и реализованные в системе, типичны для складов такого уровня. "В приемке можно выделить этап сопоставления накладной и закупки или процедуру регистрации результатов приемки, - назвал конкретные примеры Николай Гегамов, - а для процесса отгрузки товаров - такие этапы, как пополнение зоны подбора и непосредственное перемещение товаров из зоны отгрузки на грузовой борт. И физически, и в системе все дискретные этапы условно независимы, что позволяет оценивать процесс не по общим показателям, а анализируя результаты каждого этапа. Конечно, есть определенные этапы, являющиеся либо специфичными для складов 3PL, либо нашими логистическими ноу-хау, но важно, что любая из этих составляющих нашла свое отражение в функциональности системы по управлению складом". В системе реализован персонифицированный учет выполнения операций. Для основных складских операций производится регистрация даты и времени начала и завершения операции. По сложным аналитическим процессам, связанным, например, с тарификацией клиентов-поклажедателей, периодически производится расчет сводных данных. Анализ информации в системе можно осуществлять разными способами: с помощью стандартных форм Microsoft Axapta (запросы); через выгрузку стандартными средствами Microsoft Axapta (автооотчеты); в специально разработанных отчетных формах системы. "Правда, если говорить об аналитическом инструментарии решения, - пояснил Артем Долгих, - то на начальном этапе наполнения склада речь об использовании многих отчетов и форм не шла. Я связываю это в первую очередь не с отсутствием потребности в них, а со сложностями вывода складского комплекса на проектную мощность". К таким сложностям г-н Долгих относит следующие: · новый комплекс начинал работать в пиковый сезон; · с предыдущих складских площадок клиента в массовом порядке завозились остатки товара; · сотрудники компании только начинали осваивать правила работы в структуре класса 3PL. Сегодня анализ информации осуществляется ключевыми пользователями и владельцами процессов. Так, отдел АСУ анализирует документооборот на предмет его полноты и корректности, а клиентский отдел контролирует соблюдение нормативов по обработке приходных заявок. Постановкой задач по созданию новых отчетных форм занимается отдел бизнес-анализа. Результаты и перспективы Специфика бизнеса 3PL-оператора предполагает несколько другие показатели эффективности, нежели в обычной компании. Ведь вопросы собственно управления товарными запасами решаются в системах клиентов-поклажедателей. "Однако можно отметить, - считает Николай Гегамов, - что за период эксплуатации объем перерабатываемой и хранимой нами продукции существенно увеличился, а используемая складская площадь под эти операции, наоборот, уменьшилась. Этого эффекта удалось добиться за счет постоянного анализа и оптимизации бизнес-процессов нашими логистами и, как следствие, благодаря ряду модификаций в КИС". Основное направление деятельности по привлечению заказчиков руководство "ЛФ Лоджистик" видит в повышении качества обслуживания с сохранением конкурентоспособных тарифных планов. Ориентированным на улучшение качества услуг будет и развитие программно-аппаратного комплекса. Речь здесь пойдет, например, об увеличении емкости и пропускной способности склада за счет оптимизации правил размещения на основании собранной за время эксплуатации системы статистики; о расширении набора услуг по складской обработке грузов; об изменении мотивационных схем оплаты труда персонала, отраженных в системе (они должны привязать вознаграждение сотрудников к качеству работы и соблюдению договорных нормативов) и т. п. Сотрудничество по данному проекту продолжается, специалисты Columbus IT Russia совместно с ИТ-департаментом компании стараются учесть все пожелания и предложения владельцев процессов по совершенствованию системы.
Логистика + склад Логистический аутсорсинг предполагает передачу части или всех функций в области логистики третьей стороне, которой в данных взаимоотношениях являются провайдеры логистических услуг, или 3PL-операторы. По степени интеграции бизнеса в логистике различается несколько подходов: First Party Logistics (1PL)- автономная логистика, когда все логистические операции выполняет сам грузовладелец; Second Party Logistics (2PL) - традиционная логистика, представляющая собой традиционный набор услуг по транспортировке и управлению складскими помещениями; Third Party Logistics (3PL) - логистика для третьей стороны, подразумевающая предоставление логистических услуг, которые выходят за пределы простой транспортировки товаров. Например, этот перечень включает складирование, перегрузку, обработку грузов, дополнительные услуги со значительной добавленной стоимостью, а также использование субподрядчиков; Fourth Party Logistics (4PL) - интегрированная логистика, или интеграция всех компаний, вовлеченных в цепь поставки грузов. Фактически это процесс планирования, управления и контролирования всех логистических процедур (например, потоков информации, материалов и капитала) одним поставщиком услуг с долгосрочными стратегическими целями; Fifth Party Logistics (5PL)- интернет-логистика, то есть управление всеми компонентами, составляющими единую цепь поставки грузов, с помощью электронных средств информации. Согласно оценкам экспертов: · в США рост рынка 3PL-услуг составляет 18-22% в год; · компании, использующие 3PL-подход, могут сократить затраты на управление запасами на 15-30%.

 

Новый складской комплекс "ЛФ Лоджистик" Характеристики складского комплекса: пятиярусное хранение; сборно-разборные стеллажи, позволяющие оптимизировать типовые места зон хранения в соответствии с текущими характеристиками товарного потока; 15 ворот с пандусами для разгрузки-отгрузки. Общая площадь комплекса - 21 000 кв. м. Особенности бизнес-процессов (в дополнение к типовому набору процессов для распределительных центров): · необходимость поддерживать раздельный товарный учет для клиентов - владельцев товара; · нормативно-правовая база ответственного хранения; · электронный документооборот с VIP-клиентами.

 

/Татьяна Богатова, PC Week©/

 


http://www.adviss.ru/logisticheskie_posredniki/skovannye_odnoy_tsepyu

13.01.2011

Скованные одной цепью...

Рейтинг пользователей: / 0
ХудшийЛучший



©2015- 2019 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.