Тема 3. Система призрения у славян в допетровский период.
Санкт-Петербургский Государственный Институт
Психологии и Социальной Работы
Кафедра философии, культурологии и иностранных языков
УТВЕРЖДЕНО
Проректор по учебной работе, профессор
_____________________Н.М. Платонова
« 17 »июня2015г.
Рабочая программа дисциплины
История Социальной работы
по образовательной программе 39.03.02 Социальная работа
Санкт-Петербург
2015 г.
РАЗДЕЛ 1. Учебно-методический раздел рабочей программы дисциплины
1.1 Цель и задачи обучения по дисциплине
Обучение по данной рабочей программе учебной дисциплины является составной частью основной образовательной программы (ООП) по направлению 040100 – Социальная работа с присвоением квалификации (степени) – бакалавр социальной работы. Данная рабочая программа учебной дисциплины реализуется на основе требований компетентностно-ориентированного учебного плана и ориентирована на приобретение студентами ряда базовых культурных, личностно-ориентированных культурных и профессиональных компетенций. Исходя из этого, в данной программе сформулированы следующие цели и задачи (миссия программы):
Цель изучения дисциплины -Формирование у студентов представлений об основных подходах, этапах развития и особенностях истории социальной работы в России и за рубежом.
Задачи:
- дать целостное представление о развитии социальной работы как научного и практического направления в России и зарубежных странах
- дать целостное представление о взаимосвязи истории социальной работы с общим ходом исторического процесса
- дать представление об особенностях подходов различных государств к социальной защите в целом и к социальной работе в частности
Результаты изучения дисциплины
- сформировать у студентов знания о периодизации истории социальной работы в России, стимулировать интерес студентов к избранной специальности формированием представлений о традициях благотворительности и милосердия на Руси
- сформировать понимание теоретических подходов в зарубежной социальной работе.
Язык обучения
Язык обучения – русский.
1.3. Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесенных с планируемыми результатами освоения образовательной программы
Планируемые результаты обучения по образовательной программе (перечень компетенций в соответствии с ФГОС)
| Планируемые результаты обучения по дисциплине (перечень компетенций по дисциплине)
| ОК-1
ОК-2
ОК-3
ОК-4
ОК-8
ОК-9
ОК-10
ОК-12
ПК-1-35
| ОК – 8: осознание социальной значимость своей будущей профессии, обладание высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности
ПК – 1: готовность к разработке и реализации социальных технологий, учитывающих особенности современного сочетания глобального, национального и регионального, специфику социокультурного развития общества
ПК – 14: способность анализа специфики социокультурного пространства, инфраструктуры обеспечения социального благополучия представителей различных общественных групп
| 1.4. Указание места дисциплины в структуре образовательной программы
Данный курс является важным компонентом совокупности учебных мероприятий (программ, практик, семинаров), самостоятельной и научно-исследовательской работы студентов, обучающихся по направлению 040100.62 – социальная работа. Дисциплина «История социальной работы» является обязательной в подготовке бакалавров социальной работы, имеющей в качестве своего объекта человека на разных этапах жизненного пути. Она ориентирована на общекультурное, мировоззренческое, профессиональное и личностное становление бакалавров социальной работы, формирование их компетентности, относится к общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин и тесно связана с такими дисциплинами, как «Философия», «История», «Теория социальной работы» и др. Студент, обучающийся по данной дисциплине, должен иметь знания, умения, навыки и компетенции, соответствующие полному среднему образованию. Одновременно с изучением дисциплины «История социальной работы» он должен иметь или получать знания, умения, навыки по дисциплинам: «Философия», «История», -«Социология»
1.5. Объем дисциплины в зачетных единицах с указанием количества академических часов, выделенных на контактную работу обучающихся с преподавателем по видам учебных занятий и самостоятельную работу
| Общий объем дисциплины
| Объем в академических часах
| Объем аудиторных занятий
| Объем часов на самостоятель-
ную работу
| В кредитах
| В академ. часах
| Всего
| Занятия лекционного типа
| Занятия семинарского типа
| Занятия в интерактивных формах
| Очная форма обучения
|
|
|
|
|
|
|
| Очно-заочная форма обучения
|
|
|
|
|
|
|
| Заочная форма обучения
|
|
|
|
|
|
|
|
1.6. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины
Дисциплина «История социальной работы» является обязательной в подготовке бакалавров социальной работы, имеющей в качестве своего объекта человека на разных этапах жизненного пути. Она ориентирована на общекультурное, мировоззренческое, профессиональное и личностное становление бакалавров социальной работы, формирование их компетентности, относится к общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин и тесно связана с такими дисциплинами, как «Философия», «История», «Теория социальной работы» и др. Студент, обучающийся по данной дисциплине, должен иметь знания, умения, навыки и компетенции, соответствующие полному среднему образованию. Одновременно с изучением дисциплины «История социальной работы» он должен иметь или получать знания, умения, навыки по дисциплинам: «Философия», «История», «Социология»
1.7. Перечень информационных технологий, используемых при осуществлении образовательного процесса по дисциплине, включая перечень программного обеспечения и информационных справочных систем
При чтении лекций по всем темам активно используется компьютерная техника для демонстрации слайдов с помощью программного приложения Microsoft Power Point. На семинарских и практических занятиях студенты представляют презентации, подготовленные с помощью программного приложения Microsoft Power Point. Самостоятельный поиск дополнительного учебного и научного материала, с использованием поисковых систем и сайтов сети Интернет, электронных энциклопедий и баз данных.
1.8. Описание материально-технической базы, необходимой для осуществления образовательного процесса по дисциплине
Для преподавания дисциплины необходим доступ к электронному каталогу библиотеки института, а также оборудование для мультимедийных презентаций.
Освоение дисциплины предполагает использование академической аудитории для проведения лекционных и семинарских занятий с необходимыми техническими средствами (оборудование для мультимедийных презентаций). Учебная аудитория, оборудованная мультимедийным оборудованием и аудио системой с возможностью демонстрации интерактивных пособий и учебных фильмов – проектор, компьютер с выходом в интернет, проекционный экран, аудиоусилитель, 4 колонки;
Кабинет теории и практики социальной работы – учебно-методические материалы, пособия, книги (более 100)
В процессе обучения предполагается использование аудио-, видеотехники, а также информация из сети «Интернет», для чего обеспечивается доступ студентов к интернет-ресурсам.
РАЗДЕЛ 2. Структура и содержание дисциплины
2.1. Учебно-тематический план дисциплины для очной формы обучения
Тема (раздел) дисциплины
(указывается номер темы, название)
| Общее количество аудиторных часов
| Общее кол-во часов на занятия лекционного типа
| Общее кол-во часов на занятия семинарского типа
| Не интерактивные формы
| Интерактивные формы
| 1. Исторические формы социальной помощи.
|
|
| -
| -
| 2. Периодизация истории социальной работы в России
|
|
| -
| -
| 3.Система призрения у славян в допетровский период.
|
|
| -
| -
| 4. Реформы Петра I и их влияние на систему призрения.
|
|
| -
| -
| 5. Система призрения во 2-ой половине 18- 1-ой половине 19 веков.
|
|
|
| -
| 6. Система призрения во 2-ой половине 19 – начале 20 веков.
|
|
|
|
| 7. Проблема нищенства и бродяжничества в России во 2-ой половине 19 – начале 20 вв. и меры борьбы с ним. Трудовая помощь.
|
| -
|
|
| 8. Становление и развитие системы социального рабочего законодательства в России.
|
| -
|
| -
| 9. Преобразование в социальной сфере в 20-40-е годы и становление советской системы социального обеспечения.
|
| -
|
| -
| 10. Советская система социального обеспечения в послевоенный период.
|
|
|
|
| 11. Социальная работа в современной России.
|
| -
|
|
| 12. Социальная помощь в Древнем мире и в Средневековье.
|
|
| -
| -
| 13. Система призрения в Новое время.
|
|
| -
| -
| 14. Основные модели социальной работы за рубежом на современном этапе.
|
|
| -
| -
| 15. Социальная работа в Великобритании и США.
|
|
|
|
| 16. Тенденции социальной работы в современной Западной Европе
|
|
|
| -
| 17. Международные организации социальной работы и международно-правовые документы в области социальной работы
|
|
|
| -
| Итого:
|
|
|
|
|
Учебно-тематический план дисциплины для очно-заочной формы обучения
Тема (раздел) дисциплины
(указывается номер темы, название)
| Общее количество аудиторных часов
| Общее кол-во часов на занятия лекционного типа
| Общее кол-во часов на занятия семинарского типа
| Не интерактивные формы
| Интерактивные формы
| 1. Исторические формы социальной помощи.
|
|
| -
| -
| 2. Периодизация истории социальной работы в России
|
|
| -
| -
| 3.Система призрения у славян в допетровский период.
|
|
| -
| -
| 4. Реформы Петра I и их влияние на систему призрения.
|
|
| -
| -
| 5. Система призрения во 2-ой половине 18- 1-ой половине 19 веков.
|
|
| -
| -
| 6. Система призрения во 2-ой половине 19 – начале 20 веков.
|
|
|
| -
| 7. Проблема нищенства и бродяжничества в России во 2-ой половине 19 – начале 20 вв. и меры борьбы с ним. Трудовая помощь.
|
| -
|
| -
| 8. Становление и развитие системы социального рабочего законодательства в России.
|
|
|
| -
| 9. Преобразование в социальной сфере в 20-40-е годы и становление советской системы социального обеспечения.
|
| -
|
| -
| 10. Советская система социального обеспечения в послевоенный период.
|
| -
| -
|
| 11. Социальная работа в современной России.
|
| -
| -
|
| 12. Социальная помощь в Древнем мире и в Средневековье.
|
|
| -
| -
| 13. Система призрения в Новое время.
|
|
| -
| -
| 14. Основные модели социальной работы за рубежом на современном этапе.
|
|
| -
| -
| 15. Социальная работа в Великобритании и США.
|
| -
|
| -
| 16. Тенденции социальной работы в современной Западной Европе
|
| -
|
| -
| 17. Международные организации социальной работы и международно-правовые документы в области социальной работы
|
|
| -
| -
| Итого:
|
|
|
|
| Учебно-тематический план дисциплины для заочной формы обучения
Тема (раздел) дисциплины
(указывается номер темы, название)
| Общее количество аудиторных часов
| Общее кол-во часов на занятия лекционного типа
| Общее кол-во часов на занятия семинарского типа
| Не интерактивные формы
| Интерактивные формы
| 1. Исторические формы социальной помощи.
|
|
| -
| -
| 2. Периодизация истории социальной работы в России
|
|
| -
| -
| 3.Система призрения у славян в допетровский период.
| -
| -
| -
| -
| 4. Реформы Петра I и их влияние на систему призрения.
| -
| -
| -
| -
| 5. Система призрения во 2-ой половине 18- 1-ой половине 19 веков.
|
|
| -
| -
| 6. Система призрения во 2-ой половине 19 – начале 20 веков.
|
| -
|
| -
| 7. Проблема нищенства и бродяжничества в России во 2-ой половине 19 – начале 20 вв. и меры борьбы с ним. Трудовая помощь.
| -
| -
| -
| -
| 8. Становление и развитие системы социального рабочего законодательства в России.
| -
| -
| -
| -
| 9. Преобразование в социальной сфере в 20-40-е годы и становление советской системы социального обеспечения.
| -
| -
| -
| -
| 10. Советская система социального обеспечения в послевоенный период.
|
| -
|
| -
| 11. Социальная работа в современной России.
|
| -
| -
|
| 12. Социальная помощь в Древнем мире и в Средневековье.
| -
| -
| -
| -
| 13. Система призрения в Новое время.
| -
| -
| -
|
| 14. Основные модели социальной работы за рубежом на современном этапе.
| -
| -
| -
| -
| 15. Социальная работа в Великобритании и США.
|
| -
|
| -
| 16. Тенденции социальной работы в современной Западной Европе
|
| -
|
| -
| 17. Международные организации социальной работы и международно-правовые документы в области социальной работы
| -
| -
| -
| -
| Итого:
|
|
|
|
| 2.2. Краткое содержание тем (разделов) дисциплины.
Тема 1.Исторические формы социальной помощи.
Социальная работа как феномен современного мира, концепции и модели социальной работы в настоящее время. Предмет и функции социальной работы. Исторические формы и модели социальной работы, как общественного института в разные периоды развития человечества. Роль государства в организации социальной работы, взаимосвязь социальной работы и социальной политике государства.
Основная литература:
1. Агапов Е.П. История социальной работы: учебное пособие / Е. П. Агапов, К. В. Волощукова. - М. : Дашков и К : Академцентр, 2009.
2. История социальной работы: учебник / под.ред. В.И.Жукова. – М.: Изд-во РГСУ, 2011. – 400с.
3. Фирсов М.В. История социальной работы: учебное пособие для высшей школы /М.В.Фирсов – М.: КНОРУС , 2012. - 400 с.
4. Мельников В.П., Холостова Е.И. История социальной работы в России: учебное пособие/ В.П.Мельников, Е.И.Холостова – М.: Издательско-книготорговый центр «Маркетинг», 2011. - 344с.
5. Холостова Е.И. Социальная работа: история, теория и практика: учебник для бакалавров/ Е.И.Холостова – М.: Юрайт, 2011. – 905с.
Дополнительная литература:
1. Власов П.В. Благотворительность и милосердие в России М., 2001
2. Григорьев А.Д. История социальной работы. В 2 ч.: Ч.1 (до начала ХХ в.): учеб. пособие для студентов высших учебных заведений. – Мн.: ТетраСистемс, 2006. – 464 с.
3. Кострикин А.В. Социальная политика и социальная работа в Европе и США: наиболее известные деятели. Учебно-справочное пособие. – СПб: Издательство ООО «Архей», 2010. – 60 с.
4. Кузьмин К.В., Сутырин Б.А. История социальной работы за рубежом и в России (с друвности до начала ХХ века). – М.: Академический проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2002. – 480 с.
5. Тетерский С.В. Введение в социальную работу: Учебное пособие. М.: Академический проект, 2000.
Тема 2.Периодизация истории социальной работы в России.
Проблема периодизации истории социальной работы в России. Детерминированность истории социальной работы политическими, экономическими, культурными факторами. Основные этапы и периоды становления социальной работы в России и их основные черты.
Основная литература:
1. Агапов Е.П. История социальной работы: учебное пособие / Е. П. Агапов, К. В. Волощукова. - М. : Дашков и К : Академцентр, 2009.
2. История социальной работы: учебник / под.ред. В.И.Жукова. – М.: Изд-во РГСУ, 2011. – 400с.
3. Фирсов М.В. История социальной работы: учебное пособие для высшей школы /М.В.Фирсов – М.: КНОРУС , 2012. - 400с.
4. Мельников В.П., Холостова Е.И. История социальной работы в России: учебное пособие/ В.П.Мельников, Е.И.Холостова – М.: Издательско-книготорговый центр «Маркетинг», 2011. - 344с.
5. Холостова Е.И. Социальная работа: история, теория и практика: учебник для бакалавров/ Е.И.Холостова – М.: Юрайт, 2011. – 905с.
Дополнительная литература:
1. Власов П.В. Благотворительность и милосердие в России М., 2001
2. Григорьев А.Д. История социальной работы. В 2 ч.: Ч.1 (до начала ХХ в.): учеб. пособие для студентов высших учебных заведений. – Мн.: ТетраСистемс, 2006. – 464 с.
3. Кузьмин К.В., Сутырин Б.А. История социальной работы за рубежом и в России (с друвности до начала ХХ века). – М.: Академический проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2002. – 480 с.
4. Тетерский С.В. Введение в социальную работу: Учебное пособие. М.: Академический проект, 2000.
Тема 3. Система призрения у славян в допетровский период.
Культурно-исторические предпосылки зарождения благотворительности в России. Благотворительность как социальный феномен. Формы помощи и взаимопомощи у восточных славян до принятия христианства. Социальное расслоение восточнославянского общества и зарождение государственности у восточных славян. Принятие христианства в конце 10 века. Благотворительная деятельность великого киевского князя Владимира (980 - 1015). Идеи социального христианства на Руси. Отражение социальных проблем в произведениях древнерусской литературы. Становление церковно-монастырского и княжеского призрения на Руси. Политические особенности развития северо-восточной Руси и их влияние на социальную сферу. Роль Русской Православной церкви в развитии благотворительной деятельности. Развитие церковно-монастырского и княжеского призрения в период становления московской государственности. Отражение социальных проблем в русской литературе данного периода. Споры нестяжателей и иосифлян в 16 столетии. Стоглавый собор. Церковная реформа патриарха Никона и идеи оцерковления общественной жизни в середине 17 века. Благотворительная деятельность царя Алексея Михайловича и его ближайшего окружения.
Основная литература:
1. Агапов Е.П. История социальной работы: учебное пособие / Е. П. Агапов, К. В. Волощукова. - М. : Дашков и К : Академцентр, 2009.
2. История социальной работы: учебник / под.ред. В.И.Жукова. – М.: Изд-во РГСУ, 2011. – 400с.
3. Фирсов М.В. История социальной работы: учебное пособие для высшей школы /М.В.Фирсов – М.: КНОРУС , 2012. - 400с.
4. Мельников В.П., Холостова Е.И. История социальной работы в России: учебное пособие/ В.П.Мельников, Е.И.Холостова – М.: Издательско-книготорговый центр «Маркетинг», 2011. - 344с.
5. Холостова Е.И. Социальная работа: история, теория и практика: учебник для бакалавров/ Е.И.Холостова – М.: Юрайт, 2011. – 905с.
Дополнительная литература:
1. Власов П.В. Благотворительность и милосердие в России М., 2001
2. Григорьев А.Д. История социальной работы. В 2 ч.: Ч.1 (до начала ХХ в.): учеб. пособие для студентов высших учебных заведений. – Мн.: ТетраСистемс, 2006. – 464 с.
3. Кузьмин К.В., Сутырин Б.А. История социальной работы за рубежом и в России (с друвности до начала ХХ века). – М.: Академический проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2002. – 480 с.
4. Тетерский С.В. Введение в социальную работу: Учебное пособие. М.: Академический проект, 2000.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|