Сделай Сам Свою Работу на 5
 

Орнамент, вышивка, роспись.

Тема: Изобразительные источники

1. Определение изобразительного источника, его место в общей

классификации исторических источников. Основные подходы к работе с изобразительными источниками:

2. Опыт реконструкции материальной (А. В. Арциховский, Г. Г. Гро-

мов) и духовной (А. Я. Гуревич) культуры прошлого на основании изо-

бразительных источников.

 

Изобразительные источ­ники — это музейные предме­ты, которые содержат инфор­мацию, зафиксированную по­средством зрительного образа. Одни образы передают зри­тельное представление, пусть и условное, об общем виде, форме, материале, цвете пред­метов. Эти образы создают произведения изобразитель­ного искусства — живопись, графика, скульптура. Другие образы имеют отдаленные черты сходства с изобража­емым объектом и содержат элемент геометрического подобия. Это схематические изображения — чертежи, планы, карты.

Изобразительные источники. Все изобразительные источники являются одновременно вещественными и могли бы рассматриваться как их подкласс. Но выделение особого типа изобразительных источников — не просто дань привычной практике музейной классификации, а объясняется тем, что они — в отличие от большинства вещественных источников — несут, как правило, дополнительную культурно-историческую информацию, «изображая» иное явление. И именно эта информация воспринимается как основная, а их «вещественность» - как дополнительная.
а. Художественно-изобразительные (произведения изобразительного искусства, искусства кино и фотографии).
б. Изобразительно-графические. К ним относятся, прежде всего, памятники, содержащие графическую информацию, т.е. информацию, выражаемую при помощи наглядных графических образов, не составляющих алфавита.
в. Изобразительно-натуральные (прежде всего, фотографии, кинокадры).

Общая характеристика коллекций изобразительных источников и источниковедческие исследования

Фотография, рисунки, карты, барельефы, наскальные рисунки, скульптуры,мелкая пластика (резьба), орнамент, вышивка, тамги и т.п. Во многих случаях рисунки намного древнее письменных источников. Они позволяют нам представить бытовые и поведенческие стороны жизни людей различных народов и их групп.



Карты, картография.Долгий путь развития - от схе­матических рисунков до настоящих научных произведений. Донаучные карты.Они были тем базовым исходным материалом, на котором развивалась современная картография. Изучаются в рамках картографии — науки, охватывающей «теорию, методику и технические приемы создания и использования картографиче­ских произведений»1. Ее теоретическая часть — картоведение— включает в себя такие основные разделы, как учение о карте, картографическое источниковедение, историю картографии и ме­тодику использования старых карт. Большое значение для изучения карты име­ют вспомогательные служебные элементы: легенды, название кар­ты, сведения об исполнителях, месте и времени издания, исполь­зовавшихся источниках, тексты, сопровождавшие карту. Картографическое источниковедение. Большое значение в из­учении средневековой карты имеет картографическое источнико­ведение, тесно связанное с методикой использования карт в на­учных исследованиях. В картографическом источниковедении можно выделить два слоя, определяемые характером источников. Во-первых, сами карты, планы, чертежи; во-вторых, любые ма­териалы, в том числе литературные, прямо или косвенно исполь­зовавшиеся картосоставителями. Без второго невозможно полно­ценное изучение первого. Хронология. Эклектически составлен­ные карты могли содержать в своих частях хронологически раз­нородный материал. Кроме того, нужно учесть, что существовали карты разных типов: дававшие общую картину мироздания, и карты, которыми пользовались в пути. При создании карт перво­го типа картографы-монахи в своем умозрительном творчестве как правило, не придавали значения ценности современной и свое­временной информации, не имели ее и не слишком нуждались в ней, что было характерно для средневекового менталитета. Особую роль в изучении карты играют нанесенные на ней то­понимы. Они соответствуют времени, отображаемому на карте. Поэтому служат бесценным источником по этнической истории при выявлении ареалов расселения племен и народов и их миг­раций, при изучении плотности их расселения, смены одного на­рода другим в данном регионе, при исследовании истории воз­никновения населенных пунктов. При изучении экономической ис­тории топонимы на карте дают материал о формах хозяйствен­ной деятельности, ремеслах, промыслах, добыче полезных иско­паемых, о торговле и путях сообщения. Этнографические карты для решения вопросов этногенеза. Определение ареала того или иного элемента, сопоставление с данными лингвистики и др. - ценный материал для этнокультурной истории. Например, какие выводы делает Г. Маслова из результатов картографирования русской народной женской одежды. Выделяется четыре комплекса: 1) с поневой; 2) с сарафаном; 3) с юбкой-андараком (юбка из шерстяной полосатой ткани); 4) с кубельком (распашное платье, сшитое в талию).

Орнамент, вышивка, роспись.

Изучение мировоззрения. По мнению Масловой, русская народная вышивка испытала меньшее влияние официального и церковного искусства, чем в Западной Европе. Русская вышивка - очень многообразна. Ее особенность - развитие сюжетного начала - в большей степени, чем у украинцев и белорусов. Функции орнамента разнообразны. Декоративные задачи, половозрастной признак, средств выражения мировоззрения. В.А. Городцов в 20-х гг. предпринял попытку прочитать сюжеты северно-русских художественных вышивок. Обнаружил параллели в системах образной передачи обрядовых действий между искусством дако-сарматского мира и русским крестьянским искусством ХIХ в. Объяснил миграцией славянских племен в Восточную Европу с «дунайской прародины». Л.А. Динцес посвятил серию работ - анализу смыслового содержания изображений на северорусских вышивках, кружеве, тканье, анализу образов деревянной резьбы, росписи по дереву, глиняной игрушке. Полагал, что отдельные мотивы и целые сюжетные комплексы - возникли в дохристианской идеологической среде. Расшифровка различных модификаций обряда поклонения протославянскому женскому божеству (Мать-Сыра-земля), его ипостасям (Древо жизни) и его окружению (прибоги). Попытка реконструировать облик языческих святилищ, языческого культового строительства.

прежде всего) отражены языческие культовые постройки. Дерево в центре - вокруг сооружено строение типа шалаша. Храмы - из формы жилища-шалаша. Коническая форма. Дерево - символ мирового древа.

Маслова делает такие выводы относительно символики орнамента. Древний пласт орнамента - в сюжетах с антропоморфными и зооморфными мотивами. Признаки архаичного типа вышивки - изображение кистей рук в увеличенном масштабе, насыщенность растительными мотивами - растения произрастают из животных и людей, сливаются с ними; наличие особых геометрических знаков в виде крестообразных фигур, кругов, розеток, ромбов; лаконичность в изображении людей и животных, как бы заставших в торжественных позах. Один из архаических элементов - идолоподобные фигуры, как бы вырубленные из дерева. По мнению Масловой центральный женский персонаж вышивки - как бы его ни называли (Мокошь, Рожаница, Мать-Сыра-Земля) - воплощались представления о плодородии земли и человека. Связь персонажа с водой, солнцем, растительностью. Особое внимание - к рогатому женскому существу. Распространено и в других ареалах - Средиземноморье, Кавказ. Связь с аграрным культом. Мужские персонажи - конные прибоги по сторонам женской фигуры. Но иногда изображение всадника - самостоятельный сюжет. Иногда всадники - на «ладье» - двухголовом коне. Большие руки. Лучи вокруг головы, вместо головы ромб. В этом видят отголоски солярного культа. Для решения вопросов этногенеза и этнической истории.

Лубок, народная картинка.17, 18, 19 вв. Лубок - дешевые, отпечатанные на бумаге и раскрашенные изображения, издававшиеся на Руси для простонародья до 1850-х гг. Происхождение слова: три гипотезы: 1) первоначально на досках из луба 2) офени продавали из лубочных коробов 3) “лубочное” - топорно сделанное. Источник по быту, нравам и воззрениям народа. Первое после икон украшения жилищ в крестьянской и мещанской среде. Содержание разнообразно: копии с икон, воспроизведение библейских и апокрифических сюжетов, картины житий святых и их чудес, церковные святцы и праздники, сцены из былин, сказок, животного эпоса, легенд, поучительных притчей, изображения чудищ, смехотворные сюжеты, каррикатуры на современность, особенно на мероприятия правительства, портреты военных героев, виды монастырей. Производители лубка заимствовали рисунки из различных источников. Религиозные картинки копировались с книжных миниатюр или гравюр, иногда прямо с икон. Духовные легенды и притчи - апертстенная живопись церковных сеней и папертей (напр., “Страшный суд”, “История о некоем немилостивом человеке”, “Видение монаха о казни лихоимца”), иллюстрированная голландская Библия Пискатора (лицевое “Отче наш”, библейские сцены, апокалиптические видения). Вообще с конца 17 в. лубочные картинки - б.ч. - переделки иностранных образцов. Особенно - из Голландии - из “Зерцала” Тессинга, календарей, из Франции - Людовик ХIV в виде “славного объедалы и веселого подпивалы”, “Денежный дьявол”, несколько композиций Буше, много картинок веселого и скабрезного характера. Немецкое происхождение - Особый разряд - лицевая сказка. Предназначены для чтения и были распространены среди дворовых людей, солдат, деревенских грамотеев. Нечто вроде комиксов. Обычно - 8-16 листов. Верхняя часть - картика, нижняя - текст. Особенно популярны “О цесаревиче Иване и Жар-Птице” (немецкое заимствование), “О Петре Златых - ключах” (французское), “О Бове Королевиче” (итальянское), “Об Еруслане Лазаревиче”, “О семи Симеонах родных братьях”, “Об Иване Царевиче и Царе-Девице”, “О Симе Царевиче и Ивашке Белой Рубашке”, “О золотом, серебряном и медном государствах”, “О золотой горе”. В 18 в. лубки резались по б.ч. серебренниками из подмосковного села Измайлово, а печатались в Москве на фабрике купца Ахметьева. В конце столетия перешло в руки мелких фабрикантов. Возникли печатни в некоторых пунктах Владимирской губ.: в дер. Богдановке Ковровского у. - офеня И.А. Сорокин, в Мстере Вязниковского у. - И.А. Голышев. Раскраска не делалась на фабриках - за плату сдавали жителям специализирующихся деревень. В с. Никольском и окрестных деревнях - 12 в. от Москвы - занимались раскраской ок. 1000 душ. В Мстере раскраска - промысел бедных девушек и женщин. Владимирские офени развозили по всей России. Аналоги - китайская народная картинка. Миллионами расходился по стране - непременное украшение дома во время праздников. Выполнялся на рисовой бумаге в технике ксилографии (путем оттиска на бумаге изображения, предварительно вырезанного на доске и смазанного красками).

 



©2015- 2022 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.