Сделай Сам Свою Работу на 5
 

Краткая историческая характеристика ранневизантийской эпохи

 

Формирование в IV-V вв. государственной военно-бюрократической системы во главе с императором (василевсом). Условия, обеспечившие жизнеспособность Восточной римской империи: развитая торговая и ремесленная жизнь в городах, сохранение за счет посаженных на византийских землях варваров свободного землевладения и колоната.

Расцвет Византии при императоре Юстиниане I (527-565 гг.), проводившем с 532 г., после народного восстания Ника, политику в интересах широких слоев населения. Финансовая и налоговая реформы, кодификация права в интересах широких масс позволили стабилизировать ситуацию в государстве, создать боеспособную армию, подавить выступления беднейших слоев населения, отбить нападения персов, славян и других народов. С опорой на средних и мелких землевладельцев Юстиниан упрочил свою власть, подчинив сенаторскую аристократию. В союзе с ортодоксальным церковноначалием подавлено религиозное движение монофизитов. Политика на воссоздание территории Римской империи, широкие завоевания в Западном Средиземноморье - Италии, Северной Африке, Испании, укрепление пограничных владений империи на Востоке, Балканах и в Северном Причерноморье. Колоссальный размах строительной деятельности - возведение крепостей, культовых, административных и прочих зданий в центральных и периферийных областях империи. Трактат Прокопия Кесарийского “О постройках”.

Кризис империи в конце VI- VII вв. Утрата западных и североафриканских областей, захват арабами богатых восточных провинций - Сирии, Палестины, Верхней Месопотамии. Территория сократилась до трети от империи времен Юстиниана I. Страна стала более моноэтничной, теперь основу ее составило греческое население. Если в IV-V вв. государственным языком была латынь, с VI в. - греческий. Грецизация Византии и ее культуры имела важнейшие последствия для развития ее изобразительного искусства.

 

Искусство ранневизантийской эпохи (V - VII вв.).

 

Мелкая пластика Рима и Константинополя: консульские диптихи 396-540 гг., их назначение и иконография; классицистическая стилистика резьбы по слоновой кости.



Миниатюры Вергилиевского кодекса, их приемы эллинистической живописности.

Архитектура Константинополя IV-VI вв. Оборонительные стены. Планировка центральной части города - улица Меса, площадь Августеон, образованная храмом Св. Софии, ипподромом и Большим императорским дворцом. Ипподром и монументы на нем - Змеиная колонна, обелиски Константина и Феодосия, конная группа Лисиппа. Большой императорский дворец и его мозаики. Городские цистерны - Бинбир дерек, Еребатан сарай. Базилика Иоанна в Студийском монастыре.

Расцвет искусства в правление императора Юстиниана I (527-565 гг.). Церкви Свв. Сергия и Вакха, Свв. Апостолов, Св. Ирины. Купольная базилика Св. Софии, ее строительная история, планировка, композиция и масштабы. Соответствие величия храма Св. Софии величию и мощи империи при Юстиниане. Композиционное новаторство Анфимия из Тралл и Исидора Милетского - устройство восточного и западного полукуполов в качестве опор центрального купола. Недостатки этой композиционной схемы, логическое развитие ее архитектором Мехмет-Агой в 1609-1617 гг. в стоящей рядом мечети Ахмедие (“Голубая мечеть”) - устройство четырех подпорных полукуполов, что значительно расширило внутреннее пространство.

Искусство VII в. Антикизирующий стиль серебряных блюд константинопольского производства времени императора Ираклия (610-641 гг.). Переработка юстиниановского стиля: мозаики церкви Св. Дмитрия в Салониках, изделия прикладного искусства.

 

Тема третья. Искусство Равенны IV-VI вв.

 

Равенна с 404 г. - столица Западной Римской империи, с 476 г. - столица германского королевства Одоакра, с 493 г. - столица остготского государства Теодориха, с 526 г. - византийский провинциальный центр. Так называемый мавзолей дочери Феодосия I Галлы Плацидии (388-450 гг.) - церковь Свв. Назария и Цельсия (позднее Свв. Гервасия и Протасия), построенная во второй четверти V в., особенности ее архитектуры. Мозаичная декорация: в куполе - усеянное звездами синее небо с крестом в центре и символами евангелистов в ложных парусах, это символическое изображение жертвенного подвига Христа, связанное с функциональным назначением церкви как усыпальницы Галлы Плацидии, Гонория и Валентиниана III; на подпружных арках - парные фигуры 8 апостолов; на сводах рукавов - орнаментальная декорация с мелкими изображениями остальных 4 апостолов; в люнете восточной стены - Св. Лаврентий, в люнете западной стены, над входом - Добрый пастырь. Мозаикам мавзолея Галлы Плацидии свойственны тонкая моделировка фигур и орнаментальных мотивов, изящество их очертаний, светотеневая разработка фигур (т.е. лепка высветлениями и тенями); все эти особенности унаследованы из античной греко-римской живописи. Употребление синих фонов и ряд иконографических особенностей имеют соответствие в восточнохристианском искусстве.

Мозаичная декорация баптистерия православных, представляющего собой октогон с центральным куполом: Крещение в центре купола, на его склонах - 12 апостолов с венцами в руках; под куполом три яруса декорации - верхний с изображением частей храмового интерьера и предметов его обстановки, два остальных орнаментальных яруса включают также стуковую декорацию.

Мозаичное убранство церкви Сан Аполлинаре Нуово, построенной при Теодорихе ок. 504 г.: на северной стене базилики - шествие 22 святых дев-мучениц к Богоматери на троне с младенцем, на южной стене -шествие 25 мучеников к Христу, восседающему на троне. В верхнем поясе стен - по 13 изображений Христологического цикла в квадратных обрамлениях, чудеса Христовы на северной стене и страсти на южной; это первое дошедшее до нас последовательное изложение евангельских событий. Мозаикам церкви, особенно шествиям мучеников и мучениц, свойственны основные черты средневекового искусства - изокефалия, строгий параллелизм изображений, статичность фигур, тонкий колорит. Мученицы одеты в роскошные одеяния константинопольских патрицианок, что вкупе с греческими типами лиц и греческими надписями на свитках мучеников свидетельствует о восточногреческом константинопольском происхождении мозаичистов.

Архитектура и мозаики церкви Сан Витале в Равенне. Система мозаичной декорации. Северная стена бемы (вимы): Троица, Жертвоприношение Авраама, пророки, евангелисты; южная стена бемы: Приношение Авеля и Мелхиседека, пророки, евангелисты. Конха апсиды: Христос Эммануил с архангелами, Св. Виталием и Св. Экклесием. Стены апсиды: сцены “малого выхода” Юстиниана и Феодоры из императорского дворца. Мозаики церкви Сан Витале как вершина ранневизантийского изобразительного искуства, кодификация в них формальных приемов ранневизантийской живописи: плоскостность изображения, внимание к ритму линий и цветовой гамме, статичность и декоративизм образов, подбор оптимального фона для выделения фигуры.

Мозаики базилики Сан Аполлинаре ин Классе.

Пластика и декоративно-прикладное искусство Равенны: саркофаги, трон Максимина.

 

4. Ранневизантийское искусство провинций.

 

Архитектура Греции. Богатое частное жилище, его декоративное убранство. Приспособление античных храмов под христианские церкви на примере афинского Парфенона. Типология культовых зданий и сооружений - баптистерий, мартирий, базилика. Модульное построение базилик, приемы пропрционирования их частей. Базилики Салоник - Ахиропойитос, Св. Дмитрия, комплекс базилик в Филиппи, их декорация - мозаики и рельефы, устройство алтарных преград. Центрические купольные здания, особенности их композиции.

Христианская архитектура Малой Азии (базилика Иоанна в Эфесе, церковь в Алахане), Сирии (Кальб Лузе, Калат Семан, Турманин), Северной Африки (базилики в Карфагене, мавзолей в Типасе).

Синайская икона. Декоративно-прикладное искусство коптов Египта.

 

Раздел третий. Средневизантийская эпоха (VIII-начало XIII вв.).

 

 



©2015- 2022 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.