Сделай Сам Свою Работу на 5
 

Искусство раннехристианской эпохи (III - V вв.).

Возникновение и ранняя история христианства.

 

Византийское искусство, как и изобразительное творчество западноевропейского средневековья - это религиозное искусство, отражающее программу христианской религии, это средство наглядной агитации, образного отображения содержания Священного писания, т.е.Ветхого и Нового заветов, также иллюстрирующее жития святых, праведников и великомучеников, эпизоды истории христианской церкви. Поэтому изучение византийского искусства предполагает знакомство не только с основными произведениями Священного писания, прежде всего Новым заветом, но и с научным освещением вопросов истории христианства, особенно ранней его стадии, когда закладывались основы этого вероучения, зародившегося в восточных провинциях Римской империи в I-II веках новой эры.

Происхождение христианства: христианская легенда о Христе и его учениках, научная точка зрения на возникновение христианской религии. Источники формирования христианской религии: иудаизм, позднеегипетская религия, гностицизм, митраизм, неоплатонизм, римский императорский культ Непобедимого солнца и прочие верования. Социальные основы раннего христианства как религии бедных и угнетенных слоев населения (“блаженны нищие, ибо ваше есть царство божие”), его направленность против богатых и власть имущих. Немногочисленность христианских общин II-III вв. и общий маргинальный характер христианства в системе религиозных объединений этого времени (если оно и существовало в I в., то едва теплилось в немногочисленных общинах восточных провинций Римской империи).

Сложение церкви во II-III вв. как строго иерархической организации (три степени священства) со своими имущественными и политическими целями, со строжайшей внутренней дисциплиной (подчинение младшего по должности старшему). Обоснование идеи сильной церкви со строгой иерархической организацией карфагенским епископом Киприаном в 246-258 гг. и претворение ее в жизнь. Проникновение церкви в богатые слои римского общества, обогащение ее, вызвавшее так называемые гонения на христиан при солдатских императорах III в., которые нуждались в средствах для содержания войска. Миф о множестве мучеников эпохи раннего христианства, позднейшее сложение мартирия как мемориального сооружения на месте “мученичества” “святого”. Союз церковной верхушки с властными структурами империи и происшедшая отсюда трансформация христианской идеологии. Правящая знать увидела в христианстве, проповедовавшем смирение перед властями и обещавшем блаженную жизнь лишь после смерти, свою опору и восприняла ее как свою новую идеологию. С IV в. христианство внедряется императорской властью в союзе с церковноначалием в качестве государственной религии в массы, т.е. происходит насильственное обращение широких слоев населения в новую религию. Христианские императоры и церковники запрещают языческую религию как соперницу христианства, уничтожают античную культуру в целом, в особенности образование, литературу, науку, памятники искусства. Вопреки утверждениям христианских писателей о широком распространении христианства среди населения империи (а мы располагаем только церковной литературой того времени, остальная была уничтожена), христианство было верхушечным явлением II-V вв., оно насильственно внедрялось сверху в народные массы. Тем не менее, сторонники античной религии долгое время подпольным образом сохраняли свою веру и культуру. Недавно найденный под Констанцей в Румынии клад античной скульптуры II-III вв. был зарыт в IV или V в. неведомым язычником, который пытался спасти таким образом произведения античного искусства от христианских изуверов. Еще в 532 г. в народном восстании Ника в Константинополе активное участие приняли язычники.



Состав Библии, время ее сложения; канонические и апокрифические евангелия. Ветхий и новый завет как источник сюжетов христианских росписей и скульптуры III-IV вв. Отражение идеологии раннего христианства в росписях катакомб III - IV вв.

 

2. Краткая историческая характеристика раннехристианской эпохи (III - V вв.).

 

Нестабильность государства, борьба военных командиров за престол, постоянные внутренние и внешние войны. Краткая стабилизация при императорах Диоклетиане (284-305 гг.) и Константине I (313-337 гг.). Легализация христианства при Галерии в 311 г., усиление его позиций в правление Константина I, превращение в государственную религию в середине IV в. Перенос столицы Константином в Константинополь в 330 г. Закрытие императорами Констанцием II (337-361 гг.) и Феодосием I (379-395 гг.) античных храмов и запрет на проведение языческих спортивных и мусических состязаний. Возврат к античным традициям при императоре Юлиане (361-363 гг.). Разделение римского государства Феодосием I на две части в 395 г. - на Западную римскую империю и Восточную (Византию). Взятие Рима в 410 г. вестготами Алариха, разграбление “вечного города” вандалами в 455 г., окончательное падение Западной римской империи в 476 г.

Первые византийские императоры - Аркадий (395-408 гг.) и Феодосий II (408-450 гг.). Расцвет Византийской империи при Юстиниане I (527-565 гг.).

Изменение общественной психологии в эпоху нестабильности государства- уход частного лица из сферы общегосударственных задач в мир личных материальных и духовных интересов. Фаюмский портрет, его развитие на протяжении I-IV вв. как художественное отражение эволюции идеологии частного лица на востоке империи. Множественность религий в пределах империи.

Основные принципы формирования раннехристианского искусства. Отношение раннехристианских мыслителей, так называемых апологетов, к античной культуре (Тертуллиан, Татиан, Климент Александрийский и др.). Общее наследование раннехристианским искусством позднеантичной архитектуры, скульптуры, живописи, декоративно-прикладного искусства и вместе с тем избирательный подход к ним в зависимости от общего отношения к языческому искусству - в частности, заимствование архитектурной типологии, но отрицание статутарной скульптуры. Эстетические принципы искусства у апологетов (описание Астерием во второй половине IV в. росписей мартирия Св. Евфимии) - приближение к действительности, упрощенность форм, натурализм живописного языка, повышенная экспрессия образов. Выработка собственных сюжетов в живописи на основании тем и сцен Ветхого и Нового заветов. Канонизация мучеников и святых, изображение их житий в живописи. Сочетание новых сюжетов со старым набором приемов античной декорации в пластике и живописи.

 

Искусство раннехристианской эпохи (III - V вв.).

 

Очень запоздалое сравнительно с легендарным временем возникновения христианства появление первых памятников христианского искусства. Комплекс святилищ середины III в. в римском городе-крепости Дура-Европос на Евфрате - синагога, храм местных богов, христианская церковь; фресковые росписи христианской церкви. Устройство и назначение катакомб, сюжеты их фресковых росписей, неоднозначность художественного языка. Христианские и позднеантичные катакомбы в Риме: Св. Каллиста, Присциллы, на Via Latina, Via Dino Campagni, гробница Аврелиев, катакомбы Домициллы, Giordani.

Скульптурный портрет середины III - начала VI вв., монументальные статуи императоров и сложение позднеантично-раннехристианского стиля в скульптуре. Рельефы саркофагов, их основные особенности. Ретроспективность образов - ориентация на римско-эллинистические образцы I-II вв. Вызревание приемов средневекового художественного языка - изокефалия, мелкофигурность, преувеличенные масштабы образов правителей (рельефы триумфальной арки Константина I в Риме и базы обелиска Феодосия I в Константинополе). Сложность выделения раннехристианских памятников в скульптуре III-V вв. ввиду использования христианским искусством образов, приемов и техники позднеантичного языческого искусства на примере статуй так называемого Доброго пастыря, рельефов на стенках саркофагов с сельскими и пасторальными сценами, мозаики из гробницы Юлиев с изображением Гелиоса на квадриге. Редкость собственно раннехристианских произведений искусства в целом и рельефов в частности в IV в. - саркофаг префекта Рима 359 г. Юния Басса и другие саркофаги IV-V вв. с библейскими сценами. Набор излюбленных раннехристианской скульптурой и фреской сюжетов - из числа ветхозаветных сцен Адам и Ева, Даниил во рву львином, Жертвоприношение Авраама, Злоключения Ионы, из числа новозаветных сюжетов - Омовение ног, Отречение Петра, Взятие Христа под стражу, Суд Пилата, Несение креста, Увенчание Христа терниями, traditio legis (передача Христом основ вероучения Петру и Павлу), traditio clavis (вручение Христом Петру ключей от дверей рая). Ограниченность набора ветхозаветных и новозаветных сцен объясняется тем, что они иллюстрировали библейский текст не прямо, а упрощенно, через посредство молитвенных сборников (Киприана Антиохийского и др.).

Раннехристианская архитектура города Рима. Развитие принципов устройства позднеантичной базилики в конструкции раннехристианской базилики. Символика планировки базилики, функциональное назначение алтаря, нефов, нартекса, экзонартекса, баптистерия. Базилики Св. Петра, Санта Сабина, Санта Мария Мадджоре. Мозаичная декорация церквей Санта Сабина, Санта Мария Мадджоре, Св. Пуденцианы, Св. Косьмы и Дамиана; мозаики Милана. Центрические здания Рима - мавзолей Санта Констанца и его мозаичная декорация, Сан Стефано Ротондо; баптистерий в Албенге (Лигурия), мавзолей Галерия в Салониках.

Позднеантичное и раннехристианское декоративно-прикладное искусство IV - VI вв. Изделия из металла: кресты, ларцы, реликварии, серебряные блюда.

 

Раздел второй. Ранневизантийская эпоха (V - VII вв.).

 

 



©2015- 2022 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.