Сделай Сам Свою Работу на 5

Направления, задачи и формы работы с родителями в условиях образовательных учреждений





НАПРАВЛЕНИЯ ЗАДАЧИ ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ
Психолого-коррекционная работа -оказание психологической помощи родителям -коррекция неадекватных поведенческих и эмоциональных реакций родителей детей-инвалидов Групповая и индивидуальная работа  
Педагогическое и правовое просвещение родителей - расширение знаний родителей по правовым вопросам социальной защиты детей-инвалидов; - формирование ответственного отношения семьи к воспитанию и обучению детей Тематические заседания «Родительских университетов». Круглые столы со специалистами ОУ.
Формирование компетентности родителей в вопросах специальных коррекционно-педагогических знаний и их применение в занятиях с детьми - повышение педагогической грамотности родителей; - демонстрация положительного опыта обучения и воспитания детей в семье; - создание условий для дальнейшей социальной адаптации и интеграции детей в общество - знакомство родителей с возможностями современного образовательного процесса, с использованием технологий ИКТ. Мастер – классы для родителей и с участием родителей Дни открытых дверей. Семинары – практикумы для родителей и с участием родителей по запросам Интернет-переписка. Индивидуальное консультирование по вопросам обучения.
Воспитание в семье и досуговая деятельность - создание условий для духовного общения и совместного взаимодействия детей-инвалидов; - освоение традиционного и инновационного опыта организации досуга через познание, просвещение и общение - раскрытие творческого потенциала семьи; - объединение воспитательных усилий родителей. Участие родителей в праздничных, массовых мероприятиях.  
Включение родителей в деятельность учреждения - создание условий для активного и полезного взаимодействия ДДТ и семьи по вопросам обучения и воспитания; - организация совместной деятельности по укреплению здоровья детей и ЗОЖ, социализация и интеграции детей-инвалидов; - включение родителей в решение ключевых вопросов организации деятельности. Попечительский совет Педагогический совет. Субботники, туристические походы, летний оздоровительный лагерь. Оздоровительные мероприятия, спартакиады, Дни здоровья.
Профилактика семейного неблагополучия - выявление семей и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. Создание банка данных о неблагополучных семьях.

Возможная тематика родительских конференций:





1. Ваш малыш — школьник. Режим дня первоклассника.

2. Физическое здоровье ребенка — залог успешности учебной деятельности.

3. Нравственные уроки семьи — нравственные законы жизни.

4. Внутренняя и внешняя культура ребенка. От чего она зависит?

5. Игра в жизни ребенка.

6. Права и обязанности ребенка в семье, в школе, в социуме.

7. Культура общения с компьютером.

8. Книга и ее роль в жизни семьи.

9. Вредные привычки и как с ними бороться.

10. Уже не дети, еще не взрослые.

11. Половые различия и проблемы пола.

12. Причины детских суицидов.

13. Когда родители в разводе.

14. Как избежать конфликтов в семье?

15. Трудности школьного ученичества.

16. Как научить ребенка любить и быть любимым?

17. Хорошие родители. Кто они?

18. Система воспитательной работы в школе глазами родителей

19. Свободное время и развлечения учащихся.

20. Одаренный ребенок в семье.

Родительское собрание закономерно считается в среде учителей не менее важным, чем уроки или внеклассная работа. Здесь встречаются две стороны, участвующие в образовательном процессе (педагоги и родители), для того, чтобы выслушать друг друга и обсудить основные проблемы третьей, самой главной стороны — детей.

Психолого-педагогическая помощь родителям включает в себя:

- диагностику семьи и семейного воспитания;



- показ условий оптимального развития ребенка с помощью системы наблюдения;

- повышение педагогической культуры и воспитательной активности родителей.

Целью педагогической помощи родителям является:

- эмоционально-психологический настрой детей и родителей;

- удовлетворенность детей и родителей конкретными мероприятиями;

- массовость участия и качество подготовки конкретных мероприятий;

- качество диагностики (педагогический мониторинг с детьми и родителями);

- готовность к сотрудничеству и поддержке, стремление внести личный вклад в общее дело.

Одной из основных задач педагогической помощи родителям ребенка-инвалида является активизация участия семьи и самого ребенка в реабилитационном процессе и обеспечения для этого необходимых условий. Такая активизация заключается в формировании заинтересованности и активности направленного самопроявления ребенка в семье.

Так, на базе средней общеобразовательной школы № 594 Санкт-Петербурга (по данным А. И. Маховой) для обучения больных детей 7—10-летнего возраста (1—4 класс) разработаны, апробированы и дали положительные результаты такие формы обучения родителей.

Лекции. Это традиционная форма занятий с родителями. Она позволяет представить большой объем информации и очень эффективна в начале работы. Примерные темы лекционных занятий с родителями:

1) Особенности психического и физического развития детей с ограниченными возможностями.

2) Причины травматизма на занятиях физическими упражнениями. Оказание помощи и сопровождение.

3) Роль физических упражнений в режиме дня. Формы физического воспитания в семье.

4) Особенности занятий пальчиковыми играми и роль родителей на занятиях и т. д.

5) Проведение занятий по развитию крупной и мелкой моторики в домашних условиях.

Беседы. Индивидуальные или групповые беседы могут проводиться по инициативе специалиста и посвящаются расширению тематики лекционного курса. При групповых беседах комплектование групп носит системный характер и зависит от темы предстоящей беседы, желания родителей и наличия проблем в развитии ребенка.

Также в ходе бесед родителям даются рекомендации по выполнению домашних заданий, повторению разученного материала, разъясняется направленность отдельных игр.

Консультации. Консультации посвящаются вопросам родителей, которые могут у них возникать в ходе теоретического и практического курсов занятий и проводятся по инициативе родителей. Для консультаций могут также быть приглашены и другие специалисты, например врач или психолог, это поможет составить правильную индивидуальную программу для ребенка и будет способствовать его психофизическому развитию.

Организация «уголков» для родителей. Родители могут ознакомиться с рекомендациями, советами, медицинской, психологической, педагогической литературой и найти ответы специалистов на интересующие вопросы.

Открытые уроки как средство наглядной демонстрации, приобретения опыта и образца проведения коррекционно-оздоровительных занятий с ребенком.

Коррекционно-развивающие занятия физическими упражнениями и играми в малых группах (на базе школы) детей вместе с родителями (2 раза в неделю) для последующих самостоятельных занятий в домашних условиях.

Обучение учителей общеобразовательных предметов малым формам физической культуры (физкультминутки, физкультпаузы) для проведения их во время, до или после урока.

Обучение родителей детей-инвалидов совместным играм и физическим упражнениям в условиях организованного семейного отдыха в оздоровительном лагере.

Составление индивидуальных программ для домашних занятий, включающих специальные коррекционные упражнения, подвижные и малоподвижные игры на укрепление организма в целом, развитие мелкой моторики, активизацию речи и познавательной деятельности, исправление осанки, закаливание и т. п., соответственно двигательным и психическим возможностям ребенка с учетом медицинских показаний и противопоказаний.

Организация силами родителей и детей спортивных праздников, фестивалей и т. п., где дети смогут показать какие навыки они приобрели в процессе занятий, привьет любовь и желание заниматься физической культурой, даст возможность детям почувствовать себя членами коллектива.

Из предложенных форм работы центральное место занимают практические занятия детей вместе с родителями.

Совместные занятия родителей и детей организуются таким образом, чтобы в поле зрения родителей были не только свои дети, но и «чужие». Такое переключение внимания кардинально меняет психологию родителей. Они начинают понимать, сравнивать, участвовать, помогать другим детям. При этом формируется новое — коллективное — мышление, основанное на общей цели, взаимопонимании, установлении контактов между детьми, родителями, семьями, обмен опытом, знакомство родителей и детей между собой. Неформальные отношения, совместные физические упражнения, сюжетно-ролевые игры, игры-сказки, игры-композиции, сам процесс разучивания движений требуют активного участия, фантазии, творчества. Видимые результаты этого процесса создают положительный эмоциональный сдвиг, заинтересованность, уверенность в полезности этой деятельности и для себя, и для детей.

Таким образом, постепенно осваивая все новые и новые движения, родители самостоятельно приходят к осознанию того, что двигательная активность расширяет возможности ребенка, обогащает его двигательными умениями, играми, в которые можно играть дома и на улице с другими членами семьи, другими детьми.

Для того чтобы этот процесс был наиболее эффективным, педагогу на совместных занятиях детей и родителей необходимо:

1) Сначала давать простые, доступные для всех упражнения. Дети сидят или стоят в кругу, родители находятся сзади.

2) Парные упражнения — родители со своими детьми.

3) То же, но родители передвигаются по часовой стрелке и выполняют упражнения с рядом стоящим в круге ребенком.

4) Упражнения выполняются только родителями, а дети наблюдают и ведут подсчет.

5) Упражнения выполняются в круге, где чередуются родители и дети.

Упражнения могут выполняться с речитативами, считалками, загадками, имитациями движений и звуков насекомых или животных, с цветными мячами, мягкими игрушками, лентами, под музыку, с песней, элементами танцевальных движений: отдельные пары детей и родителей, смешанные пары — со своими детьми, с «чужими» детьми. Важно, чтобы каждое занятие было праздником для всех участников. Такие занятия надолго оставляют яркий след в памяти ребенка. Они демонстрируют дома чему научились и стремятся снова прийти на занятия, где получают удовольствие, общаются, двигаются.

Важной составляющей этих занятий является не только забава, развлечение, но и коррекционная направленность упражнений. Например, упражнения с малым мячом. Этот вид упражнений стимулирует развитие мелкой моторики кисти руки, а это в свою очередь стимулирует развитие речи, письма, бытового самообслуживания.

Установлено, что совместные занятия изменяют психологию и ребенка, и родителей. Они начинают лучше понимать друг друга, снижается напряжение, тревожность, стабилизируется психологический климат в семье, что рождает надежду, веру и оптимизм на будущее.

Поиск средств, организационных форм занятий, осознанное отношение к ценностям физической культуры, творческий подход к этому процессу как важной составной части физической, психологической, социальной реабилитации, касается не только детей, обучающихся индивидуально в домашних условиях, но и всех детей с ограниченными возможностями.

Главными инициаторами и исполнителями являются родители, которые не меньше, чем их дети, нуждаются в реабилитации, адаптации в сложившейся жизненной ситуации, но их нужно к этому готовить, создавая специальные программы, потому что именно от родителей, особенно на ранних этапах развития ребенка, зависит его здоровье, физическая и психическая подготовленность, социализации и интеграция в общество.

Семья обладает определяющим воздействием на интеграцию детей в социум, и поэтому ее роль огромна. Только решая проблемы родителей, можно обеспечить полноценную социализацию их детей.

Эффективность реабилитации ребенка с нарушениями в развитии обусловлена степенью интегрированности в общество всей семьи в целом.

При этом родителям необходимо поверить в себя, в свои цели, в своего ребенка, не замыкаться на своих проблемах, а решать их сообща.

Организация педагогической помощи родителя ребенка-инвалида достигается в следующих формах работы с родителями:

телефон доверия;

психологические тренинги;

индивидуальные и семейные консультации;

семейная психотерапия;

семейные встречи;

практикумы;

лекционная работа.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.