Направления, задачи и формы работы с родителями в условиях образовательных учреждений
НАПРАВЛЕНИЯ
| ЗАДАЧИ
| ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ
| Психолого-коррекционная работа
| -оказание психологической помощи родителям
-коррекция неадекватных поведенческих и эмоциональных реакций родителей детей-инвалидов
| Групповая и индивидуальная работа
| Педагогическое и правовое просвещение родителей
| - расширение знаний родителей по правовым вопросам социальной защиты детей-инвалидов;
- формирование ответственного отношения семьи к воспитанию и обучению детей
| Тематические заседания «Родительских университетов».
Круглые столы со специалистами ОУ.
| Формирование компетентности родителей в вопросах специальных коррекционно-педагогических знаний и их применение в занятиях с детьми
| - повышение педагогической грамотности родителей;
- демонстрация положительного опыта обучения и воспитания детей в семье;
- создание условий для дальнейшей социальной адаптации и интеграции детей в общество
- знакомство родителей с возможностями современного образовательного процесса, с использованием технологий ИКТ.
| Мастер – классы для родителей и с участием родителей
Дни открытых дверей.
Семинары – практикумы для родителей и с участием родителей по запросам
Интернет-переписка. Индивидуальное консультирование по вопросам обучения.
| Воспитание в семье и досуговая деятельность
| - создание условий для духовного общения и совместного взаимодействия детей-инвалидов;
- освоение традиционного и инновационного опыта организации досуга через познание, просвещение и общение
- раскрытие творческого потенциала семьи;
- объединение воспитательных усилий родителей.
| Участие родителей в праздничных, массовых мероприятиях.
| Включение родителей в деятельность учреждения
| - создание условий для активного и полезного взаимодействия ДДТ и семьи по вопросам обучения и воспитания;
- организация совместной деятельности по укреплению здоровья детей и ЗОЖ, социализация и интеграции детей-инвалидов;
- включение родителей в решение ключевых вопросов организации деятельности.
| Попечительский совет
Педагогический совет.
Субботники, туристические походы, летний оздоровительный лагерь.
Оздоровительные мероприятия, спартакиады, Дни здоровья.
| Профилактика семейного неблагополучия
| - выявление семей и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.
| Создание банка данных о неблагополучных семьях.
| Возможная тематика родительских конференций:
1. Ваш малыш — школьник. Режим дня первоклассника.
2. Физическое здоровье ребенка — залог успешности учебной деятельности.
3. Нравственные уроки семьи — нравственные законы жизни.
4. Внутренняя и внешняя культура ребенка. От чего она зависит?
5. Игра в жизни ребенка.
6. Права и обязанности ребенка в семье, в школе, в социуме.
7. Культура общения с компьютером.
8. Книга и ее роль в жизни семьи.
9. Вредные привычки и как с ними бороться.
10. Уже не дети, еще не взрослые.
11. Половые различия и проблемы пола.
12. Причины детских суицидов.
13. Когда родители в разводе.
14. Как избежать конфликтов в семье?
15. Трудности школьного ученичества.
16. Как научить ребенка любить и быть любимым?
17. Хорошие родители. Кто они?
18. Система воспитательной работы в школе глазами родителей
19. Свободное время и развлечения учащихся.
20. Одаренный ребенок в семье.
Родительское собрание закономерно считается в среде учителей не менее важным, чем уроки или внеклассная работа. Здесь встречаются две стороны, участвующие в образовательном процессе (педагоги и родители), для того, чтобы выслушать друг друга и обсудить основные проблемы третьей, самой главной стороны — детей.
Психолого-педагогическая помощь родителям включает в себя:
- диагностику семьи и семейного воспитания;
- показ условий оптимального развития ребенка с помощью системы наблюдения;
- повышение педагогической культуры и воспитательной активности родителей.
Целью педагогической помощи родителям является:
- эмоционально-психологический настрой детей и родителей;
- удовлетворенность детей и родителей конкретными мероприятиями;
- массовость участия и качество подготовки конкретных мероприятий;
- качество диагностики (педагогический мониторинг с детьми и родителями);
- готовность к сотрудничеству и поддержке, стремление внести личный вклад в общее дело.
Одной из основных задач педагогической помощи родителям ребенка-инвалида является активизация участия семьи и самого ребенка в реабилитационном процессе и обеспечения для этого необходимых условий. Такая активизация заключается в формировании заинтересованности и активности направленного самопроявления ребенка в семье.
Так, на базе средней общеобразовательной школы № 594 Санкт-Петербурга (по данным А. И. Маховой) для обучения больных детей 7—10-летнего возраста (1—4 класс) разработаны, апробированы и дали положительные результаты такие формы обучения родителей.
Лекции. Это традиционная форма занятий с родителями. Она позволяет представить большой объем информации и очень эффективна в начале работы. Примерные темы лекционных занятий с родителями:
1) Особенности психического и физического развития детей с ограниченными возможностями.
2) Причины травматизма на занятиях физическими упражнениями. Оказание помощи и сопровождение.
3) Роль физических упражнений в режиме дня. Формы физического воспитания в семье.
4) Особенности занятий пальчиковыми играми и роль родителей на занятиях и т. д.
5) Проведение занятий по развитию крупной и мелкой моторики в домашних условиях.
Беседы. Индивидуальные или групповые беседы могут проводиться по инициативе специалиста и посвящаются расширению тематики лекционного курса. При групповых беседах комплектование групп носит системный характер и зависит от темы предстоящей беседы, желания родителей и наличия проблем в развитии ребенка.
Также в ходе бесед родителям даются рекомендации по выполнению домашних заданий, повторению разученного материала, разъясняется направленность отдельных игр.
Консультации. Консультации посвящаются вопросам родителей, которые могут у них возникать в ходе теоретического и практического курсов занятий и проводятся по инициативе родителей. Для консультаций могут также быть приглашены и другие специалисты, например врач или психолог, это поможет составить правильную индивидуальную программу для ребенка и будет способствовать его психофизическому развитию.
Организация «уголков» для родителей. Родители могут ознакомиться с рекомендациями, советами, медицинской, психологической, педагогической литературой и найти ответы специалистов на интересующие вопросы.
Открытые уроки как средство наглядной демонстрации, приобретения опыта и образца проведения коррекционно-оздоровительных занятий с ребенком.
Коррекционно-развивающие занятия физическими упражнениями и играми в малых группах (на базе школы) детей вместе с родителями (2 раза в неделю) для последующих самостоятельных занятий в домашних условиях.
Обучение учителей общеобразовательных предметов малым формам физической культуры (физкультминутки, физкультпаузы) для проведения их во время, до или после урока.
Обучение родителей детей-инвалидов совместным играм и физическим упражнениям в условиях организованного семейного отдыха в оздоровительном лагере.
Составление индивидуальных программ для домашних занятий, включающих специальные коррекционные упражнения, подвижные и малоподвижные игры на укрепление организма в целом, развитие мелкой моторики, активизацию речи и познавательной деятельности, исправление осанки, закаливание и т. п., соответственно двигательным и психическим возможностям ребенка с учетом медицинских показаний и противопоказаний.
Организация силами родителей и детей спортивных праздников, фестивалей и т. п., где дети смогут показать какие навыки они приобрели в процессе занятий, привьет любовь и желание заниматься физической культурой, даст возможность детям почувствовать себя членами коллектива.
Из предложенных форм работы центральное место занимают практические занятия детей вместе с родителями.
Совместные занятия родителей и детей организуются таким образом, чтобы в поле зрения родителей были не только свои дети, но и «чужие». Такое переключение внимания кардинально меняет психологию родителей. Они начинают понимать, сравнивать, участвовать, помогать другим детям. При этом формируется новое — коллективное — мышление, основанное на общей цели, взаимопонимании, установлении контактов между детьми, родителями, семьями, обмен опытом, знакомство родителей и детей между собой. Неформальные отношения, совместные физические упражнения, сюжетно-ролевые игры, игры-сказки, игры-композиции, сам процесс разучивания движений требуют активного участия, фантазии, творчества. Видимые результаты этого процесса создают положительный эмоциональный сдвиг, заинтересованность, уверенность в полезности этой деятельности и для себя, и для детей.
Таким образом, постепенно осваивая все новые и новые движения, родители самостоятельно приходят к осознанию того, что двигательная активность расширяет возможности ребенка, обогащает его двигательными умениями, играми, в которые можно играть дома и на улице с другими членами семьи, другими детьми.
Для того чтобы этот процесс был наиболее эффективным, педагогу на совместных занятиях детей и родителей необходимо:
1) Сначала давать простые, доступные для всех упражнения. Дети сидят или стоят в кругу, родители находятся сзади.
2) Парные упражнения — родители со своими детьми.
3) То же, но родители передвигаются по часовой стрелке и выполняют упражнения с рядом стоящим в круге ребенком.
4) Упражнения выполняются только родителями, а дети наблюдают и ведут подсчет.
5) Упражнения выполняются в круге, где чередуются родители и дети.
Упражнения могут выполняться с речитативами, считалками, загадками, имитациями движений и звуков насекомых или животных, с цветными мячами, мягкими игрушками, лентами, под музыку, с песней, элементами танцевальных движений: отдельные пары детей и родителей, смешанные пары — со своими детьми, с «чужими» детьми. Важно, чтобы каждое занятие было праздником для всех участников. Такие занятия надолго оставляют яркий след в памяти ребенка. Они демонстрируют дома чему научились и стремятся снова прийти на занятия, где получают удовольствие, общаются, двигаются.
Важной составляющей этих занятий является не только забава, развлечение, но и коррекционная направленность упражнений. Например, упражнения с малым мячом. Этот вид упражнений стимулирует развитие мелкой моторики кисти руки, а это в свою очередь стимулирует развитие речи, письма, бытового самообслуживания.
Установлено, что совместные занятия изменяют психологию и ребенка, и родителей. Они начинают лучше понимать друг друга, снижается напряжение, тревожность, стабилизируется психологический климат в семье, что рождает надежду, веру и оптимизм на будущее.
Поиск средств, организационных форм занятий, осознанное отношение к ценностям физической культуры, творческий подход к этому процессу как важной составной части физической, психологической, социальной реабилитации, касается не только детей, обучающихся индивидуально в домашних условиях, но и всех детей с ограниченными возможностями.
Главными инициаторами и исполнителями являются родители, которые не меньше, чем их дети, нуждаются в реабилитации, адаптации в сложившейся жизненной ситуации, но их нужно к этому готовить, создавая специальные программы, потому что именно от родителей, особенно на ранних этапах развития ребенка, зависит его здоровье, физическая и психическая подготовленность, социализации и интеграция в общество.
Семья обладает определяющим воздействием на интеграцию детей в социум, и поэтому ее роль огромна. Только решая проблемы родителей, можно обеспечить полноценную социализацию их детей.
Эффективность реабилитации ребенка с нарушениями в развитии обусловлена степенью интегрированности в общество всей семьи в целом.
При этом родителям необходимо поверить в себя, в свои цели, в своего ребенка, не замыкаться на своих проблемах, а решать их сообща.
Организация педагогической помощи родителя ребенка-инвалида достигается в следующих формах работы с родителями:
телефон доверия;
психологические тренинги;
индивидуальные и семейные консультации;
семейная психотерапия;
семейные встречи;
практикумы;
лекционная работа.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|