Сделай Сам Свою Работу на 5

Понятие и структура детской инвалидности





Содержание

  ВВЕДЕНИЕ
РАЗДЕЛ 1   ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ В СЕМЬЕ  
1.1 Понятие и структура детской инвалидности
1.2 Типичные и специфические нарушения двигательной и психической сферы детей-инвалидов разных нозологических групп    
1.3 Психолого-педагогические особенности воспитания детей-инвалидов в семье  
1.4 Проблемы адаптивного физического воспитания детей-инвалидов
     
РАЗДЕЛ 2 ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ В СЕМЬЕ  
2.1 Формы адаптивной физической культуры в семье
2.2 Особенности организации игровых форм двигательной активности детей-инвалидов в семье  
2.3 Педагогическая помощь родителям в организации семейного физического воспитании ребенка-инвалида в деятельности учебных учреждений    
2.4 Адаптивная двигательная рекреация и семейный досуг

 

 


ВВЕДЕНИЕ

 

Актуальность исследования обусловлена особым вниманием общества к детям с ограниченными возможностями, их воспитанию и развитию. Эта категория детей нуждается в опеке государства. Однако человек с ограниченными возможностями должен рассматриваться не только как объект социально-психологической помощи и заботы, но и как активный субъект окружающего социума, создающего условия для максимально возможной его самореализации и интеграции в общество. Вот почему поиск оптимальных путей для воспитания толерантного отношения общества к детям с ограниченными возможностями является одной из первостепенных задач психологической науки и выступает объектом междисциплинарного исследования. Вместе с тем, анализ массовой практики показывает, что в настоящее время ко многим категориям лиц с отклонениями в развитии сложилось отношение, далекое от толерантности. Негативный стереотип восприятия лиц с отклонениями в развитии проявляется, прежде всего, в представлениях о данной категории лиц как убогих, несчастных, с максимально ограниченными возможностями людях, которых нужно жалеть, помогать им, но которые не представляют для общества социально-психологической и личностной значимости. Однако для оптимального развития и адекватной самореализации человеку с ограниченными возможностями нужна многоаспектная взаимосвязь с обществом, которая устанавливается в процессе социально-психологической адаптации, общения, коллективной деятельности. В этих условиях неизмеримо возрастает роль семьи ребенка-инвалида, которая может и должна стать значимым фактором воспитания толерантного отношения общества к детям с отклонениями в развитии.





Проблемы семьи ребенка с особенностями развития затрагиваются в работах многих авторов (Т.Г. Богдановой, Н.В. Мазуровой, В.А. Вишневского, Т.А. Добровольской, А.И. Захарова, И.Ю. Левченко, Р.Ф. Майрамяна, И.И. Мамайчук, А.И. Раку, М.М. Семаго, А.Р. Шарипова, В.В. Юртайкина, В.А. Доскина, Г.Г.Опарова и др.).

Данные исследования рассматривают решение проблемы в рамках социально-психологического подхода, в центре которого находится ребенок с ограниченными возможностями. С позиций данного подхода работа с семьей ребенка-инвалида сводится к тому, чтобы дать родителям квалифицированную помощь специалистов, направленную на усвоение необходимого минимума знаний и навыков в работе по преодолению имеющихся у ребенка проблем. Прежде всего, круг получаемых родителями знаний касается характера внутрисемейных отношений, поскольку основной проблемой, имеющей важнейшее значение для воспитания ребенка-инвалида, является отношение родителей к его дефекту.

В соответствии с уровнем знаний, культуры, личностных особенностей родителей и ряда других факторов возникают различные типы реагирования, а соответственно и поведения в связи с появлением в семье ребенка-инвалида. Этот момент, как правило, сопровождается потрясением, приводит родителей в стрессовое состояние, вызывает глубокие переживания, чувство растерянности и беспомощности, нередко служит причиной распада семьи. Многие родители в сложившейся ситуации оказываются беспомощными. Их положение можно охарактеризовать как внутренний (психологический) и внешний (социальный) тупик.



В связи с этим особую актуальность приобретает проблема педагогической помощи не только ребенку, страдающему той или иной патологией, но и семье, в которой он воспитывается, и которая создает условия для физического воспитания ребенка.

Объект исследования – процесс адаптивного физического воспитания детей-инвалидов.

Предмет исследования – формы организации физического воспитания детей-инвалидов в семье.

Цель исследования – теоретически обосновать формы организации физического воспитания детей-инвалидов в условиях семье.

В соответствии с целью, объектом и предметом были поставлены следующие задачи исследования:

1. Изучить типичные и специфические нарушения двигательной и психической сферы детей-инвалидов разных нозологических групп.

2. Выявить психолого-педагогические особенности воспитания детей-инвалидов в семье.

3. Теоретически обосновать формы организации физического воспитания детей-инвалидов в условиях семье.

В работе использовался метод анализа научно-методической литературы.

 

 

РАЗДЕЛ 1

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ В СЕМЬЕ

Понятие и структура детской инвалидности

Ребенок-инвалид – лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, возникающие вследствие нарушения развития и роста ребенка, потери контроля за своим поведением, а также способностей к самообслуживанию, передвижению, ориентации, обучению, общению, трудовой деятельности в будущем. Под «инвалидностью» понимается потеря или ограничение возможностей человека с детства получать образование и принимать участие в жизни общества, как все другие.

На январь 2015 г. в Республике Крым (РК) отмечается рост числа зарегистрированных детей-инвалидов (на 30%).

Среди детей-инвалидов в России почти половина приходится на возрастную группу 10-14 лет (46%), 5-9 лет – 27% в отличии от прошлого года данная возрастная группа перешла в ранг лидирующих и 0-4 лет – 13 %.

В структуре инвалидности детей преобладают висцеральные, метаболические нарушения (25%), удельный вес которых неуклонно растет, двигательные патологии (22%), умственные нарушения (18%), психические нарушения (10%), патологии органов зрения (8%), слуха (5%), уродующие нарушения (6%) и прочие (6%). Ввиду того, что до сих пор не существует четких критериев инвалидности, много неучтенных детей с дефектами умственного и физического развития, которые не признаются инвалидами, но нуждаются в специальных условиях воспитания и обучения.

По данным Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), доля тяжелых инвалидов составляет обычно 2-3% от детской популяции. В последние годы во всех странах, включая Россию, при определении инвалидности особое внимание уделяется понятию социально-психологической недостаточности.

Согласно Международной номенклатуре показателей инвалидности, социально-психологическая недостаточность имеет место в случаях:

― ограничения физической независимости;

― ограничения способности заниматься обычной деятельностью;

― ограничения способности к получению образования;

― ограничения способности к профессиональной деятельности;

― ограничения экономической самостоятельности;

― ограничения способности к интеграции в общество.

Результаты исследования детей с задержкой внутриутробного развития показывают вариант динамики их развития.

При рождении у детей наблюдается повышенная нервно-рефлекторная возбудимость, синдром угнетения, быстрая истощаемость, низкие реакции на слух и зрительные стимулы.

На первой неделе – нарушение соотношения сна и бодрствования, и как следствие снижения порога раздражимости и недостаточной тормозимости влияний со стороны ретикулярной формации.

К концу первого месяца – синдром двигательных нарушений, гиперкинезы.

К 3-му – тремор исчезает, но к 4-му месяцу наблюдается отставание локомоторных функций, а это чревато последствиями для речевого развития.

Во втором полугодии: к 9 месяцам эти дети догоняют по моторному развитию, но отстают по сенсорному восприятию.

В 1 год – отставание по сенсорному, моторному и речевому развитию, способности к обучению и пониманию.

На 2-м году – задержка психомоторного развития в виде отставания речи и моторных функций.

В 3 года – у 60% отставание в развитии речи, кроме того, отставание способности к овладению новыми навыками (не могут самостоятельно принимать пищу, пользоваться формами приветствия и т.п.).

К 5-ти годам – обнаруживают минимальные мозговые дисфункции. У 1/3 − детские фобии и астенический синдром, регистрируется отставание на шесть месяцев по моторному развитию, по синхронизации, скорости выполнения движений, динамической координации рук, имеет место снижение интеллекта, значительнее – вербального.

Инвалиды – это группа особого риска. В последнее время специалистами доказано, что существует возможность воздействовать на нервно-психические функции больного ребенка, начиная еще с антенатального этапа. Это свидетельствует о возможности существенного снижения детской инвалидности за счет повышения оказания медико-психологической помощи беременным женщинам, а также роженицам и новорожденным детям.

Умственные и психические нарушения относятся к психическим недостаткам. Умственные нарушения — состояния, обусловленные врожденным или раноприобретенным недоразвитием психики с выраженной недостаточностью интеллекта, затрудняющее или делающее полностью невозможным адекватное социальное функционирование индивидуума.

Психические нарушения – утвержденные в установленном порядке временные или постоянные недостатки в психическом развитии человека, включая нарушения речи, эмоционально-волевой сферы, в том числе повреждения мозга, а также нарушения умственного развития, создающие трудности в социально-психологической адаптации.

К физическим недостаткам относятся слуховые и вестибулярные нарушения, зрительные нарушения, висцеральные и метаболические нарушения, уродующие нарушения, двигательные нарушения – то есть временные или постоянные недостатки в развитии и функционировании органов человека, либо хроническое соматическое или инфекционное заболевание.

Таким образом, дети с дефектами физического и умственного развития, нуждающиеся в специальных условиях воспитания и обучения считаются инвалидами.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.