Техника безопасности при ремонте и техническом обслуживании.
1. Перед началом работы необходимо:
1.1. Привести в порядок рабочую одежду: застегнуть обшлага рукавов, заправить одежду так, чтобы не было свисающих концов, убрать волосы под плотно прилегающий головной убор. При ремонте автомобилей, работающих на этилированном бензине, надеть резиновые сапоги, нарукавники, резиновые перчатки и соответствующую спец. одежду. Работать в легкой обуви (тапочках, сандалиях, босоножках) запрещается.
1.2. Внимательно осмотреть рабочее место, привести его в надлежащий порядок, убрать все мешающие работе посторонние предметы.
1.3. Убедиться в том, что рабочее место достаточно освещено и свет не слепит глаза.
1.4. При использовании переносной электролампой, проверить есть ли на лампе защитная сетка, исправны ли шнур и изоляционная трубка. Напряжение переносных электроламп допускается не выше 12 В.
1.5. Приготовить подстилку для работы под автомобилем (лежаки или специальные тележки).
1.6. Не допускать к своему рабочему месту посторонних лиц.
1.7. Приступая к капитальному и среднему ремонту автомобиля, убедиться, что бензобаки и бензопроводы освобождены от остатков бензина.
1.8. Проверить наличие и исправность ручного инструмента, приспособлений и средств индивидуальной защиты, а именно:
1.8.1. Гаечные ключи должны соответствовать размерам гаек и головок болтов и не иметь трещин и забоек; губки ключей должны быть строго параллельны и не закатаны; раздвижные ключи не должны быть ослаблены в подвижных частях; класть подкладки между губками ключей и головкой болта, а также удлинять рукоятки ключей с помощью труб и болтов или других предметов запрещается.
1.8.2. Слесарные молотки и кувалды должны иметь слегка выпуклую, не косую и не сбитую, без трещин, поверхность бойка; должны быть надежно укреплены на рукоятках путем расклинивания завершенными клиньями; не должны иметь наклепа.
1.8.3. Рукоятки молотков и кувалд должны иметь гладкую поверхность и быть сделаны из древесины твердых и вязких пород (кизил, бук, молодой дуб и т.п.)
1.8.4. Ударные инструменты (зубила, бородки, просечки, кернеры и др.) не должны иметь трещин, заусенцев и наклепа.
1.8.5. Зубила должны иметь длину не менее 150 мм.
2. Во время работы:
2.1. Слив масла и воды из агрегатов автомобиля производить только в специальную тару.
2.2. Случайно пролитое на пол масло или оброненный солидол немедленно засыпать опилками или сухим песком и собрать в специально отведенное место.
2.3. При производстве сварочных работ бензобаки закрывать асбестовыми чехлами.
2.4. Влезать под автомобиль и вылезать из-под него только со стороны противоположной проезду. Работая под автомобилем, размещаться между колесами вдоль машины.
2.5. При работе лежа под автомобилем использовать лежаки или решетчатые тележки, снабженные для удобства пользования подголовниками, а также надеть защитные очки.
2.6. Не работать под автомобилем, находящимся на наклонной плоскости. В случае крайней необходимости принять меры, обеспечивающие безопасность работы; затормозить автомобиль и включить низшую передачу, подложить надежные подкладки под колеса, ключ от замка зажигания убрать, а кабину закрыть.
2.7. Не работать и не находиться под автомобилем, висящем на тросе грузоподъемного механизма.
2.8. При снятии и установке агрегатов (задние и передние мосты, рессоры колеса и т.п.) установить раму автомобиля на специальные металлические козлы, а под колеса автомобиля подложить клинья. Подкладывать кирпичи, обрезки дерева и другие случайные предметы под раму автомобиля или под козлы запрещается. Пользоваться только специальными деревянными подкладками.
2.9. При подъеме и установке автомобиля на домкрат устанавливать его только на твердый грунт. В случае необходимости установки домкрата на рыхлой или вязкой почве под домкрат подкладывать специальные доски, обеспечивающие его устойчивое положение.
2.10. Не работать и не находиться под автомобилем, если последний стоит на домкрате без специальных страхующих подставок.
2.11. При работе пользоваться только исправным инструментом и приспособлениями. Слесарный инструмент содержать в сухом и чистом состоянии.
2.12. Использованный обтирочный материал собирать в специально установленные металлические ящики с крышками.
2.13. Если руки или спец. одежда смочены бензином, не подходить к открытому огню, не курить и не зажигать спичек.
2.14. Накачку шин сжатым воздухом производить только в специальном ограждении (клети), при этом убедиться в том, что запорное кольцо полностью легло в замковый паз диска. Накачка шин сжатым воздухом вне ограждения запрещается.
2.15. Для подъема, снятия, установки и транспортирования тяжелых (массой более 16 кг) агрегатов, узлов и деталей автомобиля использовать исправные подъемно-транспортные механизмы с вспомогательными приспособлениями.
2.16. При работе с электротельфером, кран-балкой выполнять инструкцию по технике безопасности для лиц, пользующихся грузоподъемными машинами, управляемыми с пола.
2.17. При работе с переносной электродрелью, гайковертом, шлифовальной машиной соблюдать инструкцию по технике безопасности для работающих с электроинструментом.
2.18. Работая шлифовальной или сверлильной машинками, а также гайковертом, строго соблюдать инструкцию по безопасной работе с ручным пневматическим инструментом.
2.19. Перед тем как начать работу по ремонту автомобиля, установленного на смотровой канаве, необходимо:
2.19.1. проверить правильность установки колес по отношению направляющих.
2.19.2. Поставить на тормоза или подложить под колеса распорные подкладки.
2.19.3. Убедиться в наличии свободного доступа в канаву, исправности лестницы и напольной решетки в канаве.
2.20. Находясь в смотровой канаве, осмотр и ремонт автомобиля производить в защитных очках.
2.21. Замену рессор производить только после их разгрузки и установке козелков под раму автомобиля. Проверку совпадения отверстия ушка рессоры и серьги производить только с помощью бородка или оправки (не пальцем).
2.22. При разборке и сборке рессор пользоваться только специальными слесарными инструментами, зажимными приспособлениями.
2.23. При снятии отдельных агрегатов и деталей, требующих физических усилий, а также при неудобствах в работе, связанных со съемом агрегатов и деталей, применять приспособления (съемники), обеспечивающие безопасность работы.
2.24. Работая молотком или кувалдой, принять все меры, чтобы не травмировать себя и людей, находящихся рядом.
2.25. Не допускать людей и не находиться самому под поднятым кузовом автомобиля без установки специальных подставок, предохраняющих кузов от опускания. Применять вместо специальных подставок случайные предметы (ломы, куски металла и др.) запрещается.
2.26. Работая у верстака, следить за тем, чтобы поверхность его была гладкой, обитой листовой сталью, не имела заусенец.
2.27. При рубке, чеканке и других подобных работах необходимо надевать защитные очки. Для защиты окружающих людей от отлетающих частиц металла на верстаке должны быть поставлены предохранительные сетки или щиты высотой не менее 1 м.
2.28. Пыль и стружку с верстака, оборудования сметать щеткой или сметкой. Сдувать пыль и стружку сжатым воздухом или убирать стружку голой рукой запрещается.
2.29. При работе на сверлильном станке соблюдать требования, изложенные в инструкции по безопасной обработке металлов на сверлильных станках.
2.30. Работая на наждачном точиле, во избежание ранения глаз пользоваться защитным экраном или надевать защитные очки. Следить, чтобы зазор между абразивным кругом и подручником был не более 3 мм, а подручник надежно закреплен. Затачиваемую деталь или инструмент плотно прижать к подручнику и плавно подводить к абразивному кругу.
2.31. Не производить ремонта или исправления отдельных частей автомобиля, находящихся в движении, а также не находиться под автомобилем при работающем двигателе.
2.32. При работе вблизи крыльчатки вентилятора во избежание несчастного случая снять с него приводной ремень.
2.33. Выполняя работу совместно с несколькими лицами, согласовывать действия с товарищами по работе.
2.34. При пуске двигателя (в случае необходимости) при открытом капоте не допускать, чтобы люди находились в непосредственной близости от двигателя.
2.35. При запуске двигателя держать заводную рукоятку так, чтобы все пальцы руки обхватывали эту рукоятку с одной стороны.
2.36. При обкатке двигателя на стенде не производить никаких исправлений и не касаться вращающихся частей двигателя.
2.37. Во избежание создания загазованности воздуха не допускать продолжительную (более 5 минут) работу двигателя в закрытом невентилируемом помещении.
2.38. Не храните на рабочем месте легковоспламеняющуюся жидкость и обтирочный промасленный материал.
2.39. Для перегонки автомобиля на стоянку и проверки тормозов на ходу вызвать дежурного или основного водителя.
2.40. В случае возникновения пожара немедленно сообщить в пожарную охрану и приступить к тушению огня местными средствами.
3. По окончании работы:
3.1. Привести в порядок рабочее место, сложить инструменты и приспособления в инструментальный ящик.
3.2. Если автомобиль остается на козлах, проверить надежность его установки. Не оставлять автомобиль висящим на тросе грузоподъемного механизма.
3.3. Сообщить бригадиру или мастеру о выполненной работе, имеющихся неполадках в работе и о принятых мерах к их устранению.
3.4. Вымыть руки и лицо теплой водой с мылом; если работа была с этиловым бензином, то обязательно прополоскать рот и принять душ.
3.5. Спец. одежду повесить в специально предназначенный для этой цели шкафчик.
4. В аварийной ситуации:
4.1. Немедленно сообщить о происшедшем в здравпункт предприятия.
4.2. При освобождении пострадавшего от действия электротока следить за тем, чтобы самому не оказаться в контакте с токоведущей частью и под напряжением.
4.3. До прибытия врачей оказать пострадавшему первую медицинскую помощь. При отсутствии у пострадавшего пульса и дыхания необходимо сделать искусственное дыхание и непрямой (наружный) массаж сердца; обратить внимание на зрачки. Расширенные зрачки указывают на резкое ухудшение кровообращения мозга. При таком состоянии пострадавшего нужно начинать оживление немедленно.
4.4. При возникновении пожара необходимо сообщить по телефону пожарной охраны 01.
4.5. Сохранить место происшествия без изменения на момент травмирования, если это не создает угрозы для работающих и не приводит к аварии.
Используемая литература.
1. В.А.Родичев – Грузовые автомобили. Москва, изд. «Академия», 2003 г.
2. С.И.Румянцев, Ю.Л.Штоль, А.Ф.Синельников – Техническое обслуживание и ремонт автомобилей. Москва, изд. «Машиностроение», 1989 г.
3. И.М.Юрковский – Неисправности грузовых автомобилей с карбюраторными двигателями. Москва, изд. «Транспорт», 1987 г.
4. С.И.Румянцев – Ремонт автомобилей. Москва, изд. «Транспорт», 1988 г.
5. В.И.Карагодин, С.К.Шестопалов – Слесарь по ремонту автомобилей. Москва, изд. «Высшая школа», 1985 г.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|