|
Эпоха господства церкви (до конца XV века)
Тема 2. История развития учения о преступности.
_______________________________________________________________________________
Введение
● Вы уже знаете, что криминология — изучает преступность, виды преступности, преступления; их причины, иные виды их взаимосвязей с различными явлениями и процессами; результативность принимавшихся мер по борьбе с преступностью. На этой базе — криминологи вырабатывают рекомендации по совершенствованию борьбы с преступностью. Многие из этих рекомендаций передаются другим специалистам: экономистам, социологам, юристам разного профиля для их детальной проработки с учетом специальных научных познаний и разработки целого комплекса конкретных мер по устранению причин и условий криминальных явлений.
В настоящее время — принято рассматривать криминологию — как общетеоретическую науку о преступности, с выводами которой должны считаться прежде всего специалисты в области других наук так называемого криминального цикла (уголовного, уголовно-процессуального, уголовно-исполнительного права, криминалистики, судебной статистики, криминальной психологии и т. п.). Но такое признание криминология получила сравнительно недавно.
На вопросы, что же такое преступление, почему преступления совершаются и что делать с теми, кто их совершает, пытались отвечать еще в древнем мире философы, политики, писатели и поэты. Со временем данные вопросы приобретали новый характер: почему совершают преступления многие, что стоит за множеством преступлений? Так от анализа отдельного преступления и его причин совершался переход к познанию множественности преступлений — преступности. Одновременно менялись представления о преступлении и наказании. .
● Что касается преступлений, то история их существования столь же продолжительна, сколь продолжительна история рода человеческого на Земле. В самых первых главах Ветхого Завета, Первой книге Моисея, говорится о нарушении первыми людьми на Земле, Евой и Адамом, запрета есть плоды с деревьев в раю (глава 3), а затем, в главе 4 – об убийстве, совершенном их сыном Каином. Каин, как известно, убил своего родного брата Авеля. Насколько можно судить по тексту – умышленно, из зависти. Наказание в обоих случаях было неотвратимым, суровым и последовательным. История показала, что люди продолжали совершать преступления и далее, причем далеко не единичные и самые разные.
Древние века
Криминологические идеи, суждения о сущности преступности, ее причинах, путях противодействия — своими корнями уходят в глубь веков. Уже в работах древних философов — Платона, Аристотеля и др. — можно найти высказывания на сей счет.
Так Платон (428—348 до н. э.) — интересовался причинами преступлений и анализировал их мотивы. Он писал о гневе, ревности, стремлении к наслаждениям, заблуждениях, неведении. Отстаивал принцип индивидуализации наказания. Оно должно, по мысли Платона, соответствовать не только характеру содеянного, но и побуждениям виновного; учитывать, были ли проявлены коварство, жестокость либо имело место юношеское легковерие. Необходимость наказания — обосновывалась задачами обеспечения общей и частной превенции. И хотяПлатон допускал смертную казнь, он также отмечал личный характер наказания, то есть что оно не должно распространяться на потомков преступника даже в случаях посягательства на государственный порядок. Одновременно Платон говорил о возмещении причиненных потерпевшему вреда и убытков. Заслуживает внимания и то, что Платон добродетель связывал не с дурной наследственностью, а с воспитанием.
По мнению Аристотеля (384 – 322 до н. э.) — другого древнегреческого философа — все полноправные граждане должны были быть равными перед законом. При этом он подчеркивал важную предупредительную роль наказания, ибо полагал, что люди — воздерживаются от дурных поступков не из высоких побуждений, а из страха наказания, и большинство склонно предпочитать свои выгоды и удовольствия общему благу. Как следствие, чем значительнее были выгода и удовольствие, полученные в результате совершения преступления, тем более суровым должно быть наказание. Аристотель— был твердо убежден в том, что преступник становится испорченным по своей воле, но дух его — должен господствовать над телом, а разум — над инстинктом, как хозяин — над рабом. Однако Аристотель отмечал и такие причины преступлений, которые коренились во внешних для преступника условиях: беспорядки в государстве, возможность легко скрыть похищенное, искусственная нужда, возникающая от чрезмерного богатства и действительной, крайней нужды бедняков, нежелание или боязнь потерпевших обратиться с жалобой, слабость или отдаленность наказания, подкупность и низость судей и т. п.
Римский оратор, юрист Цицерон (106 - 43 до н.э.) — важнейшим источником преступлений считал "неразумные и жадные страсти к внешним удовольствиям, с необузданной необдуманностью стремящиеся к удовлетворению", а также надежду на безнаказанность. Отсюда — признание важности наказания, преследующего цель и общей, и частной превенции, обеспечивающего безопасность общества. Однако, как отмечал Цицерон, наказание — должно соответствовать не только причиненному вреду, но и субъективной стороне деяния, а судья обязан быть связан законами.
Сенека (4 до н.э. - 65 н.э.) — римский философ, политический деятель, писатель, как и Платон, полагал, что наказание — должно стремиться как к исправлению виновного, так и к безопасности общества путем воздействия на других его членов. Сенека, как Цицерон, прежде всего обращал внимание не на причиненный вред, а на характеристики лица, совершившего преступление, содержание его воли.
Вообще римские прозаики и поэты — много внимания уделяли преступлениям, а их мнения— влияли на юристов, политиков. Среди тех, чьи высказывания крайне интересны м поучительны следует упомянуть Публия Сира(“всякое хорошее законодательство должно стремиться к искоренению преступлений, а не преступников”); Горация, Виргилия и Ювеналия(среди мотивов и причин преступлений называвшие — корыстолюбие, честолюбие, стремление к почестям или к пурпуру); Лукреция(отмечавшего ужасающую бедность народа ) и др. Нельзя недооценивать или умалять и заслуги восточных философов, например, известного Конфуция (551 – 479 гг. до н.э.), Мо-Цзы (ок. 480-400 гг. до н.э.) и др. Так, например, Конфуций учил тому, что причина беспорядков в стране кроется в хаосе, смятении душ, а устранить это можно следуя традициям, обрядам, сложившемуся порядку, причём каждый должен делать усилие над собой, не ожидая давления извне.
Эпоха господства церкви (до конца XV века)
Далее наступила эпоха господства церкви. С исчезновением возможности свободно излагать свои убеждения и критически относиться к достигнутому — практически исчезли и условия для развития научного знания. Господствующим стало учение, что все дано человеку свыше, а в основе преступления — лежит либо злая воля, либо предначертание свыше — злой дух, вселившийся в него. В это время обращают на себя внимание позиции канонистов исредневековых криминалистов.
Канонисты — решительно отрицали смертную казнь; на первый план ставили такую цель наказания, как исправление преступников, и, казалось, в своих учениях не обращали особого внимания на идею возмездия. В основу наказания за преступления они стремились положить ответственность человека, основанную на вине; выдвигали на первый план субъективный момент.
Период Возрождения (XV–XVII века)
В так называемую переходную эпоху,или период Возрождения — новые идеи начали исходить, в основном, от философов и писателей.
● В "Утопии" Томаса Мора (английский мыслитель, писатель, гуманист) — вновь высказывается идея предупреждения преступлений. Он обратил внимание на то, что, если остаются неизменными причины, вызывающие преступления, неизменными будут и вызываемые этими причинами последствия. Нужно позаботиться об улучшении экономического устройства общества, иначе не помогут никакие жестокие казни.
● Английский философ, юристи политический деятель Фрэнсис Бэкон — обращал внимание на совершенствование законов, ибо полагал, что легальная форма часто прикрывает один из видов насилия либо охраняет обман и жестокость. Большое значение он придавал кодификации законов, и полагал, что наилучшие законы – это те, которые оставляют меньше места для произвола судьи.
● Заслуживают внимания и взгляды основоположника школы естественного права — голландского юриста, социолога и государственного деятеля Гуго Гроция.Он, в частности, писал, что вне разумного основания — не должно быть наказания и что результаты деяния — должны влиять на возмещение вреда, а при определении наказания, важно учитывать — мотивы, субъективную сторону деяния. Цели наказания, по мнению Гуго Гроция — это исправление преступников, предупреждение будущих преступлений и обеспечение безопасности общества.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|