Тема 1. Типология стран мира. Социально-экономические модели развития стран.
Московский финансово-промышленный университет
«Синергия»
Кафедра Экономической теории и мировой экономики
«УТВЕРЖДАЮ»
Декан факультета Экономики и управления
___________________ /Васильев А.И.
Рабочая программа дисциплины
«Регионалистика »
Направление подготовки: Экономика
Профиль подготовки: все профили
Квалификация выпускника: бакалавр
Форма обучения: очная
Обсуждено
на заседании кафедры
Экономической теории и
Мировой экономики
«___» июня 2014 г.
Протокол № 5
Зав. кафедрой _________/Пашковская М.В.
Составители программы:
Пашковская М. В., к.э.н., доцент, зав.кафедрой,
MPashkovskaya@mfpa.ru
Москва
Содержание
I. Аннотация к дисциплине. 3
II. Планируемые рузультаты обучения. 4
III. Тематический план. 7
IV. Содержание дисциплины.. 9
V. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины.. 18
VI. Учебно-методическое и информационное обеспечение. 25
Основная литература: 25
Дополнительная литература: 25
Интернет-ресурсы: 27
VII. Материально-техническое обеспечение. 28
IX. Фонд оценочных средств для проведения текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся. 28
I. Аннотация к дисциплине
Рабочая программа дисциплины «Регионалистика» составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО по направлению подготовки 080100.62 «Экономика».
Изучение дисциплины «Регионалистика» ориентировано на получение обучающимися знаний о состоянии и перспективах развития экономик ведущих стран и регионов мира.
Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата.
Настоящая дисциплина включена в учебные планы по программам подготовки бакалавров по направлению «Экономика», входит в вариативную часть гуманитарного, социального и экономического цикла. Для изучения дисциплины требуются знания и навыки обучающихся по курсам «Микроэкономика», «Макроэкономика», «Основы бизнеса».
Знания по дисциплине «Регионалистика» могут использоваться в дисциплинах «Международная экономическая безопасность»,
«Мировая экономика и международные экономические отношения», «Международные валютно-кредитные и финансовые отношения», в профессиональной деятельности экономиста при принятии управленческих решений на различных уровнях.
Дисциплина изучается на 1 курсе в 2 семестре.
Цель и задачи дисциплины.
Цельюизучения дисциплины «Регионалистики» является:
· дать систематизированное представление обучающимся о состоянии и перспективах развития экономических процессов в ведущих странах и регионах мира
Задачи дисциплины:
· показать особенности международных отношений в отдельных регионах мира
· охарактеризовать экономическую стратегию основных региональных держав
· рассмотреть актуальные международные региональные экономические проблемы
· проанализировать состояние экономик ведущих стран мира
· охарактеризовать основные классификации стран в целях межстрановых сопоставлений
· определить особенности национальных моделей экономического развития
II. Планируемые результаты обучения
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих общекультурных (ОК) и профессиональных (ПК), предусмотренных ООП ВО по направлению подготовки 080100.62 Экономика (квалификация (степень) «бакалавр»).
Результаты освоения ООП (содержание компетенций)
| Код компетенции
| Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине
| Формы и методы обучения, способствующие формированию и развитию компетенции
| Владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения
| ОК-1
| Знать:
· основные категории и понятия курса
· основные походы к классификации стран в мировой экономики, их преимущества и недостатки
· национальные модели экономического развития
Уметь:
самостоятельно прорабатывать лекционный материал, учебники, учебные пособия, научную литературу, периодическую печать, ресурсы Интернет и структурировать изученный материал и подготовить устное сообщение
Владеть:
- навыками подготовки презентации к докладу и свободного изложения подготовленного сообщения,
- навыками изложения и аргументирования своей точки зрения
| Самостоятельная работа
Работа с учебно-методической литературой
Семинар
| Способен логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь
| ОК-6
| Знать:
· основные категории и понятия курса
· актуальные фактические и статистические данные о развитии стран и регионов мира
Уметь:
самостоятельно прорабатывать лекционный материал, учебники, учебные пособия, научную литературу, периодическую печать, ресурсы Интернет и структурировать изученный материал и подготовить устное сообщение
Владеть:
- навыками подготовки презентации к докладу и свободного изложения подготовленного сообщения,
- навыками изложения и аргументирования своей точки зрения
| Лекция
Самостоятельная работа
Работа с учебно-методической литературой
Семинар
| Способен анализировать и интерпретировать данные отечественной и зарубежной статистики о социально-экономических процессах и явлениях, выявлять тенденции изменения социально-экономических показателей
| ПК-8
| Знать:
- основные характеристики особенностей экономического развития ведущих стран и регионов мира
- основные статистические данные, характеризующие состояние экономики ведущих стран и регионов мира
- основные классификации стран в мировой экономики и их характеристики
Уметь:
- находить экономические данные, характеризующие состояние мирового хозяйства и отдельных стран, и интерпретировать основные показатели состояния мировой экономики и отдельных стран
- определять последствия различных форм международного сотрудничества для отдельных стран и всей мировой экономики
· определять экономические интересы ведущих стран и регионов мира с использованием актуальной и исторической информации
Владеть:
· навыками анализа, представления и интерпретации полученной информации и данных
- навыками проведения международных сопоставлений
· навыками интерпретации международной статистической информации
| Лекция
Самостоятельная работа
Работа с учебно-методической литературой
Семинар
| Способен, используя отечественные и зарубежные источники информации, собрать необходимые данные проанализировать их и подготовить информационный обзор и/или аналитический отчет
| ПК-9
| Знать:
основные особенности функционирования мировой экономики
Уметь:
- находить отечественные и зарубежные источники статистических данных по состоянию мировой экономике
- выбирать и интерпретировать полученную информацию
- определять тенденции динамики анализируемых показателей состояния мировой экономики
Владеть:
- навыками анализа, обобщения и интерпретации полученных результатов
- навыками подготовки информационного обзора
| Лекция
Самостоятельная работа
Работа с учебно-методической литературой
Семинар
|
III. Тематический план
__________________________________
профиль подготовки
Наименование тем
| Коды формироуемых компетенций
| Виды учебной деятельности, включая самостоятельную работу (в часах)
| Форма ТКУ[1]
Форма ПА[2]
| Лекции
| Самостоятельная работа
| Активные занятия
| Интерактивные занятия
| Семинары
| Практикум по решению задач
| Ситуационный (кейс-стади)
| Мастер-класс
| Лабораторный практикум
| Тренинг
| Дидактическая игра
| Очная форма
| Тема 1. Типология стран мира. Социально-экономические модели развития стран.
| ОК-1 ОК-6
ПК-8
ПК-9
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Тестирование/5
Доклад + дискуссия /10
| Тема 2. Экономика США и Канады.
| ОК-1 ОК-6
ПК-8
ПК-9
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Доклад + дискуссия/ 10
| Тема 3. Экономика стран Западной Европы
| ОК-1 ОК-6
ПК-8
ПК-9
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Доклад + дискуссия /10
| Тема 4. Экономик стран Центрально-Восточной Европы
| ОК-1 ОК-6
ПК-8
ПК-9
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Доклад + дискуссия /10
| Тема 5. Экономика Японии.
| ОК-1 ОК-6
ПК-8
ПК-9
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Доклад + дискуссия /10
| Тема 6. Экономика стран Латинской Америки.
| ОК-1 ОК-6
ПК-8
ПК-9
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Доклад + дискуссия /10
| Тема 7. Экономика Китая.
| ОК-1 ОК-6 ПК-8
ПК-9
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Доклад + дискуссия /10
| Тема 8. Экономика стран Арабского Востока
| ОК-1 ОК-6 ПК-8
ПК-9
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Доклад + дискуссия /10
| Тема 9. Экономика стран Юго-Восточной Азии.
| ОК-1 ОК-6 ПК-8
ПК-9
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Тестирование / 5
Доклад + дискуссия /10
| Всего:
|
|
|
|
| | | | | | |
| Контроль ( экзамен + зачет), час
| |
| Зачет
| Общая трудоемкость дисциплины (в часах)
| |
| Общая трудоемкость дисциплины (в зачетных единицах)
| |
| IV. Содержание дисциплины[3]
Тема 1. Типология стран мира. Социально-экономические модели развития стран.
Классификация стран в мировой экономике: региональный подход, стандартная классификация, классификация по уровню доходов. Характеристика и отличительные особенности групп стран в мировой экономике. Основные макроэкономические показатели страны. Особенности международных сопоставлений.
Национальные модели экономического развития (либеральная, социально-ориентированная, социал-демократическая). Критерии типологизации национальных моделей (соотношение государственного и частного секторов хозяйства, характер социальной политики государства, масштабы государственного участия в экономике). Факторы экономического роста (исторические, географические, социально-культурные), их влияние на формирование региональных и страновых моделей экономического развития.Общая характеристика развития мировой экономической системы в 2001-2013 гг. Важнейшие тенденции развития мирового хозяйства в начале XXI в.
Литература к теме 1:[4]
1. Пашковская М.В., Господарик Ю.П. Мировая экономика: Учебное пособие. – М.: МФПУ «Синергия», 2012. Гл.4.
2. Карпов, С.А. Глобализация экономики: промежуточные итоги дискуссии /С.А.Карпов // Международная экономика. -- 2011. -- № 7. – С. 5—11.
3. Кудров В.М. Мировая экономика: социально-экономические модели развития. М.: Магистр, 2009.
4. Мировая экономика: Учебник / Под ред. проф. А.С. Булатова. – М.: ЮРИСТ, 2008. Гл. 1.
5. Мировая экономика: Учебник/ Под ред. Смитиенко Б.М. - М.: ИД ЮРАЙТ, 2011. Гл.1.
6. Экономика зарубежных стран: учеб. пособие / под общ. ред.
Ю.Козака, С.Н. Лебедевой. – Минск: Вышейшая школа 2013.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|