Программа развивающих занятий по курсу «Человековедение»
Для детей 6-7 летнего возраста (психологическая программа развития).
Пояснительная записка
Поступление ребенка в школу подводит итог его дошкольному детству, изменяет социальную ситуацию его развития. Однако для того, чтобы начало школьного обучения стало стартовой точкой нового этапа развития, ребенок должен быть готов к новым формам сотрудничества со взрослыми, в противном случае дошкольная линия развития тормозится, а школьная не может полноценно начаться.
Готовность, это определенный уровень психического развития ребенка. Это, как иногда многие считают, не набор некоторых умений и навыков, а целостное и довольно сложное образование. И каждая ступень требует от ребенка определенной готовности.
Чтобы ребенок из дошкольника превратился в школьника, он должен качественно измениться. У него должны развиться психические функции. А тренировать их заранее невозможно, так они у дошкольника просто отсутствуют. И управлять этим развитием должны специалисты. Психологический анализ школьных трудностей показывает, что причины, их порождающие, лежат либо в сфере общения ребенка со взрослым (понимание условности вопросов учителя, ее особой внутренней позиции, специфичности учебных ситуаций и учебного общения), либо в системе взаимоотношений и взаимодействии со сверстниками (умение слушать товарища и следить за его работой, способность содержательно общаться со сверстниками, согласовывать с ними свои действия т т. д.), либо причины затруднений связаны с особенностями самосознания детей (завышенная оценка своих возможностей и способностей, необъективное отношение к результатам своей деятельности, неверное восприятие оценок учителя).
Данный курс развивающих занятий задуман как своеобразное приглашение детей в новую систему отношений и тренинг свободного общения. По форме, по манере общения занятия строится как обучение навыкам сотрудничества, на освоение отношений: умение договариваться, обмениваться мнениями, понимать и оценивать. Программа занятий предназначена для работы с дошкольниками 6-7 летнего возраста и направлена на сохранение психического здоровья детей и усвоение приемов саморегуляции и формированию необходимых жизненных навыков.
^ Цели программы: Способствовать успешной психологической адаптации детей к условиям школы путем введения новых форм организации обучения, направленных на сближение образовательных, развивающих и воспитательных задач. Развитие личностно-эмоциональных и регуляторно-когнитивных компонентов структуры учебной деятельности, формирование универсальных, для последующих уровней образования, человеческих способностей (рефлексии, коммуникативности, самооценки,
Умение разрешать проблемные и межличностные ситуации и др.), замотивировать нормы поведения по отношению к новым видам деятельности. Таким образом, психологически подготовить к дальнейшему развитию и обучению.
^ Основные задачи:
1. Не подменять обучение школьным, а развивать детей, способствуя вызреванию базовых психологических структур, специфичных для этого возраста; формировать регуляторные структуры.
2. Способствовать психическому и личностному росту ребенка, психологическому здоровью, повышение уверенности в себе и развитию самостоятельности, успешной адаптации в социуме.
3. Знакомить (опосредованно) с навыками релаксации саморегуляции, создавать условия для формирования у них способности управлять своим эмоциональным состоянием, повышения эмоциональной устойчивости ребенка.
4. Профилактика проблем обучения в начальной школе.
В силу остроты и социальной значимости проблемы данная программа предполагается, именно, как психологическая программа развития личности ребенка, с целью подготовки детей к дальнейшему развитию и обучению. Базируется на подходах гуманистической психологии, главная цель которой - способствовать раскрытию и развитию сущности человека, ее позитивного потенциала.
^ Основные принципы построения программы:
- уважение личности ребенка;
- развивающий характер обучения;
- непрерывность и преемственность педагогического процесса, в котором программный материал располагается последовательно, с учетом возрастающей детской компетенции;
- использование ресурсов игры как универсального средства, обеспечивающего широкий комплекс психолого-педагогических влияний на процессы развития, обучения и воспитания.
Целесообразность проведения с дошкольниками игровых занятий, специально направленных на развитие личностно-эмоциональных и регуляторно-когнитивных компонентов структуры учебной деятельности, обусловлена уникальностью этого возрастного периода, характеризующегося его повышенной сензитивностью.
Программа поможет органично войти в новую социальную ситуацию, естественно и с малыми «затратами» приобрести новый статус ученика, постепенно овладевать умениями и навыками новой деятельности - учения, сохранив и приумножив при этом достижения дошкольного периода развития.
^ Ожидаемые результаты:
- чувство доверия к взрослому, желание с ним сотрудничать;
- уверенность в своих силах;
- стремление к расширению границ своих возможностей;
- осознание своих эмоций, распознавание эмоциональных реакций других людей и умение адекватно выражать змоции, управлять своим эмоциональным состоянием;
- умение удерживать цель, играть по правилам, осознанное произвольное поведение;
- пробуждение мотива учебной деятельности, стремление к новой позиции- ученик;
- овладение навыками совместной деятельности, поведенческой рефлексии;
- легкая степень адаптации детей в группе временного пребывания и при поступлении в 1 класс;
- повышенный уровень развития познавательных процессов, предпосылок учебных действий и компонентов комплекса психологической готовности к обучению в гимназии.
^ Организация занятий. Программа рассчитана на детей 6-7 лет и предусматривает 1 год обучения, включает в себя 28 занятий. Проводятся один раз в неделю в форме мини-тренингов, продолжительностью 20 минут.
Оптимальное количество детей в группе 10-12 человек.
Специфика предмета изучения определяет и особенности форм и методов работы с детьми на занятиях. Наряду с тренинговыми методами используются:
- групповая дискуссия;
- анализ конкретных жизненных ситуаций;
- ролевое проигрывание;
- творческое самовыражение;
- игры: имитационные, развивающие
Содержание программы
Программа условно поделена на 5 блоков:
Блок 1. Эмоциональный. Развитие эмоциональной сферы.
Блок 2. Познавательный. Развитие творческих познавательных способностей.
Блок 3. Коммуникативный. Развитие коммуникативных способностей.
Блок 4. Психопрофилактический. Обучение саморегуляции и снятия
психоэмоционального напряжения.
Блок 5. Психодиагностический.
Каждый блок является логически связанным с другим и напрвлены на решение поставленных задач.
Блок 1. Развитие эмоциональной сферы.
Этот блок занятий направлен на работу с «предметными» чувствами.^ Основная цель: научить ребенка осознавать и вербально передавать собственные эмоциональные состояния, понимать эмоции окружающих. На занятиях детям проживают эмоциональные состояния, вербализуют собственные переживания, знакомятся со словами, обозначающими различные эмоциональные состояния, благодаря чему у них будет развиваться способность к более глубокому пониманию себя и других людей, умение ориентироваться в эмоциональной реальности собственные переживания, .
Блок 2. Развитие творческих познавательных способностей.
Проблема комплекса свойств личности ребенка, входящих в понятие «творческие познавательные способности», быстро не решается, она требует длительной, постоянной и целенаправленной работы. Основная цель этого блока занятий - планомерное развитие умственных способностей, формирование устойчивого интереса и положительной мотивации к учению.
Учебные задания включают в себя всю систему познавательных операций, начиная с самых простейших действий, связанных с восприятием, запоминанием, осмыслением, и заканчивая операциями логического и творческого мышления.
Предлагаемые игры -упражнения, система познавательных задач будут способствовать развитию познавательных процессов (внимания, памяти, речи, воображения), детской фантазии, языкового чутья, причинно-следственному мышлению, умению решать сложные проблемные задания.
Блок 3. Развитие коммуникативных способностей.
Сформированность общения является очень важным показателем, так как именно он представляет собой фактор развития других показателей готовности к школьному обучению Кроме того, отмечено, что сфера общения является едва ли не главным источником эмоционального неблагополучия детей, Не обучая общению и сотрудничеству, мы не научим детей учиться, ибо первая ступень этого умения предполагает способность компенсировать собственную неумелость, некомпетентность с помощью других людей: педагога, родителей, сверстников. Цель этого цикла упражнений - развитие навыков умелого общения, обеспечение чувства психологической защищенности, доверия к миру, умение получать радость от общения, формирование базиса личной культуры, развитие эмпатии и собственной индивидуальности. Проводится в форме психотренинга.
Блок 4. Психопрофилактический
То, что дети дошкольного возраста, так или иначе, нуждаются в психологической помощи, доказывать уже никому не надо. Проблемы развития дошкольников разнообразны по глубине и распространенности (гиперактивность, вспыльчивость и агрессивность, замкнутость, застенчивость и тревожность, импульсивность поведения, быстрая утомляемость, истощаемость, непоседливость с невротическими проявлениями, нарушениями характера, а также недостаточное развитие эмоциональной сферы, отсутствие у детей навыков общения со сверстниками. умения работать в коллективе и др.). Психопрофилактика или коррекция тех или иных нарушений является наиболее востребованной со стороны родителей и педагогов.
Предлагаемые в этом блоке занятия также эффективны для детей с нормой развития с целью обучения их саморегуляции и снятия эмоционального напряжения. Итак, цель этого блока занятий: психопрофилактика и психокорркция, психогимнастика. Занятия строятся по определенной схеме и состоят из четырех фаз.
^ 1фаза. Мимические и пантомимические этюды. Цель: выразительное изображение отдельных эмоциональных состояний. Связанных с переживанием телесного и психического довольства и недовольства.
^ 2 фаза. Этюды и игры на выражение отдельных качеств характера и эмоций. (психопрофилактический характер)
Цель: выразительное изображение черт, порождаемых социальной средой (жадность, доброта, честность и т. п.), их моральная оценка.
^ 3 фаза. Этюды и игры, имеющие психотерапевтическую напрвленность на определенного ребенка или группу в целом.
Цель: коррекция настроения отдельных черт характера ребенка, тренинг моделирования стандартных ситуаций.
4 фаза. Психомышечная тренировка. Цель: снятие психоэмоционального напряжения, внушение желательного настроения, внушение желательного настроения, поведения, черт характера.
Блок 5. Психодиагностический.
Цель: изучение и выявление особенностей развития каждого ребенка и групп для последующего учета в работе с детьми.
Психологическое наблюдение и диагностика ведется в процессе подготовки детей, на занятиях, в минуты свободного общения.
Уровень достижений дошкольников отслеживается в течение учебного года и фиксируется по определенным показателям трижды: в начале (исходный уровень), в середине (промежуточный) и в конце подготовки. Обработанная информация доводится до сведения родителей на индивидуальных собеседованиях.
Вопрос №15
Психолого-педагогическое сопровождение ребенка в образовательном процессе: организация, содержание взаимодействие
Объектом сопровождения выступает образовательный процесс.
Предметом деятельности - ситуация развития ребенка как система отношений ребенка:
- с миром;
-с окружающими (взрослыми и сверстниками);
-с самим собой.
Целью психолого-педагогического сопровождения ребенка в образовательном процессе является обеспечение гармонического развития (в соответствии с нормой развития в соответствующем возрасте, норма – это не то среднее, что есть, а то лучшее, что возможно при оптимальных условиях).
Задачами психолого-педагогического сопровождения ребенка являются:
· сохранение и укрепление здоровья детей;
· предупреждение возникновения проблем развития ребенка;
· помощь (содействие ребенку в решении актуальных задач развития, обучения, социализации;
· выявление первичных возможностей развития;
· развитие психолого-педагогической компетентности (психолого-педагогической культуры) детей, родителей, педагогов;
· психолого-педагогическое сопровождение образовательных программ.
Основными направлениями деятельности по психолого-педагогическому сопровождению ребенка в образовательном процессе учреждения, обеспечивающего получение дошкольного образования, могут быть:
· профилактика;
· диагностика;
· консультирование (индивидуальное и групповое);
· развивающая работа;
· коррекционная работа;
· психологическое просвещение и образование;
экспертиза образовательных программ, проектов, пособий, предметно-развивающей среды, профессиональной деятельности педагогов учреждений, обеспечивающих получение дошкольного образования учреждений.
Этапы сбора информации
На первом этапе взаимодействия собирается информация о состояние соматического и психического здоровья ребёнка, социальном статусе семьи.
На втором этапе определяются направления оказания ребенку медико-психолого-педагогической помощи.
Третий этап – это совместная выработка рекомендаций для ребенка, педагогов, руководителей, специалистов.
Четвертый этап считается консультационным. Проводятся консультации для участников сопровождения.
Пятый этап – непосредственное решение проблем ребенка, реализация намеченных мероприятий.
На шестом этапе уточняется содержание сопровождения и продолжается сопровождение ребенка уже на новом витке развития.
Условия создания единого образовательного пространства ребенка
· предметно-развивающая среда;
· интеграция и координация специалистов на межпередметной и междеятельностной основе при реализации программного материала
· реализация личностно-ориентированной модели взаимодействия педагога с детьми
· выполнение распорядка дня, отвечающего индивидуальным особенностям биоритмов организма ребенка;
· соблюдение охранного режима каждого ребенка;
· обеспечение двигательной активности в соответствии с возрастом ребенка и продолжительностью не менее 50% от времени бодрствования и т.д.
Содержание сопровождения ребенка в образовательном процессе
Структура сопровождения
Педагогический блок: воспитатели, учитель-дефектолог, руководитель физического воспитания, музыкальный руководитель, руководители дополнительных образовательных услуг;
Медицинский блок: старшая медицинская сестра, диетсестра, врач, фельдшер;
Психолого-педагогический блок: педагог-психолог
При сопровождении образовательного процесса следует учитывать составляющие элементы индивидуальности:
· работоспособность;
· саморегуляцию поведения и деятельности;
· совокупность личностных качеств;
· общие, творческие способности, особенности мышления.
Дифференцированное обучение осуществляется с учетом возможностей, склонностей, интересов и способностей детей по:
· возрастному составу;
· области интересов;
· уровню здоровья;
· уровню достижений;
· индивидуально-типологическим особенностям.
Дифференциация по организационной форме обучения:
· фронтальная форма;
· организация малых групп;
· выполнение заданий в парах;
· индивидуальная работа.
Дифференциация по содержанию работы с детьми:
· задания разной степени сложности;
· разные задания по видам деятельности.
Основными компонентами взаимодействия являются:
· системообразующий стержень, вокруг которого строиться взаимодействие (социальная ситуация развития, общение);
· дидактический объект взаимодействия (разнообразные виды детской деятельности);
· цели, содержание и технологии педагогического взаимодействия.
Взаимодействие педагогов и специалистов осуществляется с учетом:
-конкретных проблем ребенка, подлежащих корректировке;
-приоритета определенного вида помощи в рамках индивидуально-коррекционной работы;
-промежуточных и итоговых результатов индивидуальной, профилактической работы.
Формами психолого-педагогического сопровождения ребенка могут быть:
· специально организованная деятельность детей познавательного цикла;
· интегрированные задания, занятия, игры, упражнения;
· индивидуальная деятельность детей;
· совместная познавательная деятельность субъектов;
· самостоятельная деятельность детей творческого и продуктивного характера.
Показатели качественного сопровождения ребенка в образовательном процессе:
· динамика снижения заболеваемости, быстрое выздоровление при простудах, оптимальное состояние всех систем организма и их функционирование;
· двигательная активность оптимальна и содержательна, характеризуется целенаправленностью, избирательностью, индивидуальным стилем двигательной деятельности;
· доброжелательность в общении с окружающими (родными, персоналом учреждения, членами «детского общества»), эмоциональная отзывчивость;
· ребенок владеет ключевыми компетенциями (социально-коммуникативной, информационной, технологической);
· создаются равные стартовые возможности для развития индивидуальности каждого ребенка;
Вопрос №19
План профессионального самообразования педагога – психолога на 5 лет (2011-2015 г.)
Цели:
· формировать способность к творческому саморазвитию, к творческой деятельности;
· уметь видеть проблемы к прогнозированию, к внедрению инноваций, к исследовательской работе;
· обеспечить программирование своей деятельности, творческой рефлексии, генерирование идей, воплощение творческого замысла.
Направления развития
| Планируемые мероприятия (с учётом самоанализа)
| Год реализации
| Отметка о выполнении
| Научно-теоретическая подготовка
| Приоритетные направления развития образовательной системы РФ. Знание современных достижений науки.
| Изучение программы «Столичное образование – 6»
Подписка на «Московский психотерапевтический журнал»
Посещение различных семинаров и лекций по данной теме
| Октябрь 2011
С января 2012
|
| Теория и методы управления образовательными системами
| Конспект лекций. Основы управления образовательными системами.
| Ноябрь 2011
|
| Методическая подготовка
| Применение современных педагогических технологий
| Участие в круглых столах, педагогических советах, окружных мероприятиях.
| В межаттес-тационный период
|
| Информационные технологии. Основы работы с текстовым редактором, электронными таблицами, электронной почтой, браузерами, мультимедийным оборудованием
| Дистанционный курс повышения квалификации: «Учимся работать в программе Windows Movie Maker»
| Октябрь-июнь 2012
|
| Психологическая подготовка
| Совершенствование знаний в области классической и современной психологии
| Курсы повышения квалификации: МГППУ Интегративная психотерапия эмоциональных расстройств (на основе системного и когнитивного подходов).
Курсы повышения квалификации: Системная семейная психотерапия.
| Октябрь 2012
Октябрь 2013-2015
|
| Технологии диагностики причин конфликтных ситуаций. Профилактика и разрешение
| Посещение специализированных лекций или курсов
|
|
| Развитие коммуникативных навыков
| Тренинги
|
|
| Охрана здоровья
| Сохранение здоровья педагога
| Применение техник тайм менеджмента в организации трудовой деятельности.
Посещение бассейна.
Проведение плановых медосмотров.
|
|
| Сохранения здоровья ребёнка
| Создание папки с методическими рекомендациями по организации физкультминуток.
|
|
| Основы других наук
| Основы экономики
| Основы экономики. Базовые знания.
|
|
| Основы экологии
| Основы экологии. Базовые знания.
|
|
| Основы социологии
| Основы социологии. Базовые знания.
|
|
|
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|