Сделай Сам Свою Работу на 5

В период подготовки к обучению в школе





Пояснительная записка

 

Поступление в школу - новый этап в жизни ребенка, чрезвычайно ответственный как для самого ребенка, так и для его родителей. Практический опыт психологического обследования детей показывает, что далеко не все дети всесторонне подготовлены к безболезненному и успешному вхождению в учебную деятельность в школе.

 

Отечественными и зарубежными психологами признается тот факт, что эффективным школьное обучение может быть только в том случае, если будущий первоклассник обладает нужными и достаточными для обучения качествами.

 

Основными смыслообразующими элементами этих качеств является состояние аффектно-потребностной и мотивационно-волевой сферы ребенка. В связи с этим учеными Л. И . Божович выделяется такое новообразование как «внутренняя позиция школьника», Д.Б.Элькониным - умение ориентироваться на систему правил в работе, умение слушать и выполнять инструкции взрослых, работать по образцу, А. В. Запорожец отмечает, что психологическая готовность складывается из определенного уровня развития мыслительной деятельности и познавательных процессов, способности к произвольной регуляции поведения, а также определенной социальной позиции ребенка.



 

Большое значение имеет теоретическое положение, разрабатывающееся Л.В.Венгероми его сотрудниками, связанное с применением фундаментального положения отечественной психологии о том, что все психологические свойства человека формируются в его деятельности. В его работах подчеркивается, что у ребенка дошкольного возраста не может быть «щкольных» качеств в чистом виде, поскольку они, как и любые психологические процессы, складываются в той деятельности, для которой они необходимы, и, следовательно, не могут быть сформированы без нарушения специфических условий жизни и деятельности, характерной для дошкольного возраста. Исходя из этого Л.А.Венгер считает, что психологическая готовность ребенка к школе состоит не в том, что у ребенка оказываются сформировавшиеся сами школьные качества, а в том, что он овладевает предпосылками к последующему их усвоению.

 

В связи с внедрением в практику гимназии систем развивающего обучения (Система Д.Б.Эльконина- В. В. Давыдова, «Школа - 2100») определяется специфика психологической готовности ребенка к обучению. Ее определяют необходимые предпосылки учебной деятельности, отраженные в следующих параметрах:



 

* умение содержательно подчинять свои действия правилу, обобщенно определяющему способ действия;

* умение ориентироваться на заданную систему требований;

* умение внимательно слушать говорящего и точно выполнять задания, предлагаемые в устной форме;

* Наличие у детей тенденции к включение в учебную ситуацию (инициативность, ненасыщаемость, нескованность, стремление к новым открытиям);

* способность содержательно строить деловое сотрудничество со взрослыми;

* способность к образно-смысловому воспроизведению универсальных принципов построения и развития вещей (развитое воображение);

* умение осуществлять эмперическое или теоретическое обобщение.

 

Фактически эти особенности и отражают содержание «учебного» и «предучебного» типа готовности ребенка к школе в понимании Н.Н.Репкиной, которые обеспечивают успешность ребенка при обучении в системе РО (развивающего обучения).

 

Данная программа предполагает объединить работу всех, кто взаимодействует с ребенком: родителей, учителей, психолога на этапе подготовки к школьному обучению, обеспечив успешное вхождение в новый этап развития.

 

^ Содержание и организация сопровождающей деятельности

 

Главным направлением работы - организация такого пространства в котором ребенок почувствует себя комфортно, высвободит имеющиеся у него интеллектуальные, личностные, физические ресурсы для успешного обучения и полноценного развития:



 

Организация развивающих занятий с детьми в рамках курса «Человековедение» - 1 раз в неделю, 28 часов в год. (Программа развивающих занятий - Приложение №1).

 

Выявление особенностей психолого-педагогического статуса ребенка и динамики его психического развития в процессе подготовки к школьному обучению через систематическое наблюдение. (Посещение занятий, наблюдение) -1 час в неделю, 28 час. в год.

 

Психолого-педагогическая диагностика, направленная на определение школьной готовности ребенка. ( Сначала осуществляется общая экспресс- диагностика, позволяющая судить об уровне психологической готовности и сформированности некоторых учебных навыков у ребенка. Затем, по отношению к детям, показавшим чрезвычайно низкие результаты, организуется второй «диагностический тур»).

 

Проведение групповых и индивидуальных консультаций родителей будущих первоклассников. ( Групповая консультация в форме родительского собрания – это способ сообщить родителям некоторую информацию по организации последних месяцев жизни ребенка перед началом школьных занятий.

 

Индивидуальные консультации прежде всего проводятся для родителей, чьи дети показали низкие результаты в процессе тестирования и могут испытывать трудности в приспособлении к школе.

 

5.Родительский клуб «На пороге школы» 1 раз в месяц, 7 часов в год.

 

(Приложение №2).

 

Групповая консультация педагогов, ведущих занятие по подготовке к школе, носящая на данном этапе рекомендательный характер.

 

Групповая консультация педагогов будущих первоклассников, носящая общий ознакомительный характер.

Проведение психолого-педагогического консилиума по результатам диагностики, основной целью которого является выработка и реализация определенного подхода к комплектованию классов.

 

^ Цель программы: Решение задачи преемственности в работе с детьми дошкольного возраста и обеспечение условий для успешной подготовки к школьному обучению

 

через согласованную работу всех участников образовательного пространства.

 

^ Задачи психолого-педагогического сопровождения:

 

1.Систематическое отслеживание психолого-педагогического статуса ребенка и динамики его психического развития в процессе подготовки к школьному обучению.

 

2.Создание социально-психологических условий для развития личности и их успешного обучения.

 

3.Создание специальных социально-педагогических условий для оказания

помощи детям, имеющим проблемы в психологическом развитии, обучении.

 

4.Создание тесного и продуктивного сотрудничества психолога и педагогическим коллективом, осуществляющим подготовку детей к школе

 

Итак, психолого-педагогическое сопровождение - это профессиональная деятельность взрослых, взаимодействующих с ребенком на каждом этапе его развития. Ребенок, приходя на занятия, учится решать свои определенные задачи: он готовится стать Школьником. Сопровождающая работа находящихся рядом с ним взрослых, направлена на создание благоприятных социально-психологических условий для его успешной подготовки к предстоящему обучению в школе, а также социального и психологического развития

 

^ Ценностные принципы программы сопровождения:

 

1.Следование за естественным развитием ребенка на данном возрастном и социо-культурном этапе его жизненного пути. Сопровождение опирается на те психические, личностные достижения, которые реально есть у ребенка, составляют уникальный багаж его личности. Сопровождение, осуществляемое психологом, находится в логике развития личности и психического мира ребенка.

 

2. Приоритетность целей, ценностей и потребностей развития внутреннего мира самого ребенка.

 

3. Ориентация деятельности на создание условий, позволяющих ребенку самостоятельно строить систему отношений с миром, окружающими людьми и самим с собой, совершать личностно значимые жизненные выборы.

 

Сопровождение ребенка представляет целостную, системно организованную деятельность, в процессе которой создаются социально- психологические и педагогические условия для успешного обучения и психологического развития каждого ребенка в школьной (дошкольной) среде).

 

^ Ожидаемые результаты:

 

1.На момент поступления в школу у ребенка сформированы предпосылки учебной деятельности у детей:

 

- у ребенка сложились мотивы, побуждающие его к учению;

- ребенок готов к новым формам сотрудничества со взрослыми и

сверстниками;

- ребенок умеет ориентироваться на заданную систему заданий;

- ребенок умеет внимательно слушать говорящего и точно выполнять

задания, предлагаемые в устной форме;

- ребенок способен управлять своими желаниями и своим

поведением;

- ребенок имеет адекватную самооценку и уровень притязаний.

 

2. Созданы предпосылки к успешному обучению в школе: родители,

 

педагоги, объединены одной целью воспитания и образования.

 

3.Полностью снимается проблема школьной дезадаптации на первом году обучения в школе.

 

(приложение №1)

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.