Лицо и затылок лепим раздельно
Форма головки у кукол младших детей такая же простая, как и их рисунки. Неправильной формы приплюснутое с затылка подобие шара с грубыми нашлепками щек, лба, носа. В каких-то местах возможны легкие углубления (для глаз, рта).
Советую такую скульптуру лепить по частям на доске (лицо и затылок).
Позаботьтесь о том, чтобы контур силуэта лицевой и затылочной частей были одинаковые (обрубите края лепки подходящего диаметра кружкой). Вылепленные половинки головы формуются одним куском гипса.
Обратите внимание, можно вылепить только один затылок, и он подойдет к серии разных лиц.
Когда вы снимаете застывшую гипсовую форму с пластилиновой маски, пластилин, обычно, остается на доске. Не убирайте его. Внесите свои изменения в скульптуру и формуйте ее повторно. Так можно вылепить несколько различных лиц, и сэкономить время.
С очень маленькими детьми лучше обойтись одной лицевой частью папье-маше, которая может крепиться к набивной тряпичной голове (парик и платок скроют линию шва). Тогда, вы избавите их от сборки половинок из папье-маше.
Голова лепится целиком
Скульптура лепится обычным способом на палке (и затылок и лицо, все вместе). Во время лепки палка держится в руке, но когда надо посмотреть на работу с расстояния, воткните ее в бутылку. Можно выточить из дерева шары глаз и временно вставить их в пластилин, помогает при лепке век.
Есть одна особенность скульптуры для лохматых зверей. Когда вам кажется, что образ найден, и можно приступить к формовке, проанализируйте процесс оклейки головы мехом. Необходимо снять часть верхнего слоя пластилина, углубить места будущих складок, места вокруг глаз, иначе фактура превратит скульптуру в бесформенный комок меха. Разумеется, голову в таком виде никому не показывайте, вас примут за сумасшедшего (тот случай, когда дуракам пол работы не показывают). Мех на голове частично выстригается, частично приглаживается слабым раствором клея или лака для волос. Местами используется замша и длинный мех. Все завершается росписью через пульверизатор.
Голова разрезается струной
Если вам надо отформовать скульптуру, используйте очень популярный прием. Найдите максимальную высоту и ширину головы в одной плоскости, и соедините эти точки линией разреза скульптуры. Сумеете выполнить эту операцию, вы скульптор, нет….
Из возможных вариантов выберете тот, где разрез будет наименее заметен. Вся хитрость в том, чтобы разрез был плоским, он должен лечь на поверхность доски. Из трех вариантов разметки последний содержит замок под носом и шов попадает на рот куклы.
И, в то же время, поверхность разреза должна быть самой большой из всех вариантов, как та, что проходит через центр шара.
Постарайтесь лепить так, чтобы линия будущего разреза головки лежала в одной плоскости, как у половинок шара, который вы деформировали. Это позволит уложить по ней
петлю из тонкой металлической струны и разрезать модель. Разрежьте шар не по центру, и большая его половинка, сделанная из папье-маше, не выйдет из гипсовой формы. Делать это надо вдвоем, предварительно вытащив палку из модели и заделав отверстие. Один человек осторожно держит скульптуру в ладонях, другой укладывает петлю проволоки точно по намеченной линии, и стягивает петлю (концы проволоки с деревянными ручками). Положив обе половинки на доску, и замазав щели между доской и моделью, залейте все гипсом. Этот способ значительно ускоряет процесс формовки.
Лепим на болванке
Во многих случаях, скульптура головки куклы обтекаемая и обобщенная. Это помогает избавиться от возникновения на лице лишних теней при сценическом освещении. Перевернув голову, мы из оптимиста получаем пессимиста. В кукольном деле во всем надо экономить.Полезно иметь гипсовую голову из лицевой и затылочной частей. Нейтральную по форме болванку можно легко видоизменить, дополнив ее деталями из пластилина и отформовать гипсом.
Маска на головке
Когда у вас в наличии две-три куклы, их можно превратить в актеров, играющих в сменных масках и париках разные роли. Мне нравится крепить на головки кукол полумаски, превращая действие в карнавал.
Легко представить «оптимиста» полумаской, достаточно обрезать папье-маше по линии щек и носа.
Замечания
Проблема профиля, как дамоклов меч, висит над художником театра. Хороший большой нос лучше виден зрителю с расстояния, делает заметным малейшее движение головы. Но нельзя же всех персонажей одарить таким носом.
Иногда хочется придать лицу женственные черты с маленьким носиком. Тогда вспомним, что силуэт образуется не только носом, есть еще и затылок, прическа, головной убор. Мало ли что еще можно придумать и выделить, не трогая носа куклы.
Опыт работы над скульптурой кукол неосознанно заставляет вас предусматривать возможность механизации ротика и глаз, даже, если это и не требуется. Подвижные детали лица должны иметь четкое обозначение в скульптуре. Тут можно заметить еще одну специфику скульптуры кукол, ее зависимость от материала, в который она будет переводиться. Характер скульптуры на фотографии подсказывает, что она будет резаться из дерева, а не шиться из ткани, или выклеиваться бумагой. Скульптура из папье-маше предельно обобщается, такую форму легче машировать и потом зачищать. Все тонкие углубления в глине нарочито преувеличиваются, иначе они потом совсем сгладятся.
Работа над эскизом в графике, и в объеме всегда рождает принципиально разные решения. В первом случае у меня преобладает конструктивное мышление, а во втором пластическое. Глядя на графику, пытаюсь представить ее в объеме, а глядя на пластилиновый набросок, проверяю его на способность выдержать на себе графику будущей росписи.
Эскизы художника по графическим средствам много шире детских. У него есть выбор, сделать рисунок пространственным или плоскостным, живописным или декоративным.
Поиск образа сопровождается массой набросков, размером в спичечный коробок. Ищется идея формы, которая в дальнейшем берется в основу детального эскиза.
Есть такие эскизы, в которых заложено авторское видение формы. Это рабочие почеркушки. Они внешне не эффектны, потому, что не нуждаются в утверждении заказчика.
Легкая ассиметричност головы придает скульптуре живость. Как только вы «подчистите» рисунок цифровыми технологиями, он становится холодным и неподвижным.
Эскизы векторной графики носят декоративный характер. Тут нет авторской руки. Каким бы сложным и правильным не был чертеж, он не может заменить живые рисунки «криворукого» художника. Есть разница в восприятии машинописного текста и рукописи.
Мы постоянно анализируем эскиз куклы, пытаясь угадать наилучший вариант ее конструктивного решения. Все элементы могут скрепляться молниями, или кнопками, или и тем и другим, а может, просто, пуговицами. Корпус может быть набивным, а может быть из картона или бумаги. Чем больше у вас опыта и знание свойств различных материалов, тем плодотворнее будет ваш анализ эскиза.
В наши дни для лепки появилось много материалов с интересными свойствами, которые позволяют применять их для изготовления кукол детьми. Мне понравилась «паста для моделирования». Она белого цвета, не требует термообработки, затвердевает на воздухе, после чего легко режется при доработки формы. 500 грамм стоит около двухсот рублей. Несколько эскизов в этом материале дадут о нем ясное представление. Один недостаток, работать с ним надо быстро, паста не размачивается водой.
МИМИРУЮЩАЯ КУКЛА
Скажу честно, мимирующими куклами не занимался, обычно, это занятие ценится женщинами, с которыми соревноваться нет смысла. По просьбе друзей с большим трудом раскопал в своей барахолке выкройки для головы Кикиморы или бабы Яги. Проверьте их в деле, у меня нет гарантии, что там всё точно сходится.
Чтобы получить эти выкройки, лепилась голова по размеру, который согласован с кистью руки. Форма была угловатая для облегчения перевода её в ткань.
С этой формы путём наложения ткани на части поверхности и создавались выкройки (челюсть отрезается для удобства работы).
Когда по выкройкам из материала (цвет учитывается сразу) голова сшита, в ней с изнанки размещаются толшинки там, где ткань не должна собираться в складки, а там где на коже лица нужны складки, их прошивают искусственно (присбаривают нитками). Готовая основа головы обрабатывается фактурами и деталями растительности.
Второй способ получения формы головы основан на расчленении скульптуры из папье-маше на крупные элементы, которые должны у мимирующего лица смещаться. На местах расширенных зазоров (часть маше удаляется) делается свободная шнуровка, после чего голова обтягивается тканью. Понятно, что в этом случае форма головы может быть более обтекаемой и скульптурной, а в первом, голова выглядит мешковатой.
Патронки — фетровые втулки для кончиков пальцев, вшиваются в надбровные дуги, в нос и в челюсть.
Разумеется, места крепления вы выбираете экспериментальным путём, в зависимости от нужного эффекта.
Мне известны случаи, когда патронки заменялись шариками для настольного тенниса. Они являлись глазами куклы с отверстиями для пальцев. .
В эстраде встречалось и такое. Актёры, скрытые драпировками, смещают укреплённые на ней части лица, создавая гримассы. Этот приём хорош и для огромных масок, и для обычных.
У каждого способа свои выразительные качества, их надо изучить на практике. Вспомните мимирующие куклы, сделанные из подручных материалов для детей, когда в носок вставляют картонный кружок, согнутый пополам для имитации рта … Опыт в этом деле колоссальный.
Я не буду говорить о латексных головах, их технология известна, но она больше относится к индустрии шоу бизнеса.
ФОРМОВКА
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|