Сделай Сам Свою Работу на 5

Модель, откатанная из глины (пластилина)





СКУЛЬПТУРА И МИМИРУЮЩАЯ КУКЛА

Все театральные мастера очень серьезно относятся к технике
папье-маше, а кукольники превращают этот техпроцесс в настоящее
священнодействие. Они уверены, что голова куклы не ровня
бездушным бутафорским горшкам. Может быть и так, но мне
никакое маше, с его душком бутафории, не заменит резьбу по
дереву. Вероятно, в этом причина моей любви к марионеткам.

Из дерева головку можно выточить на станке, но в большинстве
случаев она имеет сложную форму, которая вырезается вручную
стамесками. Даже после токарной обработки, дерево может
дорабатываться ручным инструментом.

Традиционно, для резьбы кукол используют сухую липу. Она
мягкая и мелкослойная, легко режется. В двух словах процесс
можно описать так. Из куска доски вырезается профиль головки,
затем она обрезается по линии силуэта в фас. Имея такую
болванку, не сложно скруглить ее фаски и уточнить стамеской
детали. Далее, головка раскалывается пополам и выдалбливается
вся ее внутренность. Вы можете удивиться, но все это занимает
меньше времени, чем изготовление головы из папье-маше.

Необходимо подготовить контурный рисунок головы в двух видах,
согласуя их размеры.



Работа начинается с обрезки заготовки по профильной
линии головы. Работа не хитрая, но если у вас заготовка
в виде круглого чурбана, размер которого, что называется,
впритык, забот прибавится.

Есть специальные торцовые полукруглые стамески для
такой работы. Они имеют фаску заточки с внутренней стороны.

Заготовка одной рукой прижимается к липовой доске,
прибитой к столу, а другой рукой при помощи стамески
постепенно обрезается по контуру. Длинна лезвия должна
быть не короче толщины заготовки.

Ту же работу удобнее сделать электролобзиком, ручным
или настольным.

Следующий этап, придание голове нужного силуэта в фас.
На этом обрубовка заготовки закончилась, и можно приступать
непосредственно к резьбе.

Когда вы закончите резьбу, у вас может получиться головка,
похожая на эту петрушку. Её размеры не велики, поэтому,
выдалбливать внутренности не надо. Постарайтесь сделать
отверстие для пальца руки точнее, тогда не придется вставлять
прокладки.



Резать головку можно экспромтом, и, часто, все заканчивается
интересным и не предсказуемым результатом. Часто, но не всегда.
Лучше, подготовить экспромтом небольшой по размеру
пластилиновый эскиз. На фотографии дается пример такого эскиза.
Очевидно, что пластилиновый нашлепок передает форму резного
дерева, а не папье-маше.

Когда говорится о поиске идеи формы средствами графики или
скульптуры, имеется в виду поиск в самых общих чертах, без
деталей. Уточнение формы, ее детализация будут следующим
этапом работы, и фотография головы куклы, выполненной по
этому эскизу, тому подтверждение.


Тела вращения

За основу головы может браться любая геометрическая фигура.
Куклы с головками в виде шаров,
вытянутых или сплющенных шаров, в виде яйца острым концом
вверх и вниз, встречаются довольно часто.

Головки точеные

Во многих случаях, подобные головы можно вытачивать
на токарном станке из дерева.

В молодости мне довелось изготовить одну копию куклы
«Буратино» для телевидения, а другую для хозяйки куклы
(за то, что дала скопировать). Оригинал немецкого
происхождения, играл долгие годы в театре Образцова.
Как я понял, Буратино немцы изготавливали в кустарных
мастерских на продажу.

Диаметр пустотелой точенки равен 8 см.

Кукольнику приходится много работать на токарном станке
по дереву. Не буду рассказывать вам, как это делается,
просто констатирую факт. Можно упомянуть электродрель,
настольный электролобзик и прочие оборудование для
деревообработки, но токарный станок в этом перечне
занимает особое место. Вся механика кукол, начиная с гапита
для головы, или ваги для управления марионеткой, и кончая
глазками, собирается из точеных деталей. Если у меня хватит
сил, то механика кукол будет описана на отдельной странице.



Смотрите страницы рубрики «Токарный станок по дереву» и
«Механика куклы»

Модель, откатанная из глины (пластилина)

Формы вращения можно делать на токарном станке из дерева,
из пенопласта и других материалов. Скрутите с клеем полено из
ватмана, и его можно точить на станке (в макетном деле). Но
это уже экзотика, а обычное папье-маше делается по модели,
откатанной из глины или пластилина, или по гипсовой форме,
снятой с той же модели.Она может быть доработать лепными
деталями, или произвольно деформирована вручную.

Масса глины набирается постепенно. Ее излишек (добавляйте
малыми порциями) отсекается фанерным лекалом,
вращающимся на петлях.

Когда модель будет готова, штырь из петель вытаскивается,
и лекало снимается. Работать приятнее с лекалом, имеющим
кромку из жести.

Головка на скорую руку

Знание некоторых технологических деталей может облегчить и
ускорить вашу работу над скульптурой головы куклы. Это
особенно важно тем, кто работает с детьми.

Известно, что лепить головку можно сразу из бумажной массы
с клеем. Скомканный лист газеты обматываете нитками или
скотчем, полученный клубок оклеиваете двумя слоями папье-маше,
и болванка для головы готова (можно обойтись и без оклейки
клубка, обтянув его трикотажным или капроновым чулком один
или два раза). Для малышей этого достаточно, а для тех, кто
постарше, это только начало. Клубок обрастает деталями из
проклеенной бумажной массы, его поверхность старательно
выравнивается. Бумажному клубку легко придать нужный профиль,
если скомканной бумагой обкладывать с двух сторон вырезанный
из картона профиль головы (все стягивается обмоткой).

Часто, папье-маше выклеивают по бытовым предметам,
предварительно смазав их вазелином (или обмотав скотчем,
липкой стороной наружу). Еще чаще в дело идут, подходящей
формы и размера, коробки, пластиковые бутылки, или вырезанные
части от них. Из всего этого конструируется составная форма,
которая оклеивается папье-маше.

В подобных работах ценится не гладкая поверхность, которая
получается профессиональными методами, а ощущение
беззаботной игровой импровизации, сиюминутной сделанности.
Корявость поверхности опытный художник может легко обыграть
росписью или фактурами. Грубая фактура бумаги, это тоже
фактура. Последний слой можно выклеивать мятыми кусочками
бумаги (жатая бумага). Тот же эффект можно получить последним
слоем из марли с искусственно созданными складками,
половинками сухого гороха, «черепицей» из кусочков картона
одной формы, перьями птиц, или оклейкой мехом. Не дробите
голову сочетанием разных фактур (двух достаточно). Белесую
гуашь можно заменить яркой темперой, и то, что она быстро
высыхает, тут будет только плюсом. Полет детской фантазии
должен перекрыть технологическую простоту ее воплощения.

Этот раздел начинался фразой, — знание некоторых
технологических деталей может значительно облегчить и
ускорить работу над скульптурой головы куклы. Вернемся к
лепной голове, той, что из пластилина или из глины. Она
должна точно соответствовать вашему эскизу, экспромт и
зависимость от подручных материалов тут неуместны.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.